Сомнения вокруг сподвижников

somneniya-vokrug-spodvizhnikov

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

СОМНЕНИЯ ВОКРУГ СПОДВИЖНИКОВ[1]

 

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, который оставил нас на верной светлой дороге, и сказал: «Поистине, я оставляю среди вас два источника (света), держась за которые вы не заблудитесь после меня, — Книгу Аллаха и мою Сунну».

Чтобы придерживаться этих источников, необходимо неуклонно следовать религиозному пути праведных предшественников из числа сподвижников и последователей, а также необходимо отвергнуть противоречащие ему идеи и взгляды, различные партии и секты. И для этого нужно знать сущность их пути, по которому они шли, а потом уже сознательно держаться за него. Всевышний сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними» (9:100).

В данной статьи мы приведём некоторые из утверждений еретических сект, имеющие сомнения относительно сподвижников и опровергнем их. Конечно они основывали свои убеждения на сомнительных утверждениях, касающихся некоторых изречений Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

  • 1. Хадис Пророка о водоёме

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Подойдут ко мне люди, которых я знаю и которые знают меня, но их отгонят от водоёма, и я воскликну: „Это мои сподвижники!“ Но мне будет сказано: „Поистине, ты не знаешь, что они творили после тебя!“»[2].

У этого хадиса множество версий и путей, по которым он передаётся.

Например, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «К водоёму приведут людей из числа моих сподвижников. Я увижу их, и они подойдут ко мне, и тогда их схватят и не подпустят ко мне. Я воскликну: „Господи! Они — от меня. Это же члены моей общины!“ Но мне будет сказано: „Поистине, ты не знаешь, что они делали после тебя! Они не переставали отступать от своей религии!“»[3].

Ибн Абу Муляйка, один из передатчиков хадиса, говорил:

«О Аллах, поистине, мы ищем у Тебя защиты от того, чтобы нам отступать от нашей религии!»

А вот ещё одна версия. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я подойду к водоёму раньше вас, и я буду стараться оставить возле себя некоторых людей. Но их всё-таки уведут от меня, и я воскликну: „Господи! Мои сподвижники! Мои сподвижники!“ Но мне будет сказано: „Поистине, ты не знаешь, что они сотворили после тебя!“»[4].

А теперь перейдём к необходимым разъяснениям.

Во-первых, под сподвижниками в данном случае подразумеваются лицемеры, которые прикрывались исламом при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Вспомним Слова Всевышнего: «Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: „Свидетельствуем, что ты — Посланник Аллаха“. Аллах знает, что ты — Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами»[5].

Это лицемеры, истинную сущность которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не знал: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены к великим мучениям»[6].

Эти лицемеры, которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, считал своими сподвижниками, в действительности не были таковыми.

Во-вторых, подразумеваются те люди, которые отреклись от ислама после кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Известно, что после кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, многие арабы отреклись от ислама. Это и есть те, о которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скажет: «Это же мои сподвижники». А ему будет сказано: «Поистине, ты не знаешь, что они сотворили после тебя. Они не переставали отступать от религии с тех пор, как расстались с тобой».

В-третьих, имеются в виду все те, кто виделся и общался с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, включая тех, кто не последовал за ним, то есть те, кто с точки зрения шариата не считается сподвижниками. На это указывает тот факт, что когда глава лицемеров Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль сказал: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные из нас обязательно изгонят оттуда презренных»[7].

Умар сказал: «О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!»

Но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оставь его, дабы люди не говорили, что Мухаммад убивает своих сподвижников»[8].

Таким образом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, включил его в число своих сподвижников, однако очевидно, что с точки зрения шариата он не был таковым. Он не скрывал своего лицемерия, и Всевышний Аллах показал всем его истинное лицо.

В-четвёртых, могут иметься в виду все те, кто причислял себя к мусульманской общине, включая тех, кто никогда не видел Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и не был его истинным последователем. В некоторых версиях хадиса говорится: «Они из моей общины».

Что же касается слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, «которых я знаю», то, как нам известно, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, узнает свою общину в Судный день, однако это не означает, что он будет знать каждого из них лично. Когда его спросили о том, как он узнает членов своей общины, которых он никогда не видел, он сказал:

«Я узнаю их по следам от омовения»[9].

Это подтверждает и понимание этого хадиса Ибн Абу Муляйкой, который относился к числу последователей сподвижников (таби‘ун). Вспомним его слова:

«О Аллах, поистине, мы ищем у Тебя защиты от того, чтобы нам отступать от нашей религии!»

