Сорок хадисов о Палестине — Часть 1 (1/10)

sorok-xadisov-o-palestine-chast-1

Джихад аль-Аиш

 

 

СОРОК ХАДИСОВ О ПАЛЕСТИНЕ

ЧАСТЬ 1

 

 

Первое русское издание
Свет ислама

Бейрут
1438/2017

Введение

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), его семье и всем его сподвижникам!

Это небольшое послание, посредством которого мы хотели бы напомнить людям о священной земле под названием Палестина и подтвердить то положение нашей акыды, которое предписывает лояльность и верность по отношению к этой земле, а также привести хадисы, в которых упоминаются её достоинства и достоинства её мечети и несущих дозор в ней, и о событиях, которые произойдут на этой земле в конце времён. Сделать это мы хотим посредством распространения достоверных, тщательно отобранных хадисов, без повторений, то есть разных по смыслу.

«Сорок хадисов о Палестине» — своеобразный документ от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), подтверждающий связь священной палестинской земли с небесным посланием в начале времён, в середине их и в конце.

Это подборка хадисов и один из разделов знания, изучаемого в мечетях, школах и кружках, в которых получают и передают знания. Это научно-воспитательно-идеологическая программа. И наши проповедники должны изучать эти хадисы сами и обучать им людей, особенно в наши дни, когда почти не слышно голосов требующих соблюдения ущемлённых прав мусульман в Палестине, которая оказалась под властью евреев-сионистов, ничтожнейших из созданий Аллаха.

Эта подборка была составлена в соответствии с научной программой, которую мы унаследовали от наших учёных и хадисоведов, которые составляли книги, а также подборки из сорока хадисов*. Оставленное ими наследие (да вознаградит их Всевышний за их труд) вдохновило нас на составление «Сорока хадисов о Палестине». Некоторые могут задаться вопросом, почему в некоторых из подобранных нами хадисах речь идёт о Шаме, а не о Палестине. Здесь необходимо сказать, что Палестина изначально была и по-прежнему является естественной частью земель Шама с известными границами, о чём упоминается в книге Якута аль-Хамави «Му‘джам аль-бульдан» (3/321).

Если говорить о границах этой области, то она простирается от Евфрата до аль-Ариша близ Египта, а по ширине — от гор Тайй, в сторону киблы до Средиземного моря, которое расположено между Западной Азией, Северной Африкой и Синайским полуостровом, в том месте, где встречаются два материка. Географически эта территория поделена на четыре области. Если смотреть с запада на восток, то это прибрежная равнина, горные области (Джалиль (Галилея), Наблюс, Кудс (Иерусалим) и Халиль (Хеврон)), Иорданская долина и пустыня Накаб (Негев). См.: ас-Сам‘ани [«аль-Ансаб» (10/239)]. —Ред.

Территория современной Палестины — 26990 кв. км, и простирается она от реки Иордан на востоке до Средиземного моря на западе, от южной границы Ливана на севере до залива Акаба на юге.

В завершение хочу поблагодарить уважаемого брата Найифа Фариса за то, что он вместе со мной подбирал эти хадисы. И я прошу Аллаха предопределить этой нашей работе благой приём на земле и в небесах, и чтобы она принесла пользу, выражающуюся в словах и делах, и чтобы Он записал нам награду за всё это до самого Судного дня.

И хвала Аллаху, Господу миров!

Джихад аль-Аиш


Хадис первый

Мечеть аль-Акса — первая кибла мусульман

Абу Исхак передаёт: «Я слышал, как аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Мы совершали молитву с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поворачиваясь в сторону Иерусалима, около шестнадцати или семнадцати месяцев, а потом нам было велено поворачиваться в сторону Каабы”»[1].

Хадис второй

Мечеть аль-Акса — вторая из мечетей, построенных на земле

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, какая мечеть была построена на земле первой[2]?” Он ответил: “Мечеть аль-Харам”.
Я сказал: “О Посланник Аллаха, а потом какая?”
Он ответил: “Потом мечеть аль-Акса[3]”.
Я спросил: “А сколько между ними?”
Он ответил: “Сорок лет… И потом: где бы тебя не застала молитва, совершай её, ибо вся земля для тебя — мечеть”»[4].

