Причисление к саляфии

prichislenie-k-salyafii

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Вся хвала воздаётся одному Аллаху. Мир и благословение печати пророков.

Большинству людей тяжело провозгласить истину:

Многие замечают пагубные следы отвратительной и порицаемой фанатичной приверженности, которую проявляют некоторые, кто превратил причисление к праведным предшественникам в повод для обособленности и раздора среди ахлю-с-Сунна, ставши “хизбом” (отделившейся группой мусульман)[1]. Но они не могут открыто порицать его из опасения за высокое место в своём кругу или из страха потерять влияние среди своих учеников или последователей!

Так слабнет истина и набирает силу ложь. Знания становятся чуждыми в обществе, а невежество — похвально, из-за малодушия или малости поборников добра… «Довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает» (25:31).

Шейхуль-ислям, да смилуется над ним Аллах, написал:  «Если Истинный Живой Поддерживающий Бог, Господь и Владыка всякой вещи, Создатель всех причин и оснований, ниспосылает доводы и доказательства, опоры и ориентиры, посредством которых руководствуется раб, прибегая к Нему за помощью и в знании сущности, — это является прямой дорогой и стезёй. Действия и движения также исходят от Аллаха. Поэтому уповающий на Него человек в своих деяниях, произнося: “Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха”, получает божественную поддержку и помощь. Объемлющее правило гласит: “Аллах ведёт прямым путём и помогает Своим рабам”.

“Довольно того, что твой Господь наставляет на прямой путь и помогает” (25:31).

В каждом знании необходим свет откровения и в каждом деянии необходима сила. Во всех знаниях и руководствах, за любой помощью и силой должны обращаться к Всевышнему Аллаху. Раб обязан просить руководства и помощи только у Него»[2].

Сегодня мы находим во многих ответах и возражениях пример, раскрывающий лицо невежества, где стремятся выявить согласие со своими ровнями и угодить своим товарищам!

Другие хотят показать себя с хорошей стороны перед своим окружением, возвышая свою личность посредством очерняющей критики в адрес оппонента!

Другие желают мести и расплаты из ненависти, подрывают доверие к знаниям мусульман и хвалят недальновидность своих единомышленников!

Зачастую ученому тяжело пойти наперекор своим последователям, шейхам и узкому кругу сторонников. По этой причине большинство из них не пытаются разъяснить им ошибки, дабы сохранить унаследованные превосходства, отстраниться от проблем и не вступать во внутренние стычки.

Данное явление сильно навредило молодёжи, которая приобретает знания, сыграло свою роль в углублении разногласий между ахлю-с-Сунной и в разобщении их рядов. Очень часто фанатичная приверженность своему окружению толкает к довольству своими сторонниками и к ненависти к тем, кто не согласен с ними. И здесь теряются такие нравы, как беспристрастность, справедливость и привязанность к истине.

Аш-Шаукани, да смилуется над ним Аллах, написал: «Иной раз гнев стаёт преградой между человеком и провозглашением истины, так же и довольство иногда приводит к лести и сокрытию правды»[3].

Аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, написал:  «Открыто признать истину — тяжелая задача. Она нуждается в чистоте намерений и в силе. Ведь искренний без силы не способен реализовать её, а сильный без искренности лишён божественной помощи. Кто же полностью соблюдает истину и призывает к ней, тот правдивейший. Если у кого-то нет возможности, то хотя бы он должен испытать огорчение и выразить осуждение в сердце. Это самое маленькое проявление веры, и нет силы, кроме как от Аллаха»[4].

Всевышний сказал: «Разве же и этим повествованием вы небрежете?» (56:81).

«Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, и тогда они тоже стали бы уступчивы» (68:9).

Так, Всевышний Аллах сделал укор за уступчивое поведение и сообщил, что те люди готовы молчать о том, о чём обязательно провозгласить. Истина представляет собой дух бытия и жизни мусульманина, залог счастья, дорогу к спасению и свет для разума. А кто ведёт себя льстиво, тот в конечном счёте упадёт и потерпит неудачу, вскоре в упадок придут народы…

Спор вокруг законности утверждений о суннитской принадлежности внешне указывает на то, что Сунна служит точкой соединения между различными толками мусульман, называющих себя суннитами. Так почему же они не изберут её средством согласия вместо того, чтобы превращать её в источник борьбы и столкновений?!

В той Сунне, к которой эти толки и секты хотят быть причислены, нет подобных конфликтов и противоречий, во-первых.

Во-вторых, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники не занимались только джихадом или призывом, либо только приобретением знаний и обучением, либо только благотворительной деятельностью или отдельным каким-либо религиозным вопросом. Что тогда можно сказать о непрерывном выискивании ошибок ученых?!

Напротив, они занимались разнообразными благими делами, куда входят разные сферы жизни мусульманина. Данный факт свидетельствует о чрезмерности тех сект в характерном им деле и об их упущении в других областях религии.

Учитывая, что фанатики и крайние приверженцы, относящие себя к Сунне, являются основой случившейся розни среди последователей Сунны, мы сегодня объясним самое большое их заблуждение, в котором уже почти не осталось ничего правильного и которое стало прикрытием для всех скрытых смут.

Их возражения ничто иное как порицаемые скверные препирания, где не ведут спокойный диалог, не разъясняют свою точку зрения на основе шариатских знаний и логических аргументов, не приводят какие-либо доказательства тех необузданных фраз!

Они не доходят до степени опровержений с противоположными примерами ни в серьёзности изложения, ни в методе, ни в аргументации.

Я нахожу в них лишь запутанность, отклонение от темы и сеяние неясностей, где «стригут всех под одну гребёнку», не смотря на такие главные мерила, как вера и неверие, праведность и греховность!

