Описание намаза пророка, мир ему и благословение Аллаха — Часть 2

opisanie-namaza-proroka-chast-2

Мухаммад Насируддин аль-Альбани

Описание намаза
пророка, мир ему и благословение Аллаха,
с самого начала до конца,
как если бы вы это видели собственными глазами

 

ЧАСТЬ 2

 

 

«Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я»
(Передал аль-Бухари)

Двадцать первое арабское издание
Шестое русское издание

Под редакцией
Абу Умара аль-Газзи

Перевёл с арабского
Дамир Хайруддин

Свет Ислама
— 1437 / 2016 —

Читателю предлагается труд известного современного богослова шейха, мухаддиса аль-Альбани, который на основании многолетнего изучения хадисов реконструирует совершение намаза пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха.
Книга предназначена для всех мусульман, а также для изучающих ислам и интересующихся его историей и молитвенной практикой.


С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Предисловие автора[1]

Хвала Аллаху, Который возложил на Своих рабов обязанность совершать намаз, велел им утвердить его и выполнять наилучшим образом, связав успех и благоденствие людей со смирением при его совершении, сделал его мерилом различения между верой и неверием, средством избавления от всяческой мерзости (аль-фахаша) и всего предосудительного (аль-мункар)[2].

Благословение и приветствия нашему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), к которому Всевышний обратился со следующими Словами:

«… А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (16:44). пророк (мир ему и благословение Аллаха), выполнил эту обязанность наилучшим образом. Намаз был одним из наиболее значительных обрядов, который он разъяснил людям словами и делами, даже совершив его однажды на минбаре[3], стоя на нем, склонившись (на нем) в поясном поклоне, а затем сказав: «О люди, поистине, я сделал это, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю свой намаз»[4].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха), велел нам совершать намаз так, как он это делал сам, сказав: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также обрадовал благой вестью любого совершающего намаз подобно ему, ибо такой человек имеет обещание от Аллаха, что Он введет его в Рай, сказав следующее: «Пять намазов вменил в обязанность Всевышний и Всемогущий Аллах. Тот, кто будет должным образом совершать омовение (перед ними) и будет совершать их в (отведённое для них) время, полностью совершая поясные и земные поклоны и проявляя (необходимое) смирение, (вправе рассчитывать на выполнение данного) Аллахом обещания простить его; что же касается того, кто не будет делать (этого), то обещание Аллаха на него не распространяется, и если Он захочет, то простит его, а если захочет, подвергнет мучениям»[5].

Благословление и приветствия также семье пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) его благочестивым и справедливым сподвижникам, которые передали нам его обряды поклонения Аллаху, его намаз, его высказывания и дела, сделав все это своим мазхабом и образцом для подражания, а также благословление и приветствия всем тем, кто последовал по их стопам и пошел их путем вплоть до Судного дня.

Когда я завершил чтение главы о намазе в книге аль-Мунзири, да будет милостив к нему Аллах! «ат-Таргиб ва ат-тархиб» и использовал ее четыре года тому назад в качестве пособия при обучении наших братьев, следующих по пути праведных предков из первых поколений мусульман (Саляф), всем нам стало очевидно, то важное и место, которое занимает намаз в Исламе, а также награда, милость и почет, ожидающие тех, кто утверждает намаз и совершает его наилучшим образом, и что всё это зависит в большей или меньшей степени от его приближенности либо удаленности от намаза пророка (мир ему и благословение Аллаха), на что он указал, сказав: «Поистине, раб Аллаха совершает намаз, из которого ничто не записывается ему (в качестве награды), кроме одной десятой, одной девятой, одной восьмой, одной седьмой, одной шестой, одной пятой, одной четверти, одной трети или половины (части) его»[6].

Поэтому я обратил внимание братьев на то, что мы сможем правильно совершать намаз или хотя бы приблизиться к этому, если мы подробно не будем знать, как совершал намаз сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), включая все: обязательные элементы (намаза), образ, форму, мольбы, поминания Аллаха и так далее. Затем у нас появилось сильное желание на практике претворить (эти знания) ведь только в этом случае мы можем надеяться, что наш намаз убережет нас от всяческой мерзости и всего предосудительного, а награда и милости, о которых упоминается (в аятах и хадисах), будут нам зачтены.

