Ислам — совершенная религия

islam-sovershennaya-religiya

Выдающийся ученый и толкователь Корана,
Мухаммад аль-Амин Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкыты
(1305 — 1393 г.х.),
 да смилуется над ним Аллах!

ИСЛАМ — СОВЕРШЕННАЯ РЕЛИГИЯ

 

 

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семейству, сподвижникам и всем последователям исламского призыва вплоть до Судного дня!

Эту лекцию я прочёл в пророческой мечети по просьбе короля Марокко. Затем некоторые мои братья попросили меня записать её с целью публикации. Вскоре я так и поступил в надежде, что Аллах принесёт через неё пользу.

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я для вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца для вас Мою благодать и одобрил для вас в качестве религии ислам» (5:3). Именно во время прощального хаджа в пятницу, когда Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье, стоял на горе ‘Арафат после полудня того дня, был ниспослан данный священный аят[1]. После его ниспослания он, мир ему и благословение Аллаха, прожил 81 ночь. Всевышний Аллах сообщил в этом священном аяте, что сделал полной для нас нашу религию, и она уже никогда не уменьшится и её не надо дополнять. Вот почему наш Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье, стал печатью пророков, мир всем им и благословение Аллаха.

Он также сообщил в нём, что всегда доволен, дабы мы исповедовали только ислам, и никогда не разгневается на это. Поэтому Он ясно сказал, что не примет иной религии: «…от того, кто ищёт иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85). В совершенствовании небесной религии и в объяснении её законоположений заключаются блага обоих миров, согласно словам Господа: «Довёл до конца для вас Мою благодать».

В упомянутом благородном аяте ясно говорится, что всё, в чём нуждаются люди в мирской жизни и в Последнем мире, полностью разъяснено в исламе.

Мы приведём этому пример, пролив свет на десять очень важных для всех вопросов, на которых зиждется жизненное благополучие и понимание происходящих событий, а в некоторых из них содержатся тонкие объемлющие примечания, нужные для людей в обоих мирах:

1) Единобожие;
2) Назидание;
3) Различие между праведными деяниями и другими поступками;
4) Руководство чем-то иным помимо мудрого шариата;
5) Общественные отношения, и как вести себя в обществе?;
6) Экономика;
7) Политика;
8) Отведение неясности: почему неверующие одерживают верх над мусульманами?;
9) Отведение неясности: почему мусульмане уступают неверующим в многочисленности войска и военной мощи и не способны им противостоять?;
10) Отведение неясности, связанной с разобщённостью общества.

Мы поясним посредством Корана решение этих проблем, бегло указывая на то, что в священных текстах раскрываются и остальные главные вопросы.


№1. ЕДИНОБОЖИЕ

На основе изучения аятов выяснилось, что единобожие (таухид) делится на три вида:

Первый: признание единственности Всемогущего Аллаха в Господстве

Все разумные создания с рождения верят в Творца, как оповестил Всевышний: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно ответят: “Аллах”» (43:87).

«Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? … Неужели вы не устрашитесь?”» (10:31). Есть много подобных аятов.

Фараон лишь из высокомерия и притворного невежества выразил своё неверие в этот вид единобожия, спросив: «А что такое Господь миров?». Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего: «Он (Муса) сказал: “Ты уже знаешь, что никто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений”» (17:102).

«Они отвергли их (знамения) несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (27:14).

Поэтому в Коране о данном виде единобожия изложено в утвердительно-вопросительной форме, например: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?!» (14:10).

 «Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха, в то время как Он является Господом всякой вещи?”» (6:164), «Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”» (13:16), и так далее. Это потому что многобожники признавали Его господство.

Вера в таком вид единобожия не поможет неверующим, поскольку они не поклоняются одному Аллаху. В коранических текстах говорится: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (12:106).

«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе» (39:3).

«Они говорят: “Они — наши заступники перед Аллахом”. Скажи: “Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?”» (10:18).

Второй вид: Признание единственности всемогущего аллаха в божественности

По причине призыва к этому единобожию между посланниками и различными общинами велись споры и сражения. Именно для его реализации были отправлены посланники. Суть данной основы заложена в смысле свидетельства «Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха», которое построено на двух столпах: на отрицании и на утверждении.

Отрицание означает, что необходимо отвергнуть всех, кому поклоняются наряду с Аллахом, кем бы они ни были, и не придавать Ему ни в чём сотоварищей.

