Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 28

ГЛАВА 28: О суеверии

 

Скачать 6.1 МБ
ГЛАВА 28: О суеверии

Будучи одним из проявлений многобожия, суеверие несовместимо с абсолютным единобожием, которое является обязательным для творений. По причине суеверия человек продолжает задуманное дело или воздерживается от него, и это является малым многобожием, которое человек обязан искупить, если оно проникло в его сердце. Сущность суеверия заключается в том, что человек ищет добрые или дурные предзнаменования в происходящих вокруг событиях, например, в направлении полета птиц, и связывает благополучный или неудачный исход задуманного дела с тем, что птица прилетит справа, слева или спереди или просто будет сидеть на месте.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого»[1].

Это означает, что все добрые и неприятные события происходят с людьми в соответствии с божественным предопределением и предустановлением, которое записано у Великого и Могучего Аллаха. Дурные предзнаменования всегда были качеством многобожников, враждующих с посланниками, и поэтому шариат порицает дурные предзнаменования. Последователи Божьих посланников понимают, что происходящие события связаны с предопределением Аллаха и могут быть либо вознаграждением за совершенные благодеяния, либо наказанием за совершенные грехи.

Он также сказал: «Они сказали: “Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих”»[2].

Божьи пророки сообщили неверующим, что в действительности любые несчастья или радостные события происходят с ними по причине их собственных деяний. Несчастья постигали их только потому, что они творили зло, враждовали с посланниками и считали их лжецами. Из этого аята также следует, что дурные предзнаменования были присущи многобожникам, враждующим с посланниками Аллаха.

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Инфекция — ложь, дурные приметы — ложь, плачущая сова — ложь, и злополучность месяца сафар — ложь». Этот хадис передали Аль-Бухари, и Муслим (2220).

В версии Муслима добавлено: «…лунные фазы — ложь, и злые духи — ложь»[3].

Из этого хадиса следует, что инфекция не распространяется сама по себе, а распространяется с дозволения Великого и Могучего Аллаха. Во времена невежества люди полагали, что заразные болезни передаются сами по себе, но Великий и Могучий Аллах изобличил лживость этих убеждений. Дурные приметы также не оказывают воздействия на происходящие события, поскольку они являются всего лишь воображением человека, которое запечатляется в его душе и не оказывает никакого влияния на предопределение и предустановление Аллаха.

Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Инфекция — ложь, дурное предзнаменование — ложь, а вот доброе предзнаменование мне нравится».

Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование?» Он сказал: «Доброе слово»[4].

Это означает, что инфекция воздействует не сама по себе, а с дозволения Великого и Могучего Аллаха, а дурные приметы вообще не оказывают никакого влияния на происходящее вокруг, потому что все события происходят только в соответствии с предопределением и предустановлением Аллаха. Что же касается доброго предзнаменования, то оно похвально, потому что в его основе лежит надежда на милость Аллаха, тогда как дурные приметы в сущности представляют собой дурные помыслы о Великом и Могучем Аллахе. Вот почему доброе предзнаменование похвально, а дурные приметы заслуживают порицания.

Абу Давуд (3719) передал с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал: «Когда при Посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: “Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: “О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты отвращаешь все злое! Нет силы и нет могущества, кроме как от Тебя!”».

Дурное предзнаменование — это широкое понятие, которое охватывает слова и деяния, происходящие на глазах у человека и влияющие на его решения. Верить в дурные приметы и предзнаменования запрещается, а вот добрые предзнаменования поощряются, потому что они приносят радость и облегчение и удаляют стеснение, порождаемое сатаной и оказывающее дурное влияние на сердце человека. И если человек верит в добрый исход, то он избавляется от воздействия сатаны. Что же касается выражения «наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел», то оно подразумевает запрет на изменение решения по причине дурного предзнаменования. Если же мусульманин увидит то, что ему не нравится, то ему надлежит сказать: «О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты предотвращаешь все злое! Нет силы и могущества, кроме как от Тебя!» Это — великая мольба, позволяющая уберечь сердце от всевозможных дурных предзнаменований.

Передают, что Ибн Масуд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дурные приметы — это многобожие! Дурные приметы — это многобожие! А у каждого из нас… Но Аллах удаляет это, если уповать на Него».

Этот достоверный хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал его достоверным и отметил, что последние слова принадлежат Ибн Масуду[5].

Слова «а у каждого из нас…» означают, что дурные предзнаменования возникают в сердце каждого человека. Однако Аллах удаляет их, если уповать на Него, потому что в награду за упование раб обретает защиту от козней сатаны, который внушает ему верить в дурные приметы.

Ахмад передал хадис Ибн Амры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот приобщил сотоварищей к Аллаху».

Люди спросили: «А каково искупление этого?»

Он ответил: «Вам следует сказать: “О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя”»[6].

Из этого хадиса ясно следует, что суеверие является многобожием. Что же касается слов «нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла», то они означают, что любое добро и зло происходят согласно предопределению Аллаха, и знание о сокровенном принадлежит только Великому и Могучему Аллаху.

Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса: «Суеверие — это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него»[7].

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
  • Обращается внимание на слова Аллаха «Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха…» и «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих».
  • Отрицание того, что первопричиной болезни является инфекция.
  • Отрицание существования дурных примет.
  • Отрицание вреда плачущей совы или других птиц такого рода.
  • Отрицание злополучности месяца сафар.
  • Доброе предзнаменование не относится к вышеизложенному. Более того, оно желательно.
  • Разъяснение смысла понятия “доброе предзнаменование”.
  • Дурные мысли, возникающие в результате этого в сердцах, не причинят вреда. Напротив, Аллах избавляет от них человека, если он уповает на Аллаха.
  • Молитва, которую следует прочитать тому, кто обнаружил это у себя.
  • Провозглашение веры в дурные приметы многобожием.
  • Разъяснение смысла понятия “дурная примета”.
Сноски

[1] Сура 7«Аль-Араф», аят 131.
[2] Сура 36 «Йа син», аят 19.
[3] Муслим (2220), (106) от Абу Хурейры с добавлением: «…и звезды —ложь», а также (2222) и (107) с добавлением: «…и злые духи — ложь».
[4] Этот хадис передали аль-Бухари 10/181 и Муслим (2224).
[5] Этот хадис передали Абу Давуд (3910), ат-Тирмизи (1614), Ибн Маджа (3538) и Ибн Хиббан (1427).
[6] Этот хадис передал имам Ахмад 2/220.
[7] Этот хадис передал имам Ахмад 1/213.

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top