Однако подробное ознакомление со всеми этими аспектами намаза будет затруднительно для многих людей, включая многих ученых, из-за их слепой привязанности к своему махзабу. Каждый человек, занимающийся изучением Пречистой Сунны как в общем, так и в применении к фикху, знает, что в каждом из мазхабов есть такие установления (сунан), которых нет в других мазхабах. Более того, во всех мазхабах есть то, что не соответствует словам и делам пророка (мир ему и благословение Аллаха). Наибольшее количество таких несоответствий содержится в книгах ученых из поздних поколений[7] (мусульман). Часто мы видим, как они решаются приписывать все это пророку (мир ему и благословение Аллаха).

Поэтому ученые, специализирующиеся в изучении хадисов — да вознаградит их Аллах добром! — составили труды, где они анализируют достоверность, слабость или несостоятельность всех хадисов, содержащихся в некоторых известных книгах, например, две книги шейха Абдул Кадира ибн Мухаммада аль-Кураши аль-Ханафи «аль-Инайа би ма‘рифат ахадис аль-хидайа» и «ат-Турук ва аль-васаиль фи тахридж ахадис хуласат ад-далаиль», сборник хафиза аз-Зайла‘и «Насб ар-райа ли ахадис аль-хидайа» и его сокращенный вариант под авторством Ибн Хаджара аль-Аскалани «ад-Дирайа», который также написал «ат-Тальхис аль-хабир фи тахридж ахадис ар-рафи‘и аль-кябир». Есть и другие книги по этой теме, упоминание о которых может занять много места.

Причины написания данной книги и некоторые её особенности

Поскольку мне не встретилась всеобъемлющая книга, которая была бы посвящена этой теме, я счел своей обязанностью, по мере собственных возможностей, составить для моих мусульманских братьев, стремящихся следовать Руководству пророка (мир ему и благословение Аллаха), книгу, где были бы воедино собраны особенности намаза пророка (мир ему и благословение Аллаха), начиная от такбира[8] и заканчивая таслимом[9], дабы облегчить тому, кто ознакомится с ней из искренне возлюбивших пророка (мир ему и благословение Аллаха), выполнить его веление, содержащееся в приведенном ранее хадисе: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я».

Поэтому я начал упорно работать и провел исследование соответствующих хадисов в различных источниках, где они собраны, результатом чего явилась книга, которая сейчас находится в ваших руках.

Я поставил себе условием приводить в этой книге только такие хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые имеют достоверную цепочку передатчиков (иснад) согласно принципам и основам науки о благородных хадисах. Я не принимал во внимание хадисы, иснад которых содержит неизвестных или слабых передатчиков, всё равно, касаются ли они вопросов формы, поминаний, достоинств (намаза) и т.д., ибо я убежден, что нам достаточно достоверных хадисов[10], а слабые хадисы нам не нужны, поскольку они, бесспорно, вызывают лишь подозрения и предположения (занн), которые влекут за собой колебания, ведь они, как изрек Всевышний, «…не могут служить заменой Истине!» (53:28), а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ни в коем случае не подозревайте, ибо подозрения — это наиболее лживые речи!»[11]. Поэтому мы не можем поклоняться Всевышнему Аллаху, руководствуясь недостоверными хадисами; фактически, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам так поступать, сказав: «Остерегайтесь говорить обо мне что-либо, за исключением того, о чём вам известно»[12]; поскольку он запретил передавать нам слабые сообщения, само собой разумеется, что запрещено и поступать в соответствии с ними.