Хадис третий

Достоинства молитвы, совершаемой в мечети аль-Акса

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Находясь у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы стали говорить о том, какая мечеть лучше — мечеть Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) или мечеть Иерусалима? И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Молитва, совершённая в этой моей мечети, лучше четырёх[5] молитв, совершённых в ней, и благодатно это место молитвы! Близится время, когда владеть земельным наделом размером с верёвку[6] коня, откуда человек сможет видеть Иерусалим, будет лучше для него, чем этот мир со всем, что в нём”»[7].

Хадис четвёртый

Отправление в путь ради посещения мечети аль-Акса

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не отправляются[8] в путь ради посещения [какой-либо мечети], за исключением трёх: мечети аль-Харам, мечети Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акса»[9].

Хадис пятый

Достоинства неотлучного пребывания (и‘тикаф) в мечети аль-Акса

Хузайфа ибн аль-Яман (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет неотлучного пребывания [и‘тикаф][10], кроме как в трёх мечетях: мечети аль-Харам, мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети Иерусалима»[11].

Хадис шестой

Дозволенность обета совершить молитву в Иерусалиме

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал, что один человек поднялся в день покорения Мекки и сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, я дал обет Аллаху, что если Аллах дарует тебе победу в Мекке, я совершу в Иерусалиме молитву в два рак‘ата».

Он сказал: «Соверши молитву там».

Тот снова повторил свои слова.

Он сказал: «Соверши молитву там».

Тот опять повторил сказанное.

Он сказал: «Что ж, дело твоё…»[12].

Хадис седьмой

Бурак — верховое животное Посланника, мир ему и благословение Аллаха,
которое перенесло его из Мекки в Иерусалим

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ко мне привели Бурака[13] — белое животное побольше осла, но поменьше мула, опускающее копыто там, куда достигает взор его». Он сказал: «И я поехал на нём, пока не добрался до Иерусалима». Он сказал: «И я привязал его к кольцу, к которому привязывали своих животных пророки, после чего вошёл в мечеть и совершил там молитву в два рак‘ата, а потом вышел. И ко мне пришёл Джибриль (мир ему) с сосудом с вином и сосудом с молоком. И я выбрал молоко, и Джибриль сказал: “Ты выбрал соответствующее естеству”. А потом мы поднялись на небеса»[14].

Хадис восьмой

Чудесное путешествие Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха
из Мекки в Иерусалим за одну ночь

Мать верующих ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был перенесён[15] в мечеть аль-Акса, утром он стал рассказывать об этом людям, и некоторые из тех, кто уверовал в него, отступились от веры. Они поспешили к Абу Бакру ас-Сыддику (да будет доволен им Аллах) и сказали ему:

“Не пойти ли тебе к твоему приятелю, о Абу Бакр? Он утверждает, что этой ночью побывал в Иерусалиме!”

Абу Бакр спросил: “Он так сказал?”

Они ответили: “Да”.

Абу Бакр сказал: “Если он так сказал, значит, это правда”.

Они воскликнули: “Неужели ты веришь ему?! Веришь в то, что ночью он отправился в Иерусалим и вернулся ещё до рассвета?!”

Абу Бакр сказал: “Да. Я поверил бы ему, даже если бы он сказал нечто ещё более удивительное. Поистине, я верю вестям, которые он получает с небес утром или вечером”.

За это Абу Бакра прозвали ас-Сыддик[16]».

Хадис девятый

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха,
выбирает соответствующее естеству в мечети аль-Акса

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В ночь моего вознесения на небеса я увидел Мусу. Он был поджарым мужчиной с красивыми расчёсанными волосами и был очень похож на людей из Шануа[17]. И я видел ‘Ису. Он был светлокожим[18] мужчиной среднего телосложения, и казалось, будто он только что вышел из бани. Я похож на Ибрахима больше всех его потомков. А потом мне принесли два сосуда. В одном было молоко, а в другом — вино, и мне было сказано: “Пей, из какого хочешь”. И я взял молоко и выпил его, и мне было сказано: “Поистине, если бы ты взял вино, то твоя община сбилась бы с правильного пути”»[19].

Хадис десятый

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха — имам пророков
в ночь своего путешествия к мечети аль-Акса

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я видел себя в Хиджре[20] — курайшиты расспрашивали меня о моём ночном путешествии. И они стали спрашивать меня о тех вещах в Иерусалиме, на которые я не обратил внимания, и я огорчился так, как не огорчался никогда ранее».

