Вкратце о ереси ирджа

irja

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Аль-ирджа — откладывание деяний после того, как человек уверовал.

Аль-Багдади сказал: «Они получили название мурджииты потому, что откладывали совершение деяний после веры» ( «Аль-Фарк байна аль-фирак», 202).

В некоторых исламских источниках передаётся, что мурджииты были известны в конце первого века хиджры.

В «Сахихе» аль-Бухари говорится, что Зейд ибн аль-Харис аль-Йамами спрашивал Абу Ваиля о мурджиитах. ( «Фатх аль-Бари», хадис № 48)

В версии, рассказанной Абу Даудом ат-Тайалиси, более подробной, чем версия аль-Бухари, говорится: «Когда появились мурджииты, я пришёл к Абу Ваилю и рассказал ему об этом …» ( «Минхат аль-ма‘буд», 2/75)

Ибн Хаджар, поясняя это, говорит: «Очевидно, что его вопрос касается их убеждений, и это могло иметь место, только когда они появились, а Абу Ваиль умер в 99-ом г. х.» ( «Фатх аль-Бари», 1/112).

Книги о сектах упоминают, что Гыйлан ад-Димашки, унаследовавший высказывания относительно предопределения от Ма`бада, был мурджиитом.

Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари говорил: «Как передал Заркан, Гыйлан сказал: „Вера — это подтверждение языком, то есть это признание, а познание Аллаха — это деяние Аллаха, и не относится к вере“» ( «Макалят аль-исламиин», 1/121, и «аль-Миляль ва ан-нихаль», 1/146).

Как передаёт аш-Шахрастани о Гыйлане: «Он был первым, кто стал высказываться о предопределении и аль-ирджа» ( «Аль-Миляль ва ан-нихаль», 1/139).

Мы также соглашаемся с ним в том, что Гыйлан был первым, кто высказался об аль-ирджа.

Этот Гыйлан был убит в 105-ом г. х., и, скорее всего, он жил в конце первого века хиджры, и был первым, от кого передавалось это высказывание, то есть аль-ирджа в вере.

Затем появился аль-Джахм ибн Сафван, казнённый в 128-ом г. х., который сказал, что «Вера — это познание», и возможно, что он перенял это от Гыйлана, так как они оба жили в начале II века хиджры.

Это заблудшая, отклонившаяся от прямого пути Господа секта, которую наши праведные предки единогласно осуждали за её убеждения и предостерегали верующих от присоединения к ней.

Мурджииты считают, что: 
■ вера представляет собой единое и неделимое целое и, соответственно,
■ не увеличивается и не уменьшается,
■ и при упоминании о ней нельзя делать оговорку,
■ и что действия, совершаемые органами тела, не входят в понятие веры.

Если исходить из их убеждений, дела не могут сделать человека неверующим, и ослушание Аллаха (то есть греховное деяние, совершаемое органами тела) не омрачает собой чистоту веры.

Шейхуль-ислам Суфйан ас-Саури, да смилистивится над ним Аллах, сказал: «Мы расходимся с мурджиитами в трех вещах.

■ Мы говорим: «Вера — это слова и дела», а они говорят: «Вера — это слова, но не дела».
■ Мы говорим: «Вера увеличивается и уменьшается», а они говорят: «Не увеличивается и не уменьшается».
■ Мы говорим: «Все люди кыблы для нас верующие, а каковы они у Аллаха, знает только Он». А они говорят: «Мы все у Аллаха верующие» (Аль-Байхакы, «Аль-и‘тикад», стр. 120, 121).

Существует три группы мурджиитов:

1. Одни считают, что вера — это убеждение в сердце, и только. Это джахамиты.

2. Другие считают, что вера — это только произнесение свидетельства языком. Это карамиты.

3. И третьи считают, что вера — это убеждение в сердце и произнесение свидетельства языком. Это факыхи-мурджииты.

Большинство мурджиитов считают, что действия сердца входят в понятие веры («Маджму‘ аль-фатава», 7/195, 543 и 548).

Однако это убеждение обязывает их включить в это понятие и дела, совершаемые органами тела, потому что благое сердце заставляет органы тела совершать благие дела. Как сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «И поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а будучи плохим, портит все тело. Это сердце».

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да смилистивится над ним Аллах, сказал: «Все группы мурджиитов говорят, что совершение тяжких грехов и оставление религиозных обязанностей не влияют на веру человека и не уменьшают её, потому что если бы ушла часть веры, ушла бы вся вера, то есть вера праведника и грешника одинакова и неизменна. А хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указывают на то, что часть веры может уходить, а другая оставаться. Например, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Выйдет из Огня тот, в чьем сердце была вера хотя бы весом с пылинку“». («Маджму‘ аль-фатава», т. 7, с. 223).

Доказательства непричастности к мурджиизму

Наши ученые упоминают доказательства непричастности к мурджиитам или, иными словами, убеждения, обладатель которых однозначно не является мурджиитом.

1.Вера увеличивается и уменьшается. Кто верит в это, тот опровергает одно из основных убеждений мурджиитов, утверждающих, что вера едина, неделима и неизменна. Соответственно, он отдаляется от мурджиизма как такового.

(Исма‘иль ибн Са‘ид сказал: «Я спросил имама Ахмада, да смилистивится над ним Аллах, о человеке, который говорит, что вера увеличивается и уменьшается, и он сказал: „Этот не принадлежит к мурджиитам“».

А имам аль-Барбахари, да смилистивится над ним Аллах, сказал: «Кто говорит, что вера — это слова и дела, и она увеличивается и уменьшается, тот окончательно отошел от мурджиизма». (Шарх ас-сунна. С. 132).

2. Правомерно делать оговорку при упоминании о вере. Кто верит в это, тот опровергает одно из основных убеждений мурджиитов. Соответственно, он также отдаляется от мурджиизма как такового.

3. Дела человека могут сделать его неверующим. Кто верит в это, тот опровергает одно из основных убеждений мурджиитов, утверждающих, что дела, совершаемые членами тела, не входят в понятие веры.

4. Грехи наносят вред вере мусульманина, уменьшая её. (Имама Ахмада спросили о мурджиизме и он сказал: «Мы говорим: „Вера — слова и дела, и она увеличивается и уменьшается, и когда верующий совершает прелюбодеяние или пьет вино, его вера уменьшается“ (‘Абдуллах ибн Ахмад, 1/307).

Соответственно, кто признает, что вера имеет свойство уменьшаться, тот непричастен к мурджиизму)

5. Вера — это слова и дела (Аль-Харис сказал: «Я слышал, как Абу ‘Абдуллах имама Ахмада рассказывал, что однажды ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака спросили: „Ты придерживаешься мнения мурджиитов? “ Он ответил: «Я говорю, что вера — это слова и дела, так как же я могу быть мурджиитом?!»»).

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top