Составив текст данной книги, я разделил его на две части: основную и дополнительную

Что касается основной части, то я включил в нее текст хадисов либо необходимые фразы, взятые из них, а также соответствующие слова, которые связывают их вместе для придания тексту целостности от начала до конца. Я проявлял особую тщательность при сохранении текста каждого хадиса в той же его формулировке, как она приводится в сборниках Сунны; там, где хадис имеет разные версии, я выбирал ту из них, которая лучше всего подходит для облегчения восприятия текста и т.п., но вместе с тем я приводил и иные версии, указывая это следующим образом: (в другой версии этого хадиса сообщается: «…») либо (в другом сообщении передаётся: «…»). Крайне редко я упоминал имя сподвижника, передавшего тот или иной хадис, либо разъяснял в основной части книги какой из имамов-мухаддисов включил (в свой сборник) каждый приведённый хадис, — всё это было сделано для облегчения чтения текста, а также примечаний к нему.

Что касается дополнительной части, то она содержит комментарии к основному тексту книги. В ней я выявил источники хадисов, исследуя при этом их различные версии и пути передачи, а также их иснады и свидетельства согласно принципам «аль-джарх ва-т-та’диль» (отвода и подтверждения), выявляя степень достоверности либо слабости хадисов в соответствии с наукой о благородных хадисах и правил, относящихся к ним. Часто в некоторых путях передачи какого-либо хадиса содержатся версии и дополнительные слова, которые отсутствуют в других путях передачи, и тогда, по возможности, дабы не нарушить целостность текста, я помещал эти версии и дополнения в исходный хадис, приводящийся в основной части книги, обозначая их квадратными скобками […]; при этом я не указывал на то, какой из источников является тем единственным, в котором содержится это дополнение, делая так только в том случае, когда источник этого хадиса и его извод передаётся от одного и того же сподвижника; в ином случае, я приводил хадис отдельно, например, в разделе «Слова обращения к Аллаху с мольбой в начале намаза (ду’а аль-истифтах)» и т.д. Подобного рода вставка дополнительных версий хадисов заключает в себе огромную пользу, чего вы не обнаружите во многих книгах — хвала Аллаху, благодаря милости Которого доводятся до конца благие дела!

Далее я упомянул в дополнительной части книги мнения учёных относительно тех вопросов, которые рассматриваются в данном хадисе. Кроме того, привёл свидетельства «за» и «против», касающиеся каждой из точек зрения, выявляя при этом сильные и слабые стороны их аргументации. Затем мы выбирали самое правильное из приведённых мнений и включали его в текст основной части книги. Также в дополнительной части мы привели некоторые вопросы, которые, не относясь непосредственным образом к теме данной книги, не имеют прямых указаний в тексте Сунны, но требуют проведения иджтихада[13].

Поскольку в настоящий момент в силу непреодолимых причин мы не можем издать всю книгу, включающую в себя как основную, так и дополнительную части, по воле Аллаха мы решили опубликовать лишь её основной текст[14] и назвать эту книгу «Сифат салят ан-Набийй, салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям, мин ат-такбир иля-т-таслим кя’анна-кя тараха» («Описание намаза пророка (мир ему и благословение Аллаха), с самого начала[15] до конца[16], как если бы вы это видели собственными глазами»).

Я прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним пред Его Благословенным Ликом, а также сделать его полезным для моих верующих братьев, ибо Он — Всеслышащий, Отвечающий на мольбы!

Методология данной книги

Поскольку тема данной книги заключается в разъяснении руководства пророка (мир ему и благословение Аллаха), относительно намаза, я счел необходимым не ограничивать себя положениями какого-либо одного мазхаба ввиду вышеупомянутых причин. Поэтому я буду приводить в этой книге только то, что достоверно сообщается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), следуя по пути (мазхабу) знатоков хадисов[17] из первых и нынешних поколений мусульман[18]. Как прекрасны слова того, кто сказал:

Знатоки хадисов — люди посланника (своим призванием),
И хотя их рядом с ним и нет,
Они с ним вместе своим дыханием[19].

