Хадис о смутах

xadis-o-smutax

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду!

В этом прекрасном хадисе содержится предостережение от смут, побуждение к отстранению от участия в них, причём их зло распространяется по мере связи с ними.

Под смутой имеется в виду конфликты и вооружённые столкновения, которые ведутся за власть, когда неизвестно, кто прав, а кто виноват.

Как передано от Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Перед наступлением Судного часа будут времена испытаний и смут, подобные мрачной ночи»

[То есть они будут ужасны, распространены повсюду и продолжительны (См. «Аун аль-Ма‘буд», 9/297)].

«Человек, который ещё утром являлся верующим, к вечеру станет неверным. А человек, который ещё вечером был неверным, к утру станет верующим».

[То есть люди часто будут переходить от одного положения в другое: от веры к неверию, от Сунны к нововведениям, от верности к предательству…].

«Тогда спящий будет лучше того, кто лежит, а лежачий будет лучше того, кто сидит. Сидячий же будет лучше того, кто стоит, который в свою очередь лучше идущего, а идущий — лучше бегущего».

[Согласно очевидному смыслу здесь имеются в виду те, кто участвовал в каких-либо делах, связанных с конфликтами, восстаниями… Одни из них хуже других. Самое порочную степень в такой ситуации занимает тот, кто бежит, являясь поводом для разжигания смуты. Дальше следует идущий, который реализует причины конфликтов, затем — стоящий, принимающий непосредственное участие в них, затем — сидящий, который наблюдает, но не сражается, затем — лежащий, который не наблюдает и не участвует, (но проявляет интерес), затем — спящий, который абсолютно отдаляется от смуты, однако одобряет её…» (См. «Фатх аль-Бари», 20/86)].

«И кто обратиться к этим смутам (примет участие в конфликтах…), того они вовлекут (в пучину своего зла и погубят). Все сражающиеся в той смуте — в Огне».

[Они (заслуживают быть) из числа (временных) обитателей Ада, поскольку не стремились этими вооружёнными действиями возвысить религию единобожия или удержать притеснителя, или поддержать мусульман, которые на истине. Нет, они хотели лишь проявить несправедливость и вражду, завладеть богатствами и властью. (См. «аль-Миркат», «Аун аль-маабуд», 9/296)].

«Некий человек спросил: „О посланник Аллаха, когда произойдёт это?“.

Он ответил: «Это произойдёт в неспокойные времена (искушений и смут)».

Тот спросил: «А когда наступят неспокойные времена?».

Он ответил: «Тогда, когда человек не будет соблюдать надёжность к своему товарищу (то есть он притеснит его или станет поводом для этого)».

(Присутствующие сподвижники) спросили: «Что ты велишь нам делать (если мы застанем их), о посланник Аллаха?».

Он ответил: «Если придёт время смуты или она случится, то пусть тот, у кого есть верблюды, находится с ними (в отдалённых от конфликтов местностях, питаясь молоком), а тот, у кого есть овцы (козы), пусть находится с ними, и тот, кто обладает землёй, пусть будет на ней».

Один человек спросил: «О посланник Аллаха, а что делать тому, у кого нет ни верблюдов, ни овец, ни земли?».

«Поломайте свой лук, разорвите свою тетиву и разбейте свой меч о камень, и неотлучно пребывайте в своих домах». По другой версии: «Будьте в своих домах словно покрывало (на верблюде)!» — ответил он.

[Другими словами, находитесь в своих домах и соблюдайте молчание для того, чтобы не ввергнуть себя в конфликт, из-за которого вы лишитесь своих религиозных благ. (См. «Аун аль-Ма‘буд», 9/296)].

Кто-то спросил: «О посланник Аллаха, как поступить, если какой-то человек проникнет в мою территорию и попытается меня убить?».

«Войди в свой дом», — ответил он.

Тот снова спросил: «А что если он ворвётся и в мой дом?».

Он ответил: «Войди в мечеть и будь подобен лучшему из двух сыновей Адама

[То есть сдайся, чтобы стать убитым, как Хабил, а не убийцей, как Кабиль].

Потом Пророк r прочитал: «Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров» (5:28).

«Затем сделай так», Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сжал правой рукой локоть, «и скажи: „Мой Господь (которому я поклоняюсь) — Аллах!“, оставаясь в таком положении до тех пор, пока ты не умрёшь на нём. О Аллах, довёл ли я (до людей истину)? Довёл ли я? Довёл ли я?»».

Кто-то спросил: «О посланник Аллаха, что если меня принудят силой, и после примкнут к одному из двух рядов (воюющих) или к одной из (сражающихся) групп, а позже некий человек ударит меня мечом или же в меня попадёт (выпущенная им) стрела, и он убьёт меня? Какой исход ждёт (его) за такое отношение ко мне?».

