Высказывания имамов призыва в опровержение идеологий хариджитов — Часть 5

vyskazyvaniya-imamov-prizyva-v-oproverzhenie-ideologij-xaridzhitov-chast-5

Д. Мухаммад Хишам Тахири

 

КНИГА
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИМАМОВ САЛЯФИТСКОГО ПРИЗЫВА
В ОПРОВЕРЖЕНИЕ ИДЕОЛОГИЙ ХАРИДЖИТОВ
~ ЧАСТЬ 5 ~

Методы аргументации хариджитов
и высказывания имамов призыва в опровержение им

ИСТОЧНИКИ ЗНАНИЙ У ХАРИДЖИТОВ


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хариджиты при всем их различии течений утверждают, что у них есть источники, из которых они черпают законы Шариата и опираются на них, а также говорят, что они имеют шариатские доводы!

Только размышляющий об исторических событиях хариджитов находит, что разногласие возникло среди них с момента их появления. Каждое течение называет другую группу неверной, противоречит ей и не соглашается ни в чем с ней. «Они разделились на партии, и все они придерживаются разных принципов и убеждений…

Хариджитские течения стали многочисленными. Каждое из них причисляет себя к исламу и признает Коран…

Они опираются только на те аяты, которые, по их мнению, хоть даже на основе ложного утверждения, на их стороне. В противном случае, они пытаются избавиться от священных текстов через толкование, соответствующее их принципам и доктринам.

Поэтому они смотрят на коранические аяты лишь через призму своих мнений и убеждений. К тому же они понимают их значения только в свете своей идеологии и под влиянием своего лидера»[1].

Более того, секта «ат-такфир ва-ль-хиджра» (сторонники обвинения в неверии и переселения)[2] полагает, что нет необходимости в толковании смыслов коранических аятов. Они говорят: «Кто считает, что слова Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) нуждаются в разъяснении, тот — неверующий, поскольку он убежден, что слова людей яснее и понятней, чем речь Аллаха!»[3].

Как очевидно, тем самым они обвиняют в неверии учёных предшественников и их имамов, которые растолковали значения священного Корана и пояснили их людям. Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха!

Мы можем сказать: «Все хариджиты единодушно принимают один источник: священный Коран, и при этом разногласят относительно Сунны, единого мнения и суждения по аналогии[4].

Бесспорно, среди всех их течений нет расхождения в признании священного Корана религиозной основой, однако они неправильно руководствуются им и извлекают доказательства. Хариджиты прибегли к аятам, которые ниспосланы о неверующих, и применили их в отношении мусульман. Они приравняли грешников-мусульман к беззаконникам-неверующим.

Тот факт, что хариджиты признают Коран, подтверждает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Они произносят слова лучшего из созданий[5], читают Коран, но он не доходит ниже их глоток…”[6].

Хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, написал: “Его слова ‹они произносят лучшее из того, что говорят творения› — то есть из Корана, как сообщается в предыдущем хадисе Абу Са‘ида (да будет доволен им Аллах): “Они читают Коран”. Первым лозунгом, посредством которого они вышли против мусульман, были их слова: “Решение принадлежит только Аллаху”. Они извлекли их из Корана и придали им неверный смысл»[7].

Аль-‘Айний, да смилуется над ним Аллах, написал: «Его слова: “они произносят слова лучшего из созданий”: то есть Сунну, слова Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, лучшего создания…»[8].

Затем он упомянул мнение хафиза Ибн Хаджара о том, что здесь имеется в виду Коран (то есть лучшее из того, что говорил Пророк, мир ему и благословение Аллаха). Вне зависимости подразумевается здесь Коран или Сунна, это значит, что хариджиты выбирают лучшие слова, на их взгляд, а потом опираются на них в качестве довода.

Хариджиты видят доказательства Корана согласно своему пониманию, а не в свете понимания тех людей, которые жили во времена его ниспослания. И чтобы поддержать свое осмысление аятов, некоторые из них отвергли многие хадисы, а другие из их числа не признали даже единое мнение учёных (консенсус).

