Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, о непогрешимости пророков

ibn-tajmijya-da-smiluetsya-nad-nim-allax-o-nepogreshimosti-prorokov

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Шейхаль-ислама, да смилуется над ним Аллах, спросили о человеке, который сказал: «Поистине, пророки, мир им и благословение, защищены от больших грехов, в отличие от малых». А другой человек обвинил его в неверии из-за этих слов. Так прав ли высказывающий данное мнение (о защищенности пророков касательно только тяжких грехов) или же он ошибается? Сказал ли кто-то из них (мусульман) об абсолютной защищенности пророков от грехов? И какое правильное мнение в этом?».

Ответ: «Хвала Аллаху, Господу миров. Согласно единодушному мнению мусульман, этот человек не является неверующим. Причем это бесспорно не относится к вопросам поношения (пророков), где есть разногласие о требовании покаяния от того, кто говорит порочащие слова. К примеру, об этом открыто сказали аль-Кады Ийяд и ему подобные ученые, проявив преувеличение во мнении о непогрешимости и наказании порочащего человека. Однако вместе с этим они едины в том, что данные слова (о защищенности пророков только от тяжких грехов) не относятся к вопросам поношения и наказания, не говоря уже о том, чтобы человек, произносящий их, становился бы неверующим или нечестивцем.

Ведь мнение „о защищенности пророков от больших грехов, а не от малых“, принадлежит большинству ученых Ислама и всем группам мусульман, даже так считает большая часть представителей рационалистического понимания религии, как упомянул Абуль-Хасан аль-Амиди о принадлежности данного мнения преобладающей части ашаритов. К тому же такого мнения придерживается большинство знатоков тафсира, хадиса, фикха.

Более того, от предшественников: имамов, сподвижников, последователей, их последователей, — передаются только те высказывания, которые соответствуют данному мнению. Причем от них ничего не сообщается о том, что соответствует мнению (об абсолютной непогрешимости пророков). Напротив, о таком мнении сообщается в последующих веках от рафидитов, затем от некоторых муатазилитов, а после чего их точки зрения стали придерживаться некоторые люди последних поколений.

В большей части от большинства ученых передается то, что пророки не защищены от (упрека Аллаха) в отношении совершения малых грехов. Они не одобряются в этом (то есть если пророки совершают малый грех, то Всевышний Аллах сразу же упрекает их за это, поскольку они являются примером для остальных людей). Они также не говорят: «Что (пророки) вообще не впадают в малые грехи».

Из всех течений первыми и самыми ярыми приверженцами мнения об абсолютной непогрешимости являются рафидиты, как передается об этом. Именно они говорят о непогрешимости даже в том, что происходит по причине забывчивости, невнимательности, своего понимания (таавиль).

Рафидиты применяют данное положение в отношении тех, кто по их убеждению является имамом. Они говорят о непогрешимости Али и двенадцати имамов. Потом пришли исмаилиты, которые были египетскими монархами, считая себя алавитскими фатимитскими халифами. Но, по мнению ученых, они — из рода Абейдаллаха аль-Каддаха.

Эти исмаилиты и их последователи говорили о такой непогрешимости в отношении их имамов и им подобных. Однако они занимают положение, как охарактеризовал их Абу Хамид аль-Газали в своей книге, которую он написал в качестве опровержения батынитам (в их числе исмаилитам), сказав: «Явная их сторона — отвержение, а скрытая сторона — чистое неверие».

Так, аль-Кады Абу Яаля составил в своих книгах описание шиитских направлений. Таким же образом поступили и другие мусульманские ученые. Эти люди и подобные им — из числа крайних приверженцев мнения о непогрешимости. Причем они могут обвинить в неверии того, кто не придерживается данного мнения. Такие крайние шииты являются неверующими, как считают все мусульмане. Поэтому кто называет неверным человека, который допускает совершение пророками малых грехом, тот подобен этим исмаилитам, нусейритам, рафидитам, иснаашаритам.

Ведь мнение об абсолютной непогрешимости пророков не принадлежит ни одному из последователей Абу Ханифы или Малика, или аш-Шафи, а также не принадлежит мутакаллимам, причисляющим себя к Сунне, таким как последователи Абу Мухаммада Абдуллаха ибн Саида ибн Куляба, Абуль-Хасана Али ибн Исмаиля аль-Ашари, Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Каррама и других. Об этом не говорил никто из имамов тафсира или хадисов, либо представителей суфийской школы.

Обвинение в неверии на основе данного вопроса (когда кто-то убежден в защищенности пророков от больших грехов, а не малых) не свойственно всем этим людям. Поэтому от человека, обвиняющего в неверии из-за этого, требуется принести покаяние. И если он не покается, его следует наказать за такой поступок таким наказанием, которое удержит его и подобных людей от подобного обвинения (мусульман) в неверии. А вот если в его словах и поступках выявится принадлежность к неверию и безбожию, тогда в отношении него выносится соответствующее постановление.

Точно так же, если кто-то обвиняет в нечестии на основе данного мнения, в таком случае его необходимо осудить (приняв необходимые меры наказания) после того, как до него будет доведён довод, поскольку такое обвинение в нечестии адресовано всем имамам исламской религии.

А что касается признания правильности и ошибочности (убеждения человека) в отношении непогрешимости пророков, то это относится к высказываниям ученых знатоков из числа мусульманских ученых, которые причисляются к Сунне и единой общине (то есть они затронули это положение). И подробное рассмотрение мнения в этом вопросе нуждается в долгом разъяснении, которое не может быть упомянуто в этой фетве. И Аллаху ведомо лучше».

Источник: «Маджмуа аль-фатава», 4/319 — 321.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top