Этот хадис шииты используют в качестве доказательства того, что сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отрекались от ислама. Что касается хариджитов, му‘тазилитов и других, то они не считают этот хадис доказательством того, что сподвижники действительно становились вероотступниками.

Им мы можем сказать: а что мешает нам отнести Али, аль-Хасана и аль-Хусейна, а также остальных членов семьи Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, к тем, кто якобы отрёкся от религии?.. Мы, конечно же, не утверждаем, что они были вероотступниками — да убережёт нас Аллах от подобного! Напротив, мы утверждаем, что они были предводителями (имамами) и что они принадлежат к числу обитателей Рая. Вспомним, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал об Али, когда они были на горе Хира: «Перестань колебаться, о Хира, поистине, на тебе Пророк, правдивейший и мученик!»[10]. Али был с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он принадлежит к числу обитателей Рая.

Известно также, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал об аль-Хасане и аль-Хусейне, что они станут предводителями юношей обитателей Рая.

Тех, которые утверждают, что Абу Бакр, Умар Абу ‘Убайда и некоторые другие сподвижники относятся к числу тех, кого отгонят от водоёма Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мы спрашиваем: а что мешает им включить в их число и Али? Если они скажут, что Али обладает многочисленными достоинствами, о которых всем известно, мы скажем, что у Абу Бакра и Умара этих достоинств, утверждённых в хадисах, ещё больше.

  • 2. Сподвижники разгневали Пророка во время совершения ‘умры в год Худайбиййи

Когда в год Худайбиййи Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отказался от совершения ‘умры и велел своим сподвижникам выйти из состояния ихрама, они некоторое время отказывались подчиняться его велению, вызвав тем самым гнев Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

И некоторые люди говорят:

«Не может быть надёжным человеком тот, кто разгневал Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха».

Во-первых, следует вспомнить о положении и действиях сподвижников в те дни. Урва ибн Мас‘уд сказал курайшитам:

«О люди, клянусь Аллахом, мне приходилось бывать у царей, и я приезжал к императору, хосрою и негусу, но, клянусь Аллахом, не видел я ни одного царя, которого его приближённые почитали бы так, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада! Клянусь Аллахом, если он сплёвывает и капли его слюны попадают на ладонь кого-либо из людей, этот человек обязательно растирает их по своему лицу и коже; когда он велит им что-нибудь, они спешат выполнить любое его веление; когда он совершает омовение, они готовы сражаться друг с другом за оставшуюся после этого воду, а когда начинает говорить, они понижают свои голоса в его присутствии, и они даже не смотрят на него пристально из почтения к нему!»[11]

Сподвижники не ослушивались Посланника Аллаха мир ему и благословение Аллаха. Просто они очень хотели совершить ‘умру, и потому ждали в надежде, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, изменит своё мнение или Всевышний Аллах ниспошлёт Откровение с повелением им войти в Мекку. Это была единственная причина допущенного ими промедления. А Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, проявила себя мудрой и проницательной женщиной, посоветовав Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, показать людям пример. И действительно, когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обрил голову и зарезал свой жертвенный скот, сподвижники поспешили последовать его примеру. Они исполнили веление Всевышнего Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и Всевышний Аллах ниспослал:

«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им спокойствие и вознаградил их близкой победой»[12].

Всевышний Аллах также ниспослал:

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, кто вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они совершают поясные поклоны и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены как посев, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел этот пример для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали благие деяния, прощение и великую награду»[13].

Сура «Победа» была ниспослана полностью после заключения Худайбийского мира, который действительно стал победой и облегчением для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и верующих.

К тому же это событие используют в качестве подтверждения своего мнения только шииты. Мы можем спросить их: а Али был с ними или нет?

Сунниты и шииты согласны в том, что Али был вместе со сподвижниками в те дни. Более того, именно он записал текст мирного договора, заключённого Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Сухайлем ибн ‘Амром. Кроме того, Али, как и остальные, медлил с исполнением веления Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обрить головы и зарезать жертвенный скот. Если для других это серьёзный проступок, то и для него это тоже серьёзный проступок. Мы же утверждаем, что за это действие ни Али, ни остальные сподвижники не заслуживают порицания. К тому же Али сначала отказался исполнять веление Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стереть часть его имени[14] в договоре. Так что же, нам теперь упрекать его за это?..

  • 3. Утверждение о том, что Пророк проклял тех, кто отказался присоединиться к войску Усамы, а Абу Бакр и Умар не присоединились к нему

Распространители этого сомнения утверждают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, снарядил войско Усамы, в состав которого первоначально входили Абу Бакр, Умар, Абу ‘Убайда и некоторые другие сподвижники, и сказал: «Проклял Аллах того, кто отказался присоединиться к войску Усамы».