Абд аль-Кахир аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, разъясняя убеждения приверженцев Сунны, написал: «Они объявили о неверии того, кто не считает единое мнение сподвижников доводом, и о неверии хариджитов из того, что они отвергли доводы единодушного мнения и хадисов»[9].

Хариджиты не признали доказательную силу единогласия сподвижников, чтобы аннулировать халифат Усмана и Али, да будет доволен ими обоими Аллах. Они также не приняли хадисы, которые объясняют смысл некоторых аятов и сообщают о явных достоинствах этих выдающихся сподвижников.

Также люди, которые оказались под влиянием хариджитских идеологий, отрицают доказательную силу единого мнения учёных, и даже обвиняют в неверии тех, кто считает его доводом![10].

В целом, такое воззрение свойственно всем хариджитам, а что касается конкретных их течений, то харуриты «не признают Сунну вообще»[11].

Но Ибадиты из числа хариджитов упоминают такие же источники, как и у приверженцев Сунны, с точки зрения названия. Они говорят: «Шариат — это то, что утверждено Кораном или Сунной, или единогласием, или суждением по аналогии.

Коран является основой Сунны согласно словам Пречистого и Великого Аллаха: “Он не говорит по прихоти” (53:3), “Берите же то, что дал вам Посланник…”

Сунна — основа единого мнения согласно словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Моя община не объединится на заблуждении”[12].

Единое мнение — основа суждения по аналогии, потому что это решение действительно только посредством единогласия, и неприемлемо в случае противоречия ему.

Кроме того, наши сторонники сказали: “Шариатом называют то, что утверждено сужением по аналогии, а основа возвращается к Корану, Сунне и единогласию…”»[13].

Это суть их слов: у них такие же источники, как и у приверженцев Сунны, только они отличаются своим толкованием. К примеру, Ибадиты считают Коран доводом, однако по-своему понимают аяты и не учитывают понимание сподвижников. Особенно так поступают те из них, кто жил после убийства Умара (да будет доволен им Аллах). К тому же Сунна, которая для них является доводом, полностью содержится в книге «Муснад ар-Раби‘»[14]. Они не опираются на хадисы, передаваемые в «Сахих аль-Бухари» и «Сахих Муслим», не говоря уже о других сборниках.

В своих книгах вероубеждения Ибадиты приводят в качества доказательства не аяты и хадисы, а всего лишь логические примечания. Это еще один аргумент того, что они не считают Коран доводом в вопросах убеждений, за исключением, когда аяты соответствуют их представлениям. Тем самым они уподобляются му‘тазилитам, которые в области убеждений опираются на так называемые ими логические аргументы![15].

Это идет вразрез с предыдущим утверждением их писателя, а именно они говорят о том, что их источниками шариатских положений служат Коран и Сунна!

А вот общая черта всех остальных хариджитов «не обращают внимания на хадисы, которые пришли для отмены некоторых коранических аятов или конкретизации некоторых общих значений, или как добавление к определенным законоположениям. Как очевидно, эти взгляды завладели сердцами и умами хариджитов»[16].

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Хариджиты-харуриты притворно следовали Корану на основе своих мнений. При этом они не руководствовались хадисами, которые, как они полагали, противоречат Корану»[17].

Он также написал: «Хариджиты допустили, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха) может проявлять несправедливость и заблуждаться в отношении своей Сунны! Они сочли необязательным подчинение ему и следование, а поверили лишь в том, что он сообщил из Корана, а не в том, что он узаконил из Сунны, которая, как они полагают, противоречит Корану»[18].

Что касается суждения по аналогии, то хариджиты прибегли к нему еще при первом своем суде. Ведь «они чаще всех выносят решения при помощи аналогии»[19].

Имамы призыва в своих научных докладах, следуя пути приверженцев Сунны и сторонясь хариджитов, написали, что есть следующие источники, откуда черпаются религиозные положения:

  1. Книга Всевышнего Аллаха.
  2. Сунна Его Посланника , мир ему и благословение Аллаха, причем руководство ими осуществляется в соответствии с пониманием праведных предшественников.
  3. Установившееся единогласие.
  4. Правильное суждение по аналогии.

