Высказывания имамов призыва в опровержение идеологий хариджитов — Часть 3

vyskazyvaniya-imamov-prizyva-v-oproverzhenie-ideologij-xaridzhitov-chast-3

Д. Мухаммад Хишам Тахири

 

КНИГА
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИМАМОВ САЛЯФИТСКОГО ПРИЗЫВА
В ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИЙ ХАРИДЖИТОВ
~ ЧАСТЬ 3 ~

Возникновение хариджитов

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Который сохранил и защитил кого пожелал от смуты через Его религию, спас от пагубных страстей, исправил жизнь человека через руководство Сунной и укрепил его, наделил твердой уверенностью в следовании Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижникам, даровал ему успех, защитил его сердце от наущений ереси и поддержал!

Первая «семечка» хариджитов зародилась еще во времена Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье!). Этот факт подтвердили и разъяснили имамы призыва возрождения. Однако, как секта с определенными убеждениями и пропагандой, хариджиты появились в эпоху халифата Али (да будет доволен им Аллах!).

Выдающийся ученый знаток фикха шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал: «Первым новшеством в этой общине является нововведение хариджитов, поскольку их лидер выразил свое несогласие Пророку (мир и благословение Аллаха ему и его семье!). Им был Зуль-Хувейсара из рода Бану Тамим. Это произошло, когда Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) делил полученное золото между людьми. Этот человек сказал ему: «Мухаммад! Будь справедлив!». Таков первый выход против исламского Шариата»[1].

Как известно, нововведение в начале маленькое, а в конце стает большим. Вот почему важно предостерегать от всех новшеств. Ведь все они несомненно заключают в себе зло.

Имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, написал: «Глава о предостережении от нововведений… Аль-Ирбад ибн Сария (да будет доволен им Аллах!) рассказал: “Однажды посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) обратился к нам с очень трогательным увещеванием.

Мы сказали: “О посланника Аллаха, это похоже на увещевание человека, который прощается. Так дай же нам наставление!”.

И Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) сказал: “Я завещаю вам бояться Великого и Всемогущего Аллаха, слушаться и повиноваться, даже если над вами будет править раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий. Поэтому вы должны придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Ухватитесь за неё «коренными зубами» и сторонитесь новшеств, ибо каждое нововведение — заблуждение”. Ат-Тирмизи написал: “Этот хадис хороший достоверный”[2].

Кроме того, Хузайфа (да будет доволен им Аллах!) сказал: “Не совершайте того поклонения, посредством которого не поклонялись сподвижники Мухаммада (мир и благословение Аллаха ему и его семье!), ибо первые не оставили места последним (то есть первые мусульмане выполнили все узаконенные шариатом обряды, поэтому последние мусульмане не могут опираться на разум и вводить нечто новое в поклонении). Бойтесь Аллаха, о чтецы! Следуйте пути тех, кто был до вас (то есть пути праведных предшественников)”. Данный хадис передал Абу Дауд[3].

Ад-Дарими привел следующее: “Аль-Хакам ибн аль-Мубарак сообщил нам со слов Амра ибн Яхьи, который поведал: “Я слышал, как мой отец рассказал со слов своего отца: “Перед утренней молитвой мы садились возле двери Абдуллаха ибн Масуд (да будет доволен им Аллах!), а когда он выходил, мы шли с ним в мечеть. В один из дней к нам подошел Абу Муса аль-Аш‘ари и спросил: “Уже вышел Абу Абд ар-Рахман?”. Мы ответили: “Нет ещё”. И он сел с нами.

Затем вышел Абдуллах ибн Масуд, и Абу Муса обратился к нему: “Абу Абд-ар-Рахман! Я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое”. Он спросил: “И что же это?”.

Абу Муса (да будет доволен им Аллах!) ответил: “Поживешь — увидишь. Я же видел в мечети людей, которые усаживались кругами в ожидании молитвы. В каждом круге находился человек, а у них в руках были камешки. Он говорил: “Произнесите сто раз ‹Аллаху акбар›, и они сто раз повторяли эти слова. После чего он говорил: “Произнесите сто раз ‹Ля иляха илля Аллах›, и они сто раз повторяли эти слова. Потом он говорил: “Произнесите сто раз ‹Субхана Аллах›, и они сто раз повторяли это”.

Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах!) спросил: “Что же ты сказал им?”.

Абу Муса ответил: “Я ничего не сказал им, а решил узнать, что ты велишь”.

Он снова спросил: “Почему ты не велел им считать их злодеяния и не поручился за полную сохранность их благих дел?”.

Вскоре Абдуллах ушел. Через какое-то время он подошел к одному из кружков, и спросил: “Что это такое?”.

Они ответили: “С помощью этих камешков мы считаем количество произнесенных слов: ‹Аллаху Акбар›, ‹Ля иляха илля Аллах›, ‹Субхана Аллах›”.

Тогда он сказал: “Лучше считайте свои дурные деяния. Я ручаюсь за то, что ничего не пропадет из ваших благих дел. Горе вам! Община Мухаммада! Как быстро вы устремились к гибели. Ведь среди вас есть много сподвижников вашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, а его одежда еще не обветшала и посуда не сломалась. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, неужели вы следуете Вере, которая более верная, чем религия Мухаммада?!! Или же вы открываете двери заблуждения?!!”.

Они ответили: “Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абд-ар-Рахман, мы хотели лишь блага!”.

Он сказал: “И как много желающих блага не достигают его! Поистине посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, рассказал нам, что ‹появятся люди, которые будут читать Коран, но он не дойдет ниже их глоток›. Клянусь Аллах, вероятно, большинство таких людей именно из вашего окружения”.

Амр ибн Саляма сказал: “Мы видели, как большая их часть сражалась на стороне хариджитов против нас в день битвы при Нахраване”»[4].

Во время последних своих наставлений Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) предостерег от нововведений, велел слушаться правителя и повиноваться ему, запретил вносить раскол и нарушать единство. Все эти слова остерегают от приверженцев нововведений в общем и от хариджитов в особенности.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах!) объяснил, что необходимо поклоняться Аллаху только в соответствии с Сунной Мухаммада (мир и благословение Аллаха ему и его семье!), а в поклонении нет места для мнений. Потом он предостерег «чтецов»: поклоняющихся людей, аскетов, полученных, от того, чтобы они не отклонялись от правильного пути, потому что шайтан подступает к ним со стороны сомнений, которые отвращают сердца от истины.

Имам подчеркнул важность отдаления от нововведений, даже если они кажутся людям незначительными или малыми, поскольку в итоге это приводит к большим нововведениям. К примеру, те аскеты, поклоняющиеся люди и чтецы, которые находились в куфийской мечети, начали с новшества коллективного поминания, а в итоге стали убивать сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и обвинять их в неверии.

Шейх Сулейман ибн Сахман, да смилуется над ним Аллах, написал: «Также тебе объясняет сказанные нами слова то, что если действие не совершается узаконенным Шариатом способом, оно относится к заблуждению. Ад-Дарими передал…»[5].

Затем он привел предыдущее высказывание, и написал: «Посмотри, да смилуется над тобой Аллах, на это узаконенное (в основе) Шариатом дело (поминание), которое является нужным, любимым для Аллаха, желательным, но когда его стали совершать не в соответствии с действиями сподвижников: никто из них не поминал Аллаха коллективно ни во времена посланника Аллаха, ни после его смерти, ученые и выдающиеся сподвижники, такие как Абдуллах ибн Масуд, Абу Муса аль-Ашари …, осудили такой поступок.

Тем самым выяснилось, что это является нововведением и заблуждением, и не имеет никакого отношения к верному пути Посланника (мир ему и благословение Аллаха), и его религии. Те люди лишь считали слова — Аллаху акбар, Ля иляха илля Аллах, Субхана Аллах, при помощи камешков, в качестве средства для запоминания количества… Потом прославляющие Аллаха посредством четок последовали в новшестве своим предшественникам, которые в эпоху сподвижников одобряли нововведения, а в результате они сражались со сподвижниками в день битвы при Нахраване…»[6].

Поэтому мусульманин обязан изучать Сунну посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье!).

