Плоды и особенности слов поминания Аллаха (ЗикруЛлах) — Часть 2

plody-i-osobennosti-slov-pominaniya-allaha-zikrullax-chast-2

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

  1. Результатом поминания становится благословение Аллаха и Его ангелов для того, кто поминает.

И тот, кого благословил Всевышний Аллах и Его ангелы, тот действительно обрел величайшее счастье и величайший успех.

  1. Тот, кто желает поселиться в райских садах этого мира, то пусть поселится в собраниях, где поминают Аллаха. Ведь поистине, эти собрания являются садами Рая.
  2. Собрания поминания — это собрания ангелов. И нет иного собрания вэтом мире, где бы присутствовали ангелы, помимо собраний, где поминают Аллаха.
  3. Всемогущий и Великий Аллах гордится поминающими перед Своими ангелами.
  4. Тот, кто непрестанно поминает Аллаха, войдет вРай смеющимся, улыбающимся.
  5. Все богоугодные деяния установлены в Шариате только для того, чтобы претворить поминание Всевышнего Аллаха. И смысл, и значение, ицель их— достижение поминания Всевышнего Аллаха.
  6. Самыми достойными из тех, кто совершает те или иные благие деяния, являются те, кто больше всех поминает Аллаха вмомент их совершения.

Так, например, самые лучшие постящиеся — это те, кто больше других постящихся поминает Всемогущего и Великого Аллаха в своем посте. И также самые лучшие из тех, кто раздает милостыню — это те, кто более других раздающих поминает Всемогущего и Великого Аллаха в момент совершения милостыни.

  1. Постоянное поминание заменяет собой добровольные деяния[1] и занимает их место.
  2. Поминание Всемогущего Аллаха— один из важнейших факторов, помогающих человеку подчиняться Ему.

Ведь поистине, поминание делает любимым для человека подчинение Аллаху. И делает его легким для него.

А также позволяет ему испытывать наслаждение от подчинения Аллаху. Оно делает подчинение усладой очей раба, его радостью и блаженством настолько, что раб не находит в нем того бремени и той сложности, которые находит в подчинении беспечный. И практика свидетельствуют об этом.

  1. Поминание делает сложное простым, а тяжелое делает легким, облегчает рабу трудности.

Если Всевышний Аллах будет помянут в трудности, она непременно станет незначительной. Если будет помянут в сложной ситуации, то обязательно она станет легкой. Если будет помянут в печали, то она непременно развеется. Ведь поминание Аллаха — это облегчение после тяжести, легкость после трудности, избавление после тревог и беспокойства.

  1. Поминание Аллаха избавляет сердце от всех его страхов иопасений. И оно имеет удивительное влияние вобретении сердцем безмятежности и безопасности. И нет ничего полезнее поминания Великого Аллаха для того, кого охватил сильный страх. Ведь поистине, в той степени, в какой раб будет поминать Аллаха, в той же степени он обретет безопасность, и уйдут его страхи. Поминание Аллаха будет избавлять его от тревог до тех пор, пока страхи, которые пугали его, не станут такими, как будто они и есть безопасность. А беспечный, напротив, испытывает страхи и опасения, даже пребывая в безопасности. Так, что даже то, в чём по сути и есть безопасность, видится ему страшным. И тот, в ком есть хоть какие-то чувства, ощутит и то и другое.
  2. Поминание Аллаха дает силу тому, кто поминает ивместе споминанием он способен сделать то, что не смог бы сделать без поминания.
  3. Все те, кто трудятся ради вечной жизни, находятся на арене, где соревнуются соревнующиеся. А поминающие Аллаха опережают на этой арене всех участвующих. Однако поднявшаяся пыль ипесок непозволяют увидеть их превосходство.
  4. Поминание является причиной того, что Всемогущий Господь подтверждает правдивость раба, когда он поминает Его. Ведь поистине, поминание— это сообщение оВсевышнем Аллахе, содержащее в себе Качества Его Совершенства и Атрибуты Его Величия. И если раб говорит об этих Высочайших Атрибутах, то Господь подтверждает его правдивость. А тот, чью правдивость подтвердил Всевышний Аллах, тот не будет собран с лжецами. И есть надежда, что он будет собран с правдивыми.
  5. Дома вРаю строятся посредством поминания.

И если раб перестанет поминать Аллаха, то ангелы перестанут строить. А если же он опять начнет поминать, то ангелы снова примутся за строительство.

  1. Поминание является преградой между рабом и Адом.

