Высказывания имамов призыва в опровержение идеологий хариджитов — Часть 4

vyskazyvaniya-imamov-prizyva-v-oproverzhenie-ideologij-xaridzhitov-chast-4

Д. Мухаммад Хишам Тахири

 

КНИГА
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИМАМОВ САЛЯФИТСКОГО ПРИЗЫВА
В ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИЙ ХАРИДЖИТОВ
~ ЧАСТЬ 4 ~

Предостережение Имамов призыва от хариджитов

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Который сохранил и защитил кого пожелал от смуты через Его религию, спас от пагубных страстей, исправил жизнь человека через руководство Сунной и укрепил его, наделил твердой уверенностью в следовании Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижникам, даровал ему успех, защитил его сердце от наущений ереси и поддержал!

1. Упоминание имамами призыва текстов, остерегающих от хариджитов

Безо всяких сомнений хариджиты относятся к еретическим сектам, которые появились в мусульманской общине. Учитывая их еретическую основу, любое общее предостережение от нововведений касается и этой секты с точки зрения общего смысла.

Вместе с этим имамы ясно сообщили о порочности и зле хариджитов, упомянув неограниченные и конкретные тексты, остерегающие от нововведений в общем и от хариджитов в частности.

Имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, написал: «Глава о предостережении от нововведений… Аль-Ирбад ибн Сария, да будет доволен им Аллах, рассказал: “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к нам с очень трогательным увещеванием.

Мы сказали: “О посланника Аллаха, это похоже на увещевание человека, который прощается. Так дай же нам наставление!”.

Он сказал: “Я завещаю вам бояться Великого и Всемогущего Аллаха…, и сторонитесь новшеств, ибо каждое нововведение — заблуждение”»[1].

Имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, написал в своей книге «Фадль аль-Ислам — достоинство Ислама»: «Глава о священных текстах, где говорится, что нововведения хуже тяжких грехов, исходя из слов Великого и Всемогущего Аллаха: “Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает” (4:116).

“Пусть они понесут свою ношу целиком в Последний день, а также ношу тех невежд, которых они ввели в заблуждение. Как же отвратительна их ноша!” (16:25).

— В сборнике «Сахих»[2] сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о хариджитах: “Убивайте их, где бы вы их ни встретили”. В сборнике «Сахих»[3] также говорится, что он запретил выходить против несправедливых правителей, пока они совершают молитвы»[4].

Помимо того, Имам написал: «Достоверно передаются слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о хариджитах: “Они появятся во времена раскола среди людей. И самая близкая к истине из двух групп убьет их”[5]»[6].

Это объясняет то, что они отклоняются от религии единой общины, появляются во времена разобщения людей, а их первыми течениями являлись хариджиты из числа мухаккимитов-харуритов. Причем желательно убивать их, и за это заслуживает похвалы близкая к истине группа.

Имам написал о пользах суры «Фатиха»: «Тебе одному Мы поклоняемся…»:

«То есть, о Господи, я поклоняюсь Тебе с этими тремя перечисленными качествами: с любовью, надеждой и страхом… В этих трех аятах содержится ответ тем, кто опирается лишь на одно из них…

Также из польз: опровержение в адрес трех сект, каждая из которых связывает свои убеждения с одним из этих качеств. Например, кто поклоняется Всевышнему Аллаху только на основе любви, или поклоняется Аллаху только на основе надежды, как мурджииты, или поклоняется Аллаху только на основе страха, как хариджиты…

В словах «Веди нас прямым путем» содержится опровержение приверженцам нововведений»[7].

Здесь чётко указывается на то, что хариджиты проявляют лишь страх. Они внушили сильную боязнь самим себе и людям, но пренебрегли милостью Всевышнего Аллаха или забыли о ней.

Среди подобных текстов имам привел сообщение Асада ибн Мусы. Так, имам Мухаммад написал: «В изречении предшественников говорится: “Кто сидит вместе с приверженцем нововведений, тот лишается божественной защиты и вверяется самому себе, а кто пошел к приверженцу нововведений, тот идет против Ислама”[8].

К тому же посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял приверженцев нововведений, и сообщил, что от них не принимается ни раскаяние, ни искупление, ни обязательная молитва, ни добровольные обряды поклонения, и чем больше они проявляют усердие, постятся и молятся, тем дальше отдаляются от Аллаха»[9].