Он сказал: «И тогда Аллах поднял его (Иерусалим) для меня, и я смотрел на него. И о чём бы они ни спросили меня, я обязательно отвечал им… И я оказался среди пророков, и увидел Мусу, который стоял, совершая молитву. Это был поджарый и курчавый мужчина, как будто он из людей Шануа. И там был ‘Иса ибн Марьям, который стоял, совершая молитву. Больше всего на него похож ‘Урва ибн Мас‘уд ас-Сакафи. И я увидел Ибрахима, который стоял, совершая молитву. Больше всего похож на него ваш товарищ (он имел в виду себя). Настало время молитвы, и я руководил их молитвой. А когда я закончил молиться, мне было сказано:

“О Мухаммад! Вот Малик, страж Ада. Приветствуй же его”.

И я повернулся к нему, и он поприветствовал меня первым»[21].

Продолжение следует ин шаа Аллах…


* Некоторые из составлявших подборки из сорока хадисов считали это достойным делом, основываясь на хадисах, приписываемых Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Среди них слова: «Кто сохранит для моей общины сорок хадисов из дел её религии, того воскресит Аллах факыхом и учёным». А в другой версии говорится: «Тому Аллах дарует награду мучеников, убитых в Абадане и ‘Аскаляне». А в другой версии говорится, что такому человеку будет сказано: «Войди через те врата Рая, через которые пожелаешь». Имамы — знатоки хадисов, отвергли эти хадисы. Ибн аль-Джаузи «аль-‘Иляль» (1/126; 171): «Недостоверный хадис». Так же отозвалась об этом хадисе группа учёных-хадисоведов, среди которых ад-Даракутни «аль-‘Иляль» (6/33; 959) и Ибн Хиббан «ад-Ду‘афа» (1/134; 57).

Сноски

[1] Этот хадис приводят аль-Бухари (6/27; 4492), Муслим (1/374; 525) — приведена его версия, ан-Насаи (1/242; 475) и имам Ахмад (4/288; 18738). А в версии аль-Бухари (40) от аль-Бара говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), прибыв в Медину, остановился у своих дедов (или: родственников со стороны матери) из числа ансаров и совершал молитву, поворачиваясь в сторону Иерусалима, шестнадцать или семнадцать месяцев. При этом он желал поворачиваться в сторону Дома. Первой молитвой, которую он совершил, была предвечерняя (‘аср), и люди совершили её вместе с ним. А потом один из тех, кто совершал молитву вместе с ним, вышел и, проходя мимо мечети, в которой люди совершали молитву, склонившись в поясном поклоне, сказал: «Клянусь Аллахом, я совершал с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молитву, повернувшись в сторону Мекки!» И люди развернулись, как были, в сторону Дома. Причём обращение в сторону Иерусалима было обосновано не Сунной, а Откровением: «Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде…» (2:143). Изменение киблы, по мнению большинства учёных, произошло спустя 16 месяцев после прибытия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медину, в месяце раджаб, после отклонения солнца от точки зенита за два месяца до битвы при Бадре. См.: [«Тафсир аль-Багави» (1/162); «Шарх ан-Навави» к «Сахиху Муслима» (5/13); «Зад аль-ма‘ад» (3/66) и «Фатх аль-Бари» (1/120)].

[2] Имеется в виду мечеть, построенная для совершения в ней молитвы.

[3] Аль-Акса (букв. «отдалённейшая». Названа так потому, что её отделяет от мечети аль-Харам очень большое расстояние. См.: Ибн Хаджар [«Фатх аль-Бари» (10/148)].

[4] См.: [аль-Бухари (4/177, 4/197); Муслим (1/370); ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» (1/255; 769); Ибн Маджах (1/248; 753) и имам Ахмад (5/150; 21659)].

[5] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что награда за молитву, совершённую в его мечети в Медине, в тысячу раз больше награды за молитву, совершённую в любой другой мечети. Так, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Молитва, совершённая в это моей мечети, лучше тысячи молитв, совершённых в любой другой мечети, за исключением мечети аль-Харам». Этот хадис приводят аль-Бухари (1190), Муслим (2/2012; 1394), ат-Тирмизи (2/147; 325), ан-Насаи (5/214; 1899) и Ибн Маджах (1/450; 1404). А в приведённом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «… четырёх молитв, совершённых в ней», то есть в мечети аль-Акса. Это означает, что молитва, совершённая в мечети аль-Акса лучше 250 молитв, совершённых в другой мечети (кроме мечети аль-Харам и мечети в Медине). Это мнение выбрал и ат-Тахави в «Мушкиль аль-асар» (2/77).

[6] Подразумевается длинная верёвка, с помощью которой достают воду из колодца или привязывают животное.

[7] Достоверный хадис [ат-Табарани «аль-Аусат» (7/103; 6983); аль-Хаким (4/905), который сказал: «Хадис с безупречным (сахих) иснадом», Аз-Захаби согласился с ним]. Аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (4/10) сказал: «Его передатчики — передатчики достоверных хадисов». Аль-Альбани / в «ас-Самр аль-мустатаб» (10/548) сказал: «Он таков, как они сказали о нём». А в «ас-Сахиха» (6/954) он сказал: «Это самый достоверный хадис из всех передаваемых о достоинстве совершения молитвы в ней». См. также «Тамам аль-минна» (294)].

[8] Отрицание, подразумевающее запрет. В этом хадисе содержится указание на достоинства этих трёх мечетей и их достоинство посещения, поскольку, по мнению большинства учёных, эти слова означают, что нет достоинства в отправлении в путь ради посещения других мечетей, кроме этих трёх. [«Шарх ан-Навави» к «Сахиху Муслима» (9/239)]. А ат-Тыбий / сказал: «Этот приём более выразителен, нежели обычный запрет. Он как будто сказал: не годится отправляться в путь ради посещения какого-либо места, кроме этих, из-за особенностей, которыми они наделены. См.: Ибн Хаджар [«Фатх аль-Бари» (3/77)].

[9] См.: [аль-Бухари (4/491; 1189); Муслим (2/1014; 1397); Абу Дауд (2/216; 2033); ан-Насаи (2/37; 700) и Ибн Маджах (1/452; 1409)].

[10] И‘тикаф может совершаться только в мечетях, поскольку Всевышний сказал: «Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся» (2:187). И это постановление относится к мечетям вообще, а не к какой-нибудь конкретно. В этом вопросе есть разногласия. И Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нет и‘тикафа, кроме как в трёх мечетях: мечети Мекки, мечети Медины и мечети аль-Акса». Это указание на огромную награду, а также на значимость трёх указанных мечетей. См.: [«‘Умдат аль-Кари» (11/141)].

[11] Достоверный хадис [ат-Тахави «Мушкиль аль-асар» (1500); аль-Исма‘или «Му‘джам» (2/112; 345); аль-Байхаки «ас-Сунан аль-кубра» (4/316)]. Ибн Таймийя / сказал о посте (из комментариев к «аль-‘умда» (2/724): «Его иснад хороший». Аз-Захаби в «Сийар а‘лям ан-нубаля» (15/81) сказал: «Достоверный, с уникальностью (сахих-гариб), с высоким (близким к Пророку (мир ему и благословение Аллаха)) иснадом». Аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (3/176) сказал: «Его передатчики — передатчики “Сахиха”, а его иснад — мурсаль (то есть пропущен первый передатчик)». Однако аль-Альбани / приводит подкрепляющие его хадисы. У него есть ценные высказывания об этом хадисе. См.: [«ас-Сахиха» (6/285)]. Считали нужным поступать согласно этому хадису Хузайфа ибн аль-Яман, Са‘ид ибн аль-Мусайяб и ‘Ата. См.: аль-Альбани [«Кыйам рамадан» (С. 27)]. Там он упоминает о том, кто из наших праведных предшественников считал нужным поступать согласно этому хадису, и говорит: «А потом я обнаружил ясный хадис, указывающий на то, что под упомянутыми мечетями (то есть упомянутыми в словах Всевышнего “Не вступайте с ними (жёнами) в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, — быть может, они устрашатся”) подразумеваются эти три мечети: мечеть аль-Харам, мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечеть аль-Акса». И если мы согласимся с тем, что хадис был отменён, то достоинства этих мечетей не отменяются вместе с ним, то есть отменено постановление Шариата относительно них, однако остались важность и величие, которые подтверждаются другими хадисами. Некоторые сказали, что хадис отменён. См.: ат-Тахави [«Мушкиль аль-асар» (7/40)]. Аль-Альбани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2786) назвал этот хадис достоверным, возводимым к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

[12] Достоверный хадис [Абу Дауд (2/255; 3305); аль-Байхаки «ас-Сунан» (10/82; 6026); имам Ахмад (3/363; 14981); ‘Абд ибн Хумайд (1009); ад-Дарими (2339)]. ‘Абд аль-Хакк аль-Ишбили в предисловии к «аль-Ахкам ас-сугра» (742) указал, что это хадис с безупречным (сахих) иснадом. А Ибн Дакык аль-‘Ид в «аль-Иктирах» (112) сказал: «Достоверный хадис». Ибн аль-Муляккин в «Тухфат аль-мухтадж» сказал, что этот хадис «достоверный (сахих), либо хороший (хасан)». Аль-Альбани в «Ирва аль-галиль» (2597) назвал его достоверным. Он сказал: «Его иснад — безупречный (сахих), согласно требованиям Муслима». Он приводится и в «Сахих Абу Дауд» (3305). Аль-Вади‘и в «ас-Сахих аль-муснад» (266) сказал: «Достоверный хадис, отвечающий условиям Муслима». В хадисе содержится указание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спрашивающему на то, что исполнение обета в мечети аль-Харам также действительно. Веление Пророка (мир ему и благословение Аллаха), упомянутое в хадисе, свидетельствует о дозволенности перехода от менее достойного к более достойному, однако поступать наоборот не разрешается, поскольку мечеть аль-Харам лучше остальных мечетей.

[13] Животное поменьше мула и побольше осла, на котором ехал Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в ночь своего путешествия в Иерусалим и вознесения на небо. Оно было названо так за свою белизну и сияние, или же за молниеносное перемещение с место на места. Джибриль вёз его, а он сидел на Бураке позади него.

[14] См.: [аль-Бухари (3887); Муслим (1/162, 145) — приводится его версия; имам Ахмад (6/216; 3499)].

[15] Употреблённый глагол означает «двигаться ночью» и указывает на непродолжительность ночного путешествия Пророка (мир ему и благословение Аллаха). «Был перенесён» — то есть перенёсся на Бураке из мекканской мечети аль-Харам в иерусалимскую мечеть аль-Акса. Утверждают, что это произошло за год до переселения в месяце раби‘ аль-авваль. Это мнение большинства. Ибн Хазм даже утверждал о существовании соответствующего единогласного мнения. См.: [«‘Умдат аль-кари» (17/27)]. Полезное дополнение: достоверные хадисы указывают, и абсолютное большинство учёных, как из числа наших праведных предшественников, так и поздних учёных, считают, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был перенесён духом и телом в состоянии бодрствования сначала в Иерусалим, а оттуда — на небеса, и это истина и правильное мнение, от которого нельзя отступать. См.: [«Тухфат аль-ахвази» (8/567)].

[16] Достоверный хадис [аль-Хаким (3/62–63) назвал его достоверным, и аз-Захаби согласился с ним в книге «ат-Тальхис», а также аль-Байхаки «Даляиль ан-нубувва» (2/246; 652); Абу Ну‘айм «Ма‘рифат ас-сахаба» (1/82; 62) и Ибн ‘Асакир через цепочку рассказчиков Абу Ну‘айма (30/55)]. Аль-Альбани, в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (306) назвал его достоверным.

[17] Район в Йемене, жители которого известны очень высоким ростом.

[18] То есть кожа его была не смуглой, а цвета лёгкого загара.

[19] [аль-Бухари (4/186; 3394) — приводится его версия; Муслим (1/168; 154); ат-Тирмизи (5/300; 3130), который сказал: «Хасан-сахих (хороший достоверный)», и имам Ахмад (2/281; 7776)].

[20] Стена возле Ка‘абы со стороны Шама.

[21] См.: [Муслим (1/165; 172); имам Ахмад (2/528; 10842); ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» (11220, 11416)]. Ибн Касир / написал: «Мечеть аль-Акса — это Иерусалим, который называется ещё Илия, колыбель пророков, начиная от Ибрахима. Поэтому все они были собраны к нему там, и он был имамом для них в их вотчине, в их доме. Это свидетельствует о том, что он — величайший имам и предводитель, достойный возглавлять и стоять впереди. Мир и благословение ему и всем пророкам!» См.: [«Тафсир аль-Куран аль-Азым» (5/5)].

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top