И если будет у раба дорога, ведущая его в Ад, выстроенная из тех или иных дурных деяний, то поминание станет преградой на этой дороге. И если поминание человека будет постоянным и полным, то и преграда эта тоже будет прочной, без трещин и брешей. В противном же случае, она будет такой же, каким было поминание раба.

  1. Ангелы просят прощения для того, кто поминает Аллаха, так же, как они просят прощения для того, кто приносит покаяние.
  2. Горы и пустыни гордятся меж собой и радуются тому, кто, находясь в них, поминает Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
  3. Тот, кто много и часто поминает Аллаха, Всемогущ Он и Велик, тот находится в безопасности от лицемерия. Ведь лицемеры очень мало поминают Аллаха, Всемогущ Он и Велик.
  4. Поминанию присуще такое наслаждение, которое не подобно наслаждению от любых других деяний. И если бы не было для раба иной награды, помимо наслаждения, которое получает поминающий, и того блаженства, которое обретает его сердце, то и этого было бы достаточно! И поэтому собрания, в которых поминают Аллаха, названы садами Рая.
  5. Поминание делает сияющим и цветущим лицо в этом мире и покроет светом лицо поминающего в жизни будущей. И поминающие Аллаха обладают самыми сияющими и цветущими лицами этой жизни. А в жизни будущей их лица будут самыми светлыми.
  6. Тот, кто постоянно поминает Аллаха в разных местах: в дороге, находясь дома, в путешествии — тем самым он приумножает количество свидетелей, которые будут свидетельствовать в его пользу в Судный день.
  7. Если раб займет себя поминанием Аллаха, это отвлечет его от всяких ложных речей: хулы, поклепа, пустословия, расхваливания людей и порицания их ит. п. Ведь язык никогда не успокаивается и не молчит: либо он поминает Аллаха, либо он пустословит. И неизбежно одно из двух.
  8. И это та, с которой мы начали, и сделали лишь указание на неё. Здесь же мы упомянем ее развернуто по причине важности и значимости этой пользы. А также потому, что каждый раб крайне нуждается в ней, если не сказать большего.

Эта польза заключается в следующем.

Шайтаны устроили травлю и погоню за рабом, будучи его лютыми врагами. И что ты думаешь о человеке, которого преследуют его враги, преисполненные злобы и свирепости к нему?!. Которые окружили его, и каждый из них старается что есть сил причинить ему зло и страдания?..».

Шейх Зияб аль-Гамиди писал:

«Так вот, нет иного способа, чтобы разогнать это скопище от него, кроме поминания Аллаха, Всемогущ Он и Велик!

Перед тобой приведены вкратце плоды слов поминания, упомянутые Ибн аль-Каййимом, и те, которые мы добавили:

  1. Через слова поминания поклоняются Всевышнему Аллаху, поскольку они являются мольбой, которая в свою очередь служит основой поклонения.

В четырёх «ас-Сунан» и в других сборниках достоверно передаётся изречение Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье: “Мольба — сущность поклонения”[2].

Всевышний сказал: «О верующие! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172).

  1. Через поминание Господа увеличивается вера. Ведь одно из правил приверженцев Сунны и единой общины гласит: «Иман – слово и дело». Поминание же произносится языком и реализуется сердцем. Значит, у человека, восхваляющего своего Господа, постоянно растёт вера.

Всевышний сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (8:2).

­76. Поминание несёт спокойствие для сердца, как сказал Всевышний:

«Они уверовали в Аллаха, и их сердца успокаиваются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?!» (13:28).

  1. У восхваляющего Господа человека хорошая наполненная светом жизнь. Ну а тот, кто отстраняется от поминания Его, зачастую чувствует тревогу и переживание, всегда обременён тяготами. Каждый живёт в соответствии с тем, насколько он ближе или отдаленней от восхвалений Аллаха.

Всевышний сказал: «А кто отвернётся от поминания Меня, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:124).

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

  1. Слова поминания представляют собой защиту и крепость от всех болезней, прежде чем постигнут, например: от сглаза, колдовства и других недугов сердца и тела, которые известны людям или неизвестны.
  2. В поминании содержится лечение и исцеление от всех болезней, после того, как они постигнут. И это может по-настоящему ощутить только верующий, который поминает Аллаха с чистым сердцем и уповает на Него. Тому, кто полагается во всём на Аллаха, Он окажет достаточную помощь и поддержку.

Всевышний сказал: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (17:82).

