Слова шейха Салиха аль-Фаузана о видах «Вынесения решений не на основе того, что ниспослал Аллах»

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим у Него о помощи и прощении. Мы прибегаем к защите Аллаха от зла наших душ и от скверны наших деяний. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто не собьет с него, а кого Он введет в заблуждение, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет истинного божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник.

Поистине, самыми лучшими словами является речь Аллаха, а самым лучшим путем — путь Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, а худшие деяния — это новшества. Каждое же новшество представляют собой нововведение, а все нововведения — это заблуждения, которые окажутся в Огне.

Иногда те люди, чьи сердца впитали новшество «такфира и восстаний против мусульманских правителей», используют в своих целях слова выдающегося ученого Мухаммада ибн Ибрахима ал-аш-Шейха, да помилует его Аллах, который сказал:

«О человеке, судившем не по тому, что низвёл Аллах, также говорят, что он проявил не великое неверие, а малое[1]. Здесь подразумевается человек, который обратился за судом не к Слову Аллаха, с убеждением в том, что он проявил неповиновение и что истиной является установление Аллаха, если он один раз совершил этот или схожий поступок.

Если же речь идёт о создании системы законов, противоречащих закону Аллаха и требовал (от народа) подчиниться, то это уже настоящее неверие, даже если те, кто ввёл их, станут утверждать, что они ошиблись и что положения шариата являются более справедливыми. Такое неверие уже не малое и оно ставит человека вне религии»[2].

После этих слов Шейх аль-Фаузан писал:

«Он, да помилует его Аллах, проводил различие между частичным, однократным суждением и суждением таким, которое затрагивает всех и становится основой для всех остальных или большинства остальных суждений, утверждая, что последнее полностью ставит человека вне религии, так как это не что иное как замена исламского Шари‘ата иными законами. Следовательно, человек, который совершает подобное, считает, что эти законы лучше Шари‘ата и что они являются более подходящими, что, несомненно, и является великим многобожием, ставящим человека вне религии и полностью уничтожающим то единобожие, которого он придерживался»[3].

Но истина в том, что у шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Аллах, есть и другие фразы в упомянутом послании, где он высказал правильное мнение.

Это ясно свидетельствует о том, что шейх учитывает в данном вопросе детали и разновидности положения тех, кто судит не по Шари‘ату.

Он написал по поводу аята из Книги Всевышнего:

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (5:44); «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками» (5:45); «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (5:47):

«Посмотри на то, как Всевышний Аллах сказал о неверии, безаконии и нечестии тех людей, которые не принимают решений по Шари‘ату. И невозможно, чтобы Пречистый Аллах назвал неверующим того, кто правит и судит не по Шари‘ату, а он не являлся бы таковым. Нет, этот человек является неверующим в абсолютном смысле, либо с точки зрения неверия в делах, либо — неверия в убеждении.

Причём слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, которые передали Таус и другие, о значении данного аята указывают на то, что принимающий решения не по Шари‘ату впадает в неверие, связанное либо с убеждением. Сюда входят различные виды, например, когда тот, кто правит и судит не по Шари‘ату, отрицает приоритет решения Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Именно такова суть слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, и предпочтительного мнения Ибн Джарира, да смилуется над ним Аллах, согласно которому такое неверие касается отрицания шари‘атских законов. И в этом нет разногласий среди ученых. Ведь утверждённые согласованные среди них принципы гласят:

“Кто отрицает одну из религиозных основ или ветвей, относительно которых существует единогласие[4], либо отрицает какую-то букву (из священных текстов), о которых сообщил Посланник, мир ему и благословение Аллаха, где нет сомнений, — тот становится неверующим и отступает от веры”»[5].

Сообразно очевидной истине из слов выдающегося ученого Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Аллах, мусульманин который правит или судит не по Корану и Сунне, не становится неверующим, если он признаёт обязательность этого правления и суда и не отрицает.

Вдобавок существует ещё одна, более ясная, фетва шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Аллах, которую он написал уже после послания «Тахким аль-каванин», спустя, с точностью, пять лет.

Имам Ибн Ибрахим, да смилуется над ним Аллах, подробно сказал, в своих «Фетвах» (1/80), уточнив последнее из двух мнений:

«Мусульманин обязан руководствоваться Шари‘атом Господа и ограничиваться им. Он должен отвергнуть придуманные законы, порочные обычаи и другие нормы[6], относительно которых Аллах не ниспослал никакого доказательства. И кто судит или правит по ним либо обращается к ним за решением, будучи убеждённым в допустимости и дозволенности этого, тот впадает в большое неверие, которое ставит за рамки исламской религии. А кто поступает так без подобного убеждения, тот впадает в малое неверие, не служащее причиной вероотступничества»[7].

Эти слова полностью правильны, по воле Аллаха.

Данное высказывание процитировал, в последнее время, д. ‘Исам ас-Синани, да приумножит Аллах его успех, в своей книге «ат-Тахрир фи баян ахкам ат-такфир» на (с. 252), изданной в этом году (1437 г.х.), с похвальным отзывом и комментариями шейха Салиха аль-Фаузана, пусть Аллах дарует ему ещё больше знаний! Он дал в сносках чёткое пояснение последнему высказыванию Мухаммада ибн Ибрахима, да помилует его Аллах, в сравнении с его речью, написанной в «Тахким аль-каванин»:

«Последние его слова следует понимать согласно этому тексту фетвы». …

Краткое примечание уважаемого шейха Салиха аль-Фаузана очень ценное и содержательное, да вознаградит его Аллах!.

Сам шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, тоже учитывает детали и обстоятельства в этом вопросе, как и большие имамы: Ибн Баз, Ибн Усаймин, аль-Альбани, Мукбиль и другие, да смилуется над ними Аллах![8]
Он написал в своём разъяснении книги «Три основы»:

«Пятый — кто обращается за решением не к Шари‘ату. Доводом этому служат слова Всевышнего:

“… хотят обращаться на суд к тагуту” (4:60).

И кто руководствуется в вопросах правления и суда не Шари‘атом, считая это дозволенным, тот является тагутом. Например, если человек говорит[9]:

“Люди могут обращаться в судебных делах к местным законам или к обычаям доисламских времён, или к обычаям племени и бедуинских общин, оставляя Шари‘ат”.

А также говорит: “Это дозволенно” или “равноценно тому, что ниспослал Аллах”, и если он сказал: “Это лучше или равно Шариату” либо просто говорит: “Такой суд разрешён и дозволен”, — он считается тагутом.

Об этом сообщается в Коране. Так, Всевышний Аллах сказал:

«… хотят обращаться на суд к тагуту» (4:60).

Он назван тагутом потому, что перешёл установленные в Исламе границы.

А вот если человек принимает решения не по Корану и Сунне, но признаёт истинность обязательность правления и суда по Шари‘ату, а также признаёт ложность других законодательств и обычаев, будучи убеждённым в том, что он руководствуется ложными законами, — тогда он считается неверующим по причине малого неверия, которое не ставит за рамки религии. Однако он находится в большой опасности и идёт по пути, который может привести к большому неверию, представляющему собой вероотступничество, в случае беспечного и несерьёзного отношения»[10].

Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, написал в комментариях к книге «Навакид аль-Ислям»[11], на (с. 95):

«Необходимо быть убеждённым в истинности и правильности решений Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, и в ложности противоречащих им решений. Именно таким убеждением обладает мусульманин. А кто считает, что решение людей лучше решения Всемогущего Великого Аллаха или, что решения кого-либо из созданий лучше решения Посланника, мир ему и благословение Аллаха[12], тот становится неверующим. Это относится к причинам выхода из исламской религии.

И кто полагает, что время поменялось, и, что установления Корана и Сунны подходили для предыдущих лет, а нынешнее положение в наши дни нуждается в современном законодательном подходе, как говорят, тот отступает от веры.

Поэтому если кто-то находит применение шариатских законов неподходящим для нашего времени, а потом вводит (или обращается к ним) свои законодательные системы правления и суда, которые, по их мнению, соответствуют современности, то это является неверием во Всемогущего Великого Аллаха. Ведь Шари‘ат пригоден для любого времени и места, до самого Судного дня. Мусульманин должен твёрдо верить в это. Если ему не стала очевидной универсальность Шари‘ата, то это относится именно к его неполноте и неспособности полностью понять сущность религии, а не указывает на несовершенство Шари‘ата.

Некоторые говорят: “Установленные в Исламе наказания, такие как забрасывание камнями прелюбодея, отсечение руки вора, казнь вероотступника…, представляют собой жестокие законы, неподходящие для нынешнего времени прогресса и развития, где люди уже по современному мыслят. И неуместно в наши дни применять предусмотренные Исламом наказания или казнить убийцу, потому что это дикость”.

Такие слова, которые исходят от некоторых лицемеров, являются явным выходом из исламской религии. Подобное положение касается и тех, кто говорит, что он может по своему желанию либо руководствоваться Шари‘атом, либо руководствоваться светскими законами. И тот, кто произносит такие слова, отступает от исламской религии, поскольку верующий обязан следовать Шари‘ату, и здесь нет выбора: захотел, последовал, а захотел, оставил. Всевышний Аллах сказал:

“Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям…” (5:49).

Законы Аллаха предписаны для всех.

Люди могут жить лишь согласно установлениям Пречистого Всевышнего Господа, и никто здесь не выбирает:

“Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решения. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

Руководство в правлении и суде Шари‘атом — один из видов поклонения. Поэтому все рабы обязаны подчиниться установлениям Всемогущего Всевышнего Аллаха. Они должны быть убеждены, что ничего не сравнится с Шари‘атом и не может превзойти его. И пусть никто не думает, что здесь есть выбор и свобода у людей, подобно свободе слова и мысли, и другим лозунгам, которые провозглашают безбожники, лицемеры и приверженцы светского образа жизни. Те люди, которые произносят такие фразы, неверующие, потому что они не повинуются установлениям Пречистого Всевышнего Аллаха и высокомерно противятся им.

Так же отступает от веры и тот, кто говорит: “Шари‘ат Аллаха истинен, но не предписан в качестве обязанности. Человек может выносить решения на основе других законодательных источников и подстраивается под современные нормы, если он видит в этом пользу”. Ведь нельзя руководствоваться, кроме как установлениями Великого Аллаха, а все остальные законодательные и судебные системы отвергаемы. К тому же такой подход в спорах и разбирательствах среди людей только увеличивает проблемы.

Если же ты скажешь: “Нет выбора относительно решений Аллаха и Его посланника, и мусульманин должен всегда обращаться к ним:

“Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: Слушаем и повинуемся (24:51).

И, к примеру, откажешься от своего права (в суде, простишь долг…и так далее), то это совсем другое.

А вот если ты скажешь: “Я не принимаю судебные законы Ислама, поэтому пойду в светские суды”, то это ставит человека за рамки исламской религии.

Но если кто-то убеждён в запрете судить не по Шари‘ату, однако из-за своих порочных желаний и пристрастий вынес решение не в соответствии с Кораном и Сунной, например, захотел получить взятку или извлечь материальную выгоду, считая себя грешником и нарушителем веления Аллаха и Его посланника, тогда он впадает в малое неверие.

Кроме того, если кто-то вынес решение не по Шари‘ату ради должности, и при этом считает свой поступок неправильным и недозволенным, он не отступает от веры, а впадает в малое неверие, которое не достигает степени большого неверия, как сказал Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Именно в этих случаях неверие человека является малым: когда он судит не по Шари‘ату из-за порочных желаний души или ради должности. Причём он убеждён в запретности своего поступка и не считает, что неисламские законы лучше установлений Аллаха или равны им. Но порочные желания души или стремление к деньгам и высокой должности подтолкнули его принять решение противоположно Корану и Сунне.

Такое отклонение от Шари‘ата из-за каких-то мирских благ, где нет убеждения в дозволенности запретного, называется практическим малым неверием, но причисляется к тяжким грехам и очень опасно. И не судят о вероотступничестве подобных людей, потому что у них осталось правильное убеждение»[13].