Таким образом, эта книга, если пожелает Всевышний Аллах, по каждой рассматриваемой теме соберет воедино различные вопросы, которые разбросаны в недрах книг по хадисам и фикху и по которым существует расхождение между мазхабами. Вместе с тем в этой книге может содержаться и то из истинного, чего нет в других книгах или мазхабах, поэтому тот, кто будет поступать в соответствии с этой истиной, если пожелает Аллах, окажется в числе тех, кого наставил Аллах

«По Своей воле к той истине, относительно которой они разошлись, ведь Аллах ведет того, кого пожелает, к Прямому Пути» (2:213).

Установив для себя эту методологию — придерживаться достоверной Сунны — как в этой, так и в других своих книгах, а эта Сунна распространится среди людей, если пожелает Всевышний Аллах, я знал, что это не вызовет удовлетворения у каждой группы и мазхаба. Более того, наверняка, некоторые из них, если не большинство, станут подвергать меня порицанию и упрекам. Однако это не имеет значения, ибо я также знаю, что всем угодить невозможно, и, что, как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто угождает людям, вызывая (при этом) гнев Аллаха, Аллах вверит его этим людям»[20].

Да вознаградит Аллах того, кто сказал:

Не спастись мне от нападок людских, увы,
Даже будь я в пещере крученой горы;
Ведь кто ж избежит людского зла,
Даже укрывшись в крыльях орла?!

Достаточно мне убежденности в том, что это и есть тот самый Путь людей, по которому Всевышний велел следовать верующим и который разъяснил наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), господин всех Посланников. Именно по этому Пути следовали первые праведные поколения мусульман (саляфы) из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), их последователей и следующих за ними поколений, включая четырех имамов, мазхабов которых сегодня придерживается большинство мусульман. И все они единодушны в обязательности придерживаться Сунны и обращаться к ней, отвергая любое высказывание, противоречащее Сунне, каким бы великим ни был человек, из уст которого оно прозвучало, поскольку дело пророка (мир ему и благословение Аллаха) превыше, а Путь его прямее.

И вот поэтому я избрал их руководство (т.е. имамов — Прим. пер.), последовал по их стопам, выполнил их веления строго придерживаться хадисов, даже если это войдет в противоречие с их высказываниями (по какому-либо вопросу).

Именно эти веления, исходившие от них, оказали на меня сильное влияние в собственном методологическом исследовании этого Прямого Пути и отречении от слепого безосновательного подражания какому-либо взгляду (таклид). Прошу Всевышнего Аллаха даровать им великую награду!

Продолжение, ин шаа Аллах, следует.

Скачать в формате PDF (0.220 MB)
Сноски

© Абу Умар, Салим аль-Газзи, 2016
© Издательство «Свет Ислама», 2016

[1] Некоторые примечания автора к данному предисловию публикуются с незначительными сокращениями.

[2] Сравните с сурой № 29 «Паук», аятом 45. — Прим. пер.

[3] Возвышение в мечети, с которого имам произносит проповедь (хутбу).

[4] Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (№ 917) и Муслим в «ас-Сахих» (2040–134). (См.: Аз-Зубайди. Краткое изложение Сахиха аль-Бухари. (№ 231, 472). — Прим. ред.).

[5] Этот хадис достоверный. Его передали имам Малик, Абу Дауд в «ас-Сунан» (425), ан-Насаи в «ас-Сунан», Ибн Хиббан и другие. Это достоверный хадис, о достоверности которого утверждали многие имамы. Я проверил его цепочку на достоверность в книге «Сахих сунан Абу Дауд» (451, 1276).

[6] Этот хадис передали Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» (10/21/1-2), Абу Дауд в «ас-Сунан» (790) и ан-Наса’и с хорошей цепочкой передатчиков (здесь и далее иснад — Прим. пер.). Я проверил его цепочку на достоверность в книге «Сахих сунан Абу Дауд» (№ 761).