И кто оставляет десятки подлинных примеров, которые он называет редкостными, и прибегает к сравнению между позицией саляфов к аль-Джахму ибн Сафуану[5], аль-Джа‘ду ибн Дирхаму, Гайляну ад-Димашки[6], Мухаммаду ибн Саиду аль-Маслюбу, ас-Сухрурди, подвергшихся смертной казни за безбожие, и между позицией саляфов к последователям Сунны, которые допустили некие ошибки во мнениях и взглядах, тот опирается на то, что непризнанно среди ахлю-с-Сунны. Это один из видов лицемерия, когда заядло ведут споры и препираются с целью одержать личную победу и отвергнуть истину любыми возможными способами!

И кто считает общеизвестную позицию праведных предшественников к аль-Джахму ибн Сафуану, аль-Джа‘ду ибн Дирхаму, Гайляну ад-Димашки и Бишру аль-Мариси[7] одинаковой с их позицией к ошибкам последователей Сунны, которые кажутся ему таковыми, тот отклоняется от правильного пути и впадает в большой самообман, который в итоге испортит его изнутри, ведь он уже не осознает неправоту своих мыслей.

В тех возражениях не видят разницы между несхожими между собой шариатскими понятиями и не объединяют те, которые имею сходство, как например, если кто-то не различает в законоположениях шариата между сном и бодрствованием, забывчивостью и намеренностью, солёной водой и пресной, хорошим и плохим!

А кто отрицает шариатскую разницу между несхожими понятиями и случаями, тот наносит огромный вред. Он приравнивает верующего, который следует Корану и Сунне, повинуясь велению Аллаха и Его Посланника, к человеку, потакающему своим умозаключениям и философским идеям! Причем он приравнивает справедливость и упоминание достоинств вместе с недостатками — к попиранию прав под предлогом новшества “сбалансированной оценки и предостережения!”

Если бы мы сочли, в окончательном решении и оправдании, равными аль-Джахма ибн Сафуана, Ма‘бада аль-Джухани [8] и ошибившихся последователей Сунны, у которых совсем другие источники и методы получения знаний, тогда мы сочли одинаковыми верное руководство и заблуждение, добро и зло, путь к Раю и путь к адскому Огню!

Неужели не видят разницы между поборниками Сунны и настоящими еретиками, теми, кто приходит к ошибочному мнению через допустимое рассмотрение вопроса, и теми, кто вносит ложные идеи, строя догадки и возводя клевету?! Такой подход приводит к общему разладу в религиозных и мирских делах мусульман.

Вопрос тем людям:

«Каковы критерии уравнивания между ошибкой имама Малика в толковании одного из атрибутов Аллаха и между безбожием аль-Джахма ибн Сафуана, а также между толкованием аль-Аш‘ари некоторых атрибутов и между многочисленными толкованиями ар-Рази?!

Каковы критерии уравнивания между неправильной точкой зрения Ибрахима аль-Харби, Ибн аль-Джаузи и аз-Захаби о преимуществе мольбы возле определённых могил и между заблуждением приверженцев идеи о “единстве бытия и божественном воплощении” и рафидитов, которые взывают к мертвым и поклоняются возле гробниц?!

Каковы критерии уравнивания между заблуждением неверием аль-Джахма ибн Сафуана в вопросе имён и атрибутов Аллаха, предопределении, и между ошибочными словами Ибн Хиббана: “В своей основе, мусульмане правдивы и порядочны в передаче хадисов и сообщений”»?!

Сюда входят и другие позиции, которые они расценивают как новшество, например: правило “понимание фраз с общим смыслом посредством пояснённых”, никто из мусульман не считал это правило новшеством до этих людей. Либо признание надёжности последователей Сунны, без дискредитации и подрыва доверия! Разве можно это сравнить с неверием и заблуждением аль-Джахма ибн Сафуана, аль-Джа‘да ибн Дирхама и Мухьид-дина ибн Араби?! Разве в шариате, затем среди ахлю-Сунны, затем среди рассудительных верующих, равны эти две категории? — Конечно же нет!

Мы напоминаем им слова Всевышнего: «Почему, когда вы услышали эти (ложные слухи), вы не сказали: “Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это – великая клевета”?» (24:16).

«Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока не разъяснит им, чего они должны опасаться» (9:115).

В действительности, в тех возражениях не учитывают различие между Сунной в абсолютном значении и Сунной в конкретном значении, между значением термина «ахлю-с-Сунна» среди простых мусульман и его значением среди ученых.

Простой мусульманский народ подразумевают под «суннитами» всех, кто не является шиитом рафидитом. Но ученые включают сюда только тех мусульман, которые говорят: «Коран не сотворён», «Всевышнего Аллаха смогут увидеть в Последней жизни», верят в предопределение и остальные основы ислама.

Поэтому, когда они считают последователей Сунны, которые не согласны с ними в некоторых вопросах, подобными джахмитам, рафидитам, хариджитам и сторонникам идеи о «единстве бытия и божественного воплощения», тем самым понимают термин «ахлю-с-Сунна» согласно третьему новому значению, относительно которого нет доводов в шариате!

Этой мысли свойственны очень пагубные последствия, поскольку те фанатики не делают различия между суннитом саляфитом, который противоречит им, и между рафидитом и другими заблудшими еретиками! Иногда даже считают его более опасным, чем рафидит, а потом ищут пути, как избавиться от него, хоть и при содействии рафидитов, особенно, если они находятся у власти!