Выдающийся ученый шейх Абд аль-Лятыф ибн Абд ар-Рахман, да смилуется над ним Аллах, написал: «В хадисах и высказываниях предшественников, которые передаются в Сунне, есть достоверные сообщения о хариджитах, их качествах, о порицании их. Эти сообщения известны и распространены среди ученых в области хадисов и изречений. Их привел Муслим в своем сборнике «Сахих» с около двадцатью версиями передачи»[10].

В данных словах порицаются хариджиты посредством тонкого указания выдающегося ученого шейха Абд аль-Лятыфа на хадисы, которые передал Муслим. И если мы обратимся к тем хадисам, то найдем в них значительные предостережения от хариджитов. Во всех из них ясно осуждаются эти люди, объясняется ужасность их поступков и подлость их действий, направленных против Ислама и мусульман.

Шейх особо выделил это еще раз в другом месте книги, написав: «Кроме того, со слов Пророка r достоверно переданы с десятью версиями хадисы о хариджитах. Он сообщил о том, что они “худшие люди и творения”…»[11].

Выдающийся ученый Абд аль-Лятыф также написал: «Передано, что Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказал: “Однажды посланник Аллаха начертил нам линию и сказал: ‹Это путь Аллаха. Затем он начертил слева и справа от неё другие линии, и сказал: ‹Это пути, на каждом из которых находится шайтан, призывающий к себе. После он прочитал аят: „Таков мой прямой. Следуйте по нему…“(6:153)[12].

Я (Абд аль-Лятыф) говорю: “Здесь необходимо обратить внимание на бедствие, прежде чем затрагивать основную тему, а именно: многие люди этих и предыдущих поколений обольстились в отношении себя двумя вещами:

Во-первых, они говорят какие-то хорошие слова, считая их достаточными, даже если не воплощают их в жизнь и поступают вопреки им. Они не постигли слов правдивого достойного доверия Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о хариджитах:

“Они станут произносить слова лучших созданий[13], и они отступятся от религии[14], подобно [выпущенной из лука] стреле, которая пронзает зверя [насквозь и вылетает с другой стороны]”[15].

Во многих аятах и хадисах порицаются и осуждаются те, кто говорит, но не делает, а также те, чьи слова противоречат его действиям.

Во-вторых, большинство полагает, что причислив себя к Исламу и произнеся два свидетельства Веры, их жизнь и имущество становятся неприкосновенными, даже если они не поступают в соответствии со значением слов “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”…»[16].

Это указывает на то, что хариджиты говорят, но не подкрепляют свои слова делами. Причем они преступили границы прямого пути.

Таковы некоторые тексты, которые остерегают от хариджитов в особенности и объясняют их порочность в общем, учитывая, что они относятся к приверженцам ложных взглядов.

2. Имамы призыва опирались
в предостережении от хариджитов на слова ученых

Имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, привел в главе «Предостережение от хариджитов» изречение Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) , где он осудил тех, кто ввел новшество «коллективного поминания».

В нем говорится: «Он сказал: “И как много желающих блага не достигают его! Поистине посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассказал нам:„Появятся люди, которые будут читать Коран, но он не дойдет ниже их глоток“. Клянусь Аллах, вероятно, большинство таких людей именно из вашего окружения”.

Амр ибн Саляма сказал: “Мы видели, как большая их часть сражалась на стороне хариджитов против нас в день битвы при Нахраване”»[17].

Таким образом, Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) предостерег и разъяснил, что многие желающие добра так и не достигают его. Это подтверждают слова Амра ибн Саляма, что большая часть тех людей после того, как отклонились от Сунны, стали организовывать восстания против правителей и были из числа тех хариджитов, которые сражался с Али (да будет доволен им Аллах).

Имам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Имам знаток религии Мухаммад ибн Вадах сказал: “Многие сообщили мне, что Асад ибн Муса написал Асаду ибн аль-Фурату:

„Знай, мой брат, что меня побудили написать тебе следующие причины: хорошие отзывы о тебе местных жителей, твоя прекрасная приверженность Сунне, а также то, что ты порицаешь приверженцев нововведений, постоянно критикуешь их и осуждаешь. В результате Аллах подавил их зло через тебя и поддержал последователей Сунны. Он даровал тебе превосходство над ними, выявив их порочные качества и разоблачив их ложные взгляды. Через тебя Аллах унизил еретиков, и теперь они стали скрыто следовать своим новшествам. Радуйся, мой брат, награде за это, и причисли эти деяния к лучшим твоим благим делам, таким как молитва, пост, хадж, джихад…

Действуй со знаниями и мудростью, с искренностью и надеждой на награду, тогда через тебя Аллах отразит зло обольщенного заблудшего еретика, и ты будешь приемником своего Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ведь ты не сможешь встретить Аллаха с поступком, который лучше этого.