Вот некоторые цитаты из их текстов:

Выдающийся учёный шейх Абд ар-Рахман ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах, написал: «Шариатские доводы — это Коран, Сунна, согласованное мнение: единодушие муджтахидов современников относительно религиозного положения. Такое единогласие должно иметь основу в Шариате. Помимо того, доказательством служит правильное суждение по аналогии, а также суждение о неизменности положения, когда не доказано обратное (истисхаб). Но в этом есть разногласие среди учёных…

Мы, хвала Аллаху, придерживаемся великого принципа— нам нельзя откланяться от мнения, соответствующего явному смыслу аятов и хадисов, из-за слов какого-то человека, кем бы они ни был»[20].

Шейх также написал, объясняя убеждения поборников этого благословенного призыва возрождения: «Эта группа, хвала Аллаху, следует пути сподвижников — в основах и ответвлениях религии. Для них доводом являются слова Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и то на, чем были сподвижники, мир ему и благословение Аллаха, последователи, исламские имамы… Они выступают против ереси всех приверженцев нововведений, например джахмитов…, и других»[21].

Выдающийся учёный Абд ар-Рахман ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах, написал[22]: «Люди различны в том, что они видели и передали. Все они утверждают свою правоту. Поэтому принимай мнение, которое подтверждают слова от Аллаха или от господина людей».

Выдающийся учёный шейх Абд аль-Лятыф ибн Абд ар-Рахман ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах, написал: «Сунна и пророческие хадисы разъясняют коранические положения и значения текстов Книги Аллаха в познании шариатских границ, установленных Аллахом…»[23].

Именно сообщаемые от Пророка, мир ему и благословение Аллаха слова и дела, мир ему и благословение Аллаха, являются Сунной, которая относится к источникам шариатского законодательства. Иногда слово «Сунна» применяется в значении, «которое подразумевали праведные предшественники и поняли из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Держитесь за мою Сунны и сунну праведных халифов, пришедших после меня” — практического пути, которому следовал Посланник (мир ему и благословение Аллаха) он для меня дороже моих родителей, а затем по нему шли последующие его праведные приемники. Да будет доволен ими Аллах.

Такой смысл имел в виду четвертый халиф, сказав Абдуллаху ибн Аббасу, когда отправил его вести спор с хариджитами: “Побуди их руководствоваться Сунной, поскольку Коран может по-разному толковаться людьми …”[24]»[25].

Шейх Хамд ибн Насыр, да смилуется над ним Аллах, цитируя слова Ибн аль-Каййима из книги «Хади аль-арвах»[26], написал: «Религия — это Книга Аллаха, Свят Он и Велик, высказывания, хадисы, достоверные передачи со слов достойных доверия, известные сильные достоверные сообщения, которые подкрепляют друг друга, доходя до Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха и сподвижников…»[27].

Имам призыва, да смилуется над ним Аллах, написал: «Его слова “…путем тех, кого Ты облагодетельствовал” (1:7), указывают на доказательственную силу единого мнения учёных»[28].

Более того, имамы призыва часто опираются на единые мнения сподвижников и учёных в различных вопросах, и краткий обзор их книг указывает на это.

Вот например, имам призыва, да смилуется над ним Аллах, написал только в одном послании: «…Вспомни единодушие сподвижников относительно убийства людей из мечети Куфы (которые признавали Мусейлиму пророком)… Вспомни единодушие сподвижников, когда их спросил Умар о тех, кто полагал, что вино дозволенно знатным особам…

Сподвижники были единодушны в неверии тех, которые придерживались в отношении Али таких же убеждений, как и эти люди касательно Абд аль-Кадира… Вспомни единое мнение учёных из числа последователей и других мусульман о необходимости казни аль-Джа‘да ибн Дирхама…

И если бы мы стали перечислять всех, кого учёные назвали неверующими, несмотря на их заверение о своей приверженности исламу, и вынесли решение об их вероотступничестве и смертной казни, то пришлось бы исписать множество страниц. Однако последним таким событием была история, связанная с египетскими монархами Бану Абид[29]…, тогда все учёные обвинили их в неверии…»[30].