Войско отправилось в поход только после кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но ни Абу Бакр, ни Умар не сопровождали его. Распространители этого сомнения сделали из упомянутого факта вывод о том, что Абу Бакр и Умар прокляты.

Что мы можем ответить им?

Во-первых, это ложь, потому что до нас не дошло достоверного хадиса, в котором Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял бы отказавшихся присоединиться к войску Усамы.

Во-вторых, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел Абу Бакру совершать обязательные молитвы с людьми, что тот и делал до самой кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Очевидно, что веление совершать молитвы с людьми подразумевало пребывание Абу Бакра в Медине, а не в составе войска Усамы. Что же касается Умара, то он не отказывался от участия в войске Усамы. Как мы знаем, войско Усамы отправилось в поход только после кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и перед отправлением войска Абу Бакр попросил у Усамы — командующего войском — разрешения оставить Умара в Медине в качестве своего советника, поскольку нуждался в его помощи в управлении государством. Это ещё одно свидетельство благонравия и благовоспитанности Абу Бакра. Будучи главой государства, он имел право оставить при себе Умара, не спрашивая разрешения Усамы, однако он не стал поступать так. Таким образом, Умар остался в Медине при Абу Бакре с разрешения Усамы[15].

  • 4. Халид ибн аль-Валид казнит Малика ибн Нувайру

После кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, многие арабы отреклись от ислама, и Абу Бакр послал войска для сражения с вероотступниками. Среди командующих мусульманскими войсками был и выдающийся полководец Халид ибн аль-Валид. Абу Бакр послал его сражаться с лжепророком Мусайлимой, и Халид разбил его войска в битве, получившей название «Битва в саду».

После этого Халид занялся другими племенами вероотступников, поставив их перед выбором: либо они возвращаются в ислам, либо он сражается с ними. Среди тех, к кому приходил Халид, был и народ Малика ибн Нувайры. Его соплеменники отказались выплачивать закят как Абу Бакру, так и кому бы то ни было другому. Придя к ним, Халид спросил:

— Где ваш закят? Что с вами, почему вы отделили молитву от закята?

Малик ибн Нувайра ответил:

— Мы выплачивали закят вашему товарищу, пока он был жив, а при чём здесь Абу Бакр?

Халид разгневался и воскликнул:

— Так значит он наш товарищ, а тебе он не товарищ?!

После этого он велел Дырару ибн Азвару отрубить Малику голову.

Утверждают также, что Малик ибн Нувайра последовал за Саджах, когда та объявила себя пророчицей[16]. В одной из версий этой истории говорится, что Халид пригрозил народу Малика и взял некоторых из них в плен. Ночь была холодная, и Халид велел своим воинам согреть пленников. А слово это на языке сакыфитов означало «убить». Они решили, что Халид велит им казнить пленных, и убили их. То есть Халид не приказывал им делать это.

Таким образом, как бы там ни было, Халид либо вообще не имел отношения к смерти Малика ибн Нувайры, либо он казнил его, имея достаточное, на его взгляд, основание. В любом случае он не заслуживает порицания.

Что же касается утверждений о том, что Халид, казнив Малика, в ту же ночь сделал вдову Малика своей наложницей, то это ложь. Казнив некоторых и пленив других, Халид выбрал для себя вдову Малика, которая оказалась в числе пленных, подобно тому, как другие воины выбирали себе женщин из числа пленных. Что же касается сообщений о том, что Халид вступил с ней в интимные отношения в первую же ночь после казни её мужа или что он казнил его ради того, чтобы жениться на его вдове, то они однозначно ложные[17].

Сам Халид, участвовавший в стольких сражениях на пути Аллаха признавался, что эти сражения и победы над врагами Всевышнего приносят ему гораздо больше радости, чем трофеи, в том числе и наложницы, с которыми он может проводить время и которые могут рожать ему детей[18].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал об этом полководце: «Халед ибн аль-Валид — меч из числа мечей Аллаха, который обнажил Он против язычников»[19].

Поэтому когда Умар, узнав о смерти Малика, попросил Абу Бакра сместить Халида с его должности во избежание смуты и лишних разговоров, Абу Бакр отказался делать это, сказав:

«Нет, клянусь Аллахом! Ведь он — меч, который обнажил Всевышний Аллах против неверующих!»

Если кто-то осуждает Абу Бакра за то, что он отказался казнить Халида — убийцу Малика ибн Нувайры, то разве Али не отказался казнить убийц Усмана? А ведь Усман был одним из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а также его зятем и, самое главное, халифом мусульман, тогда как относительно Малика ибн Нувайры до сих пор неизвестно, был ли он вообще мусульманином. Таким образом, если у Али было оправдание, то у Абу Бакра оно тем более было.

