«Сборник фетв и трудов» Шейха Мухаммада бин Салиха аль-Усаймина (Часть 2)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

ФЕТВА № 2

Шейха, да хранит его Аллах, спросили: являются ли «аль-иман» и «ат-таухид» одним и тем же?

Он ответил следующее: «Ат-таухид — это «утверждение того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, обладает присущими ему особенностями», а «аль-иман» это «подтверждение, содержащее принятие и подчинение». Между двумя этими понятиями есть как общее, так и различия, и каждый исповедующий единобожие является верующим, так же, как каждый верующий является исповедующим единобожие.

Однако иногда «ат-таухид» имеет более узкое значение, чем «аль-иман», а иногда наоборот – «аль-иман» имеет более узкое значение чем «ат-таухид»».

ФЕТВА № 3

Шейха, да хранит его Аллах, спросили о многобожии многобожников, к которым был послан Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Он ответил следующее: «Что касается многобожия многобожников, к которым был послан Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, то это не было многобожием в признании того, что только Аллах является Господом мироздания, так как Благородный Коран указывает на то, что они придавали сотоварищей Аллаху только в поклонении.

Что же касается господства Аллаха над мирозданием, то они верили в то, что только один Аллах является Господом, что Он принимает мольбы тех, кто оказывается в трудной ситуации. Они были убеждены в том, что это Он избавляет от всего плохого и так далее, всего того, что рассказал о них Аллах об их признании господства Великого и Всемогущего Аллаха. Однако они придавали Ему сотоварищей в поклонении, поклоняясь наряду с ним идолам, такое многобожие выводит человека из ислама, так как исповедание единобожия — как на это указывает само значение этого слова — означает «делать или считать что-либо    или кого-либо одним», и Всевышний и Всеблагой Аллах обладает правами, которые следует признавать только за Ним. Эти права делятся на три вида:

  1. Права власти над мирозданием;
  2. Права поклонения;
  3. Права обладания прекрасными именами и совершенными атрибутами.

Поэтому учёные разделили единобожие на три составляющих: единобожие в господстве над мирозданием (таухид ар-рубубийа), единобожие в обладании божественными именами и атрибутами (таухид аль-асма ва ас-сыфат), и единобожие в божественности (таухид аль-улюхийа).

Что касается единобожия в господстве над мирозданием (таухид ар-рубубийа), то это признание того, что только Аллах, Благословен Он Всевышний, является Творцом, Властелином, и только Он управляет всем мирозданием, как об этом сказал Всевышний: «Несомненно, Он творит и повелевает»[1]. Таким образом, сотворение и распоряжение — это господство над мирозданием и оно принадлежит только Великому и Всемогущему Аллаху, и нет другого творца, нет другого властелина и нет другого, кто управлял бы мирозданием, помимо Него.

Что касается единобожия в обладании божественными именами и атрибутами (таухид аль-асма ва ас-сыфат), то это признание того, что только Аллах, Благословен Он Всевышний, обладает теми именами, которыми Он назвал Себя, и теми атрибутами, которыми Он охарактеризовал Себя в Своей Книге или устами Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Рабу Аллаха следует верить в эти имена и атрибуты в том смысле, как этого желает Аллах и Его Посланник и так, как это соответствует Его величию, без утверждения подобия Аллаху, так как признание существования подобного Аллаху является многобожием.

Что касается и единобожия в божественности (таухид аль-улюхийа), то это признание того, что только Аллах, Пречист Он Всевышний, достоин поклонения, в том смысле, что ты поклоняешься Аллаху, искренне исповедуя перед ним свою религию. Всевышний сказал об этом следующее: «Скажи: „Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру“[2]. Многобожники-арабы придавали сотоварищей Аллаху именно в этом — в поклонении, поклоняясь идолам наряду с Аллахом, и Всевышний и Благой Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей»[3], то есть в поклонении.

Всевышний сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников»[4].

Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»[5].

Также Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: „Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными“»[6].

Всевышний в суре «Искренность» сказал: «Скажи: „О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Вы исповедуете свою религию, а я — свою!“»[7].

Я сказал «в суре „Искренность“ потому, что в этой суре говорится об искренности в деяниях, и даже если она и называется «Неверные», в действительности это сура «Искренность в деяниях», подобно тому, как сура «Очищение (веры)» это сура искренности в деяниях и убеждениях».