Остерегайся того, чтобы у тебя был брат или собеседник, или товарищ, из числа приверженцев нововведений… Избегай общения с ними, унижай их и отдаляй, как изгнал их Аллах и как унизили их посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и имамы, пришедшие после него”[18].

Затем имам-муджадид, да смилуется над ним Аллах, написал после этих слов: «Знай, да смилуется над тобой Аллах, что их слова и подобные высказывания предшественников, направленные на борьбу против приверженцев нововведений и порочных взглядов, касаются заблуждения, которое не выводит человека из религии. Однако они резко осудили это и предостерегли от них по двум причинам:

Во-первых, из-за серьезной опасности, которую несет в себе нововведение для религии. По мнению предшественников, новшества хуже тяжких грехов. Поэтому они относятся к их приверженцам жестче, чем к тем, кто впадает в большие грехи. К примеру, ты можешь найти в сердцах людей, что рафидит, даже если он ученый и набожный, ненавистней и более грешный, чем суннит, открыто совершающий большие грехи.

Во-вторых, нововведения приводят к явному вероотступничеству, как это происходило со многими еретиками…»[19].

После он упомянул остерегающие от новшеств тексты имамов, где также передавалось сообщение имама Ибн аль-Вадаха со словами: «Один человек пришел к Хузайфе (да будет доволен им Аллах), тем временем Абу Муса аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) сидел там, и спросил:

“Представь, человек наносил удары своим мечом, гневаясь ради Аллаха, пока его не убили, окажется ли он в Раю или в Огне?”.

Абу Муса (да будет доволен им Аллах) ответил: “В Раю”.

Но Хузайфа (да будет доволен им Аллах) возразил: “Расспроси его и разъясни ему свои слова”. И он поступил так несколько раз, а на третий раз сказал: “Я не могу разузнать у него”.

Тогда Хузайфа (да будет доволен им Аллах) позвал этого человека, а потом сказал:

“Не спеши! Откуда тебе знать, что если твой товарищ станет до последнего наносить удары мечом, будучи на истине, а в итоге погибнет на истинном пути, он окажется в Раю?! А вот если он последует лжи и Аллах не направит его к истине, то будет в Огне”.
Потом Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал:

“Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, он непременно войдет в Огонь в том случае, о котором ты спросил больше, чем столько-то раз”»[20].

Таково указание одного из знатоков-сподвижников, да будет доволен ими Аллах, на необходимость убивать хариджитов, поскольку они воюют и ввергают себя в Огонь по причине своего сражения.

Имам, да смилуется над ним Аллах, сообщил: «Аль-Хасан сказал: “Не находись вместе с приверженцем нововведения, ведь он внесет в твое сердце недуги”[21]

Также передают следующие слова Суфьяна ас-Саури: “Кто постоянно сидит со сторонником новшеств, тот не избежит одного из трех последствий: либо он будет искушением для других, либо в его сердце закрадутся некие сомнения, а затем он оступится и Аллах введет его в Огонь, либо он скажет: ‹Клянусь Аллахом, мне все равно, что они говорят. Я доверяю себе (и уверен в своей вере)›. А кто полагается на кого-либо помимо Аллаха в своей религии, хоть на мгновение ока, того Он лишает веры”[22]

Абу Киляба сказал: “Не сидите вместе с приверженцами порочных взглядов и не спорьте с ними. Ведь я боюсь, что они втянут вас в свое заблуждение или посеют сомнения вокруг того, что вы знали”[23]

Дамра передал, что Ибн Шаузаба сообщил: “Я слышал, как Абдуллах ибн аль-Касим говорил: ‹Если раб следует порочному убеждению, а потом оставляет его, то вскоре он прибегает к нечто худшему›.

После чего я напомнил это высказывание одному из наших сторонников, и он сказал: „Его подтверждают слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: ‹Они выходят из Ислама подобно выпущенной из лука стреле, и потом никогда не вернутся в неё, ибо выпущенная стрела не может вернуться обратно в лук›[24].

