Терпение

terpenie

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

О мусульмане, бойтесь Аллаха и знайте, что против терпения и богобоязненности бессильны вражеские козни, даже если враг — обладатель мощи и власти. Всевышний сказал: «А если вы проявите терпение и богобоязненность, то ни в чем не повредят вам их злые козни, ведь Аллах объемлет то, что они совершают» (3:120). Терпение и богобоязненность есть путь величия и прочности. Об этом сообщил Аллах, повествуя о Йусуфе, мир ему: «Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (12:90).

Наш разговор пойдет о том, что является поклонением в несчастьях и снаряжением мусульманина, когда на него обрушиваются невзгоды, о том, что в период жизненных испытаний укрепляет силы верующего, накопленные в период благоденствия, о том, за что можно ухватиться, как за крепкую веревку при бедах и горестях, — о терпении. Горечь этого лекарства кажется очевидной, и слабым трудно обратиться к нему за исцелением, однако горечь его обратится в будущем в несомненную сладость. Его избирают в спутники сильные и благородные.

О верующие! В этой жизни невозможно обойтись без терпения. Благочестивые и грешные одинаковы в своей потребности в терпении и стойкости перед житейскими невзгодами и сюрпризами, однако благочестивые удостаиваются за свое терпение великой награды, ибо терпели ради Аллаха, грешные же окажутся в убытке, ибо, проявляя терпение, не надеялись на награду и благодарность Аллаха Всевышнего. Душа не достигнет чистоты, если не пройдет очищение испытаниями. Невзгоды выявляют настоящих мужчин. Ибн Аль-Джузи сказал: «Кто хочет постоянного покоя и здравия, не омраченного испытаниями, тот не познал ответственности и не постиг покорности».

Если следствием приема горького лекарства становится исцеление, то следствием терпения является великая награда от Аллаха. Господь сказал: «Поистине будет дана терпеливым полностью их награда без счета» (39:10). Имам аль-Ауза’и, да смилуется над ним Аллах, толкуя эти слова Аллаха, сказал: «Награда для терпеливых не будет ни отмериваться, ни отвешиваться, она будет щедро отчерпываться для них».

О мусульмане, сколь утешительны для нас аяты Корана, касающиеся терпения! Сколь много рассказывает нам о терпении Сунна Избранника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Ведь не зря же терпение упоминается в Коране 90 раз. Аллах связал добрые качества с терпением, сказав: «Награда Аллаха лучше для тех, кто уверовал и творил благое, но удостоятся сего только терпеливые» (28:80). Создатель предрешил всеобъемлющим решением убыток для всех, кто не уверовал и не был из числа приверженцев истины и терпения, сказав: «Клянусь временем, поистине человек в убытке, кроме тех, кто уверовали, и творили благое, и заповедовали друг другу истину, и заповедовали друг другу терпение». Аллах Премудрый связывает терпение со столпами Ислама и опорами веры, упоминая их в сочетании. Господь сказал: «О вы, которые уверовали, обратитесь за помощью к терпению и намазу, поистине Аллах с терпеливыми» (2:153), «Поистине тот, кто убоится Аллаха и будет терпелив, то ведь Аллах не губит награды творящих добро» (12:90), «Поистине, в этом знамения для всех терпеливых, благодарных» (14:5), «Поистине,…правдивые (мужчины) и правдивые (женщины), терпеливые (мужчины) и терпеливые (женщины)…уготовал им Аллах прощение и великую награду» (31:35).

И как светлы слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, изрекшего: «Терпение — свет»! Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Смысл этих слов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, заключается в том, что терпение — восхваляемо, и его обладатель не перестает быть освещенным, ведомым истинным путем, неизменно придерживающимся правоты. Кроме того, эти слова означают, что следствием терпения является свет во мраке могилы. Терпение на пути покорности Аллаху и терпение при несчастиях на просторах земного существования обеспечивает награду Аллаха в виде света и облегчения в тесноте и мраке могилы».