Итак, Сунна делится на два вида: Сунна в общем значении и в конкретном. Порой под фразой «ахлю-с-Сунна» имеются в виду убежденные в истинности правления и в достоинствах четырёх халифов. К ним относятся все группы мусульман, кроме рафидитов. А иной раз имеется в виду мусульмане, которые следуют хадисам и Сунне явно и внутри.

И если мы, например, говорим: «Имам Малик и аль-Бухари — из ахлю-с-Сунна», и также если мы скажем: «Абд-ар-Рахман ибн аль-Джаузи и Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари тоже из ахлю-с-Сунна».

Без сомнений, разница между ними в соблюдении Сунны велика.

Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали. Среди них есть такие, которые несправедливы к самим себе, умеренные и опережающие других в добрых делах с дозволения Аллаха. Это и есть большая милость» (35:32).

Мусульманин бывает полноценным верующим, благочестивым, либо несправедливым к самому себе, либо умеренным, либо опережающим других в добрых делах. Хотя известно, что несправедливые к самим себе имеют разные степени: одни оставляют некоторые обязанности, другие не выполняют большую часть религиозных предписаний.

Умеренные также различны. Даже если такой человек совершает все исламские обязанности и сторонится запретных вещей, то ведь это зависит от того, насколько близок он к Посланнику в смиренности, искренности, в следовании священным текстам.

Опережающие других в добрых дел тоже отличаются друг от друга. Они превосходят остальных по мере множества праведных деяний, о количестве которых знает только Аллах. К примеру, Абу Бакр ас-Сиддик превзошёл в этом Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах.

Значит, людям характерно взаимное отличие в отношении веры, любви к Аллаху и покорности Ему, смиренности, обращения сердцем и упования, в повелении одобряемого и запрещении предосудительного, в джихаде на пути Аллаха.

Одни ведут борьбу на пути Аллаха своим имуществом, самим собой, словами. Другие уступают им в этом. Разве мы можем уравнять последователей Сунны и единой общины абсолютным образом?!

И если допустимо различие людей по степени исповедования ислама и силы веры, как ясно сообщается в выражениях имамов и ученых, то конечно же они различны в своём причислении к «ахлю-с-Сунна».

Вот почему Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Таковы убеждения последователей Сунны в особом значении и всех остальных, кто причислен к Сунне и единой общины, из кулябитов, каррамитов, аш‘аритов и салимитов»[9].

Он разъяснил, что перечисленные секты относятся в некой мере к Сунне и единой общине.

Шейхуль-ислям, да смилуется над ним Аллах, отметил в других местах своих книг, что некоторые мусульмане, которые относятся к ахлю-с-Сунне, и противоречат Сунне в определённых вопросах по причине незнания или ошибочного обоснования, считаются одними из «последователей хадисов».

Он, да смилуется над ним Аллах, написал: «Аль-Аш‘ари больше выражал несогласие с ними, чем дарариты, до такой степени, что он склонился к мнению Джахма в данном вопросе. Однако он имел связь с Сунной, хадисами, имамами Сунны, такими как Ахмад и другие, отстаивал высказывания имамов, в отличие от тех сект. Поэтому аль-Аш‘ари и подобные ему верующие считаются одними из “мутакаллимитов ахлюль-хадис”. Они были лучшими из всех этих толков и сект и самыми близкими к Корану и Сунне.

Но его познания в науке хадисов и в Сунне являлись обобщёнными, а знания о логических рассуждениях — детальными. По этой причине у него оставались некие взгляды из му‘тазилитских принципов. Потом этих и других неправильных взглядов стали придерживаться вместе с ним те, кто причисляется к Сунне и хадисам, из числа последователей имамов, из сторонников Малика, Абу Ханифы, аш-Шафи‘и и Ахмада»[10].

Шейхуль-ислям Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, говорил об аль-Аш‘ари, а не об аш‘аритах. Ведь аш‘ариты делятся на две группы: первая склоняется к приверженцам Сунны и единой общины; им свойственны убеждения, изложенные в книги “аль-Ибана”, и мнения прежних аш‘аритских ученых. Вторая — аш‘ариты поздних поколений, которые питают склонность к му‘тазилитам. Об этом упомянул Ибн Хальдун в «аль-Мукаддима».

Шейхуль-ислям, да смилуется над ним Аллах, написал:  «Те же из них, кто придерживался убеждений, изложенных в книге аль-Аш‘ари “аль-Ибана”, и не выявил противоположных воззрений, считаются из ахлю-с-Сунны. Но просто причисление к аль-Аш‘ари представляет собой нововведение, в особенности, если этим хотят выразить достоинство всех, кто называет себя аш‘аритом, и открывают двери зла»[11].

Мусульманин не должен обольщаться названиями и принадлежностями. Пусть не отстраняется от добрых деяний и хороших слов из-за каких-то личностей, партий и лозунгов, и пусть готовиться к Судному дню!

Разница между условным следованием Пророку, когда лишь причисляют себя к Сунне, и между настоящим следованием ему:

Как известно, некоторые люди называют себя мусульманами, но в реальности лишь личное название связывает их с исламской религией. Другие относят себя к аш‘аритам, хотя не имеют никакого отношения к аш‘аризму.

Из них также есть и те, кто причисляет себя к саляфии, а в действительности далеки от праведных предшественников. Их можно назвать так с точки зрения нового течения, поскольку сейчас понятие «саляфии» стало общим.

По сути, мусульмане причисляются к своим толкам и сектам в трёх аспектах:

  1. Либо ради мирских интересов и материальных средств.
  2. Либо лишь внешне, одеянием и повадками, не придерживаясь принципов.
  3. Либо на самом деле, будучи носителем основ и главных идей своей общины, искренне прилагая усилия для её распространения.

