Упрекать легко, а наставлять ведь нужно

uprekat-legko-a-nastavlyat-ved-nuzhno

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Один уважаемый нами брат писал, спрашивая о моем мнении относительно таких слов:

«Проблема сегодняшних комнатных, спутниковых и интернетных салафитов в том, что они не способны адекватно оценивать современные события в мире, слишком оторваны от реальности. Для этого нужно быть сведущим в фикх аль-Уаки’ и ан-Навазиль. Дело в том, что для того, чтобы понимать эту религию, надо всегда быть в центре происшествий, окунаться в испытания, спотыкаться, ошибаться и исправляться.

Иначе комнатные салафиты рискуют стать уляма ас-султан возле дверей правителей, как это произошло с Ринатом Абу Мухаммадом, Гамлетом [1] из Баку, Абу Яхьей Крымским. Люди из-за мирских благ просто стали игрушками в руках спецслужб».

Ответ: Хвала Аллаху Господу миров, у которого нет сотоварищей, мир и благословение нашему Пророку, его семье и всем сподвижникам.

Данное высказывание противоречиво, части его не согласуются друг с другом. И слова эти не соответствуют истинной сути саляфитского призыва.

Давайте подумаем над каждым выражением.

Брат написал: «проблема сегодняшних комнатных, спутниковых и интернетных салафитов в том, что они неспособны адекватно оценивать современные события в мире, очень оторваны от реальности»

Я говорю: это новоизобретённые прозвища, выдуманные против приверженцев Сунны со стороны партийных и политиков, к которым наш писатель не относится, но слова его взяты от них.

Ахлю-с-Сунна (да сделает нас Аллах одними из них), будь то учёные или искатели знаний, начинают их требовать из уст учёных и шейхов. Затем они продолжают получать знания с помощью книг и научных энциклопедий. Они изучают их, повторяют и посредством них увеличивают свои познания. В дальнейшем они исправляют, комментируют и пишут ответ (опровержение) там, где это требуется. Первостепенную важность представляют для них труды по акыде и единобожию, авторами которых являются выдающиеся ранние имамы, сборники достоверных хадисов и комментарии к ним, а затем книги по фикху, основанному на доказательствах (далилях).

Они держатся дальше всех от произведений философов-догматиков и книг, в основе которых лежат спорные утверждения и предположения. Их целью является оживление Сунны, призыв к ней, утверждение единобожия и предостережение от придания Аллаху сотоварищей (ширка). А достичь этой цели можно только посредством очищения источников, в которые проникло много слабых, ненадёжных сведений и несостоятельных мнений.

Требующие знания из числа саляфитов день и ночь говорят о необходимости отправляться в поисках знаний к заслуживающим доверия, надёжным учёным и побуждают к этому тех, кто только ступил на этот путь.

Вместе с тем, не каждый имеет возможность путешествовать в поисках знаний. Это милость, которую Аллах дарует, кому пожелает из Своих рабов. Среди саляфитов, стремящихся к познанию шариатских наук, есть те, которые вынуждены оставаться в своих странах, не имея возможности выезжать на далекие расстояния. У написавшего нам брата и ему подобных нет права давать им такие характеристики — вместо этого они должны наставлять их, разъясняя, что этого недостаточно, советовать приобретать знания через надёжные сайты учёных (а сайтов таких, по милости Всевышнего Аллаха, сейчас достаточно). Также он и ему подобные могут открыть научные центры и пригласить туда шейхов и учёных, чтобы таким образом предоставить людям возможность приобретать знания у себя на родине.

И если он этого не сделает, то пусть хотя бы подаст милостыню самому себе, отказавшись говорить бесполезное о рабах Аллаха. Некоторые саляфиты, которые не могут путешествовать в поисках знаний, вынуждены приобретать какую-то их часть через интернет-сайты. То же самое можно сказать и о тех, кто лишь недавно начал соблюдать религию. Однако при этом они понимают, что не являются учёными, открыто признают это и ждут возможности отправиться в Мекку, Медину или эр-Рияд, или в Египет и куда угодно, чтобы требовать знания от надёжных шейхов.

