Достоинство терпения

dostoinstvo-terpeniya

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Обладатели подобных качеств, которые есть у Аллаха

«Если мусульманин имеет какое-нибудь из подобных качеств, которые есть у Аллаха, то это качество приведёт его к довольству Аллаха, к любви Всевышнего Господа, приблизить к Нему и сделает любимым Его рабом.

Так, Пречистый и Всевышний Аллах —

Милосердный, и Он любит милосердных.

Знающий, и Он любит знающих.

Сильный, и Он любит сильного верующего больше, чем слабого верующего.

Стыдливый (стыдливостью славы, благодеяния, щедрости…), и Он любит стыдливых.

Красивый, и Он любит красивых.

Единственный, и он любит тех, кто завершает свои дневные или ночные молитвы одним рака‘том».

Книга Ибн аль-Каййима, да смилуется над ним Всевышний Аллах «Достаточный ответ тем, кто спросил об исцеляющем лекарстве», стр. 104.

Достоинство терпения

«Всевышний Аллах сказал: „Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета“ (39: 10).

Это касается всех видов терпения, таких как:

— Терпеливое отношение к неприятным и тяжёлым жизненным событиям, предопределённым Аллахом. В таких случаях нельзя гневаться и проявлять негодование.

— Терпение в отношении грехов, когда человек отдаляется от них и старается не совершать.

— Терпение в отношении покорности Аллаху, когда верующий усердно совершает праведные дела и религиозные обязанности искренне ради Аллаха, несмотря на трудности в этом.

Аллах обещал даровать терпеливым их награду безо всякого счёта, то есть без ограничения, предела, исчисления. А это указывает лишь на великую степень терпения и на его важное положение у Аллаха. Такое качество помогает (преодолеть трудности) во всех делах» («Тафсир ас-Са‘ди», 10 аята из суры «аз-Зумар»).

Абу Ибрахим аль-Васаби, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Этот аят также содержит указание на важность терпеливого перенесения обид и страданий со стороны людей. Так, посланники Аллаха, мир им, обратились к своим народам: „Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения“ (14: 12).

Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, составил в своём сборнике «Сахих», в разделе о нравственности и правилах поведения (5/2262), главу «Терпеливое перенесение обид людей».    

Каким образом ты можешь стерпеть обиды людей?

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Всевышний Аллах, написал: «Рабу могут помочь проявить такое терпение несколько вещей:

Во-первых, нужно засвидетельствовать о том, что Пречистый и Всевышний Аллах створил действия рабов: их покой, движения и желания, всё происходит только по воле Аллаха. В этом мире, на всей поверхности земли и на небе, ничего не может пошевелиться, кроме как с Его соизволения и по Его воле. Рабы же всего лишь инструмент. И если ты станешь смотреть на Того, Кто предоставил им власть над тобой, а не на их обидные поступки по отношении к тебе, тогда ты избавишься от беспокойства и печали.

Во-вторых, нужно засвидетельствовать о своих грехах и о том, что Аллах предоставил им власть над тобой по причине твоих грехов, как сказал Всевышний: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42:30).

И если раб засвидетельствует, что все постигаемые его оскорбления и неприятности служат причиной совершённых им грехов, он будет раскаиваться и просить у Аллаха прощения за грехи, из-за которых его обидчикам была дана власть над ним, и не станет осуждать их, порицать и порочить.

Если же ты видишь, как человек очерняет и ругает людей, когда они наносят ему обиду, и при этом он не винит самого себя и не просит у Аллаха прощения (за свои грехи), то знай, у него настоящая беда. А вот если он принесёт Аллаху покаяние и попросит о прощении, и скажет: «Это всё из-за моих грехов!», то это станет для него милостью и благом.

Али ибн Убу Талиб, да будет доволен им Аллах, произнёс очень ценные слова: «Пусть раб возлагает надежды только на своего Господа, и пусть он опасается только своих грехов». От него и от других также сообщается: «Любое бедствие случается лишь из-за греха, а исчезает лишь по причине покаяния»».

Источник: «Джами‘ аль-масаиль Шейхуль-ислама Ибн Таймийи», 1/168–174.

