Отражение подозрений в мурджиизме от наших почтенных шейхов
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Первое предисловие: Высказывания учёных служат предметом рассмотрений (т.е. нуждаются в доводах), а не являются доказательством. Данная основа единогласно признана последователями Сунны и единой общины.
Шейхуль-ислам пишет в «Собрании фетв» (26/202):
«Никто не имеет права приводить в качестве довода чьё-либо мнение в спорных вопросах. Довод заключается именно в текстах (Корана и Сунны), единодушии «иджма», в извлечённом указании посредством шариатских доказательств, а не высказываний некоторых учёных. Ведь мнения учёных принимаются на основе шариатских доказательств, и они не должны выдвигаться в противовес им».
Как прекрасно изречение Ибн Аббаса, переданное Исхаком ибн Рахавейхом с безупречным иснадом, как сказал хафиз Ибн Хаджар в своем сборнике «аль-Маталиб аль-‘Алия» (1306): «Вот отсюда вас постигнет беда! Мы приводим вам [слова] Посланника Аллаха, а вы приводите [слова] Абу Бакра и Умара».
Шейх Сулейман ибн Абдуллах пишет в «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид» (с. 483): «Этим Ибн Аббас возразил тому, кто вступил с ним в прение по поводу совмещения умры и хаджа. Ибн Аббас настоятельно побуждал к этому. Спорящий с ним привёл в доказательство запрещение Абу Бакра и Умара, мол, они более знающие, чем ты, и больше заслуживают, чтобы за ними следовали.
Такое изречение исходит по зову веры и чистого следования за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, даже если кто-то противоречит ему, кем бы он ни был, как сказал имам аш-Шафии: “Ученые единодушны в том, что, если кому-то выяснилась какая-либо Сунна Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, то нельзя оставлять её в пользу чьего-либо мнения”.
Представьте, Ибн Аббас произнёс своё назидание тому, кто возразил ему позицией Абу Бакра и Умара, (а они — лучшие из сподвижников, уммы…)».
И если учёный принимает решение относительно какого-то вопроса или конкретного лица, или книги, то, по критерию обладателей знания и сведущих верующих, ему требуется доказать это, дабы от него это принялось. Если он приведёт убедительное доказательство, то сведущие верующие примут его суждение. В противном случае они отвергнут, кем бы ни был, сохранив присущую ему степень, если он относится к последователям Сунны.
Поэтому ошибаются те, кто думает, что поборники пути праведных предшественников, следуют за учёными, даже если те противоречат шариатским доводам. Напротив, они в первую очередь порицают недозволенное подражание, а именно оставление шариатского доказательства в пользу чьего-либо мнения.
Абу Умар Салим аль-Газзи
∇ Продолжение в статье, скачать в формате PDF
Скачать статью в формате PDF (512 KB)