Айюб рассказал: “Некий человек придерживался (хариджитского) мнения, но после отказался от него. Затем я пришел к Мухаммаду из радости, чтобы сообщить ему новость, и спросил: ‹Ты уже знаешь, что такой-то оставил свое мнение, которому он следовал?›.

Мухаммад ответил: ‹Смотрите, к каким взглядам он обратится? Последняя часть хадиса тяжелее для них, чем первая: „…они выходят их Ислама и уже не могут вернуться“»[25].

Все эти высказывания привел выдающийся ученый шейх Сулейман ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, а после написал: «И если эти слова предшественников и резкая критика направлены против приверженцев нововведений и заблуждения, причем они запрещали сидеть вместе с этими людьми, несмотря на их степень мусульман, то что говорить об общении с неверующими, лицемерами, черствыми бедуинами, которые не верят в Аллаха и Его посланника, о стремлении во благо им, о защите их и желании улучшить их положение?! Ведь они либо неверующие, либо лицемеры…»[26].

Шейх Ибн Сахман, да смилуется над ним Аллах, процитировал слова шейхуль-исама Ибн Таймийи: «Человек причисляется к приверженцам порочных взглядов, когда он следует такому нововведению, которое известно среди ученых Сунны своим противоречием Корану и Сунне, например: новшеству хариджитов… Абдуллах ибн аль-Мубарак, Юсуф ибн Асбат и другие сказали: “Основами еретических течений являются четыре секты: хариджиты, рафидиты, мурджииты и кадариты…”»[27].

Выдающийся ученый шейх Абд аль-Лятыф ибн Абд ар-Рахман ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах, упомянул слова Шейхуль-Ислама, где он написал: «А что касается хариджитов и муатазилитов, то последователи Сунны и единой общины со всех групп порицают их»[28].

Таковы некоторые тексты, остерегающие от нововведений и хариджитов. Ученые предостерегали от новшеств и их приверженцев, поскольку они несут большое зло для религии и мирской жизни. Дальше я затрону вопрос о том, какой вред наносят хариджиты, согласно словам имамов призыва (да смилуется над ними Аллах).

3. Разъяснение имамов призыва пагубных действий хариджитов

Разумный человек осознает вред восстания против правителей. Причем этот вред наблюдается воочию. Исламский мир на протяжении многих веков переживает много горестей от мятежей, которые приносят нечестие и зло.

Так, хариджиты не реализуют религию и не сохраняют мирскую жизнь. Действительность лучший свидетель этого. У них никогда не существовало государства, которое борется против неверия и распространяет Ислам. И его не будет в будущем, только если они не отрекутся от своего главного характерного им принципа: обвинение в неверии противоречащих им мусульман. К примеру, государство рустамидов и абадитов основалось, когда они перестали обвинять в неверии противоречащих им мусульман. При этом они сказали о тех, кто не согласен с их убеждениями: «Эти люди впали в малое неверие, при котором отрицается милость, а грешник является неверующим в случае его упорства в грехах. В противном случае он становится неверным, не признающим милость»[29].

А вот у других хариджитов не было своего государства, притом, что они убивали мусульман, проливали их кровь и грабили, мешали им сражаться с неверными.

Имамы постигли эти пагубные последствия. Поэтому они предостерегли от хариджитов и их идеологии строжайшим образом. Вот некоторые из их высказываний:

Уважаемый шейх Абд аль-Азиз ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Восстание против правителей причиняет огромное нечестие и большое зло. Во время таких смут нарушается безопасность, попираются права, исчезает возможность сдержать беззаконника и помочь притесненному, а на дорогах царит опасность. Следовательно, восстание против правителей становится причиной огромного нечестия и большого зла»[30].

К самым главным особенностям хариджитов и к их злу в мусульманской общине, как поступают другие сторонники нововведений, только они отличаются своей целью внести раскол и создать разногласие, даже при помощи оружия, — относится то, что они сеют раздор и разжигают конфликты.

Имам-муджадид Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ним Аллах, объяснил в книге «Маса’иль аль-джахилийя»[31], что разобщение и раскол — из качеств людей доисламских времен.

Он написал: «Тридцатое: это из знамений Аллаха, — когда они (сторонники доисламских невежественных обычаев) не последовали предписанию Аллаха «объединяться» и начали вносить запрещенный Аллахом раскол, каждая секта стала радоваться тому, что имеет»[32].

