Суть мурджиитов (Часть 4)

sut-murdzhiitov-chast-4

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

(9) Сальхиты:

«Последователи Салиха ибн Умара ас-Сальхи, которые вместе с шимритами и шабибитами следуют заблудшему кадаритскому учению (в предопределении) и мурджиитскому направлению (в вопросе имана).

Так, ас-Сальхи заявил: «Вера – это абсолютное знание о Всевышнем Аллахе, знание только о том, что у этого мира есть Создатель. А неверие – это абсолютное незнание о Нем. Тем временем слова человека: «Он — один из трех», не являются неверием, однако они могут исходить только от неверующего.
Кроме этого, он посчитал, что знание о Всевышнем Аллахе достигаются через любовь и подчинение. Это может осуществляться на основе довода Посланника. Также, исходя из логического суждения, человек может верить в Аллаха, однако не верить в Его Посланника, причем посланник, мир ему, сказал: «Кто не верит в меня, тот не является верующим во Всевышнего Аллаха» (мы не смогли найти источник этого хадиса).
По убеждениям ас-Сальхи, молитва не относится к поклонению Всевышнему Аллаху. При этом поклоняться Ему можно только через веру в Него, а именно через знание. Более того, вера состоит только из одного качества, не увеличивается и не уменьшается, точно так же, как и неверие» ( «аль-Миляль уа ан-нихаль», 1/145, «аль-Макалят», 1/214).

(10) Саубаниты:

Последователи Абу Саубана мурджиита. Согласно их взглядам, вера выражается в знании о Всевышнем Аллахе, в признании Аллаха, его посланников, мир им, и всех деяний, которые, логически, нельзя совершать. Однако к вере не относится то, что, опираясь на суждение разума, можно не выполнять. Подобным образом они отделяют все дела от веры» ( «аль-Миляль уа ан-нихаль», стр. 142, «аль-Макалят», 1/216, «аль-Фарк», 124).

(11) Наджариты:

«По их убеждениям, вера (иман) – это знание об Аллахе, о Его посланниках, законах, относительно которых нет разногласия, а также подчинение Ему при помощи всех этих положений и словесное признание. А кто не знает что-либо из этого, и до него дошел довод, либо знает, но отрицает, тот впадает в неверие. Причем каждое из этих качеств в отдельности не называется иманом.

Также они полагают, что покорностью могут быть только все качества имана вместе, а при выполнении одного из качеств, уже таковым не является. Как, например, если знание об Аллахе не будет вместе с признанием, то уже не будет покорностью, поскольку Аллах велел нам соблюдать веру полностью. Поэтому не проявляет покорность тот человек, который не выполняет то, что ему велено.
По мнению Наджаритов, оставление какого-либо качества имана нельзя назвать грехом, и человек не становится неверным из-за оставления одного качества. К тому же люди превосходят друг друга в своей вере. У некоторых больше знаний об Аллахе, и сильнее признание. Вера увеличивается, но не уменьшается» ( «Макалят аль-ислямийин», 1/217).

«Течения, об убеждениях которых мы рассказывали: шимриты, джахмиты, гайляниты, наджариты – все они исключают возможность наличия веры у неверующих. Ведь, по их мнению, иман не имеет степеней и ответвлений» (пред. источник, 1/217).

(12) Гассаниты:

«Последователи Гассана аль-Куфи, который полагал: вера заключается в знании о Всевышнем Аллахе и Его Посланнике, в общем признании того, что ниспослал Аллах, пророческого послания, не вдаваясь в подробности. Вера не увеличивается и не уменьшается.
По его мнению, если человек скажет: „Я знаю, что Аллах запретил употреблять в пищу свинину, но не понимаю, является ли запрещенная свинья овцой или другим животным?“, – он останется верующим. Точно так же, если он скажет: «Я знаю, что Всевышний Аллах вменил в обязанность совершение хаджа (на заповедной территории) Каабы, только я не знаю, где находится Кааба? Возможно, в Индии», – он тоже останется верующим.
Здесь Гассан имел в виду, что подобные убеждения выходят за рамки имана. Ведь речь не шла о сомнении в таких положениях, поскольку разумный человек не может сомневаться в местонахождении Каабы (в Индии, в Австралии…?). Более того, разница между свиньей и овцой очевидна» ( «аль-Миляль уа ан-нихаль», 141).

Продолжение, ин шаа Аллах, следует

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top