Не вылезают из интернета и считают его достаточным для приобретения знаний партийные мусульмане, которые отказываются брать религию от учёных под предлогом того, что последние, мол, «учёные правителей» и не понимают сегодняшнюю действительность (фикх аль-ваки‘). Они отвращают от них людей, обзывая обладателей знания разными прозвищами, дабы расчистить себе место и чтобы невежественные люди попались на удочку их лживых призывов к политической работе, противостоянию с тагутами или созданию халифата. Всё это звучные лозунги, но в действительности они не приносят ничего, кроме разрушения.

Это те же самые доводы, которые приводит наш брат, — автор приведённого выше высказывания, да простит его Аллах! И он, разумеется, говорит всё это о трёх братьях, имена которых упоминаются в конце его слов.

Да простит Аллах нас с ним, пусть он побоится Аллаха и взвешивает слова, прежде чем изрекать их, ибо, поистине, Аллах спросит с него за них, а слова его противоречат действительности. И эти три брата, да содействует им Аллах и да поможет Он им следовать прямым путём, совсем не такие, как он описал их, назвав «комнатными, спутниковыми и интернетными саляфитами».

Братья Ринат и Гамет путешествовали в поисках знания, разлучались со своими семьями и покидали родину ради этого. Брат Гамет отправился сначала в Судан, а потом в пресветлую Медину и сидел там с учеными, перенимая от них эти знания.

Что касается Рината, то он жил в Египте, переходя от одного шейха к другому, и перенял от них фикх и знание, которое я прошу Аллаха сделать благодатным и полезным для мусульман.

Он занял достойное место среди искателей знания, приезжающих в Египет, заботился о них и прикладывал усилия, обучая их арабскому языку, единобожию (таухиду) и жизнеописанию (сире) Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Мне довелось встретиться с ним (да поможет Всевышний Аллах им) и многими его учениками, которых он воспитывал на богобоязненности и всецелом посвящении себя требованию и передаче знаний. Это человек, который, как мы убедились, сразу же возвращается к истине, как только она становится ясной для него. При этом он не колеблется, не видит в этом никакой беды и объявляет об этом во всеуслышание. Это лишь увеличивает доверие людей и их любовь к нему, как бы там не задыхались от ярости завистники и партийные.

Если говорить о нашем брате Абу Яхье, да поможет ему Аллах, то он не путешествовал в поисках знаний, однако Всевышний Аллах послал ему тех, кто передавал ему знания в его стране. У брата-алжирца он учился арабскому языку и достиг совершенства в нём. Он перенял две основы, единобожие и фикх у аль-Бармави. А позже Аллах даровал ему возможность уехать за границу и пройти интенсивные учебные курсы, на которых он изучал «Сахих» Муслима и многое другое и занял первое место среди участников, арабов и неарабов, по заучиванию книги «Единобожие», что указывает на его усердие, серьёзность и внимательность.

По поводу слов нашего брата «очень оторваны от реальности» следует сказать следующее.

По предопределению Всевышнего Аллаха, всем троим было суждено оказаться в гуще событий и пострадать в их водовороте, что обнаруживает несостоятельность данного утверждения автора, пытающегося принизить названных братьев.

Ринат был выслан из Египта за его усердие в работе со студентами, призыв к единобожию, Сунне и предостережение от партийности. А после этого была обнаружена и арестована группа, члены которой признались, что планировали убить его и его брата. Он пострадал также от фанатиков-мазхабистов, которые запрещали ехать даже на хадж.

И Ринат по-прежнему призывает людей и побуждает их путешествовать в поисках знаний, используя для этого все возможности интернета и не только.

Что же до брата Абу Яхьи, то один сбившийся с пути истинного человек стрелял в него. Он выпустил больше трёх пуль, однако Всевышний Аллах спас от смерти Абу Яхью и его родственника. Недавно был произведён обыск в его доме, во время которого конфисковали его книги, и его несколько раз вызывали на допрос в органы безопасности, — и всё потому, что он — саляфит, носитель акыды единобожия, призывающий к Сунне.

Ахлю-с-Сунна страдают от подобных происшествий, однако не распространяют этого и не говорят об этом открыто, и не пользуются ими для того, чтобы сделать вид, что они против правительств. Потому что их путь понимания ислама требует от них проявлять терпение в приобретении и передаче знаний и велит им призывать людей с мудростью и благим увещеванием. В их понятии ислама нет распространения анархии, переворотов и организации народных волнений, разрушающих безопасность и стабильность.

Они молчат, надеясь получить награду от Аллаха, никого не обвиняют и не мстят за себя, и не обращаются за решениями ни к кому, кроме Аллаха.

На Гамета также было совершено нападение, и в его мечеть бросали гранату. Однако Всевышний Аллах спас его…

Неужели таких людей можно считать оторванными от реальности, отгородившимися от происходящих вокруг событий? Я считаю это необдуманным заявлением.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Того, кто станет приписывать верующему то, чего в нём на самом деле не было, Всевышний Аллах поместит в Судный день в сок, вытекающий из тел обитателей Огня» (Сахих ат-трагиб № 1809). И называть их  «комнатными и интернетными саляфитами» — это сущая клевета. Никто не говорил о них подобного. У нашего брата Абу Яхьи совсем нет времени для отдыха. Он постоянно занят то подготовкой к многочисленным урокам и лекциям, то их проведением, то молитвой, то семейными делами, то проповедями. То же самое можно сказать и об остальных.

Другое дело, что Всевышний Аллах послал им помощников и друзей, которые любят их и учатся у них, передают их слова и выставляют их в интернет. Но ничего плохого в этом нет — напротив, это похвальное усердие, заслуживающее благодарности.

Если бы я не знал автора приведённого высказывания, то сказал бы, что он старается постоянно присутствовать в интернете и любит, чтобы его замечали там, и он подходит под им же данную характеристику больше, чем кто-либо   другой. Также я сказал бы, что он старается бросить тень на этих наших братьев, чтобы отвернуть от них учеников. Если бы я его не знал, смог бы утверждать, что его слова подразумевают: мол, сам я не такой, так что идите ко мне, искатели знаний, слушайте меня, ибо я-то как раз, знающий действительность, не отстранившийся от жизни, нахожусь в самой гуще событий, обладаю знаниями, чтобы давать фетвы и наставления; не являюсь агентом и способен адекватно оценивать события, происходящие вокруг… Словом, здесь достаточно высокомерия, зависти и самовосхваления. И все это противоречит словам Всевышнего Аллаха: «Не хвалите же себя, Он лучше знает тех, кто богобоязнен» (сура «Звезда», аят 32).

Помимо всего сказанного, хотелось бы напомнить нашему брату, очерняющему проповедников и обвиняющему их в том, что они «комнатные» и отгородившиеся от реальности, вот о чём. Пребывание дома и уединение сами по себе не являются чем-то   порицаемым, как пытается представить это критикующий брат (да простит Аллах и нас, и его). Напротив, это как раз требуется, когда зло побеждает, и начинаются смуты.

‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Мы сидели вокруг Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, и он заговорил о смутах, или же кто-то   заговорил при нём о смутах, он сказал: «И вы увидите людей, которые не исполняют свои обещания и пренебрежительно относятся к взятым на себя обязательствам. Они будут вот такими». С этими словами он смешал пальцы рук. Тогда я поднялся и спросил: «Как же мне поступать, когда это время наступит, да сделает Аллах меня выкупом за тебя?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, сказал: «Сиди дома, оплакивай душу свою, придерживай язык свой, принимай то, что знаешь, и сторонись того, чего не знаешь, и заботься о себе, и не думай о других» «. Этот хадис приводится в  «Сахих ат-таргыб» (№ 2744) от Абу Дауда и ан-Насаи с хорошим (хасан) иснадом. А Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, сказал: «Скоро наступит время, когда лучшим имуществом мусульманина окажутся овцы, с которыми он будет бродить по горным вершинам и тем местам, где выпадают дожди, убегая от искушений со своей религией» (аль-Бухари).

Великие учёные написали целые книги о достоинствах уединения, как, например, имам аль-Хаттаби, Ибн Абу ад-Дунья и другие.