ФЕТВА № 4 

Шейха, да хранит его Аллах, спросили о тех, кто считает, что хадисы «аха́д»[8] не могут использоваться в качестве доказательств в вероучении, и он ответил следующее:

«Что касается тех, кто считает, что хадисы аха́д не могут использоваться в качестве доказательств в вероучении, так как они не дают твёрдой убеждённости, и поэтому на них не может строиться вероучение, то мы говорим:

Это неверное мнение, так как оно основывается на неправильных аргументах, и это можно доказать с нескольких точек зрения:

  1. – Выражение «хадисы аха́д не дают твёрдой убеждённости» нельзя понимать в абсолютном смысле, так как в числе хадисов аха́д есть и такие, которые дают твёрдую убеждённость, если есть другие свидетельства, указывающие на их достоверность. Поэтому, если умма приняла этот хадис, например как хадис Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, «Поистине дела оцениваются по намерениям», то даже несмотря на то, что это хадис аха́д, мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал эти слова, как это доказали шейх аль-ислам ибн Таймия, аль-хафиз ибн Хаджар и другие.
  2. – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посылал своих посланников поодиночке, которые доносили до людей основу ислама — свидетельство, что нет бога кроме Аллаха и что Мухаммад Посланник Аллаха, и это было неопровержимым аргументом. Так, он, да благословит его Аллах и приветствует, направил Му‘аза в Йемен и считал это неопровержимым аргументом, которое должны были принять жители Йемена.
  3. – Если мы скажем, что вероучение не может подтверждаться хадисами аха́д, то мы можем сказать и то, что практические установления шариата не могут подтверждаться хадисами аха́д, так как практические установления сопровождаются убеждённостью в том, что это Всевышний Аллах повелел это или запретил это. Но если принять это утверждение, то многие из установлений шариата окажутся аннулированными, и если мы опровергаем это, то мы обязаны опровергнуть и утверждение о том, что вероучение не может основываться на хадисах аха́д, так как между убеждениями и практическими установлениями в этом смысле нет никакой разницы.
  4. – Всевышний Аллах приказал обращаться за разъяснением к обладателям знаний тем, кто не обладает ими, в том числе и в том, что является одним из важнейших вопросов вероучения – посланнической миссии. Всевышний сказал: «Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания. Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями»[9] и это включает в себя как обращение с вопросами к одному обладателю знания, так и обращение к нескольким.

Итак, хадисы аха́д, если их достоверность и правдивость подтверждается доказательством, дают твёрдое знание и служат для обоснования установлений шариата, как теоретических, так и практических, и нет никаких доказательств, указывающих на разницу между ними. И те, кто приписывают кому-либо    из имамов то, что они делали такое различие для практических установлений, должны предоставить доказательства этого с достоверно передаваемым от имама иснадом, а потом разъяснить своё доказательство, на которое они опирались в этом».

ФЕТВА № 5

Шейха, да хранит его Аллах, спросили: «Разрешается ли мусульманину приобретать „Евангелие“, чтобы узнать о том, что сказал Аллах Своему рабу и Посланнику Исе, да благословит его Аллах и приветствует?». Он ответил следующее:

«Мусульманину не разрешается приобретать ни одно из прежних Писаний, предшествовавших Корану, будь то „Евангелие“, «Тора» или что-то    другое по двум причинам:

Причина первая: всё, что было полезного в этих прежних Писаниях, было разъяснено Всевышним Аллахом, Пречист Он, в Благородном Коране;

Причина вторая: в Коране есть всё, что избавляет от нужды в этих писаниях, так как Всевышний сказал: «Он ниспослал тебе Книгу с истиной в подтверждение того, что было до него»[10]. Также это подтверждается словами Всевышнего «Мы ниспослали тебе Книгу с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно возвысилось над ними. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах»[11].

Что же касается слов того, кто говорит, что он желает узнать о том, что говорил Аллах Своему рабу и Посланнику Исе, то всё полезное для нас Аллах передал в Коране, и нет никакой необходимости в том, чтобы искать что-либо    ещё. Кроме того, существующее сегодня «Евангелие» искажено, и доказательством этого является то, что сегодня это четыре противоречащих друг другу «Евангелия», а не одно, и поэтому на него нельзя опираться.