Доказательства необходимости терпеливо переносить обиды людей

Аяты:

1. Посланники Аллаха говорили своим народам: «Мы непременно стерпим причиняемые вами мучения» (14: 12).

2. Пречистый и Всевышний Аллах сказал: «Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых. Посему терпи, ибо твоё терпение — только от Аллаха. Не скорби по ним и не печалься от того, что они ухищряются. Воистину, Аллах — с теми, кто богобоязнен и кто творит добро» (16:126–128).

3. Мудрый Лукман дал своему сыну наставление: «О сын мой! Совершай намаз, повелевай одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси всё, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость» (31:17).

Ведь тот, кто повелевает одобряемое и запрещает предосудительное, встречает на этом пути обиды и оскорбления со стороны людей.

4. Пречистый и Всевышний Аллах сказал: «Они не причинят вам никакого вреда, кроме досаждения» (3:111).

5. «Вы непременно будете испытаны своим имуществом и самими собой, и вы непременно услышите от тех, кому было даровано Писание до вас, и от многобожником много неприятных слов. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (3:186).

6. «Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь – Видящий» (25:20).

7. «Вот сказал Муса своему народу: „О мой народ! Почему вы причиняете мне страдания, зная, что я послан к вам Аллахом?“ (61:5).

8. «О верующие! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом» (33:69).

9. «Муса сказал своему народу: „Просите помощи у Аллаха и терпите. Воистину, земля принадлежит Аллаху. Он дарует её в наследие тому из Своих рабов, кому пожелает, и благой исход уготован богобоязненным“. Они сказали: «Нам причиняли страдания до того, как ты явился к нам, и причиняют их после твоего пришествия к нам». Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать» (7:97–99).

10. «Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят. Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц. Поклоняйся Господу твоему, пока убеждённость (смерть) не явится к тебе» (15:97-99).

11. «Терпи то, что они говорят, и помяни Нашего могучего раба Дауда. Он всегда обращался к Аллаху» (38:17).

12. «Терпеливо сноси то, что они говорят, и прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом. Прославляй Его в некоторые часы ночи и после земных поклонов» (50:39,40).

13. «Посему будь терпелив к тому, что они говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед закатом, славь его в течение ночи, а также в начале и конце дня. Быть может, ты останешься доволен» (20:130).

14. «Терпимо относись к их словам и сторонись их красиво» (73:10).

15. «До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели то, что их называли лжецами и обижали, пока не являлась к ним наша помощь. Никто не исказит слов Аллаха…» (6:34).

16. «…которые терпеливы к тому, что их постигает…» (22:35).

17. «Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: „Мы уверовали“? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:1–3).

18. «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (41:34-35).

19. «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники, и не торопи Меня с наказанием для них» (46:35).

20. «Сколько было пророков, рядом с которыми сражалось много набожных верующих! Они не пали духом от того, что постигло их на пути Аллаха, не проявили слабости и не смирились. Аллах любит терпеливых» (3:146).

21. «Прояви же красивое терпение (красивое терпение – когда не обращаются с жалобами к людям, сообщая о своих неприятностях…, а взывают к Аллаху, терпеливо переносят тягости призыва, уповают на Него в своих делах)» (70:5).

22. Йякуб, мир ему сказал: «… и лучше проявить красивое терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали» (12:18).

23. Он также сказал: «…и лучше проявить терпение. Возможно, Аллах возвратит мне всех вместе» (12:83).

24. «Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда…» (3:120).

25. «Среди людей есть такие, которые говорят: „Мы уверовали в Аллаха“. Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха…» (29:10).

26. «Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение!» (103:1–3).

27. Юсуф, мир ему, сказал: «Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (то есть не отменяет вознаграждения за совершение благих дел и за покорность Ему в отношении велений и запретов)» ( «12: 90).

28. «…которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают намаз, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель…» (13:22).

29. «Воистину, Твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявили терпение» (16:110).

30. Колдуны Фараона произнесли после того, как уверовали: «Они сказали: „Воистину, мы возвращаемся к нашему Господу. Ты мстишь нам только за то, что мы уверовали в знамения нашего Господа, когда они явились к нам. Господь наш! Ниспошли нам терпение и упокой нас мусульманами“ (7:125-126).