Так, имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, написал:

«Вот отсюда становится очевидной крайняя необходимость рабов в знании о посланнике Аллаха и Шариате. Ведь нельзя спастись, кроме как через него. Причем невозможно в точности отличить хорошее от плохого, кроме как с пророческой стороны. Какой бы не было потребности и надобности, все равно раб нуждается в Посланнике намного больше этого.

А представь, если ты на мгновение потеряешь из виду пророческий путь и божественное руководство, тогда твое сердце испортится. Но это чувствует только живое сердце, а мертвое не ощущает боли.

Учитывая, что счастье зависит от пути Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье!), каждый, кто желает себе спасения, должен знать из его Сунны, жизненного пути и качеств то, что отдалит его от действий и предрассудков невежд. В этом отношении люди делятся на небрежных, излишествующих и лишенных. Такова Милость Аллаха. Он дарует её, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью»[7].

Несмотря на зарождении этой «семечки» во времена Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) «хариджитское растение» появилось в последние годы халифата Усмана (да будет доволен им Аллах!).

По этому поводу выдающийся ученый знаток фикха шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал: «Затем увеличилась их смута в последние годы халифата Усмана (да будет доволен им Аллах!)»[8].

Следовательно, они не появились явно как секта и течение, а представляли собой отдельные небольшие группы среди людей.

Поэтому имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, написал: «В эпоху халифата Усмана (да будет доволен им Аллах!) не возникали явные нововведения. Когда же его убили, люди разделились, и появилось два новшества: ересь хариджитов и ересь рафидитов…»[9].

Именно эти небольшие группы подстрекали против Усмана, да будет доволен им Аллах, в эпоху его правления, всеми обманными путями переманивали людей на свою сторону, а затем вышли против него с оружием и убили.

Имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, написал о событиях 35 года по хиджре: «Тогда группа людей из числа жителей Египта и их сторонников выступила против Усмана. И разжег эту смуту Абдуллаха ибн Саба’…, затем случалась большая беда: Усмана (да будет доволен им Аллах!) окружили и предательски убили, а он тем временем читал Книгу Всевышнего Аллаха. Это убийство совершили те преступники хариджиты в месяц Зуль-хиджа этого года»[10].

Но как секта, у которой есть военная сила и мощь, с определенными взглядами и лозунгами, хариджиты появились в последние годы халифата Али, да будет доволен им Аллах, в 37 году по хиджре.

Так, выдающийся ученый шейх Абд ар-Рахман ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах: «Хариджиты были первыми, кто нарушил единство мусульман во времена сподвижников, да будет доволен ими Аллах»[11].

Выдающийся ученый факих шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал: «Затем увеличилась их смута…, когда произошел конфликт между Али и Му‘авией, они обвинили мусульман в неверии и начали своевольно проливать их кровь»[12].

Несомненно, смута хариджитов причисляется к смутам, которые возникли и внесли раскол среди мусульман в период, когда жили многие сподвижники (да будет доволен им Аллах!).

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, написал: «После трех первых поколений возникло явное отклонение от Шариата и появились защитники нововведений, даже если во времена сподвижников была ересь хариджитов и ересь кадаритов»[13].

После этого хариджиты начали свое существование как секта. Они обладали военным снаряжением. У них был предводитель, которому приносили присягу, а также были общинные лозунги и убеждения, к которым они призывали людей. Они проливали запретную кровь и грабили запретное имущество. И так продолжалось, пока Али, да будет доволен им Аллах, не стал сражаться с ними.

Имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, после того, упомянул о битве Сыфин и о завершении сражения согласием двух сторон с мирным решением двух их представителей, написал о событиях 37 года по хиджре:

«Али, да будет доволен им Аллах, отправился в Ирак, а Му‘авия (да будет доволен им Аллах) — в Шам. Когда Али достиг Куфы (центра Ирака), против него выступили хариджиты и обвинили его в неверии за то, что он одобрил решение людей[14].

Они сказали: «Суд принадлежит только Аллаху», собравшись в Харура, в иракской местности, поэтому их назвали харуритами.

Тогда Али (да будет доволен им Аллах!) отправил к ним Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), и, придя к ним, он сказал:

«Я не видел более усердного и поклоняющегося народа, чем вы…, за что же вы упрекаете?».