  1. Любой обряд поклонения имеет предел и завершение, только у поминания Господа нет количественных или временных ограничений по нескольким причинам:

Во-первых, поминание — мольба, связанная либо с поклонением, либо просьбой, и оба этих вида касаются имён и атрибутов Аллаха. У последователей Сунны и единства утверждено, что Его имена и атрибуты не ограничены определённым количеством.

Как достоверно сообщается в «Сахих Муслим», Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнёс:

«О, Аллах, поистине я прибегаю к Твоему довольству от негодования Твоего и к прощению Твоему от наказания Твоего, и прибегаю к Тебе от Тебя. Не сосчитать мне всех похвал, которых Ты достоин, ибо Ты [таков], как Ты Сам восславил Себя».

В сборниках аль-Бухари и Муслима достоверно приведён хадис Посланника, мир ему и благословение Аллаха, о событиях Судного дня:

«И тогда я восхвалю Его хвалой, которую я не знаю сейчас. Мне внушит её Аллах»[3].

Он также заповедовал:

«Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет: “О Аллах, поистине, я — Твой раб, сын Твоего раба и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой, справедлив.

Я заклинаю Тебя каждым Твоим именем, которым Ты назвал Себя Сам, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди, причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”, — то Великий и Всемогущий Аллах непременно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью».

Присутствующие сподвижники спросили: “О посланник Аллаха, следует ли нам выучить эти слова?”.

Он ответил: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует выучить».

Этот достоверный хадис привели имам Ахмад и другие ученые[4].

Во-вторых, верующие будут поминать своего Господа вечно:

  1. Поминание является поклонением, которое останется с верующими в вечной обители Рая. Аллах дарует возможность устам приближённых рабов постоянно прославлять и хвалить Его, возвеличивать и выражать единобожие.
  2. Поминание вселяет в сердце человека признание в упущении, нужде, слабости и потребности перед Всевышним. Вот почему ты видишь, как он усердно поминает своего Господа днём и вечером, стоя и сидя, согласно аяту:

«…которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений Огня» (3:191).

  1. Через поминание Аллаха все люди и джинны будут избавлены от тягостного ожидания Суда в День воскресения. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предстанет перед Всемогущим Господом и обратится к Нему с великим восхвалением и с прославлением, которым Он доволен. Затем наступит расчёт среди творений.

Об этом достоверно сообщается от Посланника, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе о заступничестве:

«Я отвечу: “Я попрошу позволения заступиться”. Тогда я отправлюсь, спрошу разрешения у Господа Моего, и мне разрешат. Оказавшись перед Ним, я воздам внушённую мне хвалу, которую я не знаю сейчас, и сразу склонюсь в земном поклоне. Затем мне оповестят: “О Мухаммад, подними голову! Говори, и ты будешь услышан! Проси, и тебе будет дано это! Заступайся, и твоё заступничество будет принято!”. Я обращусь: “Господи! Моя община, моя община….”»[5].

  1. Поминание Аллаха является первым фразами поклонения, которые слышит сердце новорождённого, в день, когда ему читают «азан» на ухо после появления на свет, как установлено в Сунне.
  2. Поминание является самыми почётными фразами поклонения, которые говорят при расставании с мирской жизнью, и лучшими словами мольбы, которые, по милости Всевышнего, произносит верующий раб, в конце своего жизненного пути: «Ля илялха илля Аллах — нет истинного божества, кроме Аллаха».

Достоверно передаётся изречение Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Тот, последней речью которого станет свидетельство “Ля иляха илля Аллах”, войдёт в Рай»[6].

  1. Поминание Господа является самыми важными фразами поклонения, которые напоминают умирающему мусульманину. Достоверно приводится в «Сахих Муслим» изречение Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Внушайте[7] своим умирающим произносить слова “Ля иляха илля Аллах”, “нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха»[8].

  1. Поминание является первыми фразами поклонения, которые вменил Аллах Своим творениям в обязанность, поскольку они служат основой религии и свидетельством веры. Человек достигнет почётной степени Ислама и станет мусульманином только в том случае, когда скажет: «Ля иляха илля Аллах — нет истинного божества, кроме Аллаха», если может произнести.

Через такое поминание он начинает исповедовать Ислам. И нет ничего более обязательного для людей, чем соблюдение единобожия.

  1. Поминание Господа окажется очень тяжелым на весах деяний по причине его великой и приумноженной награды[9].

К тому же слова поминания любимы для Аллаха и легки для языка. Об этом сообщается в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

«Есть два слова[10], которые любит Милостивый, и они легки для языка, а на Весах они будут тяжелы. (Это слова) “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи ва би-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/”»[11].