Причисление к саляфии тоже имеет такое деление. Есть саляфиты, которые стремятся к собственной выгоде. Они лишь занимаются коммерческой практикой от имени саляфии, например, продают кассеты и книги шейхов…

Существуют также образные саляфиты. Они ассоциируют саляфию с внешними особенностями и одеждой, враждуют с теми, кто оставляет её, и поддерживают тех, у кого соответствующий вид. Но они ничего не знают о вероубеждении ахлю-с-Сунны, об их поведении и нравах.

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, написал: «Из своего коварства, шайтан велит им, чтобы они всегда имели один вид и носили одну одежду, выглядели и ходили определённым образом, находились с определённым шейхом и придерживались придуманных методов. Он обязывает их соблюдать это словно религиозные предписания. И теперь они постоянно ведут себя так, порицают и очерняют тех, кто поступает иначе….

Те люди стараются сохранить свои отличия вместо того, чтобы следовать шариату и реализовывать истину. Они не отходят от новшеских правил, и не хотят быть вместе ни с обладателями знаний и понимания, ни с поборниками истин. Ведь приверженцу истину больше всего противно ограничивать себя выдуманными обычаями и стереотипами…»[12].

Такое можно найти среди некоторых простых саляфитов и некоторых тех, кто побуждает их к этому. Я имею в виду характерную одежду и характерные обычаи, даже если положение других групп мусульман намного хуже и печальней.

Есть подлинные саляфиты, которые опираются на шариатские доказательства и фактически призывают к единобожию на земле. Они не строят свой призыв на разногласиях в фикхе и тонкостях науки хадисов, не цитируют красивые речи ученых о единобожии, поступая им наперекор.

Подлинные саляфиты практически руководствуются Кораном, Сунной и единогласием, словом и делом, а не болтают языком и спорят посредством имён каких-то личностей и крайней привязанности к ученым!

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, написал:  «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призывают к Аллаху согласно убеждению” (12:108).

Данный аят указывает, что его последователи являются дальновидными и осведомлёнными. Они сознательно убеждённо призывают к Аллаху. И кто не из них, тот не следует ему в действительности и в соответствии, даже если он причисляет себя к нему и утверждает о своём следовании Сунне»[13].

Когда кто-то называет себя саляфитом или одним из ахлю-с-Сунны валь-джама‘а, это не принесёт ему никакой пользы, если он фактически не следует Пророку, мир и благословение Аллаха ему и его семье, явно и внутри.

Самый почитаемый перед Аллахом — самый богобоязненный верующий, из какой бы группы и расы людей он ни был. Несомненно, наибольшая богобоязненность достигается, если мусульманин по-настоящему является одним из последователей Сунны и единства.

Один из предшественников, Абу аль-Алия, да смилуется над ним Аллах, сказал:  «Я не считаю одно из этих двух благ более большим для меня (то есть они оба для меня велики): то, что Аллах привёл меня к Исламу, или то, что он отдалил меня от этих порочных взглядов?»[14].

Учитывают значения, а не словесные утверждения. Ведь Всевышний Аллах сказал:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).

Данные аяты разъяснили дорогу богобоязненности. Она заключается в совершении велений Аллаха и в отстранении от всего запретного в шариате. Всевышний Господь велел следовать Посланнику r, повиноваться ему и любить, а также подчиниться его решениям, ибо это великое проявление богобоязненности.

Он запретил противоречить Посланнику r, непочтительно относиться к нему и потакать пристрастиям. Эти поступки очень предосудительны в исламской религии. Всевышний сказал: «Вашим Покровителем является только Аллах, Его Аллах и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (5:55 – 56).

Различающий суть слов и действий не обольщается именами и названиями:

Некоторые люди превращают причисление к саляфизму в мерило оценки других и признания надёжности в получении у них знаний. Они не смотрят на источники слов и действий, на самом ли деле исходят из священных текстов или нет?

Они соперничают за имена, и говорят о себе: “Я — саляфит”, а других называет “псевдо-салафитами” или иными прозвищами, чуждыми им. Всё это фальшь и обман, которые не могут заменить правду.

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал:  «Многие люди причисляют себя к Сунне или хадисам, либо к следованию пути саляфов или имамов, либо к мазхабу имама Ахмада или других имамов, либо к мнению аль-Аш‘ари или других, хотя в его высказываниях нет ничего, что бы соответствовало мнению тех, кто называет себя их последователями. Знание этого правила очень полезно»[15].

Некоторые люди обольщаются выражениями о принадлежности к саляфии:

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обратился к курайшитам и сказал: “О курайшиты (или же он сказал нечто подобное), купите самих себя[16], ибо я никак не смогу избавить вас от (наказания) Аллаха! О бану ‘абд манаф[17], я никак не смогу избавить вас от (наказания) Аллаха! О ‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб[18], я никак не смогу избавить тебя от (наказания) Аллаха! О Сафиййа, тётка посланника Аллаха, я никак не смогу избавить тебя от (наказания) Аллаха! О Фатима, дочь Мухаммада, я никак не смогу избавить тебя от (наказания) Аллаха! Проси у меня чего хочешь из моего имущества, но я никак не смогу избавить тебя от (наказания) Аллаха!”»[19].

Ученые дали множество пояснений по поводу смысла данного хадиса, и возможно самые лучшие слова о нём написал Ибн Раджаб аль-Ханбали в “Джами‘ аль-улюм ва аль-хикам”. Причем в этом хадисе не отрицается заступничество.

Здесь содержится наставление тем, кто связан с пророческим родом, дабы они не обольщались такой принадлежностью, и не оставляли хорошие речи и добрые деяния.