Они ответили: «За три вещи: во-первых, он прибег к решению людей в религии Аллаха, а ведь Всевышний Аллах сказал: «Решение принимает только Аллах…» (6:57).

Во-вторых, Али сражался, но не брал в плен и не захватывал имущество в качестве трофеев. И если они являются верующими, нам не дозволенно воевать с ними, а если — неверующими, нам можно захватывать их имущество и брать их в плен.

В-третьих, он стер в своем отношении слово «Повелитель верующих». Если же он не Повелитель верующих, значит он — повелитель неверных!».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) спросил их: «Если я зачитаю вам из ясной книги Аллаха и расскажу вам из Сунны вашего Пророка то, с чем вы будете согласны, оставите вы свое мнение и вернетесь к истине?».

Они ответили: «Да».

Он сказал: «Что касается ваших слов: “Он прибег к решению людей в религии Аллаха», то Всевышний Аллах говорит:

«О верующие, не убивайте охотничью добычу, находясь в ихраме… Выносят решение о ней (жертвенной скотине) двое справедливых мужей из вас› (5:95). Также Всевышний Аллах сказал: ‹Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи» (4:35).

Я призываю вас ответить ради Аллаха, разрешение конфликта между мусульманами с помощью двух мужчин, сохранение их жизни и имущества важнее, чем выплата четверти динара за убийство зайца или же расторжение брака с женщиной?”».

Они ответили: «Конечно важнее сохранить их жизнь и уладить спор между ними».

Я спросил: «Я разъяснил ошибочность вашего мнения в этом?».

Они ответили: «Да, клянемся Аллахом!».

Ваши слова «он сражался, но не брал в плен и не захватывал имущество в качестве военных трофеев», — разве вы станете пленить ваших «матерей (жен Пророка)» и покушаться на их честь подобно другим женщинам? Если вы скажете: ‹Да›, впадете в неверие, а если посчитаете, что они не являются вашими матерями, тоже станете неверными, поскольку Аллах говорит: «Его жены — их матери» (33:6). Если же вы колеблитесь между двумя заблуждениями, выберите из двоих какое захотите! Я разъяснил ошибочность вашего мнения в этом?».

Они ответили: «Да, клянемся Аллахом!».

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) сказал: «А что касается ваших слов “он стер в своем отношении слово «Повелитель верующих»”, то ведь Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) в день перемирия Худейбия, захотел написать мирное соглашение между ним и курейшитами, и сказал Али: ‹Пиши: «Таково решение Мухаммада посланника Аллаха». Но они возразили: ‹Если бы мы знали, что ты — посланник Аллах, то не преграждали тебе путь к Заповедному дому и не сражались бы с тобой, поэтому пиши: «Мухаммад ибн Абдуллах». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Сотри, о Али, и напиши: Мухаммад ибн Абдуллах».

Но Али возмутился: ‹Клянусь Аллахом, я никогда не сделаю этого!›. Он (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) велел: ‹Покажи, где написано это›. И он указал ему. Затем посланник Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье!) стер эти слова своей рукой[15].

Клянусь Аллахом, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лучше Али! Разъяснил ли я ошибочность вашего мнения в этом?».

Они ответили: «Да, клянемся Аллахом!».

Позже четыре тысячи из хариджитского войска отказались от своего мнения и вернулись к истине, а остальные выступили против Али. Он сражался с ними и убил очень многих из них. Потом Али велел найти аль-Мухададжа Зу-Судейя[16], а когда они нашли его, он пал ниц в знак благодарности Аллаху»[17].

Али (да будет доволен им Аллах!) не принялся сразу же сражаться с ними. «Напротив, между ними велись долгие споры и прения. Однако вскоре они своевольно напали на мусульман и убили сторонников Али, над которыми они одержали верх. Только тогда он, да будет доволен им Аллах, поспешил вступить с ним в бой, и в итоге разбил их войско возле рек (Нахраван), после того, как попытался найти им оправдание и предостерег их…»[18].

Затем имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, упомянул в событиях 40 года хиджре убийство Али, да будет доволен им Аллах, руками хариджитов, написав:

«В этот год убили Али, да будет доволен им Аллах. Его убил Ибн Мульджам, один из хариджитов, когда он вышел на утреннюю молитву. Оставалось 13 ночей до конца Рамадана»[19].