Знаешь ли ты, что терпение есть высшая ступень веры? Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, как-то   спросили о том, какая вера считается наилучшей, он ответил: «Терпение и великодушие». Терпеливость — госпожа всех хороших нравственных качеств, с ее наличием связано выполнение человеком положений религии. Нет такого достойного нравственного качества, которое не прошло бы через своды терпения, которое не являлось бы, по своей сути, терпением, хотя и поменявшим название. Если терпение заключается в стойкости перед запретными плотскими страстями, то оно именуется целомудрием, если оно заключается в отказе от излишеств мирской жизни, то называется воздержанностью и аскетизмом. Если это терпение, проявляющееся в виде сдерживания гнева, то имя ему — благоразумие и кротость. Если это терпение против желания убежать и отступить, то оно зовется храбростью. Терпение против жажды мести называется прощением, против жадности и скупости души — щедростью, — и таким же образом дело обстоит с остальными моральными качествами. Каждое проявление терпения в виде совершения какого-либо действия либо, наоборот, отказа от совершения того или иного действия имеет свое особое название в зависимости от того, с чем связано. Но у всех этих проявлений есть одно общее название — терпение (ас-сабр), почтен тот, кто им обладает. Как широко значение понятия «терпение», как велика его суть! Терпение сопровождает человека во всей его жизни, при совершении им действий покорности Аллаху, при отказе от греховного ослушания и во время прихода несчастий.

Ас-Са’ади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Терпение — великое познание всякого дела, и тому, у кого нет терпения, нет доступа к постижению нужного ему. В особенности это касается постоянных, требующих усилий видов покорности Аллаху. Такие виды покорности Аллаху сильнейшим образом нуждаются в запасе терпения и готовности испить горечь мелкими глотками. Точно так же сопротивление ослушанию, к которому с силой побуждает душа, все же подвластная воле человека, требует терпения. Равно как и тяжелое испытание, особенно длительное».

При этом ослаблении позиций человека у него появляются некие силы душевные и телесные, которые выливаются в негодование, если человек не противостоит своей душе при помощи терпения ради Аллаха и упования на Него.

Терпение и при благополучии, и в несчастьях направит тебя к сочетанию в тебе терпения (сабр) и благодарности (шукр) и выявит у тебя нужду в обоих из них. Некоторые из имамов говорили: «Наличие терпения делает необходимым наличие благодарности, и терпение не может быть полным без благодарности, и наоборот. Если отсутствует одно, то отсутствует и другое. Для того, кто пребывает в благоденствии, обязательно как терпение, так и благодарность. Что касается благодарности, то здесь все ясно, что же касается терпения, то оно в данном случае будет заключаться в стойкости против совершения грехов. Тот же, на кого обрушились беды, также обязан иметь как терпение, так и благодарность. Что касается терпения, то здесь все ясно. Что же касается благодарности, то она будет состоять в продолжении соблюдения человеком в период несчастий своих обязанностей перед Аллахом. Поистине, человек обязан поклоняться Аллаху как во время бед, так и в период несчастий».

Терпение — наш спутник тогда, когда мир становится мрачным для нас. При помощи него Аллах открывает для нас то, что даже не входило в наши расчеты. Мы нуждаемся в терпении тогда, когда нас обижает близкий и притесняет далекий. Нуждаемся в нем для того, чтобы твердо держаться истины, когда нет другой силы, кроме силы Могущественного Аллаха, и нет другой награды, кроме награды Милосердного в День Воскресения. Мы нуждаемся в терпении для того, чтобы не обмануться ложью, когда она подпитывается деньгами и когда вокруг нее толпится много человекоподобных особей, когда к ней устремляются души и когда перед нею гнутся шеи, домогаясь скорой прибыли либо опасаясь вреда. Но когда Аллах выявит искренность намерений и выделятся из числа остальных терпеливые, правдивые, и когда разорвутся земные узы и сердца окажутся связанными лишь с одним Аллахом, и когда станет желанной помощь Его одного и никого больше, тогда придет помощь Всевышнего и победа, и осуществится закон Аллаха, состоящий в оказании Им помощи терпеливым рабам, первыми из которых являются пророки и посланники. Господь сказал: «И когда даже посланники отчаивались и думали, что их сочли лжецами, к ним приходила Наша помощь, и бывали спасены те, кого Мы пожелали, ведь нельзя отвратить Нашей кары от людей грешных» (12:110).