Это в свою очередь служит доводом того, что любому, кто просто причисляет себя к саляфам и Сунне, не принесёт пользу такое утверждение, если ему не присущи хорошие речи и добрые деяния.

Причисление к праведным предшественникам для реализации их религиозного курса истинно, точно так же как и обязательность следования им. Но если говорят: «саляфиты», из фанатизма и слепой приверженности, или испытывают людей посредством этого имени, или горделиво и с пренебрежением относятся к ним, то это — из призывов и лозунгов «времён невежества».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:  «Поистине, Аллах внушил мне, чтобы вы были скромными, — когда никто не обращается высокомерно к другим и никто не чинит несправедливость к кому-либо»[20].

Ибн Хиббан, да смилуется над ним Аллах, в своём сборнике «ас-Сахих», написал:

«Глава: Сообщения о том, что причисление к пророкам окажется бесполезным и безрезультатным для тех, кто называет себя их последователями, — кроме как посредством богобоязненности и праведных деяний»[21].

Отречение праведных предшественников от многих, кто причислил себя к ним:

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «К каждому имаму причисляют себя какие-то люди, к которым он не имеет никакого отношения. Например, некоторые люди причисляют себя к Малику, аш-Шафи‘и и Абу Ханифе, однако не имеют никакой связи с ними.

К тому же некоторые заявляют о своём следовании Мусе и Исе, хотя абсолютно далеки от них. Другие заявляют о своём следовании Али ибн Абу Талибу, хотя между ними нет никакой связи. К нашему Пророку, мир и благословение Аллаха ему и его семье, причисляют себя каррамиты, батыниты и другие еретики и лицемеры, к которым он не имеет никакого отношения»[22].

Всевышний сказал: «Когда те, за кем следовали, отрекутся от тех, кто следовал за ними, и увидят мучения, связи между ними оборвутся» (2:166).

Аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, в своём «Тафсире», написал:

«По одному из мнений, это касается всех тех, за кем (неправдиво) следуют. “Связи между ними оборвутся” — уже не будет между ними ничего, что внешне связывало их в мирской жизни»[23].

Ибн Абу аль-Изз аль-Ханафи, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Таким было настоящее мнение имама Абу Ханифы в вопросе о нахождении Аллаха и Его Трона. При этом не следует обращать внимания на слова тех, кто относит себя к мазхабу Абу Ханифы, но не принимает вероубеждения имама, так поступали последователи многих течений — му‘тазилиты и другие, называвшие себя ханафитами, но при этом они противоречили многому из того, что исповедовал сам имам. Так это было и с Маликом, аш–Шафи‘и и Ахмадом, когда те, кто считал себя их последователями, противоречили часть того, во что верили эти имамы. Свидетельством этому является известный случай, когда имам Абу Йусуф требовал от Бишра аль-Мариси покаяния, который отрицал что Аллах находится на троне, эту историю передал Абд-ар-Рахман ибн Абу Хатим и другие»[24].

Очень часто некоторые мусульмане называют себя “саляфитами”, при этом говорят и делают то, что не одобряли саляфы, не произносили не совершали.

Как выходит причисляющийся к саляфии из его круга?

Порой человек утверждает, что является саляфитом и приверженцем Сунны, но полностью противоречит этому своими словами и действиями. Поэтому смотрят на практическое следование, а не только лишь на утверждение.

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Иногда к Исламу причисляют себя те, кто, обладая великим поклонением, отходит от него (от его законов…), до такой степени, что Пророк r велел убивать их. Отсюда выясняется, что в нынешние времена есть причисляющие себя к Исламу и Сунне, которые, также, отклоняются от их установлений. И даже о своём следовании Сунне объявляют те, кто не является из числа её последователей, а иногда вообще поступает ей наперекор. Это происходит по нескольким причинам, например, из-за чрезмерности, которую Аллах осудил в Своей Книге, из-за раскола и разногласий, о которых упомянул Всевышний в Своей великой Книге»[25].

Некоторые люди обольщаются сторонниками своего мазхаба или вероучения и противоречат своим имамам: Чтобы причислить мнения и убеждения к определённому толку или к правовой школе либо к определённому имаму, необходимо привести их высказывания и процитировать тексты из их книг. Ведь иногда человек необоснованно приписывает вероучениям и имамам некие мнения. По этой причине в упадок пришли правовые школы имамов, поменялись и уже сохранились только в названии. Такое можно найти в книгах по фикху и убеждениям. И многие примеры этому выявляются во всех толках, особенно среди сект, философски или логически рассуждающих о религии.

К примеру, многие ашаритов-шафиитов говорят:  «Сказали наши сторонники мазхаба или единомышленники…». Люди подумают, что таково мнение шафи‘итов, поскольку у него шафи‘итская школа. Но данное мнение не принадлежит ни аш-Шафи‘и, ни шафи‘итским имамам.

Вот почему некоторые шафииты, такие как имам аш-Ширази, из осторожности разделял в своих выражениях между “сказали наши сторонники мазхаба” и между “сказали аш‘ариты”, как пишется в «ал-Люма» (стр. 13) и в «ат-Табсира» (стр. 105).

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал:  «Когда один из них (мутакаллимов)[26] причислил себя к какому-то имаму в области знаний: Малику, Абу Ханифе, аш-Шафи‘и и Ахмаду, и составил книгу в данном вопросе, он говорит: “Сказали наши единомышленники по мазхабу”, “Мнения наших (ученых, шейхов…) сторонников мазхаба разошлись”. Он подразумевает сторонников, которые погрузились в рассуждения и споры, а не учеников этого имама. Ведь между ними есть общность и различие. Иной раз человек имеет отношение лишь к первой стороне, но не ко второй, и наоборот. И возможно в нём совмещаются два качества.