Утверждение же значит, что обязательно посвящать любые разновидности поклонения одному Великому Аллаху, делая это узаконенным в шариате образом.

В Коране множество аятов о данном виде единобожия, к примеру:

«Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь ложных божеств!”» (16:36).

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет (истинного) божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же мне”» (21:25).

«Кто не верует в ложные божества, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надёжную рукоять» (2:256).

«Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (43:45).

«Скажи: “Мне внушено в откровении, что ваш Бог — Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?”» (21:108). И таких аятов очень много.

Третий вид: Признание единственности всемогущего аллаха в обладании совершенными именами и атрибутами

Этот вид единобожия имеет две основы, как разъяснил Всевышний, согласно священным текстам:

Во-первых, Отрицание подобия Ему в отношении чего-либо из созданий.

Во-вторых, обязательно верить во все имена и качества, о которых сообщил Он Сам или Его посланник мир и благословение Аллаха ему и его семье, — в прямом смысле, а не в переносном, как подобает Его совершенству и величию. Известно, что не может , ведь Аллах лучше знает о Себе, а также Его посланнику ведомо о Нём лучше, чем кому-либо другому из творений.

Всемогущий Аллах сказал о Себе: «Вы лучше знаете или же Аллах?!», и о посланнике: «Он не говорит по прихоти. Это — всего лишь откровение, которое внушается» (53:3–4).

Пречистый Аллах разъяснил Своё несходство с творениями, — «Нет никого подобного Ему», и объяснил наличие у Него качеств, в прямом смысле, — «…и Он — Слышащий, Видящий» (42:11). Итак, из данного аята выясняется, что обязательно признать качества Всевышнего истинным образом без уподобления и отвергнуть подобие, не отрицая их (не истолковывая…).

Кроме того, Он объяснил неспособность созданий постичь Его Сущность: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (20:110).


№2. НАЗИДАНИЕ

Ученые единодушны в том, что Аллах не ниспослал с небес на землю более сильное средство назидания, чем знание и ощущение контроля Всевышнего, которое заключается в постоянной мысли человека о том, что Его Господь наблюдает за ним и осведомлён обо всём скрытом и явном.

Они привели в пример этому назидательному принципу наглядную историю: представьте, в государстве живёт царь, который всё время проливает кровь и убивает преступников, хватает их и применяет к ним жёсткие меры. Его палачи всегда наготове, в местах для казни не убирают кожаные подстилки, а меч без остановки рубит головы. В окружении этого царя находятся дочери и жёны.

Разве мыслимо, чтобы один из присутствующих замыслил посягнуть на честь его дочерей и жён или нарушить установленные там законы, в то время как тот смотрит на него? — Конечно, нет, а описание Аллаха — самое возвышенное. Наоборот, все подданные будут ходить аккуратно в постоянном страхе, со смиренными сердцами и напуганными глазами, дабы сохранить свою безопасность. Все сомнений, и Его описание является самым возвышенным, Ему лучше ведомо обо всём, чем тому царю, а Его хватка и наказание более суровы. Причем запретными территориями на земле служат грехи и недозволенные вещи.

И если бы жители определённой местности узнали, что правителю известно всё, что они делают ночью, они бы испытывали боязнь и перестали совершать предосудительные дела, из опасения перед ним.

Всевышний объяснил, что сотворил творений ради мудрой цели, ради того, чтобы испытать их и проверить, «чьи деяния окажутся лучше» (18:7). В начале суры «Худ» говорится: «Он — Тот, Кто создал небеса и землю, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше» (11:7). Он не сказал: «…чьи деяния будут больше».

В суре «Власть» тоже сообщается: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (67:2).

Эти два аята раскрывают значение Его слов: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). Именно упомянутое испытание представляет собой мудрый замысел, заложенный в сотворении живых существ. Тем самым, Джибриль захотел пояснить людям путь спасения в данной проверке. Он спросил Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье: «Расскажи мне об ихсане (об искреннем служении Господу, постоянно помня об Аллахе)?». То есть, творения создали ради испытания в отношении богоугодных дел. И Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье, разъяснил, что «ихсан» больше всего удерживает человека от запретного и побуждает к богобоязненности. Он ответил: «Это когда ты поклоняешься Аллаху подобно тому, как будто видишь Его. Конечно же, ты не видишь, но поистине Он видит тебя»[2]. Практически на каждой странице священного Книги ты можешь найти аяты об этом главном сдерживающем назидании:

«Мы сотворили человека и знаем, что нашёптывает ему душа. Мы ближе к нему, чем ярёмная вена. Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нём оказывается готовый наблюдатель» (50: 16–18).

