Приобретение знаний во всех шариатских науках

priobretenie-znanij-vo-vsex-shariatskix-naukax

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

«Существуют разные шариатские науки, и некоторые из них зависимы от других. Поэтому кто хочет утвердиться в знаниях, тот должен узнать о различных шариатских науках. К примеру, для изучения тафсира, фикха и акыды необходимо знать арабский язык. При этом фикх напрямую связан со знанием „правовых основ и правил“, «принципов отличия достоверных хадисов от слабых».

Возможно, некоторые мусульмане начинают изучать какую-то определенную науку, а затем прилагают свои усилия в данной области и всю свою жизнь посвящают одной сфере исламских знаний. Однако это мешает им постичь остальные науки.

Но более удивительно, что, возможно, некоторые мусульмане все свое время занимаются изучением знаний «из разряда средств» или каких-то вспомогательных наук, которые преграждают ему путь для достижения цели, познания основных наук, таких как единобожие, тафсир и фикх.

Так, есть ученые, которые известны знанием одной из наук благодаря своим усилиям и стараниям, однако практически никто не может сказать, что он является знатоком в других областях Шариата.

Шейхуль-ислам написал («Минхадж ас-Сунна», 4/304): «Как известно, человек, который стремится к чему-то одному, способен достичь большего, чем тот, кто стремится к разным делам»

Ар-Рахиб аль-Асбахани сказал («Аз-Зариа иля макарим аш-шариа», стр. 236): «Разумному человеку не подобает пренебрегать чем-либо из наук. Напротив, он должен взять из каждой из них все необходимое и отдать должное им».

Абу Хатим Сахль ибн Мухаммад ас-Сиджистани [умер 255 г.х.] рассказал: «К нам прибыл гос. деятель из жителей Куфы. И я не видел более умелого деятеля в правительственных делах, чем он. Я зашел к нему, поприветствовав. А он обратился ко мне со словами: „О Сиджистани! Кто является вашими учеными в Басре?“.
Я ответил: «Аз-Зияди — самый знающий из нас о науке аль-Асмаи (о поэзии, диалектики). Аль-Мазини — самый знающий из нас о грамматике арабского языка, Хиляль ар-Рай — в области фикха, Аш-Шазакуний — в области хадисов. Я же, да проявит Аллах к тебе Свою милость, причисляюсь к науке о Коране. Ибн аль-Кальби — лучше всех из нас знает письменность.
Тогда тот человек сказал своему писарю: Завтра собери всех их у меня».
И на следующий день мы собрались у него. Он спросил: «Кто из вас аль-Мазини?».
Абу Усман сказал: «Вот это я! Да проявит Аллах к тебе Свою милость».
Тот спросил: «Считается ли действительным освобождение одноглазого раба для искупления „за клятву о запретности жены“?».
Аль-Мазини ответил: «Я не знаток фикха, да проявит Аллах к тебе Свою милость, а знаток арабского языка».
Тогда тот обратился: «Аз-Зияди, как следует составить договор между мужем и женой, если он дает развод ей при условии выплаты третьей части махра?».
Аз-Зияди ответил: «Это не входит в мои знания, а относится к компетенции Хиляля ар-Рая.
Тогда тот спросил: „О Хиляль! Сколько хадисов Ибн Аун передал с цепочкой от аль-Хасана?“.
Хиляль ответил: «Я не знаю об этом, это относится к знаниям аш-Шазакури».
Тот обратился к нему с вопросом: «Аш-Шазакуни, кто прочитал: „Яснунни судурахум“?» [Сура11: аят 5].
Аш-Шазакуни ответил: «Это относится к знаниям Абу Хатима, а не к моим».
Тогда тот спросил: «Абу Хатим, как нужно написать послание к повелителю правоверных, где сообщается о возникшем конфликте среди жителей Басры и о том, какое несчастие коснулось их плодов, с прошением рассудить между ними?».

В итоге тот служащий (придворный) сказал: «Как же плох человек, который получает знания на протяжении 50 лет и не знает ничего, кроме одной науки. Когда же его спрашивают о других науках, он не может достойно ответить и разъяснить. А вот если бы нашего куфийского ученого аль-Кисаи спросили обо всем этом, то он непременно бы ответил!». См. («Тарих Багдад», 13/345).

Источник: «Нубаз фи адаб талябиль-ильм», стр. 111 – 113.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top