Эти хариджиты откололись от единой общины мусульман из Басры и Куфы. По этому поводу поэт призыва возрождения шейх Сулейман ибн Сахман, да смилуется над ним Аллах, написал: «Хариджиты появились из Басры и Куфы…, и они выступили против Али, да будет доволен им Аллах, именно из местности Харура со стороны Ирака и близлежащих районов»[20].

Таковы вкратце приведенные высказывания имамов призыва о причинах появления хариджитов и об их возникновении.

Хариджиты относятся к одной из заблудших сект и несут зло для мусульманской общины в их религии и мирской жизни, поэтому имамы призыва возрождения строжайшим образом предостерегли от них.

Статья взята из книги: «Высказывания имамов саляфитского призыва в опровержение идеологий хариджитов», шейха Мухаммада Хишама Тахири, да приумножит ему Аллах награду!


Продолжение следует ин шаа Аллах!

Подготовил: Абу Умар Салим аль-Газзи
Понедельник, 18.07.2016 г.
10. 1437 г.х.

 

Скачать в формате PDF (0.28 MB)
Сноски

[1] См.: Ибн аль-Усаймин. «Шарх аль-акида аль-Уаситийя» (1/29).
[2] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (№2676); Абу Дауд в «ас-Сунан» (№4607), Ибн Маджах в «ас-Сунан» (№42).
[3] Аль-Бухари передал с подобным смыслом высказывание, в главе «Следование Сунан посланника Аллаха (мир и благословение Аллаха ему и его семье!)» (№7282). См.: Ибн аль-Ваддах. «Аль-Баис аля инкар аль-бида‘» (с. 16). Я не нашел данный хадис в «Сунан Абу Дауда».
[4] См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Фадль аль-Ислам» в составе «Сборник трудов Шейха» (6/163); Сулейман ибн Сахман. «Кашф аш-шубхатейн» (с. 110–111). Данное высказывание привел ад-Дарими в «ас-Сунан» (№204).
[5] См.: Сулейман ибн Сахман. «Кашф аш-шубхатейн» (с. 110).
[6] См.: Сулейман ибн Сахман. «Кашф аш-шубхатейн» (с. 112).
[7] См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Мухтасар зад аль-ма‘ад» (с. 7) В составе «Сборник трудов шейха» (№1). Также Ибн аль-Каййим. «Зад аль-ма‘ад» (1/69–70).
[8] См.: Ибн аль-Усаймин. «Шарх аль-акида аль-Уаситийя» (1/29).
[9] Вопросы, о которых кратко написал имам, в собрании его трудов, (2/101).
[10] См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Мухтасар сират ар-Расуль r» (с. 222) в составе «Сборник трудов Шейха» (№1).
[11] См.: Абд ар-Рахман ибн Хасан. «Аль-Матляб аль-хамид» (с. 74).
[12] См.: Ибн аль-Усаймин. «Шарх аль-акида аль-Уаситийя» (1/29).
[13] См.: Мухаммад ибн Ибрахим. «Фатауа шейх Мухаммад ибн Ибрахим» (1/255, №183).
[14] Этих хариджитов также называют мухаккимитами. См.: Сулейман ибн Сахман. «Кашф аш-шубхатейн» (с. 101–102).
[15] Этот хадис с подобным смыслом передал аль-Бухари, (№2699), согласно хадису аль-Бара’ ибн Азиба, да будет доволен им Аллах.
[16] Пророк r сказал: «Их признаком будет появление среди них темного мужчины, одна рука которого подобна женской груди или повисшему куску мяса». Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари (3610) и Муслим (1064).
[17] См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Мухтасар сират ар-Расуль, мир ему и благословение Аллаха!» В составе «Сборник трудов шейха» (1/223–224).
[18] См.: Имамы призыва. «Ад-Дурар ас-санийя» (1/470), из слов выдающегося ученого шейха Абд аль-Лятыфа ибн Абд ар-Рахмана ибн Хасана, да смилуется над ним Аллах!
[19] См.: Имамы призыва. «Ад-Дурар ас-санийя» (1/225).
[20] См.: Судейман ибн Сахман. «Ад-Дыйя аш-шарик» (с. 115).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top