Что же касается требующего знания, который обладает способностью отличить истину ото лжи, то нет никаких препятствий для изучения этого, чтобы он мог опровергнуть имеющуюся в них ложь и предоставить неопровержимые аргументы тем, кто их исповедует».

ФЕТВА № 6

Шейха, да хранит его Аллах, спросили об основах и правилах приверженцев сунны и единой общины в вероучении и других вопросах религии, и он ответил следующее:

«Правилом приверженцев сунны и единой общины в вероучении и других вопросах религии является полное следование Книге Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также руководству и сунне праведных халифов. Это основывается на словах Всевышнего „Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас“[12] и «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем»[13], также Всевышний сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам»[14].

Несмотря на то, что эти аяты касаются вопросов раздела трофеев, они тем более актуальны в вопросах шариата, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращаясь с пятничной проповедью к людям, говорил: «По­ис­ти­не, са­мые луч­шие сло­ва — это Кни­га Ал­ла­ха, а луч­шее ру­ко­во­дство — это ру­ко­во­дство Му­хам­ма­да, да благословит его Аллах и приветствует. Худ­шие же дея­ния — это но­во­вве­де­ния, ка­ж­дое но­во­вве­де­ние — это ересь, а ка­ж­дая ересь — это за­блу­ж­де­ние, и вся­кое за­блу­ж­де­ние в Ог­не»».

Также это правило основывается и на словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, ни в чём не отступая от этого и полностью избегая новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение».

Текстов Корана и сунны, подобных этим, очень и очень много, и методом и методологией приверженцев сунны и единой общины является полное следование Книге Аллаха и сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также сунне его праведных халифов после него.

Одним из их правил также является то, что они неукоснительного следуют религии, претворяют её в жизнь и не разделяются в ней, повинуясь словам Всевышнего «Он установил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: „Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё“[15].

Если же между ними и возникнут какие-то разногласия, являющиеся последствием иджтихада в вопросах, допускающих подобное, то эти разногласия не ведут к разделению их сердец. Наоборот, ты видишь, что они любят друг друга и стремятся к объединению, и это несмотря на существование между ними различия во мнениях, допускающих иджтихад».

ФЕТВА № 7

Шейха, да возвысит его Аллах среди тех, кто получил Божественное руководство, спросили о том, кто такие приверженцы сунны и единой общины, и он, да хранит его Всевышний, ответил следующее:

«Приверженцы сунны и единой общины это те, кто неукоснительно следуют сунне и объединяются вокруг неё, не обращаются ни к чему помимо неё — ни в знании вопросов вероучения, ни в практических вопросах шариата. Именно по этой причине их и называют «приверженцы сунны», так как они неукоснительно привержены ей, а «приверженцами единой общины» их называют потому, что объединяются вокруг неё.

Если же ты задумаешься над положением приверженцев нововведений, то ты обнаружишь их разрозненными в их методологиях в вопросах вероучения или практических установлений шариата, что указывает на то, что они далеки от сунны настолько, насколько привержены своим нововведениям».

ФЕТВА № 8

Шейха, да хранит его Аллах, спросили о разделении уммы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после его смерти, и он ответил следующее:

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как об этом передаётся в достоверном хадисе, сообщил о том, что иудеи разделились на семьдесят одну группу, а христиане — на семьдесят две, и что эта умма вскоре разделится на семьдесят три группы, которые все окажутся в адском огне, за исключением одной. Эта группа — те, кто следует тому, чему следовал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Это и есть спасшаяся группа, которая в этом мире спаслась от нововведений и ересей, и которая спасётся в Последней Жизни от адского огня. Именно эта группа и является той непобедимой общиной, которая будет следовать повелению Великого и Всемогущего Аллаха до Судного Дня.

Некоторые люди делали попытки перечислить эти семьдесят три группы, разделив приверженцев нововведений и ересей на пять основных групп, у каждой из которых имелись ответвления, чтобы достичь того количества, о котором сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Некоторые считали, что лучше воздержаться от этого перечисления, так как эти группы не одни оказавшиеся в заблуждении, и сейчас люди впали ещё в большее заблуждение, чем прежде, и это произошло уже после того, как были определены эти семьдесят две группы.