Встретившись с братом Малика ибн Нувайры Мутаммимом, Умар спросил его:

— Что ты можешь сказать о своём брате?

В ответ Мутаммим оплакал своего брата в стихах так, что Умар сказал:

— Хотел бы я оплакать своего брата Зейда так, как оплакал ты своего брата!

Однако Мутаммим с горечью возразил:

— Если бы мой брат умер так, как твой, я бы вообще не оплакивал его!

Умар сказал:

— Никто не приносил мне таких соболезнований по поводу кончины моего брата, какие принёс мне ты!

А дело было в том, что Зейд брат Умара принял мученическую смерть в битве при Йамаме, сражаясь с вероотступниками бану Ханифа[20].

  • 5. Абу Бакр лишил Фатыму её наследства

Распространители этого сомнения утверждают, что после кончины Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, Фатыма, да будет доволен ею Аллах, пришла к Абу Бакру и потребовала передать ей её наследство, однако он ничего не дал ей.

Это действие ставят в вину Абу Бакру шииты.

Относительно оазиса Фадак, который и составлял упомянутое наследство Фатыма, имеются разногласия. Одни утверждают, что он действительно был наследством Фатымы от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Другие же утверждали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подарил Фадак Фатыме в день взятия Хайбара.

Если исходить из первого мнения, то из достоверных версий этой истории следует, что когда Фатыма пришла к Абу Бакру за своим наследством, Абу Бакр отказал ей, обосновав свой отказ слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые он лично слышал из его уст: «Поистине, мы[21] не оставляем наследства. То, что мы оставляем, является милостыней»[22].

Или: «То, что мы оставляем, — милостыня».[23]

Или: «То, что мы оставляем, является милостыней»[24].

А в версии имама Ахмада говорится, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, мы, пророки, не оставляем наследства»[25].

Из версий, которые помещены в «Сахихах», следует, что Фатыма рассердилась на Абу Бакра за это. Согласно некоторым утверждениям, Фатыма руководствовалась общим постановлением относительно наследства, то есть Словами Всевышнего: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине полагается доля, равная доле двух женщин. Если все дети женского пола и их больше двух, то им полагается две трети того, что он оставил. Если же есть только одна дочь, то ей полагается половина. Каждому из родителей принадлежит одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребёнок. Если же у него нет ребёнка, то ему наследуют родители, и матери полагается одна треть. Если же у него есть братья, то матери полагается одна шестая. Таков расчет после вычета по завещанию, которое он завещал, или выплаты долга. Ваши родители и ваши дети — вы не знаете, кто из них ближе к вам и кто приносит вам больше пользы. Таков завет Аллаха. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый»[26].

А Абу Бакр якобы неправильно понял слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, или неправильно истолковал их.

Ахлю-с-Сунна в этом вопросе не ищут оправданий для Абу Бакра. Напротив, они ищут оправдание для Фатымы, поскольку очевидно, что Абу Бакр привёл веское доказательство — хадис, который он лично слышал от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Этот хадис передают Абу Бакр, Умар, Усман, аль-Аббас и даже Али, а также ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам. Все они передают, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что пророки не оставляют наследства, то есть оставленное ими имущество не может быть унаследовано. Фатыма не приняла этот довод. Поэтому Ахлю-с-Сунна ищут оправдание для неё, потому что для них очевидно, что Абу Бакр не ошибся, отказавшись удовлетворить просьбу Фатымы.

Распространители этого сомнения утверждают, что Фатыма разгневалась на Абу Бакра из-за того, как он поступил с ней. Тут уместно будет возразить: даже если допустить, что Фатыма разгневалась на Абу Бакра из-за своего наследства, то какой вред это могло причинить Абу Бакру, если Аллах им доволен и Аллах на него не гневается?

Всевышний Аллах сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им спокойствие и вознаградил их близкой победой»[27].

Абу Бакр был во главе тех верующих, которые приносили Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, присягу в тот день. Очевидно, что человек, которым доволен Аллах и которым доволен Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ничуть не пострадает, если кто-то из людей разгневается на него.

Посмотрим на вопрос с другой стороны. Как бы повёл себя любой человек на месте Абу Бакра? Представьте: человек слышал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Мы не оставляем наследства»,

То есть нам не может никто наследовать, а потом к нему приходит дочь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и просит отдать ей её наследство. Как он должен поступить? И чью волю выполнить — защищённого от ошибок и грехов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, или Фатымы?