«Мы непременно расскажем им об их деяниях на основании знания. Мы никогда не отсутствовали» (7:7).

«Какой бы поступок ты ни совершил, чтобы ты ни читал из Корана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше. Всё это — в ясном Писании» (10:60).

«Воистину, неверующие сжимают свои сердца, чтобы спрятаться от Него. Воистину, даже когда они закутываются в одежду, Он знает то, что утаивают, и то, что они обнародуют. Он ведает о том, что в сердцах» (11:5). И так во всех местах Корана.


№3. РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ПРАВЕДНЫМИ ДЕЯНИЯМИ И ДРУГИМИ ПОСТУПКАМИ

Согласно великому Корану, в праведном деле должно быть выполнено три условия. Если нет одного из них, значит, поступок не принесёт пользу человеку в Судный день:

Во-первых, он должен соответствовать религиозным положениям, с которыми пришёл Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье[3], поскольку Аллах говорит:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

«Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (4:80).

«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной”» (3:31).

«Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (42:21).

«Аллах позволил вам это или же вы возводите навет на Аллаха?» (10:59).

Во-вторых, поступок должен быть совершён искренне ради Лика Всевышнего. Он говорит:

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне…» (98:5).

«Скажи: “Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру. Мне также велено быть первым из мусульман”. Скажи: “Я боюсь, что если я ослушаюсь своего Господа, то меня постигнут мучения в Великий день”. Скажи: “Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед Ним веру”» (39:11–14).

В-третьих, он должен быть построен на основе правильных убеждений, потому что дела словно крыша, а вероубеждение словно фундамент. Всевышний сказал: «А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков» (4:124), дальше идёт конкретизация «будучи верующими».

А вот что касается дел неверующего: «Мы займёмся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (25:23).

«Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщётны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния» (11:16)…


№4. РУКОВОДСТВО ЧЕМ-ТО ИНЫМ ПОМИМО МУДРОГО ШАРИАТА

Согласно текстам Корана, такое повиновение является очевидным неверием и приобщением к Аллаху сотоварищей. К примеру, когда шайтан подтолкнул мекканских неверных к тому, чтобы они спросили нашего Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье, об умершей овце: «Кто убил её?», он ответил: «Аллах умертвил её». Затем они, слушая сатану, возразили ему: «Зарезанные вашими руками животные дозволены, а то, что умертвил Аллах Своей щедрой Рукой, запретно?! Получается, вы — лучше Аллаха?!»[4]. И тогда Всевышний ниспослал:

«Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (6:121).

В этом священном аяте Аллах поклялся, что те, кто покоряется шайтану в дозволении мертвечины, придают Господу сотоварищей. Это большое многобожие ставит за рамки исламской религии, по единогласному мнению мусульман. В Судный день Аллах осудит таких людей: «Разве Я не завещал вам, о сыны Адама, не поклоняться сатане, который является вашим явным врагом, и поклоняться Мне? Это — прямой путь» (36: 60–61).

Любимый раб Аллаха — Ибрахим обратился к своему отцу: «Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого» (19:44), то есть не следуй ему в дозволении неверия и ослушания.

Всевышний также поведал: «Они взывают вместо Аллаха лишь к существам женского рода. Они взывают лишь к мятежному сатане» (4:117), то есть они поклоняются лишь шайтану, следуя его нечестивым законам.

«Так многим многобожникам их сотоварищи представили прекрасным убийство детей» (6:137). Он назвал их многобожниками, ведь те повиновались им в ослушании Аллаха, убивая детей.

Однажды Адий ибн Хатим, да будет доволен им Аллах, спросил Пророка r о словах Всевышнего «Они (люди Писания) признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов» (9:31). Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье, ответил ему, что признание их господами выражается в том, что иудеи и христиане слушались их в дозволении запретных вещей в религии Аллаха и запрещении дозволенных. И в этом нет спора.

«Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к тагуту (не к Корану и Сунне), хотя им приказано не веровать в него? Сатана желает ввести их в глубокое заблуждение» (4:60).

«Те же, которые не принимают решений по тому, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44).