Пророк r ответил: «Он вернётся с его грехом (за то, что принудил тебя и участвовал в вооружённом конфликте) и с твоим грехом (понесёт бремя твоего сражения с другими) и окажется среди обитателей Огня (то есть будет заслуживать адского наказания)»

[Согласно этому хадису, снимается грех с того, кого силой заставили участвовать в вооружённом конфликте. Однако не дозволено убивать других по принуждению. Нет, мусульманин, которого принудили, единогласно совершает грех, убивая не по праву людей. Так, аль-Кадый и другие ученые передали единогласное мнение в этом. Сторонники нашего мазхаба (шафи‘иского) сказали: «Это касается и принуждения к прелюбодеянию. В таком случае не снимается грех, если женщину заставили, а она имела возможность вырваться. Но если её связали, и она не могла защитить себя от насильника, тогда на ней нет греха. И Аллаху лучше ведомо. (См. „Шарх ан-Навави“, 9/264)].

Ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, написал: «Предшественники разошлись во мнениях относительно характера указания таких текстов из Сунны. Некоторые из них поняли их в общем смысле. Это те, кто совсем отказался участвовать в сражении между мусульманами, например: Са‘д ибн Абу Ваккас, Ибн Умар, Мухаммад ибн Масляма, Абу Бакрата и другие. Они придерживались явных указаний упомянутых и других шариатских текстов.

К тому же среди них было разногласие. Одни из них сказали о необходимости находиться в своих домах, вторые считали, что обязательно вообще уехать с тех территорий, где происходят подобные конфликты. Третьи же сказали: «Если группа людей ополчилась против главы мусульман, не захотела выполнить возложенную на ней обязанность (сложить оружие, оставить все попытки организовать восстание…) и начала войну, то нужно сражаться с ней.

Кроме того, если между двумя группами верующих разгорелись бои, каждый имеющий возможность мусульманин обязан подавить агрессию ошибающейся стороны и оказать поддержку правой стороне». Таково мнение большинства знатоков религии.

Другие ученые упомянули следующую деталь: «Если между двумя группами мусульман происходят любые военные действия, когда у общины (с которой истина) нет главы, в таком случае сражение запрещено. А все хадисы на эту тему и другие подобные сообщения следует понимать именно в этом значении». Таково мнение аль-Авзаи». (См. «Фатх аль-Бари», 20/86).

Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, написал (9/269): «Мнения ученых разошлись относительно участия в столкновениях, вызванных смутой. Одни из них сказали: „Нельзя применять оружие во время военных конфликтов среди мусульман. Даже если к человеку ворвутся в дом и захотят убить, ему не дозволенно ответить тем же, защищая себя. Ведь нападающий считает свой поступок допустимым (в Шариате)“. Таково учение сподвижника Абу Бакрата, да будет доволен им Аллах, и других.

Ибн Умар, Имран ибн аль-Хусайн, да будет доволен ими обоими Аллах, и другие сказали: «Мусульманин не участвует в таких конфликтах. Однако если покушаются на его жизнь, он защищает себя».

Эти два учения сходятся в том, что нельзя ввергать себя во все смуты, запретные в Исламе.

Большая часть сподвижников, последователей и большинство исламских ученых сказали: «Обязательно нужно помочь правой стороне во время конфликтов (восстаний…) и выступить вместе с ними против агрессоров и притеснителей, согласно словам Всевышнего Аллаха: „…сражайтесь против той, которая покушается…“. И это правильное мнение. Все хадисы на данную тему применяются к тем, для кого не выявилась истина и правота, либо к двум несправедливым группам, которые не могут обосновать с шариатской точки зрения свои поступки.

Ведь если бы было так, как сказали сторонники первого мнения, то на земле повсеместно выявилось бы нечестие и насилие, а агрессоры, убийцы и беззаконники чинили бы произвол. Аллаху лучше ведомо».

Ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если бы при каждой смуте (мятеже, восстании…) среди мусульман было обязательно избегать её, оставаться в своих домах и ломать мечи, то не смогли бы применить установленное наказание за преступления и отразить ложь, а нечестивцы получили бы возможность свободно совершать запретные деяния, например, грабить, проливать кровь, пленить жён верующих…

Такое происходило бы в случае, если бы мусульманам нельзя было воевать с ними, и они должны были бы удерживать свои руки от них, говоря: «Это — смута, и нам запрещено сражаться во время них». Но такое отношение идёт вразрез с шариатским велением наказывать легкомысленных преступников и подавлять их зло». (См. «Фатх аль-Бари», 20/87)].

Хадис достоверный передали аль-Бухари (№ 3406); Мулим (№ 2887); Абу Дауд (№ 4256,4257, 4258, 4259, 4262); ат-Тирмизи (№ 2194, 2204) и Ахмад (№ 4286, 20508). Также см. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№ 3254).

Да убережет нас Аллах от многобожия, лицемерия, сомнений, страстей, новшеств, ереси, трудностей, дурных нравственных качеств и злого исхода! Амин!

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top