Они сказали: «Это количество не перестанет увеличиваться и невозможно точно знать этого кроме как перед Концом Времён, когда наступит Час Суда. Поэтому лучше всего говорить об этом в общем, так, как обобщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Поистине эта умма вскоре разделится на семьдесят три группы, которые все окажутся в адском огне, за исключением одной“.

Затем нам следует сказать: «Каждый, кто противоречит тому, чему следовал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, входит в число этих заблудших групп».

Может статься, что Посланник Аллаха указал на их основы, и сегодня нам известно не более десяти из них, также может статься и так, что некоторые из этих основ включают в себя ответвления, как считали некоторые. Истинным знанием об этом обладает только Великий и Всемогущий Аллах»».

ФЕТВА № 9

Шейха, да хранит его Аллах, спросили об основных отличительных чертах спасшейся общины, и о том, выводят ли человека из этой спасшейся общины обладание этими чертами в неполном объёме. Он ответил следующее:

«Важнейшими отличительными чертами является неукоснительное следование тому, чему следовал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в вероучении, поклонении, поведении и взаимоотношениях, эти четыре момента очень чётко проявляются в спасшейся общине.

Так, ты видишь, что в убеждениях она строго следует чистому единобожию в божественности, единобожию в признании господства только одного Аллаха над мирозданием, и единобожию в обладании божественными именами и атрибутами, на которые указывают Книга Аллаха и сунна Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

В поклонении ты обнаруживаешь, что спасшаяся община отличается своим полным и неукоснительным следованием и практическим исполнением того, что совершал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в поклонении — во всех его видах, характеристиках, количествах, времени, месте и причинах. Ты не найдёшь у неё нововведений в религии Аллаха, более того, её приверженцы исключительно почтительно относятся к Аллаху и Его Посланнику и не выпячиваются вперёд перед Аллахом и Его Посланником, пытаясь внести в поклонение что-то    , чего не предписывал Аллах.

В поведении ты обнаруживаешь, что они также отличаются от всех остальных своим хорошим нравом, желая блага мусульманам, относясь к ним с открытой душой, с жизнерадостным лицом, хорошими словами, щедростью, смелостью, и так далее, демонстрируя лучшие черты характера.

Во взаимоотношениях ты обнаруживаешь, что они поступают с людьми честно и открыто, именно на эти качества указал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Покупатель и продавец остаются свободными в своём выборе[16] до тех пор, пока они не расстались друг с другом (или же он сказал: пока не расстанутся друг с другом), и если оба они были правдивы и разъясняли[17], сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то    ) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено[18]»[19].

Недостатки в обладании этими отличительными чертами не выводят человека из этой спасшейся группы, однако каждый получит свою степень за свои деяния.

Однако недостатки в исповедании единобожия, быть может, выведут его из победоносной группы, например, недостаточная искренность, то же самое можно сказать и о нововведениях – возможно, что он совершит нововведения, по причине которых он выйдет из спасшейся общины.

Что же касается поведения и взаимоотношений, то недостатки в них не могут вывести человека из этой группы, хотя это может и уменьшить его степень.

Возможно, что мы нуждаемся в подробном разъяснении вопроса о поведении, и важнейшим проявлением нрава является стремление к единству и согласие с истиной, которые нам заповедал Всевышний Аллах, сказав: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: „Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно неё“»[20]».

Всевышний сообщил, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отрекается от тех, кто разделил свою религию и разбился на секты. Всевышний Аллах сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты»[21].

Таким образом, согласие в речах и единство сердец являются одними из важнейших отличительных черт спасшейся группы, приверженцев сунны и единой общины, которые, если между ними возникают разногласия, источником которых является иджтихад, в вопросах, допускающих иджтихад. Они не испытывают друг к другу ни ненависти, ни вражды, наоборот, они убеждены в том, что являются братьями, даже если между ними и возникли какие-то разногласия.

И даже если один из них считает, что другой без омовения[22], тем не менее, он совершает молитву за имамом, который считает, что омовение у него есть. Так, например, один из них совершает молитву за имамом, поевшим мяса верблюда, а сам имам считает, что это не нарушает омовения, хотя молящийся за ним считает, что его омовение нарушилось, но при этом он считает молитву за таким имамом правильной и действительной. И это при том, что если бы он совершал молитву в одиночку, он бы посчитал свою молитву неправильной.

