Шариатские и светские знания

shariatskie-i-svetskie-znaniya

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да смилуется над ним Аллах) написал: «К достоинствам знания со стороны получения их и передачи другим относится хадис, который составитель сборника сообщил со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: „Кто приобретает знания, посредством которых стремятся к Лику Аллаха (ради мирской цели) тот не почувствует в Судный день аромата Рая“, то есть его запаха.

Знания делятся на два вида: те, которые получают ради Лика Аллаха. Ими являются шариатские знания и связанные с ними науки арабского языка. Ко второму виду причисляются светские знания, такие как инженерия, архитектура, строительство, механика и так далее. Человек может изучать такие науки ради мирской цели. Например, он учится инженерному делу, чтобы стать инженером, и потом получать оклад.

Обучается отрасли механики, чтобы стать специалистом в ней, а потом работать, зарабатывать деньги, стремясь к мирским благам. На нём нет никакой вины, если он своим обучением намеревается добиться чего-то  мирского. Однако если б он намеревался этим принести пользу мусульманам, то это было б лучше для него.

Тем самым он совместил бы между религией и жизненными делами. Другими словами, если бы человек сказал, например: «Я хочу изучать инженерию, чтобы мусульмане не нуждались в инженерах из числа неверующих», это являлось бы хорошим желанием. Или он изучает механику для того, чтобы покрыть потребность мусульман в механиках. Это служит добром, и ему полагается награда (у Аллаха) за это. В случае же, когда он желает лишь мирские блага, у него есть такое право, и нет греха на нём, — как тот, кто покупает и продает ради прибыли и увеличения капитала.

Что касается первой категории: когда мусульманин изучает Шариат Пречистого и Великого Аллаха и связанные с ним науки, то такие знания приобретаются только ради Лика Аллаха. И если он желает этим мирских благ, то он не почувствует аромата Рая в Судный день. Это очень суровое обещание о наказании, да защитит Аллах, указывает на то, что человек, который изучает Шариат ради какой-то мирской цели, совершает один из тяжких грехов, и ему не будет дан успех в его знаниях.

То есть, например, мусульманин говорит: «Я хочу приобретать религиозные знания, чтобы обратить на себя внимание людей: они будут уважать меня и с почтением относиться ко мне», «Я хочу изучать религиозную науку, чтобы стать учителем, а затем получать оклад», и тому подобные слова. Да убережет Аллах, такие люди не ощутят запаха Рая в День воскрешения.

Но у некоторых тех, кто учится в государственных учреждениях, таких как училища и университеты, ради диплома, возникла неясность или возможно появился страх.

Ответ на это звучит так: «Получение диплома не связано лишь с мирскими делами. Иногда такое обучение осуществляется ради ближнего мира, а иногда ради Последней жизни. И если студент сказал: «Я приобретаю знания для получения диплома, чтобы я смог претендовать на педагогические должности и принести пользу людям через это, или чтобы стать управляющим в какой-то отрасли науки, а затем дать наставления и рекомендации тем, кто специализируется в ней», — то это является хорошим желанием и благим намерением. В этом нет ничего предосудительного и греховного.

К сожалению, в настоящее время критерием способностей людей служат эти дипломы.

У тебя есть свидетельство, значит, тебе предоставляют должность, назначают руководителем, согласно научной степени. Вероятно, приходит человек с дипломом доктора наук, и занимает должность преподавателя в институтах и университетах, будучи самым невежественным из людей, и даже возможно ученик средней школы превосходит его. Это происходит в действительности.

Сейчас иногда есть носитель диплома аспирантуры, который вообще ничего не знает, а лишь сумел завершить учебу через обман или получил хорошие баллы, не проявляя серьезности, и в его голове не укрепились знания. Однако ему предоставляют должность, поскольку у него есть диплом докторской степени. А вот когда приходит человек, усердно приобретающий знания, который в тысячу раз лучше для людей и для себя, чем тот доктор, — ему не дают такой возможности, причём он не может преподавать в учебных заведениях. Почему? — Потому что он не обладает дипломом аспирантуры.

Учитывая на то, что положения изменились и дошли до такого уровня, мы говорим:

«Если ты приобретаешь знания ради получения диплома, с помощью которого ты сможешь занять педагогическую должность, не ради мирских благ, а, чтобы принести пользу мусульманам, тогда это позволительно. Ты не считаешься стремящимся посредством знаний к мирским благам, и к тебе не относится данное обещание о наказании».

Хвала Аллаху. Дела оцениваются по намерениям, а каждому человеку достанется то, что он намеревался. Хвала Аллаху, таково мерило. Посмотри в своё сердце, какое в нём намерение?

Следовательно, того, кто приобретает знания в университете, чтобы получить диплом, мы спрашиваем: «Что именно ты хочешь? Желаешь ли ты получить диплом ради степени такого-то, иметь определенный оклад?»

Если он ответит: «Да. Я — бедный, и хочу это (высокую степень, деньги)», то мы скажем: «Ты потерпел неудачу и убыток, стремясь к мирским благам».

А вот если он ответит: «Нет, я хочу принести пользу людям. Ведь сейчас нельзя достигнуть такой цели, кроме как через дипломы. Поэтому я хочу это» или «Человек не может занять важную должность, которая позволяет руководить (по Шариату) группой мусульман, кроме как при помощи свидетельства. И я хочу это», — тогда мы говорим:

«Хвала Аллаху, это благое намерение, тебе ничего не грозит. Так, Дела оцениваются по намерениям, а каждому человеку достанется то, что он намеревался».

Главное: будь осторожен, о требующий знания!

Остерегайся плохих намерений.

Шариатские знания намного почетней, выше и дороже того, чтобы ты стремился посредством них к деньгам (должностям…).

Какую пользу ты извлечёшь из них?

В итоге они окажутся в сортире.

Ты ешь, пьёшь, а затем идешь в туалет.

В отношении физических благ человек больше всего ищет удовольствие в еде и питье. Однако, в конечном счёте это оказывается в туалете. Даже если ты проживешь еще многие годы, то все равно либо ты покинешь этим миром либо он расстанется с тобой, либо ты не будешь иметь материальных средств, и не будет имущества, либо умрешь, а твоё имущество перейдёт другим.

А вот праведные деяния, совершенные ради Последней жизни, останутся.

Так почему ты превращаешь приобретение шариатских знаний, которое является одним из самых достойных и лучших видов поклонения, в средство для достижения мирской цели?!

Это глупость в отношении разума и заблуждение относительно религии.

Приобретай религиозные знания ради Пречистого и Великого Аллаха, с целью защитить Шариат Аллаха, отвести невежество от себя и от своих братьев мусульман, а также, чтобы указывать людям верный путь, получить наследство Пророка (мир ему и благословение). Ведь ученые являются наследниками пророков.

Мы просим Аллаха направить нас и вас к благим намерениям и праведным делам. Поистине, Он над каждой вещью мощен».

Источник: «Шарх Рияди-с-Салихин», хадис № 1391, стр. 1488,1489.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top