  1. Поминание Господа чуждо среди людей и редко встречается в обществе из-за малости тех, кто поминает Аллаха. Более того, мусульмане первых поколений намного превзошли в этом благом деле представителей поздних лет, как сказал Всевышний: «Но среди Моих рабов мало благодарных» (34:13).

«А опередившие остальных в совершении благодеяний опередят остальных в Раю. Они будут приближёнными в Садах блаженства. Многие из них — из первых поколений, и немногие — из последних» (56:10–13).

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, оповестил:

«Ислам начался чуждым и потом снова станет чуждым. Так блаженство уготовано отверженным  поборникам истины!»[12].

  1. По причине поминания ниспосылается дождь, даруются блага: богатства, дети, урожай, реки…, согласно аяту:

«Я (Нух) говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ибо Он — Всепрощающий. Он ниспошлёт вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки”» (71:10–12).

  1. Поминание Аллаха ближе к искренности, отдалённей от показухи и стремления к славе, потому что раб втайне обращается к своему Господу, и об этом знает только Он.
  2. Поминание Господа — единственные своего рода слова поклонения, которые относятся к Книге Аллаха.

Достоверно передаётся изречение Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье:

«Всемогущий и Великий Аллах больше всего любит четыре слова:[13] “слава Аллаху” (субхана-Ллах), “хвала Аллаху” (аль-хамду ли-Ллях), “нет бога, кроме Аллаха” (ля иляха илля-Ллах) и “Аллах велик” (Аллаху акбар), и с какого бы из них ты ни начал, это не повредит тебе»[14].

  1. Поминание является вторым из двух оснований, по причине которых Аллах отражает мучение и гибель от Своих рабов в ближнем мире, согласно аяту:

«Но Аллах не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них. Аллах не станет подвергать их мучениям, пока они молят о прощении» (8:33).

  1. Поминающий имя Господа защищён от глаз и зла дьяволов, когда он заходит в места скоплений шайтанов, когда сидит в их жилищах и пристанищах, когда останавливается в пустынных и безлюдных местностях. Они не видят его открытых частей тела и половых органов, не наблюдают за ним и не могут навредить ему, как сказал Пророк, мир и благословение Аллаха ему и его семье:

««Будет скрыт от глаз джиннов ‘аурат[15] сынов Адама[16], если, входя в туалет, [человек] скажет: “С именем Аллаха”»[17].

««Если человек остановится в каком-либо доме и скажет “Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал” (А‘узу би-калимати-Лляхи-т-таммати мин шарри ма халяк), ничто не причинит ему вреда, пока он не покинет этот дом»[18].

  1. Поминающий Господа при выходе из своего дома, оберегаем от зла и вреда шайтанов, как сообщил Пророк, мир ему и благословение Аллах:

«Если, выходя из дома, человек скажет: “С именем Аллаха! Я положился на Аллаха. Нет [ни у кого] мощи и силы, кроме как от Аллаха”,— тогда ему будет сказано: “Ты поведён Прямым путем, избавлен и защищен”,— а шайтан отдалится от него, и скажет ему другой шайтан: “Как ты [сможешь добраться] до человека, который поведён Прямым путем, избавлен и защищен?”»[19].

/Бисми Лляхи. Таваккяльту ‘аля Ллахи. Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях/!»[20].

  1. Поминающий имя Господа получает защиту в отношении себя и своей жены, а также его будущий ребёнок оберегаем от зла и козней дьяволов, во время близости с супругой, как сообщил Пророк, мир ему и благословение Аллаха:

«Если кто-нибудь из них захочет совершить половое сношение с женой и скажет: “С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделишь нас[21]” (Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на), и [супругам] будет суждено иметь ребёнка, шайтан никогда не [сможет] причинить ему вред»[22].

  1. Поминающий Аллаха больше всех людей желает встречи с Ним, ведь он постоянно помнит о Нём, воздаёт хвалу и прославляет. Достоверно передаётся изречение Посланника, мир ему и благословение Аллаха:

«Кто желает встречи с Аллахом, с тем Он тоже желает встречи. А кто не желает встречи с Аллахом, с тем Он тоже не желает встречи»[23].

  1. Поминающий Аллаха сильнее всех людей верит в судьбу и предопределение, терпеливей и лучше знает о правах Господа во время испытаний и трудных ситуаций, чем другие. Всевышний сказал:

«…которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следует прямым путём» (2:156–157).

  1. Поминающий Аллаха чаще приносит покаяние, чем другие, и сразу просит прощения за совершённый грех. Всевышний сказал:

«Тем же, которые совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, — ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады…» (3:135–136).