Всё это объясняется тем, что разногласия, возникающие в результате иджтихада — в вопросах, допускающих иджтихад — так как в действительности это не разногласия, так как каждая из сторон последовала доказательству, от которого её нельзя было уклониться. Они считают, что их брат, даже если он и противоречит им в каком-то деянии, следуя доказательству, то в действительности его поступок согласуется с их позицией, так как они призывают к следованию доказательству, каким бы оно ни было. И если он противоречит им, поступая в соответствии с доказательством, то в действительности он поступает в соответствии с их принципами, так как идёт путём, к которому они призывают и на который указывают — обращение за решением к Книге Аллаха и сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

От многих учёных не скрывается тот факт, что различие во мнениях по подобным вопросам имели место и среди сподвижников, и даже во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако никто при этом не упрекал кого бы то ни было.

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвратился после битвы во время нашествия племён, к нему явился Джибриль и указал на то, что ему следует выступить против бану курайза, нарушивших договор. И вот тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к своим сподвижникам и сказал: «Пусть никто из вас не совершает послеполуденной молитвы, пока не достигнет бану курайза».

Сподвижники выступили из Медины в направлении селения бану курайза, когда время послеполуденной молитвы было на исходе, и кто-то    из них отложил эту молитву до тех пор, пока не достиг бану курайза, пока её время не вышло. Это объясняется тем, что Пророк, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пусть никто из вас не совершает послеполуденной молитвы, пока не достигнет бану курайза». Среди них были и те, кто совершил молитву вовремя, сказав: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел, чтобы мы выступили как можно быстрее, и не желал того, чтобы мы откладывали совершение молитвы до тех пор, пока не выйдет её время» и они были правы.

Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не упрекал ни одну из этих двух групп, и ни одна из них не испытывала вражды или ненависти в отношении другой по причине разногласий в понимании слов посланника Аллаха.

В этой связи я считаю, что мусульмане, относящие себя к приверженцам сунны, обязаны быть единой уммой и между ними не должно быть разделения на партии — этот относит себя к одной группе, а тот — к другой, третий — к третьей, и так далее. Это приведёт к тому, что они станут цепляться друг другу в глотки, враждовать и ненавидеть друг друга из-за различий, допускающих возможность иджтихада. Нет никакой необходимости в том, чтобы я подробно описывал каждую из этих групп, но обладающий разумом поймёт меня и ему всё станет ясно.

Я считаю, что приверженцы сунны и единой общины обязаны объединиться, даже если среди них имеется различие во мнениях относительно того, что следует из текстов Корана и сунны в соответствии с их пониманием, и хвала Аллаху, этот вопрос имеет очень широкие границы. Самое важное — объединить сердца и прийти к одному мнению.

Нет никакого сомнения в том, что враги ислама желают того, чтобы мусульмане разделялись, и не имеет значения, кто эти враги — те, кто враждует с мусульманами открыто, или внешне демонстрирует любовь к мусульманам или к исламу, но на самом деле таковым не является. Мы обязаны отличаться этим качеством, которое является характерной чертой спасшейся общины – это достижение общего мнения».

ФЕТВА № 10

Шейха, да воздаст ему Аллах благом от имени ислама и мусульман, спросили о том, что означает следовать середине в религии, и он ответил следующее:

«Середина в религии означает, что человек не должен допускать чрезмерностей в религии, выходя за рамки границ, установленных Великим и Всемогущим Аллахом, также он не должен допускать упущений в религии, в результате чего окажется, что он делает меньше того, что было установлено Всевышним Аллахом, Пречист Он.

Середина в религии заключается в том, что человек неуклонно следует образу жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чрезмерность означает, что он выходит за рамки этого, а упущение — то, что он делает меньше, чем установлено.

Примеры этого: человек сказал: «Я простаиваю в молитве всю ночь и никогда не сплю, так как молитва — лучшее из поклонений, и поэтому я хочу проводить в молитве всю ночь». Нам следует сказать: «Это чрезмерность в религии Аллаха и это не есть истина. Подобный случай произошёл во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: три человека собрались вместе, и один из них сказал: „Я не буду спать, и буду выстаивать всю ночь в молитве“, другой – «Я буду непрерывно соблюдать пост», а третий – «Я никогда не женюсь на женщинах».