Выдающийся учёный шейх Абд ар-Рахман ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах, написал: «Согласованное мнение учёных бесспорно является шариатским доказательством. Причем это мнение должно основываться на доводе из Корана и Сунны, однако для некоторых учёных он может быть неизвестен»[31].

Шейх также написал: «Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, сказал[32]: “В установлении законоположений Аллаха нужно следовать Книге Аллаха, Сунне Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и пути первых мусульман, опередивших других”.

Абсолютно нельзя установить шариатское положение без этих трех основ в виде священного текста или через извлечение из них религиозных норм. А порочные аналогии свойственны больше приверженцам заблуждения, и первым на сходство опирался Иблис.

Шейхуль-ислам сказал: “У иудеев и христиан есть множество таких рассказов и сравнений”. Конец цитаты»[33].

Кроме того, выдающийся учёный Абд ар-Рахман ибн Хасан, да смилуется над ним Аллах, поясняя важность принятия Корана и Сунны в соответствии с пониманием предшественников, и остерегая от метода аргументации хариджитов, написал: «Именно хариджиты, как свойственно им взглядам, учитывают явные смыслы текстов, которые не соответствуют принципам Сунны и пути сподвижников, последователей и мусульманских учёных»[34].

Учёные реформаторского призыва убеждены в доказательной силе Книги Всевышнего Аллаха. Причем необходимо следовать Корану на основе понимания предшественников мусульманской общины. Но это не значит, что мы должны отменить свое осмысление. Нет, здесь подразумевается, что нам нельзя противоречить им в понимании священных текстов и в методах аргументации.

Имам призыва, да смилуется над ним Аллах, привел слова Ибн аль-Каййима, написанные в «Иалям аль-мувакыйин»[35]: «К примеру, если сподвижник высказал какое-то мнение, то либо другой сподвижник считает иначе, либо нет. Когда с ним не согласен подобный ему человек, в этом случае мнение одного из них не является доводом для второго.

Если же ему противоречит тот, кто более знающий, чем он, например, праведные халифы или некоторые из них, то будет ли точка зрения всех или некоторых халифов доводом для других? В данном вопросе учёные имеют два мнения, которые также переданы от Ахмада. Правильно, что точка зрения халифов предпочтительней.

Если четыре халифа на одной стороне, несомненно их мнение правильно, а если большинство из них на этой стороне, тогда больше вероятности их правоты. Если их — два и два, Абу Бакр и Умар ближе к истине, а если они оба разошлись во мнении, то прав Абу Бакр. Подробности этого общего вопроса знает только обладающий опытом и эрудицией…

Когда сподвижнику никто не противоречит из их среды, то либо его мнение известно среди сподвижников, либо нет. Если оно известно, большинство групп знатоков фикха считают такое мнение «единогласием» и доводом.

Однако некоторые из них сказали: “Это — довод, а не единогласие. Некоторые же исследователи фикха последних поколений сказали: «Это не является ни доводом, ни согласием!”.

Относительно случая, когда мнение сподвижника неизвестно или об этом не знают другие, люди спорят, служит ли это доводом или нет? Большая часть мусульман считает такое мнение доводом»[36].

Затем имам привел аяты и хадисы в качестве довода доказательной силы мнения сподвижника и важности следования их учению и пути, а также упомянул 46 вариантов аргументации в этом[37].

Уважаемый муфтий шейх Абд аль-‘Азиз Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Исламские учёные единодушны в том, что есть три согласованных источника. Первым религиозным источником является Книга Аллаха, вторым — Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а третьим — единое мнение учёных.

При этом учёные вступили в спор касательно других основ религии, самым важным из которых служит суждение по аналогии. Большинство считают его четвертым источником, если осуществлены все необходимые условия[38].

Нет разногласий в том, что Сунна представляет собой независимый источник религии, вторую основу ислама. Все мусульмане, и даже вся исламская община, должны принимать хадисы, учитывать их и опираться на них в качестве доказательств, если они достоверно переданы от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

На это указали многие аяты Книги Аллаха, достоверные хадисы, переданные от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Все учёные считают обязательным принимать Сунну и осуждать тех, кто отклоняется от неё или поступает вопреки ей.