Это присутствует во многих последователях всех имамов. Ты находишь, как один из последователей Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и и Ахмада говорит: “Наши (ученые…) сторонники мазхаба разошлись во взглядах относительно самых главных обязанностей”. Подобные фразы неправильны (относительно имамов) только с этой точки зрения»[27].

Ошибка тех, кто следует причисленным к кому-то мнениям, как будто текстам Корана и Сунны: Некоторые, кто называет себя «саляфитами» совершают ошибки, чуждые пути саляфов, по многим причинам. Например, передаёт мнение от одного из предшественников, затем приписывает его всем им. Однако через подробное рассмотрение вопроса становится ясным, что приведённое мнение слабое или непринятое у большинства саляфов.

Или же предшественники осудили конкретного представителя толка, а он порицает всех его представителей, либо они произнесли общие фразы, а тот ограничивает их или действует в противовес им, и так далее.

Саляфиты тоже, как и остальные мусульмане, не защищены от ошибок. Единогласие праведных предшественников в шариатском вопросе является доводом для других. А вот если они имеют разные мнения, то их взвешивают на весах Корана и Сунны. И уже при изучении и предпочтении различается уровень познаний.

Бывает, саляфит придерживается мнения, о котором никто не говорил из признанных ученых, — только исходя из сделанного им вывода, где у него нет имама. Потом он причисляет данное мнение ко всем праведным предшественникам. Или же придерживается слабого мнения одного из предшественников, которое не подкрепляют достоверные шариатские тексты. Или же принимает мнение саляфов, и затем добавляет к нему что-нибудь либо убирает важные детали, либо неправильно понимает. Сюда входят и другие ошибки, которые могут случиться с каждым.

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал:  «Некая группа мусульман, которые причислили себя к Сунне, проявили почтение к Сунне и шариату, думая, что руководствуются в этом вопросе священными текстами, собрали воедино хадисы об атрибутах Аллаха. Одни из них ложно придуманы, другие ближе к измышлению, третьи ближе к достоверности, четвёртые — неясные. Они вывели из этих хадисов убеждения и составили целые книги. А некоторые даже обвинили в неверии тех, кто не согласен с указаниями данных хадисов»[28].

И кто фанатично привержен своему имаму, не учитывая шариатские доказательства и доводы, или без всяких аргументов отдаёт предпочтение мнению своих сторонников, тот имеет долю в этом отвергаемом поступке. В наши дни некоторые последователи саляфию прокручивают у себя в уме: “Праведные предшественники не подражали никаким личностям, всегда шли вслед за истиной и сообразно доказательству. И я следую им”. Однако в реальности он бездоказательно отстаивает высказывания ученых, саляфитов. И когда затрагивает тему превозношения личностей и праведников, слепого фанатизма и порицаемого подражания, он отрицает эти пагубные недостатки в отношении себя, зато обвиняет других, хотя сам погряз в них по уши!

Некоторые невежды и недальновидная неопытная молодёжь утверждают о своём следовании шейхам, а потом, прикрываясь этим, оценивают надёжность мусульман, очерняют призывающих и получающих знания.

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Имамы, такие как Малик, Ахмад, Ибн аль-Мубарак, Хаммад ибн Зейд, аль-Авза‘и и другие, говорят слова о порицании, бойкотировании и наказании в адрес еретиков, по воле Всевышнего Аллаха. Эти высказывания услышали группы мусульман, которые следуют им и подражают. Затем они во многих ситуациях путают Сунну с нововведением, и даже вероятно меняют местами, считая новшество, порицаемое теми имамами, Сунной, а Сунну, одобряемую ими, новшеством.

Тем самым они впадают в нововведения и враждебность касательно суннитского пути их имамов, а также проявляют поддержку и любовь к пути еретиков, которых те ученые велели наказывать. Этот неверный подход обязывает подражающих последователей обвинить своих имамов в неверии, произнести проклятие и отречься.

Иногда они проклинают еретиков, и это проклятие оборачивается против них самих в противоположность тому, чему подвергается верующий (из нападок и обид). Пророк r сказал: «Разве вы не видите, как Аллах отдаляет от меня оскорбления курайшитов. Они ругают осуждаемого человека, а я же хвалимый (Мухаммад)!»[29].

В настоявшее время наоборот, некоторые люди ругают еретиков, но подразумевают других. В этом случае сами являются еретиками, подобно тому, кто проклинает притеснителей, хотя сам притеснитель, или одного из беззаконников.

Обо всём этом сообщается в словах Всевышнего: «Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом…» (35:8).

И тех, кого саляфы сочли последователями Сунны: всех мусульман, которые придерживается Корана, Сунны и единогласия в понимании праведных предшественников, имеют такие же убеждения, как и у них, эти люди считали приверженцами нововведений.

И тех, кого современные имамы Сунны сочли суннитами, эти люди считали приверженцами нововведений!

Оскорбления этих людей и поношения в адрес тех мусульман означает оскорбление и умаление достоинства тех, кто их счёл одними из ахлю-с-Сунны!

Их обвинениями в первую очередь отвергают высказывания имамов Сунны и саляфов. Речь Ибн Таймийи полностью ясна в отношении этих людей и подобных им.

При этом они противоречат многим ученым нашего времени, например: аль-Аббаду, представителям постоянного комитета, муфтию и десяткам других учёных…

Они поступают вопреки основам ахл ю-с-Сунны, когда считают мусульман, которые следуют Сунне с точки зрения слов и действий, руководства и доказательств, приверженцами нововведений!

Это указывает на неосведомлённость и малость знания.

