Неотлучное пребывание в мечети (и‘тикаф)

neotluchnoe-prebyvanie-v-mecheti-itikaf

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Слово и‘тикаф в арабском языке означает посвящение себя чему-либо. Если этот глагол употребляют в связи с местом, это означает, что человек неотлучно пребывает в этом месте и постоянно находится там. А ма‘куф означает задержанный.

Всевышний Аллах сказал: «…и задержали жертвенных животных, не позволив им достичь места заклания» (Сура 48 «Победа», аят 25).

Как шариатский термин, и‘тикаф — это неотлучное пребывание в мечети определённого человека с определённой целью.

Учёные единодушны в том, что неотлучное пребывание в мечети узаконено Шариатом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал и‘тикаф в последние десять дней Рамадана до самой смерти[1].

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждый год в Рамадане проводил в мечети десять дней, а в год своей кончины он провел там двадцать дней[2].

Аль-Альбани сказал: «И‘тикаф — Сунна, как в рамадане, так и в другие дни года».

Основой для этого предписания относятся Слова Всевышнего: «Когда вы неотлучно пребываете в мечетях» (Сура 2 «Корова», аят 187), а также множество достоверных хадисов о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал и‘тикаф, а также множество сообщений сподвижников в которых упоминается и‘тикаф…»[3].

И‘тикаф — сунна, за исключением и‘тикафа по обету — в этом случае он становится обязательным. О том, что это сунна, свидетельствует тот факт, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, регулярно совершал и‘тикаф ради приближения к Аллаху и снискания Его награды, и его жён совершали и‘тикаф вместе с ним и продолжили делать это после его кончины[4].

В книге «Аль-‘иджма» говорится: «Учёные согласны в том, что и‘тикаф не является обязанностью, если только сам человек не вменит его себе в обязанность, и тогда он становится обязательным»[5].

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Учёные согласны в том, что и‘тикаф не является обязательным за исключением и‘тикафа по обету»[6].

Более подробную информацию можно найти в прикрепленном файле, с доизволения Аллаха.

Скачать в формате PDF (888 KB)

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Сноски

[1] Аль-Бухари, № 2026. Муслим, № 1171.

[2] Аль-Бухари, № 2044. Первая часть хадиса приводится у Муслим, № 1172.

[3] «Кыйам рамадан», стр. 34.

[4] Ибн Кудама, «Аль-мугни», т. 3, стр. 118.

[5] Ибн аль-Мунзира, «аль-Иджма‘», стр. 47.

[6] «Фатх аль-Бари», т. 4, стр. 271.

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top