Имам, да смилуется над ним Аллах, разъяснил, что оставление единства приводит к противоположности: расколу, которое запрещено Шариатом. В результате каждая секта радуется своим идеологиям и не обращает внимания ни на убеждения праведных предшественников, ни на те указания Корана и Сунны, которые поняли выдающиеся ученые мусульманской общины.

Он также написал, да смилуется над ним Аллах: «Тридцать четвертое: каждая секта утверждает, что имена она спасшаяся. Однако Аллах изобличил их во лжи, сказав: “Скажи: „Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду“ (2:111), а затем объяснил истину, сказав: „О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро…“ (2:112)»[33].

Здесь имам превосходно вынес мнение в том, что людям времен невежества свойственны бездоказательные утверждения. Посредством своего тонкого понимания, да смилуется над ним Аллах, он растолковал, что доводом спасения служит только лишь искренность: подчинение своего лика Всевышнему Аллаху, и следование религии, то есть благодеяние. Только так человек может спастись.

Шейх Умар ибн Мухаммад ибн Салим, да смилуется над ним Аллах, обращаясь с наставлением к жителям района аль-Артавия, сказал: «Поистине, когда Пречистый Аллах оказал милость мусульманам-бедуинам из числа людей последних поколений, даровав им возможность изучать исламскую религии, а шайтан, увидев их силу в этом и стремление к добру, потерял надежду вернуть их в прежнее состояние, и принялся открывать двери зла. Он приукрасил им зло и представил его в образе силы и стойкости в религии, а также внушил им, что кто последует этому пути, тот будет придерживаться Веры Ибрахима, а кто отклонится, тот оставит его Веру!!!

Таковы козни проклятого сатаны, как написал об этом Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах: “Шайтан обнюхивает сердце раба. Если он видит в нем лень, то начинает стремиться отвратить его от религии полностью. Увидев же в нем силу, он побуждает его перейти границы дозволенного и добавить нечто новое к тому, что узаконили Аллах и Его посланник. Когда этот человек узнает об узаконенном Шариатом обряде, шайтан говорит ему: «Тебе не достаточно этого!”[34] ….

Раскол и разногласия в религии — из дел, которые приукрасил шайтан. Причиной этого служат слова невежд о шариатских положениях. Ведь если бы невежда молчал, то не было бы разногласий и разговоров без знаний о религии Аллаха…

К злым умыслам шайтана, посредством которых он удержал их приобретать знания, относится также наущение обвинять мусульманских ученых в лести, плохо думать о них, не учиться у них…

Кроме того, из своих козней шайтан побудил плохо отзываться о правителе и не подчиняться ему. Это свойственно верованию людей времен невежества, которые не считали повиновение и покорность религией. Напротив, каждый из них своевольно следовал своим мнениям и порочным желаниям…

Нельзя возводить и ложь клевету на него…, “Религия полностью исповедуется только, когда есть единая община, которая нуждается в правителе, а руководство в свою очередь осуществляется лишь через повиновение и подчинение”[35]. Непокорность обладателю власти является одной из самых больших причин нечестия в разных странах и среди людей…

Шайтан из своих коварных замыслов обманно побудил некоторых людей надменно обращаться с окружающими: бить и проявлять жестокость, ругать и угрожать, порочить, бранить и очернять. Шайтан представил им это в прекрасном свете под предлогом призыва к одобряемому и запрета порицаемого!

Однако такие действия представляют собой серьезные предосудительные поступки. И если кто-то считает их дозволенными и убежден в их законности в религии, тогда это намного хуже, чем просто совершить их…»[36].

Таковы важные указания на то, что шайтан постепенно внушают хариджитсие идеи. Он приходит и приукрашивает чрезмерность и крайность, будь то в призыве к одобряемому и запрете порицаемого или в отношении излишества в религии под предлогом стойкости и упорства.

Затем он подстрекает умолять достоинство ученых и не получать у них знания, плохо отзываться о правителях, выискивать их ошибки и обнародовать среди людей, а после побуждает возводить поклеп на них. Посмотри, сколько зла могут принести эти действия? В них заключается взаимосвязанный вред.

Есть следующие шаги восстания против правителей: вселение неприязни, обвинение в неверии, вооруженное противостояние. Истинно Аллах говорит: «О верующие! Не следуйте по стопам сатаны» (24:21).