«Скажи: «Неужели я пожелаю иного судью, помимо Аллаха, в то время как Он ниспослал вам Писание, подробно разъяснив его?». Те, кому Мы даровали Писание, знают, что оно ниспослано от твоего Господа во истине. Посему не будь в числе сомневающихся» (6:114).

«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его слов. Он — Слышащий, Знающий» (6:115). «Правдиво» в сообщениях, а справедливо — в установлениях.

«Неужели они ищут суда времён невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?!» (5:50).


№5. СТЕПЕНИ ЕДИНСТВА И СОГЛАСИЯ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ ИЛИ КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ОБЩЕСТВЕ?

В Коране затронуты все стороны данного вопроса и освещён в нём прямой путь.

Посмотри, как обязан правитель и обладатель власти относиться к своему обществу: «Опусти своё крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним)» (26:215).

«По милости Аллаха ты был мягок к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах» (3:159).

Посмотри, как должно население относиться к своим правителям: «О верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (4:59).

Теперь посмотри на обязанность человека по отношению к своему особому обществу, к детям и жене: «О верующие! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют всё, что им велено» (66:6).

Мусульманину необходимо быть осторожным и осмотрительным, дабы его семья не подтолкнула к оставлению шариатских предписаний, и если он узнает о чём-то неподобающем, ему велено прощать и проявлять снисходительность. Первый шаг — осторожность и осмотрительность, второй — прощение и великодушие: «О верующие! Воистину, среди ваших жён и ваших детей есть враги вам. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный» (64:14).

Посмотри, как представители общества должны относиться друг к другу: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помянёте назидание» (16:90).

«О верующие! Избегайте многих предположений (подозрений), ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» (49:12).

«Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (49:11).

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5:2).

«Воистину, верующие — братья» (49:10).

«…совещаются между собой о делах» (42:38)…

Ни один представитель общества, кем бы он не был не может спастись от нападок и враждебности со стороны окружающих его людей и джиннов:

«Человеку тяжело освободиться от противника и неприятеля, даже если он уединится на вершине горы».

Вот почему он нуждается в лечении этой масштабной болезни. Всевышний разъяснил в трёх местах Своей Книги целительные средства. Так, необходимо отстраниться от человеческой враждебности и ответить добром. Но невозможно избежать дьявольской агрессии, кроме как через взывание с мольбой к Аллаху о защите от зла сатаны.

1) В конце суры «аль-Аа‘раф (Ограды)» говорится относительно людских обидчиков: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд» (7:199), а также о противниках из дьяволов: «А если сатана станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он — Слышащий, Знающий» (7:200).

2) В суре «аль-Му’минун (Верующие)» сообщается относительно людских обидчиков: «Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают» (23:96), а также о другом противнике: «Скажи: “Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне”» (23:97–98).

3) В суре «Разъяснены», в ней Всевышний добавил, что такое небесное лечение искоренит тот дьявольский недуг, однако оно даётся только обладателям огромной и великой доли хорошего нрава в этом мире и большой награды в Вечной жизни.

Он сказал о людской вражде: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (41:34–35), а также об агрессорах из числа джиннов: «А если тебя коснётся наваждение от сатаны, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий» (41:36).

В другом месте Он пояснил, что такая уступчивость, добродеяние и мягкость применяется к мусульманам, а не к (воюющим) неверным:

«…то Аллах приведёт других людей, которых Он будит любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими» (5:54).

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (48:29).

«О Пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь суров к ним» (9:73).

— «Проявление строгости в ситуации, где нужна мягкость, указывает на глупость и нерассудительность. Проявление же мягкости в ситуации, где нужна строгость, является слабостью и малодушием.

И если упомянут о податливости, ответь: “Для этого есть свои ситуации, а неуместная любезность и сговорчивость парня всего лишь невежество”».


№6. ЭКОНОМИКА

В Коране разъяснены её принципы, к которым возвращаются все ответвления. Экономические вопросы имеют две основы:

Первая: умение лучшим образом приобрести денежные средства (имущества).

Вторая: умение правильно распорядиться ими и потратить на нужные цели.

Посмотри, как Аллах открыл в Своей Книге начало пути приобретения капитала через причины, соответствующие порядочности и религиозности, и осветил эту дорогу:

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха (посредством торговли…) и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (62:10).

«…одни странствуют по земле в поисках милости Аллаха» (73:20).