Шейх Салих аль-Фаузан также написал в этой же книге, на (с. 105):

«Вопрос о принятии решений не потому, что ниспослал Аллах, является великим и имеет свои подробности, как упомянули толкователи Корана. И не каждого, кто правит и судит не по Шари‘ату, называют неверующим. Нет, нужно учитывать различие в этом. Например, человек считает, что неисламские законы лучше установлений Аллаха или равны им, либо считает, что у него есть выбор. В отношении него выносят постановление о большом неверии и вероотступничестве.

А если мусульманин считает истинными и обязательными установления Аллаха, но нарушил их по причине своих порочных желаний или ради взятки и других мирских выгод, то его поступок называют малым неверием и нечестием. Всевышний сказал:

“Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами”.

В отношении него выносят постановление о нечестии и неполноте веры.

Эта четвёртая причина выхода из религии, о которой упомянул шейх, включает в себя важный вопрос, который служит главной проблемой нашего времени. Мы просим Всемогущего Великого Аллаха, чтобы Он укрепил мусульманских правителей на пути следования Шари‘ату в принятии решений и направил нарушителей в этом к истине и правильности»[14].

Уважаемого шейха Салиха аль-Фаузана, да увеличит Аллах его достоинство и успех, спросили: «Является ли правление и суд не по тому, что ниспослал Аллах, неверием?».

Он ответил: «Правление и суд не по тому, что ниспослал Аллах, делится на два вида:

«Первый относится к большому неверию, когда человек убеждён в дозволенности принятия решений не по Шари‘ату или же приравнивает к светским законам и ложным обычаям. И кто допускает правление и суд не в соответствии с установлениями Аллаха, тот впадает в большое неверие.

А мусульманин, который убеждён в запрете суда и правления не по Корану и Сунне, а также убеждён в обязательности принятия решений по Шари‘ату, но нарушил его из-за какой-то уважительной причины, которую он нашёл для себя, либо ради своих порочных желаний и мирских стремлений, — совершает один из тяжких грехов. Его не называют неверующим, нет, он причисляется к ослушникам, которые совершили тяжкие грехи, а его неверие является малым. Именно это имел в виду Ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, под своими словами:

“Неверие меньше неверия, нечестие меньше нечестия, беззаконие меньше беззакония”»[15].

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Скачать в формате PDF (0.2 MB)
Сноски

[1] «Куфр дуна куфр» т.е. неверие меньше неверия [выводящего за рамки Ислама]. Другими словам: Впадает в неверие, но в менее серьёзной степени, чем это бывает в других случаях.
[2] См. «Фатава ва расаиль аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим» (12/280). Шейх аль-Фаузан, да хранит его Аллах, процитировал эти слова в своей книге «Вероучение единобожия» (с. 158), русского издания светислама.
[3] См. книгу шейха аль-Фаузана «Вероучение единобожия» (с. 159).
[4] Например, отвергает веру в некоторых пророков или отвергает обязательность молитв — Прим. перев.
[5] См. послание «Тахким аль-каванин» (с. 15). Также «Фатава ва расаиль аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим» (12/288).
[6] В сфере правления и суда — Прим. перев.
[7] См. «Фатава ва расаиль аш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим» (12/80).
[8] Для подробности советую читать перкрасную книгу «Научно-просветительская дискуссия на тему: “Правление и вынесение решений не на основе того, что ниспослал Аллах”».
[9] Или считает, даже если не произносит этого. См. следующую стараницу.
[10] См. «Шарх салясат аль-усуль», первое издание «ар-Рисаля», 2006 г., (1/304–306).
[11] «То, что делает веру мусульманина недействительной».
[12] То есть видит превосходство людских законов над установлениями Корана и Сунны — Прим. прерв.
[13] См. «Шарх навакид аль-Ислям», первое издание, подготовил Мухаммад ибн Фахд аль-Хусейн.
[14] См. «Шарх навакид аль-Ислям», первое издание, подготовил Мухаммад ибн Фахд аль-Хусейн.
[15] См. Лекцию шейха «Доказательства необходимости единства и порицание раскола», опубликована в его книге «Лекции на тему вероубеждения и призыва», (с. 75).

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top