Количество молящихся пятничной молитвы

kolichestvo-molyashhixsya-pyatnichnoj-molitvy

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Из Фетв выдающегося ученого шейха Мукбиля ибн Хади аль-Вади’, да смилуется над ним Аллах

Вопрос: «Сколько человек должно присутствовать, чтобы пятничная молитва (джума) считалась действительной? И требуется ли, чтобы мечеть была соборной?».

Ответ: «Мнения существенно разошлись относительно (необходимого количество мусульман) для этой молитвы. Некоторые говорят: „Должно быть сорок и больше“, как сообщается в слабом хадисе. К примеру, аль-Мукбили сказал: «В „Забиде“ они читали молящихся подобно, как читали овец». То есть, достигали ли они сорока человек или нет?

Другие говорят:» (Их число) должно составлять три человека вместе с имамом», опираясь на слова Всевышнего Аллаха: «О верующие! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремитесь к поминанию Аллаха…» [62:9]. Веление «устремитесь» обращено группе, а наименьшим множественным числом является три (человека).

Третьи говорят: «Должно присутствовать двенадцать человек вместе с имамом». При этом они опираются на хадис, переданный в «Сахих» от Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Когда он читал „хутбу“, прибыл караван, (все ушли) и осталось только двенадцать человек, с которыми Пророк, мир ему и благословение Аллаха, провел молитву. Тогда Пречистый и Всевышний Аллах ниспослал: «Когда же они увидели торговлю или забаву, они разошлись, бросившись к ней, и оставили тебя стоять во время пятничной проповеди. Скажи: „То, что у Аллаха, лучше забавы и торговли, и Аллах – Наилучший из дарующих удел“ [Сура 62, аят 11].

Однако из всех мнений ученых правильным является то, что (пятничная молитва) действительна с двумя молящимся. Так считали аш-Шавкани, ас-Санаани и другие знатоки, которые опираются только на шариатские доводы. Причем их доказательством служат слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обращенные Малику ибн аль-Хувейрису: «Если настало время молитвы, пусть один из вас двоих прочитает азан, а другой – проведет намаз» [аль-Бухари #6008].

К тому из людей есть те, кто говорит, и даже из приверженцев нововведений: «Пятничную молитву может выполнять один человек». Причем неправильно, когда женщины совершают «джума» в своих домах, поскольку слово «джума» имеет языковую основу «собрание» или «объединение (скопление)», а один человек не называется группой.

Теперь вопрос, действительна ли пятничная молитва во всех мечетях, или же необходимо, чтобы она проводилась в соборной мечети? Ведь Господь Могущества говорит в Своей благородной Книге: «О верующие! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремитесь к поминанию Аллаха…»[62:9]. Нет ограничения, ни в отношении соборной мечети, ни имама. Например, у шиитов не действительна пятничная молитва без имама. Однако, как ты видишь, этот аят имеет обобщенный смысл. Тем более, в «Мусаннафе Абдурразака» сообщается, что Абдуллах ибн Умар приказывал тем, кто находился возле воды Мекки, чтобы они совершали «джума». И как прекрасен его поступок! Такова суть моих слов в данном вопросе, и да поможет Аллах». См. «Гарат аль-ашрита», 2/187 – 188.

Ссылка аудиозаписи: http://www.muqbel.net/fatwa.php?fatwa_id=3420

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top