Шейх Сулейман ибн Сахман, да смилуется над ним Аллах, после того, как перечислил хариджитские течения, написал: «Если тебе выяснилось это из их положения и слов, тебе стало очевидным, что приверженцы Сунны и единой общины не обвиняют мусульман в неверии за грехи или тех, кто допустил ошибку, которая не выводит из религии…»[37].

Это объясняет тебе, что хариджиты наносят вред своим обвинением в неверии тех людей, которые не заслуживают этого. Причем они не учитывают условия и препятствия.

«Они продолжают объявлять правителей неверными. От них исходят только смуты и беды!!! Каждый видит события, которые происходят в последние годы из-за этих людей, — от смуты в Мекке и до конфликта в Египте… Недавно беспорядки начались в Сирии, а сейчас в Египте и Алжире. Там проливается кровь невинных мусульман по причине этих смут и столкновений. Случается множество бед и несчастий…»[38].

Так, «поспешность в обвинении в неверии приводит к опасным последствиям, таким как лишение жизни и имущества, отмена наследования, расторжение брака, и другим вытекающим положениям вероотступничества. Как можно, чтобы мусульманин говорил такое из-за малейшего сомнения?

Если же это касается правителей, тогда все намного хуже, поскольку начинаются восстания против них, вооруженные противоборства, распространяются беспорядки и беззаконие, проливается кровь, страны приходят в упадок, страдают люди…

Из этого ошибочного убеждения вытекают такие поступки, как убийство, насилие, похищение общего и частного имущества, подрыв домов и транспорта, разрушение учреждений и предприятий, — все эти и подобные действия запрещены Шариатом по мнению всех мусульман. В таком случае нарушается неприкосновенность имущества, безопасности и стабильности, жизни мирных людей, которые спокойно могут находиться в домах, добывать средства пропитания и передвигаться. Нарушаются общие интересы, без которых люди не могут обойтись…»[39].

Вдобавок при мятеже в среду людей проникают те, кто стремится к власти и к своим личным выгодам, как поступают сторонники нововведений. Среди них есть лица, преследующие свои корыстные цели. Они хотят реализовать мирские задачи, превращая принцип «обвинения в неверии» в путь, вооруженный выход — в средство, а дискредитацию — в возможность.

Шейх Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, да смилуется над ними Аллах, написал: «Они (то есть последователи Сунны) единодушны в недозволенности обвинения в неверии тех, кто ошибся…

Так же по причине ошибки в практических правовых вопросах человек не становится неверным или нечестивцем, и даже не заслуживает греха. Ведь некоторые рационалисты и изучающие «фикх» считают ошибающегося в этих вопросах грешником, а другие законоведы убеждены в правоте каждого муджтахида. Однако эти два мнения противоречат мнению большинства ученых…

Притом, что многие приверженцы нововведений проявляют большое лицемерие и отступают от Ислама…»[40].

А вот терпение относительно обид и притеснения со стороны правителя, наставление ему истины и терпение на пути доброжелательного отношения к нему, — непростой поступок, который могут осуществить лишь искренние мусульмане, не желающие превознестись на земле и распространить нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных.

Хариджиты выступили против правителей именно из-за неверной аргументации и неправильного понимания. Это я разъясню в следующей главе.

Статья взята из книги: «Высказывания имамов саляфитского призыва в опровержение идеологий хариджитов», шейха Мухаммада Хишама Тахири, да приумножит ему Аллах награду!

Продолжение следует ин шаа Аллах!

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Скачать в формате PDF (0.346 MB)
Сноски

[1]        См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Фадль аль-Ислам» в составе «Сборник трудов Шейха» (6/163).

[2]        То есть «Сахих имама аль-Бухари», глава «Признаки пророчества в Исламе» (№3611, 5057, 6930). Кроме того, противники призыва обвинили имамов в том, что они взяли во внимание аяты, ниспосланные о неверующих, и применили их в отношении единобожников! Под единобожниками они имеют в виду тех, кто поклоняется могилам и гробницам! Ложность этой клеветы предельно очевидна, если мы прочитаем опровержения имамов в адрес хариджитов в этом вопросе. К тому же имамы призыва возрождения опирались на аяты, ниспосланные о неверных-идолопоклонников, и применили их именно в отношении почитателей идолов. Смотрите книгу выдающегося ученого шейха Абдуллаха ибн Абд ар-Рахмана Абабтейна, где опровергается это измышление, под названием «Даава аль-мунавийин — ложные утверждения противников призыва» (с. 227–232).