[7] Абу аль Хасанат аль-Лякнави пишет в «ан-Нафи‘ аль-кябир лиман йутали‘ аль-джами‘ ас-сагир» (стр. 122–123) об этих книгах следующее:

«…в том, что касается хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха), они (т.е. эти книги) не применимы, поскольку многие книги, на которые полагаются лучшие из правоведов, полны вымышленных хадисов, не говоря уже о фетвах ученых (основывающихся на подобных хадисах). Проведя широкий анализ затронутой тематики, нам стало очевидно, что хотя авторы этих книг и компетентны в некоторых вопросах, они пренебрегают проверкой хадисов на достоверность».

Я (аль-Альбани) говорю: одним из этих ложных фальсифицированных хадисов, который приводится в некоторых лучших книгах, является следующий: «Тот, кто восполняет (када) обязательные намазы в последнюю пятницу рамадана, это послужит ему возмещением за каждый намаз, пропущенную им в своей жизни вплоть до семидесяти лет!». Аль-Лякнави, да будет милостив к нему Аллах! сказал в «аль-Асар аль-марфу‘а фи-ль-ахбар аль-мавду‘а» (стр. 315) после приведения данного хадиса: «Али аль-Кари в «аль-Мавду‘ат ас-сугра» и «аль-Мавду‘ат аль-кубра» сказал:

«Это абсолютно ложный хадис, ибо он противоречит единодушному мнению ученых (иджма): один акт поклонения не может служить искуплением за те (акты поклонения), пропуск которых исчисляется годами. Тем самым не имеет смысла цитировать автора «ан-Нихаййи» либо других комментаторов труда «аль-Хидайа», поскольку они не были учеными-хадисоведами и, кроме того, не относили этот хадис к какому-либо сборнику хадисов». Аш-Шаукани упомянул данный хадис в схожей версии в своем труде «аль-Фава’ид аль-маджму‘а фи-ль-ахадис аль-мавду‘а», после этого сказав:

«Несомненно, это выдуманный хадис. Я даже не обнаружил его ни в одном сборнике, где собраны ложные хадисы! Однако этот хадис в наше время распространился среди некоторых студентов, изучающих право, в г. Сана, и многие из них стали поступать в соответствии с ним. Я не знаю, кто его выдумал для них, да опозорит Аллах лжецов!». (Конец цитаты, стр. 54).

Далее аль-Лякнави пишет:

«С целью подтверждения доказательств вымышленности данного хадиса, который в различных версиях можно обнаружить во многих книгах по отправлениям обрядов, я составил небольшой труд, содержащий краткие и развернутые свидетельства разума и преданий, назвав его «Предостережение братьев от нововведений последней пятницы рамадана», куда я включил полезные выводы, которые пробудят умы, и к которым прислушаются внимающие. Обратитесь к этому труду, ибо разделы его ценны, а тематика важна».

То, что подобные ложные хадисы приводятся в книгах по фикху, подрывает доверие к содержащимся в них (другим) хадисам, которые не относятся к авторитетным сборникам хадисов. Именно на этот смысл указывают слова Али аль-Кари. Мусульманин обязан брать хадисы от людей, специализирующихся в них, ибо как гласят старые арабские пословицы: «Жителям Мекки лучше известны её горные проходы», и «Хозяин дома лучше знает, что в нём».

[8] Здесь имеется в виду произнесение молитвенной формы «Аллаху акбар» (Аллах Превелик!), открывающей намаз.— Прим. пер.

[9] Произнесение слов «ас-саляму алейкум уа рахмату Ллах» (Мир вам и Милость Аллаха), завершающие намаз.— Прим. пер.

[10] В соответствии с согласованным мнением знатоков хадисов термин «достоверный хадис» включает в себя достоверные и хорошие хадисы: достоверные (хорошие) хадисы, как таковые, и достоверные (хорошие) хадисы, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов.

[11] Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари и Муслим.