Уединение и пребывание в домах может быть обусловлено стремлением к уменьшению зла. Оно может иметь своей целью чтение книг и увеличение знаний, а также повторение заученного. Ищущий знание должен стремиться к подобным занятиям, дабы укрепить свои знания и расширить их. Наши имамы очень много времени уделяли Корану и чтению. Имам Малик ибн Анас (да помилует его Всевышний Аллах) говорил: «У меня были сундуки книг, и теперь их уже нет. А если бы они сохранились, это было бы дороже для меня, чем моя семья и моё имущество».

Когда Абдуллах ибн аль-Мубарак стал взрослым, отец дал ему пятьдесят тысяч дирхемов, чтобы он вёл на них торговлю, а он приобретал знания до тех пор, пока не истратил все эти деньги. После этого, когда они с отцом встретились, отец спросил его: «Ну, что ты привёз?» И он достал и показал ему тетради и сказал: «Вот это моя торговля!» Тогда его отец зашёл в дом и дал ему ещё тридцать тысяч дирхемов со словами: «Заверши на них свою торговлю!» — и он израсходовал на приобретение знаний и эти деньги.

Ибн аль-Мубарак много времени проводил дома, и его как-то   спросили: «Тебе не одиноко?» Он ответил: «Как мне может быть одиноко, если я — с Пророком, да благословит его Аллах и привествует, и его сподвижниками (да будет доволен ими Аллах)?» ( «Тартиб аль-мадарик» кадыя Ияда).

Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах) сказал: «Поистине, я поведаю тебе о своём положении. Я не могу насытиться чтением книг. Стоит мне увидеть книгу, которой я ещё не видел, как мне начинает казаться, что я нашёл клад. Я осмотрел книжные полки медресе ан-Низамиййа и обнаружил там шесть тысяч томов… и потом все больше, и больше — (так я читаю) каждую книгу, которую мне удаётся достать. И если я скажу, что прочитал двадцать тысяч томов, на самом деле их всё равно окажется больше. И я продолжаю свои искания. Я получил много пользы от книг, изучая жизнеописания Пророка, да благословит его Аллах и привествует, сподвижников и великих личностей ислама и узнавая о стремлениях этих людей: о том, сколько знаний они приобретали, об их поклонении и редкостных познаниях — о том, чего не знает тот, кто не читал о них. И мне стало казаться ничтожным то, чем увлечены люди (мирская суета, мирские заботы), и пыл ищущих знания показался мне непомерно слабым… А Аллаху надлежит хвала» (Сайд аль-хатыр, 706).

Выдающийся учёный Ибн Муфлих (да помилует его Всевышний Аллах) сказал: «Любящий знание подобен влюблённому. Влюблённый уделяет внимание объекту своей любви и увлечён им. Так же и любящие знание. Влюблённый продаёт своё имущество и расходует свои средства на объект своей любви и беднеет. Так же и любящий знание. Он посвящает свою жизнь его приобретению, и его имущество истощается, ведь у него нет времени на добывание хлеба насущного. Впав в нужду, требующий знания вынужден преодолевать разные трудности и иногда он привязывается к правителям: либо участвует в их делах [2], либо начинает просить у них. Среди учёных есть такие, которые просят у скупых простолюдинов, а некоторые отказываются от упорства в приобретении знаний ради того, чтобы заработать на жизнь…» (Аль-адаб аш-шариййа, 1/238).

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Брат нашего шейха ‘Абду-р-Рахман ибн Таймийя передавал от своего отца: „Дед, входя в уборную, говорил мне: «Читай эту книгу и погромче, чтобы я слышал“. А наш шейх Ибн Таймийя говорил: «Когда болезнь стала одолевать меня, лекарь сказал мне: „Поистине, твоё чтение и твои речи, связанные со знанием, усиливают болезнь“. Я сказал: «Я не могу удержаться от этого, и я отправляю тебя к твоему же знанию: разве когда душа радуется, организм человека не становится сильнее, давая отпор болезни?» Он сказал: «Да, это так». Я сказал: «Поистине, душа моя радуется знанию, и организм мой укрепляется, и я нахожу в этом отдохновение». Он сказал: «Это уже не по нашей части (или сказал нечто подобное)»». (Раудат аль-мухиббин, С. 108).