В начальные времена ислама появились люди, которые отвергли Сунну, из своего обвинения сподвижников, да будет доволен ими Аллаха и сделает их довольными, — например, хариджиты. Так, хариджиты необоснованно объявили многих сподвижников неверующими, а многих нечестивцами. Они стали опираться, по их предположению, только на Книгу Аллаха, поскольку плохо думали о сподвижниках Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха»[39].

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, написал: «Сунна — это второй источник законодательства. Наши слова «второй источник» означают второй по счету, а не по порядку. Это потому что если хадисы достоверны от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, они занимают степень Корана (с точки зрения божественного откровения)…»[40].

Уже выявились усилия имамов призыва: правителей и учёных, в практическом применении Шариата. Их призыв в отношении основания и законности опирался на исламский Шариат и его принципы, извлеченные из текстов Корана, затем из хадисов Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и его действий, затем из правовых решений и пути сподвижников, затем из учения тех праведных предшественников, которые были справедливыми, мудрыми и достойными людьми в этой общине»[41].

Имам Абд аль-‘Азиз ибн Абд ар-Рахман ибн Файсаль, да смилуется над ним Аллах, сказал: «У мусульман будет все хорошо, пока они держатся за Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, мир и благословение Аллаха ему и его семье. Они не смогут обрести счастье обоих миров, кроме как через исповедование чистого единобожия. Мусульманам не нужно обновление. Напротив, им необходимо вернуться к пути праведных предшественников. Если цела голова, то цело и тело, а религиозные дела являются самым главным. Если будет истинно соблюдаться религия, тогда придут в порядок наши мирские положения»[42].

Третье саудийское государство основалось, вслед за первым и вторым, на Коране и Сунне.

Уважаемый муфтий шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Обращение за решением к нешариатским учреждениям — это не что иное, как суд не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. И власть с её основными законами Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ни в коем случае не должна утверждать такие решения»[43].

Тем самым, становится очевидным, что имамы призыва приняли исламские основы словами и убеждениями, делами и решениями. Они руководствовались этими источниками в своей жизни и последовали пути предшественников мусульманской общины, поскольку понимали священные тексты в соответствии с пониманием праведных предшественников.

Что касается хариджитов, то они, хоть даже и признали священные тексты, понимают их согласно своим порочным желаниям и целям, поэтому начали искажать их. Это я разъясню в следующей теме.

Статья взята из книги: «Высказывания имамов саляфитского призыва в опровержение идеологий хариджитов», шейха Мухаммада Хишама Тахири, да приумножит ему Аллах награду!

Продолжение следует ин шаа Аллах!

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Сноски

[1] См.: д. Мухаммад Хусейн аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах! «Порочные направления в толковании священного Корана» (стр. 63–64), «Тафсир и толкователи Корана/ат-Тафсир уаль-муфассирун» (2/305).

[2] Это современная хариджитскиая секта, которая появилась в нынешнем поколении. В основном её сторонники находятся в Египте, однако многие молодые мусульмане из некоторых стран подпали под их влияние. Они называют себя «аль-Джама‘а аль-исламиййя», в СМИ они известны как «сторонники обвинения в неверии и переселения — джама‘ат ат-такфир валь-хиджра». Эти люди объявляют неверными целые общества, и убеждены в неверии каждого, кто не примкнул к ним, а также считают мусульманские страны — странами неверия! Многие из них были схвачены и брошены в тюрьмы, но некоторые сумели бежать. У них есть свои книги с разными названиями. См.: Ахмада Джалий. «Исследование в области сект и истории мусульман» (стр. 108…).

[3] См.: «Исследование в области сект и истории мусульман»: хариджиты и шииты, (стр. 139).

[4] См.: «Хариджиты и харуриты» (стр. 61).

[5] Имеется в виду, что они станут повторять то, что написано в Коране.

[6] См.: Аз-Зубайди. «Краткое изложение Сахиха аль-Бухари». (№1436).

[7] См.: «Фатх аль-Бари» (6/716).

[8] См.: «Умдат аль-карий» (11/346).