Хадисы:

1. Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Как будто я сейчас смотрю на Пророка, мир ему и благословение Аллаха, один из пророков говорит: ( «как может преуспеть народ, который ранил своего пророка?!»). Его народ нанёс ему удар по лицу, а он вытирает кровь с лица, произнося: «О Аллах, прости мой народ, поистине, они не знают!» (привели в своих сборниках аль-Бухари, и Муслим, № 1792).

2. Как сообщается от Анаса, в день битвы при Бадре, посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сломали резец и рассекли голову, а он стал вытирать кровь, и произнёс: «Как может преуспеть народ, который рассёк голову своему пророку и выбил ему резец, в то время как он призывал их к Аллаху?!». И тогда Аллах, свят Он и велик, ниспослал: «Тебя это не касается» (3:128) (привели в своих сборниках аль-Бухари и Муслим, № 1791).

3. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стерпел обиды, нанесённые ему клеветниками в отношении его жены Аишы, да будет доволен ею Аллах. Об этом передали хадис аль-Бухари, № 3910, и Муслим, № 2770.

4. Абу Муса аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Пророк, мир и благословение ему и его семье, сказал: „Никто не проявляет так терпения к услышанным неприятным словам, как Аллах! Ведь (христиане) ложно утверждают о наличии у него сына и приобщают к Нему равных, а он, несмотря на это, даёт им отсрочку, не наказывает их и наделяет пропитанием“ (передали в своих сборниках аль-Бухари и Муслим).

5. Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сообщил: «В один из дней Пророк, мир ему и благословение Аллаха, делил военные трофеи, а после один из ансаров возразил: „Клянусь Аллахом, таким разделом не стремились к лику Аллаха!“. И тогда (Ибн Масуд) сказал: «Я непременно расскажу об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха!».

Я пришёл к нему, когда он находился в кругу своих сподвижников, и шепотом рассказал ему о случившемся». Эта весть стала тягостной для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его лицо изменилось, и он разгневался, так, что я даже пожелал: «лучше бы я не говорил ему об этом». Вскоре Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:» (Сподвижники) Мусы доставляли ему еще больше неприятностей, и он проявил терпение» (передали аль-Бухари, 2981, и Муслим, 1062).

6. Аабдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщил: «Посланник Аллаха, мир и благословение ему и его семье, сказал: „Верующий, который общается с людьми и терпеливо сносит их обиды, лучше чем верующий, который не общается с людьми и не относится с терпением к их обидам“

(данный хадис привели Ахмад, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад», ат-Тирмизи, Ибн Маджах; аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, назвал его достоверным в «ас-Сахиха», 939, и в «Сахих аль-джами‘», 6651).

7. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Я претерпел такие обиды и страдания ради Аллаха, которым никто не подвергался. Я претерпел такой страх ради Аллаха, которому никто не подвергался. В течение тридцати суток у меня и у Биляля не было никакой съедобной пищи, кроме некоторых запасов, которые находились под рукой Биляля“.

 Этот хадис привели в своих сборниках Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, Ибн Хиббан; аль-Албани, да смилуется над ним Аллах, назвал его достоверным в «Сахих аль-джами‘», 5125, и в «аль-Мишкат», 5253.

8. Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Троих любит Аллах, свят Он и велик: …и человека, которому наносит обиды его сосед, а он терпеливо относится к его обидам и проявляет сдержанность, надеясь на награду, и так, пока Аллах не разделит их при жизни или после смерти…“.

 Этот хадис привели в своих сборниках имам Ахмад, 5/176, ат-Тыялиси, 63, ат-Табарани, 2/152, аль-Баззар, 9/347, аль-Хаким, 2/88, и аль-Байхакы в «Сунан», 9/160. Шейх Мукбиль, да смилуется над ним Аллах, назвал его достоверным в «Собрании достоверных хадисов, которые не вошли в сборники аль-Бухари и Муслима», 2/201.

9. О великом терпении также говорится в истории юноши, монаха, и человека, который пришёл к правителю, и ответил ему: «Господь вернул мне зрение!». Об этом передали хадис аль-Бухари и Муслим, 3005.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top