Что же касается слов «они неспособны адекватно оценивать современные события в мире», то я говорю: эти три брата не называют себя учёными, выносящими фетвы и имеющими собственное мнение, достигшими степени, позволяющей давать оценку событиям. Это не требуется от каждого учёного, не говоря уже о скромных искателей знания вроде нас.

Знание действительности (фикх аль-уакы‘) — это новая уловка партийных. Как раз в этом они обвинили учёных Сунны — Ибн База (да помилует его Всевышний Аллах) и его собратьев — после войны в арабском заливе: якобы они не знают, какие интриги плетёт Америка против мусульман.

Не хочу уделять слишком много времени опровержению этого несостоятельного утверждения, а потому ограничусь словами выдающегося учёного аль-Албани (да помилует его Всевышний Аллах): «Фикх аль-уакы‘ — занятие политической деятельностью, которая входит в зону ответственности обладателей власти, способных извлечь из этой деятельности практическую пользу. Что же касается некоторых людей, не обладающих ни властью, ни влиянием, которые принимаются за это сами (и вовлекают в неё других), занимая людские массы менее важным вместо более важного, то это один из тех факторов, который отвлекает их от правильного знания! Это вполне ощутимо в программах некоторых исламских партий и джамаатов сегодня: мы знаем, что многие их проповедники отвлеклись от обучения молодёжи, которая собирается вокруг них для познания истинной акыды, правильного поклонения и поведения. Вместо этого они занимаются политикой и пытаются попасть в парламент, который выносит решения не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах! Это отвернуло их от более важного, побудив заниматься тем, что не является важным в существующих сегодня условиях» (Аль-Албани. Мавсуат фи-ль-акыда, 2/42).

Наш брат, Автор высказывания, несомненно, имеет в виду именно это, и смысл его слов очевиден: эти саляфиты не понимают, что происходит вокруг них, и не осознают, какие козни им строят, потому что они всё время проводят дома и в интернете.

Мы спросим его: скажи нам, откуда, по-твоему, они должны узнавать о действительности, если не из книг, журналов, газет и других средств массовой информации, если ты, конечно, на самом деле желаешь, чтобы они знали действительность?

Когда они хотят знать, что замышляет против них Москва или Вашингтон, то им нужно пойти в Кремль или Белый дом, смешаться с теми, кто там находится. Или ты желаешь, чтобы они послали туда своих шпионов и те докладывали им, что против них готовится? Очевидно, ты и твоя партия, если она у тебя есть, уже сделали всё это?..

Утверждая о том, что они отрешились от мира, ты противоречишь самому себе, поскольку сегодня сидящий в интернете знает о большинстве событий, происходящих в мире. Однако какая от этого польза? Мы узнали о планах наших врагов. Что это нам даёт? У тебя есть версия, как всё изменить?

Ты тратишь много времени на просмотр сводок новостей и отчётов органов безопасности и политиков (которые изначально написаны врагом, а потому в них не отличить истину от лжи), ты ознакомился с высказываниями тех и тех, прочитал тексты договоров и соглашений и сделал ещё много чего из той же области — безбрежный океан! И что дальше?

Ты потратил на это годы, но необходимо использовать каждую минуту, чтобы доносить единобожие и Сунну до окружающих тебя людей — ведь они так нуждаются именно в религии, а не политике! Оставь же политику, ты не из тех, кому надлежит заниматься ею, — даже если ты перечитал от корки до корки все газеты и журналы. Я это говорю, чтобы спасать простых мусульман от таких сомнений, хотя наш брат далек от всего сказанного.

Если бы ты, брат мой, занимал пост, дающий тебе возможность принимать решения на таком высоком уровне, мы бы только приветствовали тебя и поддержали.

Следует добавить, что сидящий над книгой и внимательно изучающий её познаёт то, что она в себе скрывает. А ведь каждая книга — это опыт людей, и чем больше книг прочитывает человек, тем обширнее становятся его познания и тем больше его опыт.

Если бы я не знал Автора этого высказывания, то смог бы заявить, что он не говорит не об обычной политической деятельности (которая изначально не приемлема для требующих знания) — он говорит о противостоянии с правителями и наместниками, о кровавых битвах с ними, об организации революций и демонстраций, тайных формирований по партийному принципу, о тренировках бойцов и получении финансовой и военной поддержки от врагов всякого правителя и наместника.