«На вас нет греха, если вы ищете милость от своего Господа» (2:198).

«…а только посредством торговли по обоюдному вашему согласию» (4:29).

«…Аллах дозволил торговлю» (2:275).

«Вкушайте то, что вы получили дозволенным и честным путём» (8:69)…

Посмотри, как Он велит экономность в расходах: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее (не будь скуп), и не раскрывай её во всю длину (не расточительствуй)» (17:29).

«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (25:67).

«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Излишек”» (2:219).

Посмотри, как Он запрещает тратить деньги на запретное: «Они будут расходовать его (имущество, чтобы сбить с прямого Аллаха), а затем будут сожалеть об этом» (8:36).


№7. ПОЛИТИКА

В Коране пролит свет на её принципы, особенности и направления. Ведь политика, в смысле управления делами, делится на два вида: внешняя и внутренняя.

Внешняя политика опирается на две основы:

Во-первых, подготовка военной силы и мощи, достаточной для подавления наступлений врага и для уничтожения его. Всевышний сказал об этом: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, дабы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (8:60).

Во-вторых, сплочение единых рядов (верующих) вокруг этой силы. Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разобщайтесь» (3:103).

«…и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил» (8:46).

В Коране разъяснены положения, связанные с перемирием, договорами о прекращении войны, расторжением мирных соглашений в определенных случаях, к примеру:

«Соблюдайте же договор с ними до истечёния срока» (9:4).

«Пока они верны вам, вы тоже будьте верны им» (9:7).

«А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны» (8:58).

«В день великого паломничества Аллах и Его посланник объявят людям о том, что Аллах и Его посланник отрекаются от многобожников» (9:3).

Всевышний велел проявлять осторожность и не давать врагам возможности для атаки и осуществления коварных планов. Он сказал: «О верующие! Соблюдайте осторожность» (4:71).

«…пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут своё оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию» (4:102)…

Внутренняя политика возвращается к установлению безопасности и спокойствия внутри общества, к ликвидации преступности и к восстановлению справедливости в правах.

Есть шесть главных ценностей, на оберегании которых сконцентрирована исламская внутренняя политика:

1) Религия: шариат направлен в первую очередь на сохранение религии. Поэтому Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье, приказал: «Если мусульманин отрекся от своей религии, то убейте его»([5]). Это максимальная мера удержания от замены и утраты своей истинной веры.

2) Человеческая жизнь: Аллах узаконил в Коране возмездие для её сохранения: «Возмездие спасает вам жизнь» (2:179).

«Вам предписано возмездие за убитых» (2:178).

«Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть» (17:33).

3) Разум: тексты Корана побуждают хранить здравый рассудок. Всевышний сказал: «О верующие! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же её, — быть может, вы преуспеете» (5:90).

В хадисе сообщается: «Любой опьяняющий напиток запретен. Всё, что опьяняет в больших объёмах, запретно и в малых»[6].

4) Род: для его защиты Аллах установил меру наказания за прелюбодеяние: «Прелюбодейку и прелюбодея — каждого из них высеките сто раз» (24:2).

5) Честь и достоинство: для её оберегания Аллах предписал высекать за необоснованные обвинения в мерзости и непристойности: «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырёх свидетелей, высеките восемьдесят раз» (24:4).

6) Имущество и собственность: для его неприкосновенности Господь узаконил отсечение кисти за воровство: «Вору и воровке отсекайте руки в воздания за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха» (5:38).

Итак, становится очевидным, что для достижения всех внутренних и внешних благ обществу достаточно руководствоваться Кораном.


№8. ПОЧЕМУ НЕВЕРУЮЩИЕ ОДЕРЖИВАЮТ ВЕРХ НАД МУСУЛЬМАНАМИ?

Этот вопрос возник в умах сподвижников посланника Аллаха r, когда он находился среди них. И тогда Сам Аллах дал в Своей книге небесный ответ, который развеял все неясности.

Однажды мусульмане претерпели неприятные события в битве при Ухуде, и многие пришли в недоумение, спросив: «Почему многобожникам дана победа над нами, ведь мы держимся за истину, а они следует лжи?». Всевышний ответил им[7]: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили большее несчастье, вы сказали: “Откуда всё это?”. Скажи: “От вас самих”» (3:165).

Выражение «От вас самих» поясняется со всеми деталями в другом аяте: «Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы убивали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас» (3:152).