[3]        То есть «Сахих имама Муслима», глава «Лучшие имамы и худшие из них», хадис (№1855). «Лучшими из ваших правителей станут те, которых будете любить вы и которые будут любить вас, за которых вы будете обращаться к Аллаху с мольбами и которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за вас. Худшими же из ваших правителей станут те, которых будете ненавидеть вы и которые будут ненавидеть вас, которых вы будете проклинать и которые будут проклинать вас».

[Услышав это, люди] стали говорить: „О Посланник Аллаха, так не надо ли нам будет воспротивиться [таким и пустить в ход] мечи?“

[На это Пророк r], сказал: „Не [надо делать этого] до тех пор, пока они будут совершать молитвы среди вас. Если же вы увидите от своих правителей нечто ненавистное вам, [можете] чувствовать отвращение к этому, но не выходите из повиновения [им]“». Этот хадис передали Муслим (4804, 4805); Абу Дауд (4760); ат-Тирмизи (2264) и имам Ахмад (24025, 24027). См.: Аль-Мунзири. Краткое изложение Сахиха Муслим. Хадис (№1240); Абу Умар Салим аль-Газзи. «Суннит против правителя не выступит» (№40). — Прим. Абу Умара.

[4]        См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Фадль аль-Ислам» в составе «Сборник трудов Шейха» (6/156).

[5]        Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (3610, 6163, 6933); Муслим в «ас-Сахих» (1064) и другие.

[6]        См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Мухтасар сират ар-Расуль r», в составе «Сборник трудов шейха» (1/2/225).

[7]        См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Послание №8 в составе собрания трудов Шейха» (6/256–257); шейхуль-ислам Ибн Таймийя. «аль-Убудийя» (с. 99–100) и «Маджму‘ аль-фатава» (10/207).

[8]        Это сообщение хорошее. Его передали аль-Лалакаи в книге «Шарх и‘тикад ахлю-с-Сунна» (1/136, №252). Так автор книги написал, однако текст сообщения не соответствуют с теми, что есть у аль-Лялякаи. См.: Аль-Лялякаи. «Разъяснение основ вероучения последователей Сунны» (№220) изд., «Свет Ислама» на русском языке. — Прим. Абу Умара.

[9]        См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Муфид аль-мустафид» — «Сборник трудов шейха» (6/218).

[10]      См.: Абд аль-Лятыф ибн Абд ар-Рахман. «Минхадж ат-та’сис» (25). Также «Маджму‘ ра-расаиль ва аль-масаиль» (3/211; 426).

[11]      См.: Абд аль-Лятыф ибн Абд ар-Рахман. «Мисбах аз-залям» (96). Данный хадис привел Муслим в «ас-Сахих», (№1064).

[12]      Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (№4142), и аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (№2938). Он написал: «С достоверным иснадом, однако его не передали аль-Бухари и Муслим». Аз-Захаби назвал этот хадис достоверным в своей книге «Тальхыс».

[13]      Имеется в виду, что они станут повторять то, что написано в Коране. «Фатх аль-Бари» (9/126). Данное описание передал только аль-Бухари (№3611, 5057).— Прим. Абу Умара.

[14]      Как указывается в «Фатх аль-Бари» (8/69): «Это означает, что они отойдут от полного Ислама или же выйдут из повиновения правителю». — Прим. Абу Умара.

[15]      Этот хадис достоверный. Его передал Муслим в главе «Хадисы о хариджитах и их качествах» (№1064).

[16]      См.: Абд аль-Лятыф. «Иршад талиб аль-худа» (с. 12–13); Абд ар-Рахман ибн Хасан ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Кашф ма алкаху иблис» (352–353). Во втором пункте шейх, да смилуется над ним Аллах, подразумевал людей, которые нарушают условия свидетельства «единобожия», совершая языческие поступки, которые выводят человека из исламской религии.

[17]      См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Фадль аль-Ислам» в составе «Сборник трудов Шейха» (6/163–164).

[18]      См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Муфид аль-мустафид» в составе «Сборник трудов Шейха» (5/217–218).

[19]      Предыдущий источник (5/218).

[20]      См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Масаиль аль-джахилийя» в составе «Сборник трудов Шейха» (6/219). Также Ибн Вадах, (с. 80, №83); Абд ар-Раззак в «аль-Мусаннаф» (5/267 №9565).