Как следствие, он стремится опрокинуть правящие режимы, распространить анархию и гражданские войны. Все это он подразумевает под пониманием действительности — фикх аль-уакы‘ — за незнание которой и невмешательство в которую он порицает наших братьев.

Аллаху известно, что наши братья отлично знают эту действительность и понимают её, и потому не влезают в эту сферу, так как вхождение в неё свидетельствует не о понимании (фикхе), а о невежестве.

И потом, что такое фикх? Фикх — это понимание, а наши братья хорошо понимают действительность и именно поэтому не выступают против правителей и их наместников — ни словом, ни делом — даже если те притесняют их, так как наши братья милосердны по отношению к народу, милосердны по отношению к творениям Всевышнего и не желают, чтобы кого-то убивали из-за них.

Далее брат пишет: «Дело в том, что для того, чтобы понимать эту религию надо всегда быть в центре событий, купаться в испытаниях, спотыкаться, ошибаться и исправляться».

То есть: чтобы понять нормы Шариата, касающиеся джихада, нужно участвовать в джихаде; чтобы понять нормы, касающиеся хаджа, необходимо совершить хадж, — это все необязательно, потому что даже неграмотные люди и простые старушки знают, что, прежде всего, следует знать, а потом делать. В противном случае аннулируется знание! И религия Аллаха превратится в поле для экспериментов: мы должны ошибиться, а потом научиться.

Автор письма говорит: «Иначе комнатные салафиты рискуют стать уляма ас-султан возле дверей правителей, как это произошло с Ринатом Абу Мухаммадом, Гамлетом из Баку, Абу Яхьей Крымским. Люди из-за мирских благ просто стали игрушками в руках спецслужб».

Могу сказать одно: посредством такого обвинения, он хотел сказать фанатикам и невеждам: идите и убейте их, как уже пытались сделать ранее, но безуспешно, сделайте это снова и у вас всё получится, ведь они — агенты и игрушки спецслужб. А спецслужбы, согласно убеждениям автора письма и ему подобных, — враги религии. Таким образом, с его слов, эти братья — лжецы и нечестивцы — агенты и неверующие, воздаянием которых должно стать убийство.

Нет божества, кроме Аллаха! Какое отвратительное обвинение! Как скверно способствовать убийству мусульманина и тем более проповедника. Просим у Аллаха защиты от того, чтобы нам стать причиной мучений мусульманина, не говоря уже о лишении его жизни!

Если бы я не знал написавшего эти слова, то подумал бы, что он желает, как враги Сунны, разрушить безопасность и создать хаос, чтобы можно было обрушиться на людей, резать и убивать их. И тогда безбожники и ненавистники начнут с проповедников и требующих знания. В точности так, как поступали их собратья раньше и как они продолжают поступать сейчас в Ираке, Сирии: у них нет иной цели, кроме истребления носителей Сунны, трудящихся для неё и обучающих ей.

Поэтому я призываю открыто: будьте осторожны, о Ахлю-с-Сунна, ибо опасность велика. Откажитесь от некоторых из своих научных разногласий и объедините свои ряды против рафидитов и революционеров, ибо, поистине, им нет дела до ваших разногласий, и они готовы убить вас при первом удобном случае. Однако Аллах властен вершить Свои дела. О Аллах! Обрати козни их против их же глоток и сделай так, чтобы их козни погубили их самих, и помоги нам, Господи, и не помогай им против нас!

Завершая, прошу у уважаемого читателя прощения за столь долгий ответ.

Последние наши слова: «Хвала Аллаху, Господу миров!»

И мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!

Абу Умар аль-Газзи, да простит Аллах его и всех мусульман


[1] Его имя Гамет. Я не знаю точно, опечатка ли это, или он ему прозвище дает, таким образом принижая его? Если второе, то шариат запрещает такого рода прозвища, Аллах говорит: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами». (Сура 49 «Комнаты», аят 11.)

[2] То есть, работать на государство, чтобы получать заработную плату.

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top