Шейх Машхур Хасан Сальман о хариджитах
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Как могут быть хариджиты заблудшими, ведь они
являются набожными и часто поклоняющимися людьми?
Отвечает шейх Машхур Хасан Сальман
Вопрос: «Как могут быть хариджиты заблудшими, ведь они являются набожными и часто поклоняющимися людьми?».
Ответ: «Что касается слов, что хариджиты являются набожными и часто поклоняющимися людьми, то это действительно так, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, охарактеризовал их, сказав: „Появятся люди: один из вас будет считать свои молитвы и посты по сравнению с их молитвами и постами незначительными, а также они будут (много) читать Коран, но он не будет доходить ниже их глоток“. Однако как они могут быть заблудшими? — Потому что основа порочности заключается в двух качествах: либо порочность намерения — когда у человека намерение становится порочным, это препятствует совершению праведных дел, а возможно он может впасть в запретное, либо порочность представления и понимания, когда есть неправильное понимание. К примеру, человек поклоняется и прилагает многие усилия, но при этом он неправильно представляет себе и понимает религию. Уменьшение чего-нибудь из предписанных дел приводит к греху, так же и добавление чего-нибудь к обязанности приводит к греху.
Порочность хариджитов, которые обвинили в неверии Али и его сторонников, связана именно с пониманием. А порочность понимания намного опасней порочности намерения. И если кто-то неверно понял что-нибудь из религии Аллаха и преступил границы дозволенного в отношении религии, имея правильное намерение, то он несет большую опасность для Ислама и мусульман, чем тот, кто понял Ислам верно, обладая при этом порочным намерением и правильным пониманием. Например, впадающий в тяжкие грехи: совершает прелюбодеяние, пьет спиртное, а потом признается в своих упущениях и приносит покаяние. Но как может покаяться приверженец нововведения? Ведь он представляет себе, что этим нововведением он поклоняется Аллаху, как он может покаяться?
Хариджиты — последователи порочных взглядов. Они выразили свое несогласие со сподвижниками касательно правления, поэтому и обвинили людей в неверии. Я нашел высказывание аль-Хасана аль-Басри, которое привел Абу Хайян ат-Таухидий в своей книге «аль-Басаир ва аз-захаир» (стр. 156), где он указывает на порочность, существующую у хариджитов. Он сказал: «Один человек из числа хариджитов пришел к аль-Хасану аль-Басри и спросил его: „Что ты говоришь о хариджитах?“. Аль-Хасан ответил: «Они последователи мирских благ». Тогда тот возразил: «Как ты можешь говорить, что они последователи мирских благ, когда как один из них идет среди копий и пик, и они ломаются, а другой оставляет свою жену и детей?!». Аль-Хасан сказал: «Расскажи мне о султане (халифе)! Запрещал ли он тебе выстаивать молитвы, выдавать закят, совершать хадж и умру?» (тот ответил: «Нет»). Затем аль-Хасан сказал: «Я вижу, что он лишил тебя каких-то мирских благ, а потом ты стал сражаться с ним за это». То есть, ты сражался с ним, чтобы обладать властью и правлением. Тем самым, хариджиты стремятся к мирским благам, по мнению аль-Хасана аль-Басри, а их порочность касается понимания».
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи