Сорок хадисов о Палестине — Часть 2 (11/20)

sorok-xadisov-o-palestine-chast-2-1120

Джихад аль-Аиш

 

 

СОРОК ХАДИСОВ О ПАЛЕСТИНЕ

ЧАСТЬ 2

 

 

Первое русское издание
Свет ислама

Бейрут
1438/2017

 


Хадис одиннадцатый

Мечеть аль-Акса открывается Посланнику (мир ему и благословение Аллаха)
в Мекке, чтобы он мог описать её курайшитам

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда курайшиты обвинили меня во лжи[1], я встал в Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, и я стал[2] сообщать им о его приметах, глядя на него»[3].

Хадис двенадцатый

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)
призывает христиан Иерусалима к Исламу

Аз-Зухри передаёт: «Мне сообщил ‘Убайдуллах ибн ‘Абдуллах, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказал ему, что Абу Суфьян сообщил ему, что Ираклий послал за ним, когда они находились в Илии [Иерусалиме]. А потом он велел принести письмо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Когда Ираклий закончил читать это послание, сказав то, что сказал, в его собрании стало шумно и поднялся крик, а нас вывели оттуда, после чего я сказал своим товарищам: “Ибн Абу Кабша[4] стал столь важным человеком, что его боится даже владыка бану аль-асфар[5]!”»[6].

Хадис тринадцатый

Мечеть аль-Акса — михраб богобоязненных

 

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, после Мусы (мир ему) бану Исраиль избрали для себя правителя, и однажды в лунную ночь он совершал молитву над Иерусалимом (и он упомянул о некоторых действиях, которые он совершил). Он вышел и привязал верёвку, и она была привязана в мечети, хотя теперь её уже нет».

Он сказал: «И он отправился в путь и добрался до людей на берегу моря. Он обнаружил, что они делают глиняные кирпичи. Он спросил их: “Сколько вы берёте за этот кирпич?” И они сказали ему. Тогда он стал изготавливать кирпичи вместе с ними и питался тем, что зарабатывал своими руками. А когда наступало время молитвы, он вставал и совершал молитву. Работники рассказали об этом своему начальнику: мол, среди нас есть человек, который делает то-то и то-то. Он посылал за ним трижды, однако тот отказывался прийти. Тогда тот сам приехал на своём верховом животном. Увидев его, он побежал, а тот опередил его и сказал: “Подожди, дай мне поговорить с тобой!”»

Он сказал: «И он остановился и поговорил с ним, рассказав ему свою историю. И когда он рассказал ему свою историю — что он был царём, а потом бежал из страха перед Господом, — тот сказал: “Поистине, я думаю, что присоединюсь к тебе!”»

Он сказал: «И он последовал за ним, и они поклонялись Аллаху, пока не умерли, в местечке у Румайли[7] в Египте».

‘Абдуллах сказал: «Если бы я был там, я отыскал бы их могилы по описанию, которое дал нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»[8].

Хадис четырнадцатый

Муса (мир ему) просит Аллаха забрать его душу недалеко от Палестины

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда ангел смерти явился к Мусе, он ударил и выбил ему глаз[9]. Тогда ангел вернулся к Всевышнему Аллаху и сказал: “Ты послал меня к рабу, который не желает умирать!” Аллах вернул ему глаз и велел: „Вернись к рабу Моему и скажи: ‹Положи руку на спину быку, и ты проживёшь ещё столько лет, сколько волосков накроет твоя рука›“.

Муса спросил: “Господи, а что потом?”

Ангел сказал: “Потом смерть”.

Муса сказал: “Тогда лучше сейчас”. И он попросил Аллаха[10] приблизить его к Святой земле[11] на расстояние броска камня”.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если бы я находился там, то обязательно показал бы вам его могилу, у дороги рядом с красным холмом”»[12].

Хадис пятнадцатый

Задержание солнца для Юши‘ ибн Нуна (мир ему),
чтобы он успел войти в Святую землю

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никогда солнце не задерживалось для человека[13], …за исключением Юши‘ ибн Нуна[14], — в ту ночь, когда он шёл к Святой земле»[15].

Хадис шестнадцатый

Сулейман (мир ему) отстраивает мечеть аль-Акса заново

‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что Сулейман, сын Дауда, завершив строительство мечети Иерусалима, попросил у Аллаха (помощи в вынесении) решений, соответствующих Его решениям[16], и такой власти, какой не будет обладать никто после него, а также (попросил, чтобы) кто бы ни пришёл в эту мечеть (мечеть аль-Акса) с единственным намерением — совершить молитву, он бы непременно избавился от своих грехов, став таким, каким был он в тот день, когда родила его мать. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если говорить о (первых) двух вещах, то они были дарованы ему, и я надеюсь, что ему была дарована и третья[17]»[18].

Хадис семнадцатый

Ящерица-геккон раздувает огонь Иерусалима во время пожара в нём,
а летучая мышь — тушит

Аль-Касим ибн Мухаммад передаёт, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Гекконы[19] во время пожара в Иерусалиме[20] раздували огонь, а летучая мышь пыталась потушить его своими крыльями»[21].

Хадис восемнадцатый

Тело Юсуфа (мир ему) несут в Святую землю

Абу Муса (да будет доволен им Аллах) передаёт: «К Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл один бедуин, и он оказал ему радушный приём и сказал: “Подойди к нам”.

И тот подошёл к нему, и он сказал:

“Скажи, что тебе нужно”.

Тот сказал: “Верблюдица, на которой бы мы ездили, и козы, которых доили бы члены моей семьи”.

Он же сказал: “Неужели не можете вы уподобиться старухе бану Исраиль?”

Его сподвижники спросили: “А что старуха бану Исраиль?”

Он сказал: “Поистине, когда Муса вышел с бану Исраиль из Египта, они сбились с пути, и он сказал: ‹Что это?›

Их учёные ответили: ‹Мы расскажем тебе… Поистине, когда смерть пришла к Юсуфу, он взял с нас обещание, подтверждённое Аллахом, что мы не выйдем из Египта, не забрав его кости[22] с собой›.

Он спросил: ‹Кто знает, где его могила?›

Они сказали: ‹Мы не знаем, где могила Юсуфа — это знает только одна старуха из бану Исраиль›.

И он послал к ней, и она пришла к нему, и он сказал: ‹Покажите[23] мне могилу Юсуфа›.

Она сказала: ‹Нет, клянусь Аллахом, я не стану этого делать, пока ты не дашь мне моё постановление!›

Он спросил: ‹А каково твоё постановление?›

Она ответила: ‹Я буду с тобой в Раю›.

Ему не хотелось давать ей то, о чём она просила, но Аллах внушил ему, чтобы он дал это ей. И она подвела их к озеру, к месту, где было немного воды, и сказала: ‹Осушите это место›.

И они осушили его. Она сказала: ‹Копайте и достаньте кости Юсуфа›.

И когда они опустили на землю его останки, дорога сделалась как будто освещённой дневным светом”»[24].

Хадис девятнадцатый

Мечеть аль-Акса — минбар пророков

Аль-Харис ибн аль-Харис аль-Аш‘ари (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах дал Яхье ибн Закарии (Иоанну, сыну Захарии) пять заповедей, дабы он соблюдал их сам и велел сынам Израиля соблюдать их. Однако Яхья медлил с исполнением веления Господа, и Аллах внушил ‘Исе: либо он донесёт до них это, либо это сделаешь ты. И ‘Иса сказал ему: “Поистине, Аллах велел тебе соблюдать пять заповедей и призывать сынов Израиля к их соблюдению, и либо ты велишь им делать это, либо вместо тебя это сделаю я!” Он сказал: “О дух от Аллаха! Поистине, я боюсь, что если ты опередишь меня в этом, земля поглотит меня или Господь покарает меня!” После этого он собрал людей в Иерусалиме. Храм наполнился людьми, которые заняли все возвышенности, и он восхвалил Аллаха и сказал: “Поистине, Аллах повелел мне соблюдать пять заповедей и призвать вас к их соблюдению. Первая из них: вы должны поклоняться Аллаху и не приобщать к Нему никого и ничего, ибо придающий Ему сотоварищей подобен человеку, который купил раба на свои деньги, заплатив за него золотом или серебром, поселил его в своём доме и сказал ему: ‹Работай же и плати мне›, а тот работает и отдаёт заработанное не своему хозяину… Кто из вас желает, чтобы его раб был таким?.. Поистине, Аллах сотворил вас и даёт вам удел, так поклоняйтесь же Ему и не приобщайте к Нему никого.

И Он велит вам совершать молитву, и когда будете совершать её, не глядите по сторонам, ибо, поистине, Лик Его пред лицом раба Его, пока он молится — до тех пор, пока он не повернёт лицо своё в какую-нибудь сторону.

И Он велит вам соблюдать пост. Это подобно истории человека, который идёт в сопровождении людей и несёт с собой мускус, и сопровождающим его нравится исходящий от него запах. Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса.

И Он велит вам подавать милостыню. Это подобно истории человека, которого враги взяли в плен и, привязав ему руки к шее, повели его вперёд, чтобы отрубить ему голову, однако он сказал: ‹Я выкуплю у вас свою жизнь, независимо от того, маленьким будет выкуп или большим›. И он действительно откупился от них.

И Он велит вам много поминать Его. Это подобно истории человека, по следу которого быстро идёт враг, однако он, добравшись до неприступной крепости, укрылся в ней, и враг не смог причинить ему вред. Так же и раб Всевышнего: он лучше всего защищён от шайтана, когда поминает Всевышнего Аллаха”.

И я заповедую вам пять вещей, которые заповедал мне Аллах. Вы должны держаться общины, слушать, повиноваться, совершать переселение ради Него и усердствовать на Его пути, ибо, поистине, кто отойдёт от общины хотя бы на пядь, тот отойдёт от ислама и останется в таком положении, пока не возвратится к общине. И кто призывает к тому, к чему призывали во времена невежества, тот будет среди собранных в Аду, — даже если он молился и постился. Призывайте призывом Аллаха, Который назвал вас покорившимися Ему [мусульманами] и верующими, о рабы Аллаха!»[25].

Хадис двадцатый

Чума Шама — мученичество для общины Пророка Мухаммада
(мир ему и благословение Аллаха) и скверна для неверующих

Абу Усайб (да будет доволен им Аллах), вольноотпущенник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:  “Джибриль пришёл ко мне с горячкой и чумой[26], и я удержал горячку в Медине и послал чуму в Шам[27], и чума — мученичество и милость для моей общины и скверна[28] для неверующих”»[29].

Сноски

[1]      То есть сочли ложью историю о ночном путешествии в Иерусалим и стали требовать в качестве доказательства описать им Иерусалим.

[2]      Ибн Хаджар / написал: «Возможно, он имел в виду, что он был перенесён для него и поставлен так, чтобы он его видел, а потом возвращён обратно. В упомянутом хадисе Ибн ‘Аббаса говорится: “И была принесена мечеть и поставлена возле дома ‘Акыля и я описал её, глядя на неё”. Это ещё большее чудо. Ничего невозможного в этом нет, ибо трон Балькыс был перенесён к Сулейману (мир ему) в мгновенье ока. Это означает, что он был поднят со своего места и перенесён к нему. А для Аллаха в этом нет ничего трудного». См.: [«Фатх аль-Бари» (7/240)].

[3]      [аль-Бухари (3886, 4710); Муслим (1/156; 170); ат-Тирмизи (5/301; 3133) и имам Ахмад (3/377; 15099)].

[4]      Абу Суфьян назвал здесь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) по имени его молочного отца.

[5]      То есть византийцев.

[6]      См.: [аль-Бухари (2978)].

[7]      Это площадь под горной крепостью. Ранее это была площадь Ахмада ибн Тулюна, там располагались его дворцы и сады, а теперь она известна как площадь Саляхуддина или аль-Маншийя и находится на территории современного Каира». См.: [«ан-Нуджум аз-захира» (4/94)].

[8]      Достоверный хадис [аль-Баззар (1990) — приводится его версия, ат-Табарани «аль-Аусат» (6/351; 6599) и «аль-Кабир»; Абу Йа‘ля (9/261; 5383); аль-Хайсами «Маджма‘ аз-заваид» (10/221), который сказал: «У него хороший (хасан) иснад»]. Имам Ахмад приводит длинную версию этого хадиса (1/451), и Ахмад Шакир / в «Муснаде» (6/151) сказал: «У него хороший (хасан) иснад». Аль-Альбани назвал его достоверным в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2833).

[9]      Вполне возможно, что Аллах позволил ему сделать это в качестве испытания для получившего пощёчину, или же Муса (мир ему) не знал, что это ангел смерти и думал, что это человек, желавший напасть на него, или же он ударил его, потому что тот собрался забрать его душу, не предоставив ему выбор, а известно, что ни один пророк не покинул этот мир до того, как ему предоставили выбор, поэтому когда ангел пришёл к нему во второй раз и предоставил ему выбор, Муса (мир ему) покорился ему. См.: [«Фатх аль-Бари» (6/510)].

[10]    Ан-Навави / в своих комментариях к «Сахиху Муслима» (15/186) сказал: «Если говорить о просьбе Мусы (мир ему) приблизить его к Святой земле, то причина в её достоинстве и достоинствах похороненных в ней пророков и других людей».

[11]    Святая земля — Палестина. См.: [«Му‘джам аль-бульдан» Якута аль-Хамави (4/575)]. Говорят: «Бейт аль-Макдис», «аль-Бейт аль-мукаддас» и «Бейт аль-Кудс». См.: [«ан-Нихайа фи гариб аль-хадис ва аль-асар» (4/42)].

[12]    См.: [аль-Бухари (1339, 3407); Муслим (4/1842; 2372) и ан-Насаи (4/118; 2089)]. Приведена версия Муслима.

[13]    Об этом задержании говорят, что солнце либо вернулось назад, либо остановилось, либо его ход просто замедлился. Известно, что солнце никогда не было задержано ни для кого, кроме Юши‘, то есть ни для одного из пророков, которые были предшественниками нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). См.: [«Фатх аль-Бари» (6/255–256)]. Причиной задержания солнца стало то, что Юша‘ сражался с сильным противником (амаликитянами) в пятницу, и когда солнце стало клониться к закату, он испугался, что оно зайдёт до того, как он завершит сражение с ними и начнётся суббота, а в этот день уже нельзя было сражаться. И он обратился к Аллаху с мольбой, и Он задержал для него солнце.

[14]    Юша‘ ибн Нун (библ. Иисус Навин), слуга Мусы (мир ему). Он стал его преемником, возглавил бану Исраиль и завоевал Святую землю, победив амаликитян.

[15]    Достоверный хадис [Имам Ахмад (2/325; 829); аль-Хатыб (9/99); Ибн ‘Асакир (21/229)]. Ибн Хаджар в «фатх аль-Бари» (6/221) сказал: «Хадис с безупречным (сахих) иснадом». Аль-Мунави / в книге «ат-Тайсир» (2/674) сказал: «Его приводит имам Ахмад с безупречным (сахих) иснадом». Аль-Альбани назвал его достоверным в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (202, 226), а также в «Сахих аль-джами‘» (5612). Шу‘айб аль-Арнаут / в «Муснаде» (2/325; 8298) сказал: «Его иснад безупречен (сахих) и отвечает условиям аль-Бухари». Аль-Бухари приводит длинную версию этого хадиса (3/1136; 2956) без упоминания о Юше‘ и Иерусалиме. Его также приводит Муслим (5/145; 4653). Ибн Хаджар разъяснил в «Фатх аль-Бари», что в версии аль-Бухари подразумевается Иерусалим, и он упомянул версию имама Ахмада. См.: [«Фатх аль-Бари» (1/293, 6/221)].

[16]    Таким образом, Сулейман (мир ему) просил у Всевышнего помощи в вынесении решений, дабы его решения-иджтихады были правильными.

[17]    Подразумевается его мольба о даровании прощения тем, кто будет приходить в его мечеть.

[18]    Достоверный хадис [ан-Насаи (2/34; 693); Ибн Маджах (1/452; 1408); имам Ахмад (2/176; 6644); Ибн Хиббан (14/330; 6420); аль-Хаким (1/84; 83); аль-Байхаки «Шу‘аб аль-иман» (3/494; 4175)]. Аль-Мунзири указал в «ат-Таргыб ва ат-тархиб» (2/206), что «его иснад безупречен (сахих), или хороший (хасан), или близок к этому». Ибн Хаммат ад-Димашки сказал в «ат-Танкит ва аль-ифада» (54): «Один из лучших хадисов в этой теме». Ибн Хаджар в «аль-Фатх» (6/408) написал: «Его приводит ан-Насаи с безупречным (сахих) иснадом». Его приводит также Ибн Хузайма (1334) — приводится его версия. Аль-Альбани назвал его достоверным в «аль-Джами‘ ас-сагыр» (2090). Он также есть в «Сахих Ибн Маджах» (1164), «Сахих Ибн Хузайма» (1334). Шу‘айб аль-Арнаут / в «Тахридж аль-муснад» (2/176; 6644) сказал: «У него безупречный (сахих) иснад, и его передатчики надёжны».

[19]    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал этот вид ящериц вредительницами и велел убивать их, о чём упоминается в «Сахихе Муслима» (2238), в хадисе, который приводит Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах). Употреблять их её в пищу запрещено — таково согласное мнение учёных.

[20]    Речь идёт о покорении Иудеи вавилонским царём Навуходоносором II в 597 г. до н. э., во время которого храм был предан огню, а многие жители Иерусалима уведены в плен.

[21]    Хадис с достоверным иснадом [аль-Факихи «Ахбар Мекка» (3/398) в другой версии, аль-Байхаки в «ас-Сунан аль-кубра» (9/318) сказал: «Маукуф (то есть это слова сподвижника, а не хадис), а его иснад безупречен (сахих)»]. Ибн Хаджар написал: «Однако он приравнивается к хадису, возводимому к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), поскольку подобные вещи не говорят, не услышав их от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем более что ‘Айша не относилась к числу тех, кто перенимал сообщения от людей Писания».См.: [«ат-Тальхис аль-хабир» (4/154)].

[22]    В действительности имеется в виду всё тело, поскольку, как известно, земля не пожирает тела пророков.

[23]    В версии Абу Йа‘ля и ат-Табарани: «Покажи мне», а в версии аль-Хакима: «Покажи нам».

[24]    Достоверный хадис [Абу Йа‘ля (13/236; 7254); Ибн Хиббан (2/500; 723); ат-Табарани «аль-Аусат» (7/375; 7767), и аль-Хаким (2/439; 3523), который назвал его достоверным]. Аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (10/173) сказал: «Его передатчики — передатчики “Сахиха”». Ибн Хаджар в «аль-Маталиб аль-‘алийа» (2/364) сказал: «Иснад этого хадиса хороший (хасан)», там же (14/249) он назвал его достоверным. Аль-Альбани / назвал его достоверным в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (313) и (1/623).

[25]    Достоверный хадис [ат-Тирмизи (2683), который сказал: «Хороший достоверный хадис, в котором присутствует уникальность (хасан сахих гариб)»; ан-Насаи «ас-Сунан аль-кубра» (88115, 11286); имам Ахмад (4/130; 17302); Ибн Хузайма (1895); Ибн Хиббан (6233)]. Ад-Даракутни в «аль-Ильзамат ва ат-татаббу‘» (100) сказал: «Отвечает условиям Муслима». Аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (5/304) сказал: «Хороший уникальный (хасан гариб)». Ибн аль-‘Араби в «‘Аридат аль-ахвази» (6/8) сказал: «Достоверный». Ибн аль-Муляккин в «Тухфат аль-мухтадж» (1/361) сказал: «Достоверный (сахих) или хороший (хасан)», соответственно условию, которое он поставил для самого себя в введении к книге. Ибн Касир в своём тафсире (1/87), написал: «Хороший (хасан) хадис». Аль-‘Ираки в «аль-Мустахрадж ‘аля аль-мустадрак» (89) сказал: «Достоверный». Шейх Ахмад Шакир / в предисловии к «‘Умдат ат-тафсир» (1/92), указал на его достоверность. Аль-Альбани / назвал его достоверным в «Сахих аль-джами‘» (1724). Он также приводится в «Сахих ат-Тирмизи» (2963) и «Сахих Ибн Хузайма» (483, 930)».

[26]    Подразумеваются эпидемии вообще, уносящие много жизней.

[27]    Первая чума в исламской истории разразилась в ‘Амвасе (селение между Рамлей и Иерусалимом. См.: [«‘Умдат аль-кари» (21/381)]. Это произошло в 18 году от хиджры. Среди сподвижников, погибших от этой эпидемии, были Му‘аз ибн Джабаль, Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах и Язид ибн Абу Суфьян (да будет Аллах доволен ими всеми).

[28]    А в другой версии — «наказание».

[29]    Достоверный хадис [Имам Ахмад (5/81; 20786)]. Аль-Мунзири в «ат-Таргыб ва ат-тархиб» (2/220) и аль-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» (2/310) сказали: «Передатчики Ахмада — надёжные и известные». Ибн Абу ‘Асым привёл его в «аль-ахад ва аль-масани» (466); ат-Табарани — в «аль-Кабир» (22/391; 974). Ибн ‘Асакир привёл его в «Тарих Димашк» (1/357) и сказал: «У меня есть разные пути передачи этого хадиса». Ибн Хиббан упоминает его в «ас-Сикат» (5/399; 5395). Ибн Хаджар назвал его хорошим (хасан) в «Базль аль-ма‘ун» (33). Аль-Хайтами аль-Макки в «аз-Заваджир» (2/175) сказал: «Его передатчики надёжны и известны». Аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргыб ва ат-тархиб» (1401), в «ас-Сахиха» (761) и в «Сахих аль-джами‘» (60). Аль-Вади‘и сказал в «ас-Сахих аль-муснад» (1254): «Достоверный хадис».

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top