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «А что касается того, чтобы причисление к саляфам было из явных отличий еретиков, то это без сомнений ложно. Это может произойти только в случае, если распространено невежество и мало знаний»[30].

Среди этих людей приумножилось невежество и уменьшились знания до такой степени, что они стали сравнивать противоречащих им братьев из ахлю-с-Сунны с аль-Джахмом ибн Сафуаном, о неверии которого объявили предшественники, с рафидитами, хариджитами, сторонниками идеи о единстве бытия. Разве это не чрезмерность и крайность? Это преступление, совершаемое от имени Сунны!

Такая аналогия неправильна даже относительно аш‘аритов, и тем более в отношении последователей Сунны саляфитов!

Безусловно, иногда о своём следовании Сунне заявляет тот, кто далёк от неё. Об этом узнают по его еретическим источникам и основам. Даже если он утверждает о суннитской принадлежности, то ведь он не цитирует слова имамов Сунны и не идёт по их пути в области шариатских знаний.

Это различие очевидно для тех, кто с ясностью может отличить Сунну от нововведений.

В завершении я воздаю Аллаху хвалу за Его содействие, и да благословит Аллах и приветствует Его раба и Посланника Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Скачать в формате PDF (0.3 MB)
Сноски

[1] К примеру, Ибн Усаймин назвал их «хизбом ас-саляфитов». Он сказал:

«Без сомнений, все мусульмане обязаны следовать пути праведных предшественников, а не причислять себя к определённому хизбу (отделившейся группе людей), который называется «саляфиты». Вся исламская община должна идти по курсу праведных предшественников, а не примыкать в качестве партийности к тем, кто называет себя «саляфитами». Заметьте различие!

Есть путь праведных предшественников и есть хизб под названием «саляфиты», у которых неправильное понимание саляфии. На самом деле, они не знают особенностей праведных предшественников, за которыми нам велел следовать Аллах. При этом во множестве священных текстов говорится о необходимости придерживаться их пояснений, разъясняющих высказываний и полезных самостоятельных решений, которые не противоречат ни ясным аятам Корана, ни достоверной Сунне.

По причине неосведомленности расхождение имеет место в отличительных чертах и нравах, которыми обладали первые три лучших поколения верующих. И противоречия будут по мере этой неосведомленности, так же как практическое следование будет по мере знания. И кто лучше осведомлён об их положении и лучше знает их убеждения и слова, тот ближе к ним и больше следует им, как сказал Господь, Слово Которого исполнилось правдиво и справедливо: «…и те, которые последовали за ними с искренностью».

Дабы было более чёткое представление, приведём слова Ибн Таймийи, да смилуется над ним Аллах, написанные им:

«А вот мутакаллимиты, которые в целом признают (имена и атрибуты Аллаха) из числа кулябитов и ашаритов вместе с фукаха, суфиями и сторонниками школы хадисов, в общем не умаляют достоинство предшественников, и даже порой согласны с ними в большей части убеждений. Однако любой из тех людей, кто лучше осведомлён в области хадисов, — больше знает о религиозном пути саляфов и неуклонней следует ему. Каждая группа мусульман проявляет почтение к предшественникам по мере своего руководства Сунной и отдаления от нововведений». См. «Маджму‘ аль-фатава» (4/155).

Перед тобой эти содержательные цитаты и полезные изречения:

  1. Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Здесь подразумевается, что многие мусульмане поздних поколений “не осознают смысла слов предшественников и имамов. Некоторые глубоко уважают их и заявляют, что следуют за ними, но в действительности противоречат им, даже не догадываясь об этом!”» См. «Маджму‘ аль-фатава» (3/349).

  1. Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Поэтому многие имамы и предшественники исламской общины впадали в подобные случаи. Им принадлежат высказывания, основанные на самостоятельном мнении, которые расходятся с тем, что установлено в Коране и Сунне» См. «Маджму‘ аль-фатава» (3/349).

  1. Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Многие муджтахиды из числа предшественников и их последователей (халяфов) говорили или делали то, что является новшеством, и не знали об этом либо по причине слабых хадисов, которые они посчитали достоверными, либо исходя из аятов, которые они поняли не в соответствии с истинным значением, либо из собственного мнения, которое показалось им верным, хотя в вопросе были шариатские тексты, недошедшие до их сведения» См. «Маджму‘ аль-фатава» (19/191).

  1. Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Каждый, кто пришёл к какому-то мнению, правильному на его взгляд, говорит: “Таково мнение саляфов, поскольку саляфы имеют только правильные мнения. А эта (моя) позиция правильна”.

Именно такая мысль даёт еретикам смелости думать, что все они следуют пути саляфов. Человек, который произносит упомянутые слова, сам себя порочит, ведь он причислил себя к вероучению предшественников, не приведя от них никакие высказывания, а просто утверждает, что его мнение — истина» См. «Маджму‘ аль-фатава» (4/151).

[2] См. «Маджму‘ аль-фатава» (2/19).

[3] См. «Найль аль-аутар» (2/334).

[4] См. «Сияр а‘лям ан-нубаля» (11/233).

[5] Абу Мухриз Джахм ибн Сафван ар-Раси, глава джахмитов, жил во времена младших последователей (сигару-т-таби’ин). Аз-Захаби сказал о нем: «Я не знаю, чтобы он передал что-либо из хадисов, однако он посеял много зла». Ат-Табари, описывая события 128 года хиджры, упоминает, что Джахм исполнял функции секретаря при аль-Харисе ибн ас-Сурейдж, который объявился в Хорасане в конце периода правления Омеййядов. Автор книги «Аль-Фарк бейна-ль-Фирак» пишет: «Джахм поддерживал заблуждения аль-Хариса, о которых мы упоминали и которые состояли в том, что он поднял оружие и воевал против правителя.