Всевышний объяснил в этом небесном ответе, что именно они стали виной той победы неверующих над ними, поскольку пали духом, вступили в разногласия относительно приказа, а некоторые ослушались посланника r и устремились к мирским выгодам. Это произошло, когда лучники, которые находились у подножия горы и удерживали неверных от атаки с тыла, бросились к трофеям после неудачной попытке многобожников. Они не послушались веления посланника ради мирской доли[8].


№9. ПОЧЕМУ МУСУЛЬМАНЕ ОСЛАБЛЕНЫ И ОБЛАДАЮТ МАЛОЧИСЛЕННЫМ И ПЛОХО ОСНАЩЁННЫМ ВОЙСКОМ, ПО СРАВНЕНИЮ С НЕВЕРУЮЩИМИ?

Всемогущий и Великий Аллах объяснил в Своей Книге решение этой проблемы. Он оповестил, что если в сердцах Его рабов будет должная искренность, то в результате они превзойдут тех, кто сильнее их. К примеру, Всевышний знал о правдивом намерении участников присяги «Довольства», и отметил это в словах: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии. Он знал, что у них в сердцах» (48:18). Он также разъяснил, что в результате такой искренности им была открыта дорога к нечто непосильному.

Всевышний сказал: «Будут и другие трофеи и города, которыми вы ещё не овладели. Аллах уже окружил их» (48:21). Таким образом, они не могли овладеть ими, но Господь окружил те страны (сберёг для них) и даровал трофеи, зная об их правдивом намерении.

Вот почему, когда, в битве «Союзники», неверующие взяли мусульман в серьёзную военную осаду, упомянутую в аяте: «Вот они напали на вас сверху и снизу, и взоры замерли, сердца достигли горла, и вы стали делать предположения об Аллахе. Там верующие подверглись испытанию и сильному потрясению» (33:10, 11), — выходом из этой слабости и блокады послужила искренность перед Господом и сила веры в Него. Всевышний сообщил: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это то, что обещали нам Аллах и Его посланник. Аллах и Его посланник сказали правду». Это приумножило в них лишь веру и покорность» (33:22).

А вот плоды той искренности: «Аллах вернул неверующих в ярости, и они не обрели добра. Аллах избавил верующих от сражения. Аллах — Всесильный, Могущественный.

Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен.

Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь» (33:25–27).

Всевышний послал им в помощь ветра и ангелов, о которых они даже не догадывались: «О верующие! Помните милость Аллаха, которая была оказана вам, когда воины выступили против вас. Мы наслали на них ветер и воинов, которых вы не видели» (33:9).

По этой причине к доказательствам истинности ислама относится тот факт, что малочисленное слабое войско верующих часто побеждает огромное сильное войско неверных:

«Сколько малочисленных отрядов победило многочисленные отряды по воле Аллаха!» Аллах — с терпеливыми» (2:249).

Поэтому Всевышний назвал день битвы при Бадре «знамением», «полной ясностью», «различением», в качестве указания истинности ислама. Он сказал о том дне:

«Знамением для вас стали две армии при Бадре: одна сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих» (3:13).

«…если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения» (8:41).

«…дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности», — по мнению некоторых ученых, здесь тоже идёт речь о дне битвы при Бадре.

Без сомнений, победа малой слабой армии верующих над большой сильной армией неверующих служит доводом того, что она держится за истину и ей помогает Аллах. Например, Он сообщил о столкновении при Бадре: «Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы» (3:123).

«Вот твой Господь внушил ангелам: «Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют» (8:12).

Аллах объяснил качества верующих, которым обещал помощь: «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему (Его религии). Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (22:40), а также их отличительные черты:

«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать молитвы, выплачивать закят, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход дел — у Аллаха» (22:41).

Выход из военной блокады, упомянутой нами, также является выходом из экономической блокады. На это указал Всевышний в суре «аль-Мунафикин (Лицемеры)»: «Именно они говорят: “Не жертвуйте в пользу тех, кто возле посланника Аллаха, пока они не покинут его”» (63:7).

Такое поведение лицемеров по отношению к мусульманам представляет собой ничто иное как экономическую блокаду. Всевышний указал на то, что решение этой ситуации заключается в силе веры и правдивом обращении к Нему: «Аллаху принадлежат сокровищницы небес и земли, но лицемеры не понимают этого» (63:7). Ведь в Его владении все сокровищницы, и Он не оставляет без поддержки тех, кто прибегает к Нему и повинуется:

«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2–3).

«Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает» (9:28).


№10. ПРОБЛЕМА РАЗОБЩЕНИЯ

Всевышний разъяснил в суре «аль-Хашр (Сбор)», что причиной этому служит неразумность и непонимание, — «Ты полагаешь, что они едины, но сердца их разобщены. Это потому, что они являются людьми неразумеющими» (59:14).

Чтобы сделать мышление сильным и ясным, нужно осветить его через следование свету божественного откровения, которое направляет к непостижимым для ума благам. Всевышний сказал: «Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраках и не может выйти из них?!» (6:122).

Он объяснил в этом аяте, что свет веры словно оживляет душевно мертвого человека и освещает ему жизненный путь.

Всевышний сказал: «Аллах — Покровитель тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (2:257).

«Кто же следует более правильным путём: блуждающий с опущенным лицом или идущий по прямому пути, выпрямившись?!» (67:22).

В общем, человеческие блага, на которых построена мирская жизнь, возвращаются к трём категориям:

Первая: устранение вреда, среди знатоков науки о правилах исламского права данный принцип известен как сохранение «главных ценностей» человека. Его суть выражается в защите шести основ, упомянутых уже нами, я имею в виду религию, жизнь, разум, род, честь и собственность.

Вторая: достижение пользы, называемой среди знатоков правил исламского права «потребностями». Сюда входят торговля, аренда, и другие узаконенные по шариату сделки, сотрудничества и финансовые отношения в обществе.

Третья: соблюдение благих нравов и выполнение хороших обычаев, среди знатоков правил исламского права это известно как «улучшающие факторы и дополнения». Сюда входят естественные особенности, например: отращивание бороды, подстригание усов, а также отстранение от нечистых веществ, обязательность помощи бедным родственникам.

Нигде так тщательно не оберегаются эти блага, посредством мудрых правильных средств, как в исламской религии: «Алиф. Лам. Ра. Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» (11:1).

Да благословит Аллах Мухаммада, его семейство и всех сподвижников!

svet-color-logo

 Издание осуществлено при участии издательства «Свет Ислама»

 

Репродуцирование данного издания разрешается в некоммерческих целях.
Издатель заранее выражает свою признательность каждому, кто пришлет свои замечания и поправки.

www. svetislama.com
+971551078870

Скачать в формате WORD (70 KB)

Сноски
[1] Как передано в хадисе от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который привели аль-Бухари в главе «Иман» (1/17) и Муслим в главе «Тафсир» (4/2312, № 3017).
[2] Этот хадис привели аль-Бухари с цепочкой от Абу Хурайры в главе «аль-Иман» (1/18) и Муслим – в главе «иман» (1/39, №9). Муслим также привёл его с цепочкой от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, (с. 36, №8).
[3] Этот хадис привели аль-Бухари в главе «Перемирие» (3/167) и Муслим – в главе «Непринятие нововведений» (3/1343, №1718), где от ‘Аиши передано изречение Посланника: «Кто введёт нечто новое в нашу (религию), оно будет отвергнуто», по другой версии: «введёт то, что не из неё», а в версии Муслима: «Кто совершит поступок, относительно которого нет нашего веления, он не будет принят».
[4] Данный хадис с цепочкой от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, привели Абу Дауд в главе «Жертвенные животные» (3/245) №2818, ат-Тирмизи — в главе «ат-Тафсир» (5/246, №3069), ан-Насаи (7/227, №4437).
[5] Этот хадис с цепочкой от Ибн ‘Аббаса привёл аль-Бухари в главе «Джихад» (4/21).
[6] С такими словами его привёл Ибн Маджах в главе «Напитки» (2/1124, №3392). В сборнике «Сахих аль-Бухари» (5/108) и «Сахих Муслим» (3/1585) передано с цепочной от Абу Мусы первое предложение «Любой опьяняющий напиток запретен».
[7] Данный хадис привёл Ибн Абу Хатим в своём тафсире (№1822, «Аль ‘Имран») с цепочкой от аль-Хасана аль-Басри, и его подкрепляют другие похожие сообщения.
[8] Как повествуется в хадисе от аль-Барра ибн Азиба в сборнике аль-Бухари, в главе «Джихад» (4/26).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top