[9] См.: «Аль-Фарк бейна аль-фирак» (стр. 337).

[10] См.: «Исследование в области сект и мусульманской истории», хариджиты и шииты, (стр. 143), «Сомнения такфира», д. Умара Курейши, (стр. 216–219).

[11] См.: Аль-Мальты. «Ат-Танбих ва ар-радд аля ахль аль-ахва ва аль-бида» (стр. 42).

[12] Передали Ахмад, ат-Табарани в «аль-Кабир», Ибн Абу Хайсама в своей книге «ат-Тарих» со слов Абу Надра аль-Гифари.

[13] См.: Мухаммад ибн Юсуф Атфиш аль-ибадий «аль-Джамиа ас-сагыр» (стр. 41).

[14] См.: «Исследование в области сект и мусульманской истории» главу, опровержение «Муснад ар-Раби‘» (стр. 78–81).

[15] См.: Их книгу «аль-Джами‘ ас-сагыр», от 16 и до 41 страницы, разделы о единобожии. Вряд ли ты найдешь в ней аят, а тем более хадис.

[16] См.: «Ат-Тафсир ва аль-муфассирун» (2/312,313).

[17] См.: «Маджму‘ аль-фатава» (28/491).

[18] См.: «Маджму‘ аль-фатава» (19/73).

[19] См.: аш-Шихристани. «Аль-Миляль ва ан-нихаль» (стр. 116).

[20] См.: «Маджму‘ ар-расаиль ва аль-масаиль» (2/29).

[21] См.: «Ад-Дурар ас-санийя» (11/536,537), «Кашф ма аль-каху Иблис» (стр. 96–117).

[22] См.: «Кашф ма аль-каху Иблис» (стр. 121, см. стр. 129).

[23] См.: «Маджму‘ ар-расаиль ва аль-масаиль» (3/1/12), «ад-Дурар ас-санийя» (1/477–478).

[24] См.: «Ад-Дур аль-мансур» (1/40).

[25] Из слов шейха Мухаммада Рашида Рида, написанных в его предисловии к книге «Маджму‘ ар-расаиль ва аль-масаиль». Данная книга была издана при жизни таких имамов призыва, как шейх Мухаммад ибн Ибрахим и шейх Ибн Баз, и они одобрили её.

[26] (Стр. 292).

[27] См.: «Маджму‘ ар-расаиль ва аль-масаиль» (1/563).

[28] См.: «Фадаиль аль-Куран ва ат-тафсир» — «Сборник трудов шейха» (2/1/36).

[29] Они себя причисляли к Фатиме, поэтому в истории называли фатимиты.

[30] См.: «Ар-Расиль аш-шахсийя» — «Сборник трудов шейха» (3/3/121, см. стр. 131).

[31] См.: «Маджму‘ ар-расаиль ва аль-масаиль» (2/12).

[32] См.: «Иктида ас-сырат аль-мустакым» (стр. 344).

[33] См.: «Иршад талиби аль-худа» (стр. 41).

[34] См.: «Иршад талиби аль-худа» (стр. 58).

[35] (4/119).

[36] См.: «Мабхас аль-иджтихад ва аль-хиляф» — «Сборник трудов шейха» (3/1/14), см. «Кашф ма аль-каху иблис» (стр. 141).

[37] См.: Предыдущий источник, (3/1/15–37). Об этом говорится в «Иалям аль-мувакыйин» (4/119…).

[38] См.: «Минхадж ат-таасис» (стр. 14).

[39] «Маджму‘ фатава ва макалят мутанавиа» (8/132,133); «ас-Сунна ва маканатуха фи аль-ислям» (стр. 5 и дальше).

[40] «Шарх аль-акыдат аль-васитыйя» (2/5).

[41] «Труды и фетвы шейха Мухаммада ибн Ибрахима» (стр. 16). См.: книгу «аль-Ваджиз фи сират аль-малик Абд-аль-‘Азиз» (стр. 90).

[42] «Труды и фетвы шейха Мухаммада ибн Ибрахима» (стр. 16,17).

[43] «Фетвы шейха Мухаммада ибн Ибрахима» (12/261).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top