Когда известие об этом дошло до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Что это стало с людьми, которые говорят то-то и то-то? Я пощусь, но и прерываю пост, я выстаиваю ночную молитву и сплю, и я женюсь на женщинах, поэтому не от меня тот, кто отвернётся от моей сунны».

Эти люди проявили чрезмерность в религии и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отрёкся от них, так как они отвернулись от его сунны, в которое есть пост и разговение, ночная молитва и сон, и женитьба на женщинах.

Что же касается тех, кто позволяет себе упущения в религии, то это тот, кто говорит: «Мне нет необходимости в дополнительных добровольных деяния, я не совершаю их и выполняю только предписанное». Также может быть, что он допускает упущения и в том, что ему было предписано.

Что же касается человека, придерживающегося середины в религии, то это тот, кто идёт по пути, которому следовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его праведные халифы».

Другой пример: трое мужчин видят перед собой грешника, и один из них говорит: «Я не приветствую этого грешника, игнорирую его и отдаляюсь от него, я не разговариваю с ним».

Второй говорит: «Я иду вместе с этим грешником, улыбаюсь ему в лицо, приглашаю его к себе и принимаю его приглашения, и он для меня такой же благочестивый человек».

Третий говорит: «Я не люблю этого человека за его греховность, но люблю его за его веру, я не бойкотирую его кроме как в случаях, когда это служит причиной для его исправления. Если же мой бойкот не является причиной для его исправления, а наоборот, он совершает ещё больше грехов, то я не прекращаю общаться с ним».

Нам следует сказать: «Первый совершает крайность в чрезмерном осуждении его, второй — крайность в недостаточном осуждении, а третий следует середине».

То же самое мы говорим обо всех видах поклонений и взаимоотношений — нравы людей в них разделяются на излишнее, недостаточное и среднее отношение.

Третий пример: человек был пленником своей жены, которая вертела им, как пожелает, а он не останавливал её от совершения грехов и не побуждал к благому, она овладела его разумом и стала верховенствовать над ним.

Другой мужчина жесток и высокомерен, он относится к ней свысока и не считается с ней, относясь к ней так, как будто она ниже слуги для него.

Третий же следует середине и относится к ней так, как повелел Аллах — «Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности»[23], и Его посланник — «Верующий не должен ненавидеть верующую. Если ему не нравится у неё одна черта характера, то он останется довольным другой её чертой».

Этот последний следует середине, первый излишне мягок, а второй — излишне жесток. Используй эти примеры для проведения аналогии в отношении остальных взаимоотношений и поклонений».

Продолжение следует…

Сноски
[1] Сура «Преграды», аят 54.

[2] Сура «Толпы», аят 11.

[3] Сура «Женщины», аят 36.

[4] Сура «Трапеза», аят 72.

[5] Сура «Женщины», аят 48.

[6] Сура «Верующий», аят 60.

[7] Сура «Неверные», аяты 1-6.

[8] Арабское слово аха́д является формой множествен­ного числа от слова а́хад в значении один (вахид), а фра­за хабар аль-вахид означает «сообщение, передаваемое одним передатчиком»», «Пособие по терминологии хадисов», д. Махмуд Таххан (стр. 19) – Прим. пер.

[9] Сура «Пчёлы», аяты 43 – 44.

[10] Сура «Семейство Имрана», аят 3.

[11] Сура «Трапеза», аят 48.

[12] Сура «Семейство Имрана», аят 31.

[13] Сура «Женщины», аят 80.

[14] Сура «Собрание», аят 7.

[15] Сура «Совет», аят 13.

[16] Имеется в виду, что они могут вернуть купленный или проданный товар или оставить его у себя (комментарий А. Нирши) – Прим. пер.

[17] Иначе говоря, если продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель — на условия и сроки оплаты (комментарий А. Нирши) – Прим. пер..

[18] То есть, в конце концов, полученная прибыль обернётся убытками (комментарий А. Нирши) – Прим. пер.

[19] Этот хадис передал аль-Бухари (хадис № 2079) – Прим. пер.

[20] Сура «Совет», аят 13.

[21] Сура «Скот», аят 159.

[22] С точки зрения одного мазхаба – Прим. пер.

[23] Сура «Корова», аят 228.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top