Существует три вида терпения: терпение на пути покорности Аллаху, терпение против совершения запрещенного Аллахом и терпение, заключающееся в стойком перенесении предписанного Господом. При этом испытания, предписанные Господом, делятся на два вида: те, в свершении которых не принимают участия рабы, и те, которые Аллах осуществляет руками кого-либо из Своих рабов (сюда относятся, к примеру, обиды, причиняемые людьми, насилие со стороны себе подобных). Первый вид терпения, то есть терпение, направленное на покорность Аллаху, заключается в том, что человек приучает и понуждает свою душу к покорному служению Богу и выполнению этого служения так, как то приказано Всевышним, и не иначе. Оно состоит также в том, чтобы, совершая обряды покорности Господу, не выражать досаду и не испытывать раздражение, и в том, чтобы не выполнять служение Богу небрежно и, тем более, не оставлять его вовсе, ведь это — очевидный знак гибели и несчастья. Когда же человек узнает, какую награду несет с собою покорность Аллаху, то выполнение обрядов покорности становится для него несложным, ведь за каждый из добрых поступков, которые человек совершает искренне ради Аллаха и следуя при этом путем Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, он получает награду, превышающую его собственный добрый поступок в десять раз и более (вплоть до семисот раз и даже сверх того). Аллах умножает награду тем, кому пожелает, и милость Его не знает границ и пределов.

Что же касается терпения в отношении предписанного Аллахом, то смысл его состоит в том, чтобы покорно сносить случающиеся беды, заботы и болезни и не встречать предопределенные несчастья с негодованием и досадой, совершая при этом действия времен неведения, порицаемые Исламом. Нужно знать, что приход испытаний и бед происходит по определенным причинам и содержит в себе определенный мудрый смысл, неведомый никому, кроме Аллаха. Также нужно знать, что для отведения бед и избавления от них есть определенные способы, наивеличайшим из которых является обращение за защитой к Господу, мольба к Нему и смирение перед Ним.

О мусульмане, о верующие! Сатана пугает вас своими приспешниками, натравляет их на вас, но это не должно помешать вам заповедовать людям одобряемое и удерживать их от порицаемого, ибо это — нечто совершенно необходимое. Поистине, приказывающие одобряемое и удерживающие от порицания занимают положение, подобно положению посланников. На это указал Всевышний, характеризуя Мухаммада, господина всех посланников и последнего из них, да благословит его Аллах и да приветствует: «Приказывает им одобряемое и удерживает их от порицаемого». А поскольку тот, кто приказывает одобряемое и удерживает от порицаемого, занимает положение посланников, то совершенно очевидно, что его коснутся страдания, как это происходило с посланниками. Пророки и посланники удостаивались от своих народов наисильнейших и наивеличайших обид, и дело доходило даже до убиения посланников их народами. Аллах сказал: «Поистине те, кто не верует в знамения Аллаха и убивают пророков без права на то, и убивают тех из людей, кто заповедует справедливость, тех обрадуй, о Мухаммад, мучительной карой».

Таким образом дело обстояло с первым из посланников, Нухом, мир ему, который пробыл в своем народе 1000 лет без пятидесяти годов, призывая их к Аллаху, приказывая им одобряемое и удерживая их от порицаемого. Знать и высокопоставленные лица из числа народа Нуха насмехались над ним, однако он был упорным в своем призыве и говорил: «Если вы насмехаетесь над нами, то и мы посмеемся над вами так же, как насмехаетесь вы, и вы узнаете, к кому придет унижающее его наказание и на кого падет наказание долгое». Дошло до того, что люди бросили Нуху вызов, сказав: «О Нух! Ты препираешься с нами и усердствуешь в препирательстве, так приди же к нам с тем, что нам обещаешь (из наказания), если ты правдив». Они также угрожали ему, говоря: «Если ты не прекратишь, о Нух, то окажешься среди побитых камнями», то есть среди убитых путем забивания камнями.

Продолжение следует…

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top