Суть мурджиитов (Часть 3)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

(4) Мариситы:

«Мурджииты Багдада, которые последовали Бишру аль-Мариси… В вопросе имана он говорил: „Вера – это признание (религиозных положений) как сердцем, так и языком…“. Согласно его учению, совершение земного поклона идолу не является неверием, а только лишь указывает на него» ( «аль-Фарк байна аль-фирак», стр. 205).

(5) Тауаманиты:

Последователи Абу Муаза ат-Тауамани. Он придерживался следующего мнения: вера – это то, что удерживает от неверия, и представляет собой определенные качества, при оставлении которых человек становится неверующим. Также он впадет в неверии, если оставит хоть одно из них. Причем отдельное качество не называется верой или её частью. И нельзя назвать нечестивцем человека, совершившего грех, будь малый или большой, если по мнению всех мусульман он не является неверием. Однако при этом говорится, что такой человек ослушался и проявил нечестие.
Сюда относятся следующие качества: осведомленность, признание, любовь, искренность, согласие с пророческим посланием» ( «аль-Миляль уа ан-нихаль», 1/144).

«Абу Муаз считал, что человек, подпадающий под нечестие и совершающий тяжкие грехи, не является ни рабом Аллаха, ни Его приближенным» ( «Макалят аль-ислямийин», 1/222).

(6) Шабибиты:

Последователи Мухаммада ибн Шабиба. Он полагают, что вера это всего лишь признание Аллаха…, знание о Его пророках и посланниках, а также обо всем том, с чем они пришли от Аллаха. К этому относятся религиозные положения, которые записали и передали мусульмане от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, например, молитва, пост и другие шариатские законы, относительно которых среди них нет разногласия и спора» ( «аль-Фарк байна аль-фирак», стр. 207).

«Согласно их взглядам, вера делится на части, а её обладатели имеют различные степени. К тому же определенное свойство веры может быть покорностью и частью веры, но при этом её обладатель может являться неверным из-за оставления другой части веры. Поэтому он может быть верующим только, если будет выполнять все свойства веры.
А каждый человек, который знает о том, что Аллах – Един, и Ему нет подобных, но не признает пророков, является неверующим по причине непризнания пророков. Однако вместе с этим у него есть свойство веры: знание об Аллахе.
Так, Аллах велел ему, чтобы он познал Его и согласился с этим знанием. И если он узнал, однако не согласился, или узнал Всевышнего Аллаха, но не признал Его пророков, – в таком случае он выполнил часть веления. Ведь соблюдение всех качеств, которые предписаны ему Аллахом, представляет собой полную веру, а одного качества – часть веры» ( «Макалят аль-ислямийин», 1/218).

(7) Гайляниты:

Последователи Гайляна ибн Марвана «из числа кадаритов-мурджиитов. Согласно его мнению, вера – это второе знание о Всевышнем Аллахе, любовь к Нему и подчинение, признание пророческой миссии посланника, с которой он пришел от Аллаха.
А в основе существует два вида знания: врожденное – знание человека о том, что у этого мира есть Создатель, а у его души есть Творец. Такое знание не называется верой. Напротив, верой является лишь второе знание, приобретенное» ( «аль-Миляль уа ан-нихаль», 1/146). Это знание основано на поиске, наблюдении и логических выводах.
«Они посчитали, что вера не может увеличиваться и уменьшаться…, причем знания о том, что все вещи – созданы и управляемы, свойственны человеку с рождения. Тем временем знания о том, что у них один создатель и управляющий, а не два или больше, приобретены.
Гайляниты убеждены, что знание о Пророке, мир ему и благословение Аллаха, и о послании, с которыми он пришел от Аллаха, – тоже приобретено. И по их воззрениям, к вере относятся те положения, на которые указывает единогласие мусульман, в отличие от положений, извлеченных из шариата» ( «Макалят аль-ислямийин», 1/127).

(8) Шимриты:

Последователи Абу Шимра мурджиита-кадарита, который придерживается мнения о том, что вера – это знание о Пречистом и Великом Аллахе, любовь к Нему и подчинение Ему сердцем, признание Его единства и отрицание подобия, пока до человека не дойдет пророческий довод, мир им.
Уже после доведения довода к вере относится согласие с пророками и признание их. А вот согласие с пророческими посланиями, с которыми они пришли от Аллаха, и знание об этом, не входит в основную веру. Причем свойство или часть имана не может быть верой, пока не объединятся все качества. Чтобы обладать свойствами веры, необходимо знать догмат о справедливости: все предопределенное, будь оно хорошее или хорошее, исходит только от раба, и не причисляется к Всевышнему создателю» ( «аль-Миляль уа ан-нихаль», 1/145).

«Помимо этого нововведения, Абу Шимр не говорил о тех единомышленниках кадаритах, которые совершали греховные поступки, как об абсолютных грешниках, а называл их нечестивцами в определенных деяниях.
По мнению приверженцев Сунны и единой общины, среди всех мурджиитов шимритское течение больше всех проявляет неверие, поскольку она объединила заблудшие кадаритские убеждения и мурджиитские воззрения.
К примеру, справедливость, на которую указывал Абу Шимр, на самом деле представляет собой неверие, потому что под этим он хотел утвердить помимо Всевышнего Аллаха двух больших создателей (зло и добро). Также „единство“, о котором он говорил, заключается в отрицании (качеств), поскольку тем самым он хотел отвергнуть знание и могущество, зрение и другие атрибуты Всевышнего Аллаха.
А что касается слов Абу Шимра о противоречащих его учению: «Они – неверующие, а кто сомневается в этом, тот тоже впадает в неверие», то здесь приверженцы Сунны говорят обратное: «Этот человек – неверующий, а кто сомневается в этом, тот сам выходит из Ислама» ( «аль-Фарк байна аль-фирак», стр. 206).

Продолжение следует

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top