Что касается вероубеждения, то его основы Джахм воспринял от некого Джа’да ибн Дирхама, еретика, который первым высказал еретическую идею о сотворенности Корана, и утверждал, что «Аллах не брал Ибрахима себе в друзья и не разговаривал с Мусой разговором». Сей духовный наставник Джахма был убит Халидом ибн Абдуллахом аль-Кысри, наместником халифа Хишама ибн Абд-аль-Малика в Ираке. Халид ибн Абдуллах вышел к праздничному намазу, ведя за веревку Джа’да ибн Дирхама, и затем, прочитав людям проповедь, сказал: «О люди, забивайте ваших жертвенных животных, я же приношу в жертву Джа’да ибн Дирхама, ведь он утверждает, что Аллах не взял Ибрахима другом и не разговаривал с Мусой разговором». Затем Халид ибн Абдуллах спустился и собственноручно казнил Джа’да ибн Дирхама. Это произошло в день Праздника аль-Адха, в 119 году хиджры.

Джахм перенял от Джа’да ибн Дирхама его вероубеждение, которое получило название джахмизм, ибо Джахм был тем, кто распространил его.

Джахм ибн Сафван был убит Сальмом ибн Ахвазом, начальником полиции, в городе Марве, в 128 году хиджры» См. «Акида Уаситийя с разъяснением аль-Фаузана» (207–209).

[6] О нем и его убеждении, подробнее можете читать книгу аль-Лялякаи «Разъяснение основ вероубеждения последователей Сунны» (№ 1160–1165).

[7] Бишр ибн Гияс аль-Мариси. Его прозвище происходит от аль-Мариса, одного из селений Египта. Этот человек высказался о сотворённости Корана. Также от него передаются и другие отвратительные высказывания, из-за которых большинство ученых обвинили его в неверии. (Умер в 219. г. х.).

[8] О нем и его убеждении, подробнее можете читать книгу аль-Лялякаи «Разъяснение основ вероубеждения последователей Сунны» (№ 991–996).

[9] См. «Минхадж ас-Сунна» (2/302).

[10] См. «Дарут-та‘аруд аль-акль ва ан-накль» (7/462).

[11] См. «Маджму‘ аль-фатава» (6/360).

[12] См. «Игасат ал-ляхфан» (1/126).

[13] См. «Мадаридж ас-саликин» (2/482).

[14] Это изречение передали Абд-ар-Раззак в «аль-Мусаннаф» (10/153) и Абу Ну‘айм в «Хильят аль-аулия» (2/268).

[15] См. «аль-Асфаханийя» (стр. 109).

[16] То есть освободите самих себя.

[17] Бану ‘абд манаф — один из курайшитских родов.

[18] ‘Аббас ибн ‘Абд аль-Мутталиб — дядя Пророка, мир и благословение Аллаха ему и его семье.

[19] Этот хадис передали аль-Бухари в «Сахих» (3/1298, № 3336) и Муслим в «Сахих» (1/192, № 204). Таким образом, каждый сам должен стараться защитить себя от наказания Аллаха с помощью повиновения Ему и Его посланнику, и совершения добрых дел, и никто другой не может помочь ему в этом.

[20] Этот хадис передали Муслим в «ас-Сахих» (4/2198, № 2865) со своим иснадом от Ийяда ибн Хаммара.

[21] См. «ат-Такасим валь-анва‘» (2/411).

[22] См. «аль-Джами‘ ли ахкам аль-Куран» (2/206).

[23] См. «Маджму‘ аль-фатава» (3/184).

[24] См. «Комментарии к вероучению имама ат-Тахави» (229) 1-ое изд «HIKMA»? 2014.

[25] См. «Маджму‘ аль-фатава» (3/383).

[26] Сторонники калама. «Калам — это религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах и отдают им предпочтение перед священными текстами. При этом они обосновывают свой подход тем, что логические аргументы не вызывают сомнений, тогда как священные тексты носят гипотетический характер. Или же они заявляют, что доказательства из священных текстов не приемлемы в дискуссиях с противниками Ислама, что побуждает их прибегать к логической аргументации. Однако такой подход противоречит тому пути, которым шли сподвижники, поскольку они отдавали предпочтение священным текстам Корана и Сунны над любыми логическими доводами и мнениями людей. И поскольку методы мутакаллимов — последователей калама — не нашли своего отражения в методологии сподвижников, они считают, что те не в совершенстве изучили основные положения религии, поскольку были заняты войнами на пути Аллаха и прикладывали усилия для того, чтобы защитить религию. Они полагают, что их путь является более грамотным и более совершенным, чем путь сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тем самым, они умаляют их достоинства, называют их познания в области основ религии несовершенными, а их усилия на этом пути — неполноценными. Подобное отношение к ним несовместимо с позицией приверженцев Сунны и единой общины, которые убеждены в том, что путь сподвижников – самый правильный, самый грамотный, самый совершенный. Они также считают, что их воззрения были правильными и истинными, тогда как все, что противоречит им, является заблуждением. Из всего сказанного становится ясно, что притязания мутакаллимов и прочих еретиков на принадлежность к приверженцам Сунны и единой общины, являются несправедливыми и порочными». См. комментарий № 5 к Книге «Идеальные правила, относящиеся к прекрасным именам и качествам Аллаха».

[27] См. «Дар’у ат-та‘аруд» (4/8).

[28] См. «Маджму‘ аль-фатава» (16/432).

[29] См. «аль-Истикама» (1/14).

[30] См. «Маджму‘ аль-фатава» (4/156).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top