О хорошем нраве

o-xoroshem-nrave

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, а также сподвижникам, которые последовали по его пути.

Эти краткие высказывания касаются нрава, который в последнее время стал подобен красному фосфору. Речь идет о хорошем мнении мусульман друг о друге, а также о способности придавать их словам хороший смысл.

Я собрал эти слова в качестве назидания для богобоязненных, напоминания для беспечных и обучения для незнающих.
Аллах знает обо всех намерениях и помыслах. Достаточно мне Его, и Он Прекрасный Покровитель!

Всевышний Аллах сказал: «О верующие! Избегайте многих предположений (дурных мыслей о людях), ибо некоторые предположения являются грехом». (Сура «Комнаты», 12 аят).

Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Аллах запретил верующим думать плохо о верующих людях» («Тафсир ат-Табари», 12/49).

Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, написал: «Он не сказал: «(Избегайте) всех предположений», поскольку Аллах дозволил верующим, чтобы они хорошо думали друг о друге, сказав: «Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины, не подумали хорошее…». (Сура «Свет», 12 аят). («Тафсир ат-Табари», 12/49).

Также посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Остерегайтесь предположений (и дурных мыслей о ком-то). Ведь поистине, предположения – самая лживая речь. Не разузнавайте (плохие новости о мусульманине). Не следите (и не выискивайте его ошибки и пороки)». (аль-Бухари, 5143; Муслим, 2563).

«Не проявляйте взаимную ненависть и не отворачивайтесь друг от друга. А будьте, рабы Аллаха, братьями!». (аль-Бухари; 6724, Муслим, 2563).

Аль-Фарук Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни в коем случае не думай плохо о словах, сказанных мусульманином, когда ты можешь найти им хороший смысл». («Рауда аль-Укаля», 90).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, писал: «Словам человека следует придавать только то значение, которое он, несомненно, вложил в них, а не понимать речь людей в соответствии с предполагаемым смыслом (то есть, мусульманину нельзя по-своему понимать слова людей, опираясь лишь на догадки)». («аль-Фатава», 7/36).

Джаафар ибн Мухаммад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты узнал о своем брате что-то неприятное для тебя, то постарайся найти ему от одного до семидесяти оправданий. И если ты не сможешь найти ему подходящего оправдания, то скажи: «Возможно, у него есть причина, о которой я не знаю». («Шуаб аль-иман», 6/323).

Кроме того, Маймун ибн Махран, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если до меня когда-либо доходили обидные слова моего брата, то отвести их от него было бы лучше для меня, чем применить их против него. При этом, если он скажет: ”Я не говорил такого.”, то эти его слова будут лучше для меня, чем свидетельство восьми людей против него». («Тарих ар-рика», 25).

Бакр ибн Абдуллах аль-Музани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Думайте о своих братьях только с хорошей стороны, так же, как вы хотите, чтобы они думали о вас. Ведь не каждый, чьи ошибки и промахи ты видишь, падает в твоих глазах (возможно, этот человек лучше тебя в других отношениях)» («ат-Таубих уа ат-танбих», 53).

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Одно и то же высказывание, которое произносят двое людей, может иметь разный смысл. Один из них может подразумевать под этими словами худшую ложь, а другой – чистую истину. Поэтому следует учитывать положение произносящего, его образ жизни, учение, а также то, к чему он призывает и за что отстаивает свое мнение». («Мадаридж ас-саликин», 3/521).

Аббад аль-Хаввас, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Порицая своих братьев, вы должны, в первую очередь, смотреть на самих себя, иметь искреннее отношение к вашему Господу и проявлять сострадание к вашим братьям. И, вместе с этим, ваши недостатки должны волновать вас больше, чем пороки других людей. Пусть каждый из вас просит искреннего совета друг у друга. И тот, кто дает искренний совет вам или получает его от вас, заслуживает поощрения. Как сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Да смилуется Аллах над тем, кто указал на мои недостатки». (Муснад ад-Дарими», 1/167).

Ар-Рабиа ибн Субайх, да смилуется над ним Аллах, рассказал: «Я сказал аль-Хасану: «Есть люди, которые выискивают ошибки в твоих словах, чтобы потом иметь возможность очернить тебя».
Он же ответил: «Пусть это не беспокоит тебя! Ведь я побудил свою душу к вечному пребыванию в райских Садах, и она устремилась… Я побудил её к близости Милостивого Аллаха, и она устремилась… К тому же, я побудил её избегать зла людей, однако не нашел для этого возможности, поскольку увидел, что люди не выражают довольство своим Творцом, и понял, что они также не довольны такими же творениями, как и они.
Вы любите, чтобы о вас хорошо думали, когда вы говорите. Но, если кто-то говорит вам похожие слова, вы злитесь!». («Хильят аль-аулия», 6/305).

Ас-Субки, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если человек достоин доверия, а о его вере и праведности засвидетельствовали другие, то не следует придавать сказанным и написанным им словам такое значение, которое не подобает ни ему, ни подобным людям. Напротив, необходимо придать им хороший смысл и оставаться хорошего мнения о нем и ему подобных». («Каидат фи аль-джарх уа ат-таадиль», 93).

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Как часто бывает так, что люди передают ложные учения ученых из-за непонимания (их слов)!» («Мадаридж ас-саликин», 2/431).

Яхья ибн Халид давая наставление своему сыну Джафару, говорил:  «Не отвечай никому, пока полностью не поймешь его слова, поскольку твой ответ может оказаться неверным и укажет на твое невежество. Сначала постарайся понять то, о чем говорит он, а потом отвечай. Причем не спеши с ответом, не выяснив всех подробностей. Не стесняйся переспросить, если чего-то недопонял. Ведь ответ, предшествующий ясности, является глупостью. Если чего-то не знаешь, так спроси, и ты всё поймешь. К тому же, если попытаешься разузнать все детали, это будет лучше и прекрасней для тебя, чем проявить молчание в отношении неясной речи». («Джамиа баян аль-ильм уа фадлих», 1/474).

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top