  1. Имя поминающего Аллаха запишется в свитке тех, кто премного восхваляет Его, и он окажется вместе с ними в День сбора. И тебе достаточно в этом достоинства и почёта!

Данной пользой мы завершим перечень плодов и особенностей слов поминания, который начал Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах. Причем большинство ученых считают, что полезные свойства таких слов не ограничены пределом или количеством. Знание о них внушает и даёт Всемогущий Аллах тем из Его богобоязненных рабов, кому пожелает, в малой или большой мере. Конечно, это лучше ведомо Аллаху, и только Он знает обо всём».

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Сноски
[1] Имеются в виду необязательные деяния, которые человек хотел бы совершить, но по какой-то причине не способен на это.

[2] Этот хадис достоверный. Его передали Абу Дауд в «ас-Сунан» (1479); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3247); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (3828) и имам Ахмад в «аль-Муснад» (18378). См. аль-Альбани в «Сахих аль-джами ас-сагир» (3407). — Прим. Салима.

[3] См. данный хадис в «Сахих аль-Бухари» (7410) и в «Сахих Муслим» (193–326), см. на нашем сайте «Полная версия хадиса о заступничестве, в сборниках сунны».

[4] Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (3712); Абу Бакр ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (29318); Абу Йа‘ля аль-Маусили в «аль-Муснад» (5297); ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (10352). Также см. аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (199). — Прим. Салима.

[5] См. данный хадис в «Сахих аль-Бухари» (7410) и в «Сахих Муслим» (193–326), см. на нашем сайте «Полная версия хадиса о заступничестве, в сборниках сунны».

[6] Этот хадис достоверный. Его передали  имам Ахмад в «аль-Муснад» (22087);  Абу Дауд (3116) аль-Альбани в «Ирва аль-галиль» (687).

[7] То есть подсказывайте им.

[8] Этот хадис достоверный. Его передали Муслим в «ас-Сахих» (916–1); Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (3004); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (1445); имам Ахмад в «аль-Муснад» (11006); аль-Альбани в «Сахих аль-джами ас-сагир» (5150). См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№458). — Прим. Салима.

[9] Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, упомянул пользу лёгкости поминания для языка и довольства Милостивого, как сообщается в хадисе, но не ничего не сказал о третьей полезной стороне: «слова поминания тяжелы на весах деяний». Поэтому здесь я добавил этот аспект, придерживаясь явного смысла данного хадиса. Аллаху ведомо лучше.

[10] Имеются в виду фразы.

[11] Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (6304); Муслим в «ас-Сахих» (2694–31); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3467); имам Ахмад в «аль-Муснад» (7167). Также см. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке (№2134). — Прим. Салима.

[12] Этот хадис достоверный. Его передали Муслим в «ас-Сахих» (145); имам Ахмад в «аль-Муснад» (1604, 6650, 16736). См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№73).

[13] Имеются в виду фразы.

[14] Этот хадис достоверный. Его передали Муслим в «ас-Сахих» (2137–12). См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№1424), и «Благодатный дождь» (с. 382). — Прим. Салима.

[15] ‘Аурат — места на теле, которые необходимо скрывать от окружающих.

[16] Имеются в виду люди в целом, а не только мужчины.

[17] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан»  (606); Ибн Маджах (297) и другие. Некоторые имамы охарактеризовали его средней степенью достоверности. Есть также похожие версии, которые учитывают в качестве подтверждения. Аль-Альбани в «Ирва аль-галиль» (50) и «Благодатный дождь» (с. 366). — Прим. Салима.

[18] Этот хадис передали Муслим в «ас-Сахих» (2708–54);  ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3437); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (3547); имам Ахмад в «аль-Муснад» (27164); См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№1472). Также см. «Благодатный дождь» (с. 332). — Прим. Салима.

[19] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3426); Абу Дауд в «ас-Сунан» (5095);  Шейх Аль-Альбани подтвердил достоверность.

[20] Этот хадис хороший. Его передали  Абу Дауд в «ас-Сунан» (5095); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3426); Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (822); «Благодатный дождь» (с. 192). — Прим. Салима.

[21] Здесь имеются в виду дети.

[22] Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (141); Муслим в «ас-Сахих» (1434). См. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке (№1768) и краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№835). Также «Благодатный дождь» (с. 194). — Прим. Салима.

[23] Этот хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (6142); Муслим в «ас-Сахих» (2683) и имам Ахмад в «аль-Муснад» (12066); См. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке (№2024). — Прим. Салима.

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top