[12] Достоверный хадис, который передали ат-Тирмизи, Ахмад и Ибн Абу Шайба. Мухаммад Саид аль-Хальби в «Мусальсалят» (т. 1, стр. 2) отнес этот хадис к аль-Бухари, но он ошибся в этом. По прошествии некоторого времени мне стало ясно, что на самом деле этот хадис является слабым (да’иф): я положился на аль-Манави, который назвал достоверной цепочку передатчиков (иснад), приводимую Ибн Абу Шайбой, однако, затем мне представилась возможность самому проверить этот иснад, и я обнаружил, что он откровенно слабый, будучи тем же самым иснадом у ат-Тирмизи и других (мухаддисов), — см. мою книгу «Сильсилят аль-ахадис ад-да’ифа» (1783). Тем не менее, его место занимает другое высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто рассказывает обо мне то, что считается ложью, является одним из двух лжеца» (Этот хадис передали Муслим и другие). См. предисловие к моей книге «Сильсилят аль-ахадис ад-да’ифа» (том первый).

[13] Иджтихад — право авторитетного знатока религии самостоятельно решать вопросы религиозно-правового характера.— Прим. пер.

[14] Эти слова шейх аль-Альбани, да будет милостив к нему Аллах! написал к первому предисловию книги более пятидесяти лет тому назад. С тех пор эта книга издавалась в полномасштабном формате на мноигх языках мира. Предлагаемый русскоязычному читателю перевод данной книги полностью содержит в себе как основную, так и дополнительную части.— Прим. пер.

[15] Букв. «от такбира» — Прим. пер.

[16] Букв. «до таслима» — Прим. пер.

[17] Аль-Лякнави в книге «Имам аль-калям фима йата’алляк биль-кира’а хальф аль-имам» (стр. 156) сказал: «Тот, кто занимается беспристрастным анализом, погружается в океаны фикха и его основы, сторонясь всяческих принуждений, твердо познает, что в большинстве второстепенных и главных вопросов, относительно которых разошлись ученые, мазхаб знатоков хадисов крепче иных мазхабов. Всякий раз, когда я анализирую различные мнения, высказывание знатоков хадисов оказывается наиболее близким к справедливости — их ждёт награда от Аллаха, и Он их отблагодарит. Такова основа. А как же может быть иначе, если они являются настоящими наследниками пророка (мир ему и благословение Аллаха) и истинными помощниками его Закона (Шариата)?! Пусть соберет нас Аллах вместе с ними (в День Воскресения) и внушит нам любовь к ним и следование за ними вплоть до самой смерти!».

[18] Ас-Субки в «аль-Фатава» (т. 1, стр. 148) сказал: «Наиболее важным делом мусульман является намаз, о котором должен заботиться каждый мусульманин, сохраняя его основы и соблюдая его требования. В нем также собраны положения, которые обязательны для выполнения, а также такие положения, об обязательности которых мнения ученых разошлись. К намазу относятся вопросы, по которым существует единогласное мнение ученых — и здесь нет места для иного, кроме Истины, — и другие вопросы, вызвавшие расхождения ученых. Наиболее благоразумный подход заключается в том, чтобы либо не ввязываться в расхождения по этим вопросам, насколько это возможно, либо заняться исследованием достоверных преданий от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и придерживаться их. Если человек поступит подобным образом, то его намаз окажется правильным и благим, включенным в следующие Слова Всевышнего: «И кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает благие дела …» (18:110)».

Я (т.е. шейх аль-Альбани — прим. пер.) говорю: второй подход является более превосходным, даже обязательным, поскольку первый подход, помимо того, что не способствует разрешению многих вопросов, не отвечает его велению: «Совершайте намаз так же, как на ваших глазах молился я», поскольку в таком случае намаз человека может кардинальным образом разойтись с намазом пророка (мир ему и благословение Аллаха). Задумайтесь же над этим!

[19] Из стихов Хасана ибн Мухаммада ан-Насави, как передал знаток хадисов аль-Хафиз Дийяддин аль-Макдиси в своем труде «Фадль аль-Хадис ва ахлихи» («О достоинствах хадисов и их знатоков»).

[20] Этот хадис передали ат-Тирмизи, аль-Куда‘и, Ибн Бушран и другие. Я (аль-Альбани) высказался об этом хадисе и путях его передачи при проверке хадисов, содержащихся в труде «Шарх аль-акыда ат-Тахавиййа» (стр. 278).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top