[21]      См.: Ибн Ваддах. «Аль-Бида‘ ван-нахи анха» (с. 54); Ибн Батта в «аль-Ибана» (2/438). — Прим. Абу Умара.

[22]      См.: Ибн Ваддах. «аль-Беда‘ ван-нахи анха» (с. 54, №116). — Прим. Абу Умара.

[23]      Это сообщение достоверное. Его передали ад-Дарими в «ас-Сунан» (1/103/391); Абу Ну‘айм в «аль-Хилья» (2/287); Ибн Батта в «аль-Ибана аль-кубра» (363; 364; 369; 610); Аль-Лялякаи в «Разъяснение основ вероучения последователей Сунны» (№213); Ибн Асакир в «Тарих Димашк» (28/299); Ибн Заманайн в «Усуль ас-Сунна» (№236); Ибн Ваддах в «Аль-Бида‘ ван-нахи анха» (с. 54, №121).— Прим. Абу Умара.

[24]      Это сообщение достоверное, Абдуллах ибн Ахмад в «ас-Сунна» (2/1027), аль-Лялякаи. «Разъяснение основ вероучения последователей Сунны» (253; 290); Абу Бакр аль-Багдади в «Тарих Багдад» (12/174). — Прим. Абу Умара.

[25]      См.: Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Муфид аль-мустафид фи куфр тарик ат-таухид» в составе «Сборник трудов Шейха» (6/219–220).

[26]      См.: «Собрание книг и посланий выдающегося ученого шейха Сулеймана аль-аш-Шейха» (с. 121–122).

[27]      См.: Сулейман ибн Сахман. «Кашф аш-шубхатейн» (с. 18). Слова Шейхуль-ислама в «Маджму‘ аль-фатава» (35/414), также аль-Аджурри в «аш-Шари‘а» (1/21).

[28]      См.: Абд аль-Лятыф ибн Абд ар-Рахман ибн Хасан. «Мисбах аз-залям» (с. 388). Слова Шейхуль-ислама в «Маджму‘ аль-фатава» (7/222).

[29]      Во многих хадисах из достоверной Сунны слово «неверие» применяется в отношении к малому неверию, например, хадис, который передал Ибн Аббас t о том, что посланник Аллаха r сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей — женщины, проявлявшие “неверие”».

Его спросили: «Они не веровали в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, [которые им оказывали]. Если ты долго будешь делать добро какой-нибудь [из таких женщин], а потом она увидит от тебя нечто [такое, что ей не понравится], то [обязательно] скажет: „Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!“». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Ибн Абд аль-Барр, да смилуется над ним Аллах, написал: «К ним применили слово «неверие» за то, что они проявляли неблагодарность к своим мужьям и не благодарили за благодеяния. И того, кто не признаёт милости, иногда называют кяфиром»  «ат-Тамхид» (23/295). Из книги шейха Ибрахим ар-Рухайли, да сохранит его Аллах— Прим. Абу Умара.

[30]      См.: Абдуллах ар-Рифа‘и. «Мураджа‘ат фи фикх аль-вакы‘ ас-сияси ва аль-фикри» (с. 25).

[31]      «Верования и обычаи времен невежества».

[32]      См.: «Маса’иль аль-джахилийя», в составе «Сборник трудов Шейха» (6/232); Махмуд Шукри аль-Алюси. «Шарх маса’иль аль-джахилийя» (с. 32–33).

[33]      Там же.

[34]      См.: Ибн аль-Каййим. «Мадаридж ас-саликин» (2/112).

[35]      Похожее высказывание передал ад-Дарими от Умара t в своем сборнике «ас-Сунан», в главе «Исчезновение знаний» (№251).

[36]      «Ад-Дурар ас-санийя» (9/166–173).

[37]      См.: Сулейман ибн Сахман. «Кашф аш-шубхатейн» (с. 103).

[38]      Лекция выдающегося ученого аль-Альбани под названием «Смута обвинения в неверии», опубликована в газете «Мусульмане» (№556). О ней похвально отозвались уважаемый муфтий шейх Ибн Баз и выдающийся ученый Ибн аль-Усаймин.

[39]      См.: Журнал «Маджаллят аль-бухус аль-ислямийя» (№56, с. 335–359).

[40]      См.: Абдуллах ибн Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. «Маджму‘ ар-раса’иль ва аль-маса’иль» (1/195–197).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top