Что же до того, что Фатыма рассердилась на Абу Бакра, то сообщения об этом имеются только в добавлениях, но не в самих версиях истории.

Если же обсуждать утверждение о том, что упомянутое имущество всё-таки было наследством Фатымы, то начать нужно с напоминания о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Мы не оставляем наследства. То, что мы оставляем, является милостыней».

То есть должно быть роздано как милостыня.

А некоторые перевирают слова Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, бессовестно искажая их, и утверждают, что он якобы сказал: «Мы не оставляем милостыни»!

Однако из всех достоверных версий следует, что оставленное Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, является милостыней и не может служить наследством.

То есть Пророку, мир ему и благословение Аллаха (а если посмотреть на достоверные версии хадиса, то не только ему, но и пророкам вообще), никто не может наследовать.

Распространители этого сомнения приводят в качестве доказательства слова Закарийи (мир ему), которые передал Всевышний Аллах в Своей Книге: «Я боюсь того, что могут натворить мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йа‘куба. И сделай его, Господи, угодным Тебе»[28].

Они утверждают, что из этого аята следует, что Закарийи кто-то наследовал. А в другом аяте имеется указание на то, что Сулейману тоже наследовали: «Сулейман наследовал Дауду и сказал: „О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано все. Это и есть явная милость“»[29].

Если говорить о первом аяте, то, очевидно, что праведному человеку наподобие Закарийи не пристало просить Аллаха даровать ему сына только для того, чтобы тот унаследовал его имущество.

Во-вторых, известно, что Закрийа был бедным плотником[30]. Что в таком случае должен был наследовать его сын, о рождении которого Закарийа просил якобы ради того, чтобы тот унаследовал его имущество? Это общее свойство всех пророков: они не накапливали имущество, а старались расходовать его на благие дела.

В-третьих, сам аят свидетельствует о том, что наследство это не было материальным. В аяте говорится: «Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йа‘куба».

Сколько человек составляли семейство Йа‘куба? И какое положение по отношению к ним занимал Яхья, сын Закарийи? Семейство Йа‘куба — это Муса, Давуд, Сулейман, Яхья, Закарийа и их народы. Более того, все пророки сынов Израиля принадлежали к семейству Йа‘куба (он же Израиль). А если пересчитать всех сынов Израиля помимо пророков, сколько же тогда должно было достаться Йахйе?

Да и по законам у него, как у дальнего родственника, не было права наследовать всем этим людям. Таким образом, очевидно, что Слова Всевышнего «который наследует мне и семейству Йа‘куба» означают не имущество, а наследие семейства Йа‘куба. Йа‘куб был пророком и Закариййа был пророком, и он желал иметь сына, который унаследовал бы пророчество, знание и мудрость.

В-четвёртых, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Мы пророки, не оставляем наследства».

Он также сказал:

«Поистине, мы не оставляем наследства. То, что мы оставляем, является милостыней».

Но Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал:

«Поистине, пророки не оставляют в наследство дирхемы и динары, но оставляют знание»[31].

Если говорить о втором аяте: «Сулейман наследовал Дауду», то в нём речь также идёт не об имуществе, а о пророчестве, знании и мудрости. Во-первых, потому что у Дауда, как известно, было сто жён и триста наложниц, и у него было множество детей помимо Сулеймана, поэтому очевидно, что Сулейман не мог быть единственным наследником его имущества. Учитывая многочисленных братьев Сулеймана, наследников должно было быть достаточно много. Если бы речь шла об обычном наследстве, то не было бы смысла упоминать о нём в Книге Аллаха, потому что это обычное дело. Несомненно, Всевышний Аллах имел в виду нечто более значимое и важное, заслуживающее упоминания. Это пророчество.

Если же рассматривать мнение, согласно которому Фадак был подарком Фатыме, который Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сделал ей в день взятия Хайбара, то аль-Кашани в своём толковании Корана пишет[32], что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отдал Фатыме Фадак после взятия Хайбара и ниспослания аята: «Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно»[33].

Во-первых, эта история недостоверная. Этот аят был ниспослан совсем в другое время, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ничего не дарил Фатыме. Достоверно известно, что Фатыма потребовала отдать ей Фадак и некоторые другие земли на правах наследства, а не в качестве подарка, который якобы сделал ей Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Хайбар был взят в седьмом году от хиджры, а Зейнаб, другая дочь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скончалась в восьмом году от хиджры[34], а Умм Кульсум, ещё одна сестра Фатымы, — в девятом[35]. То есть во время взятия Хайбара все они были ещё живы. Так как же Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, смог одарить Фатыму и оставить других дочерей ни с чем?! Это уже серьёзное обвинение: мол, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не соблюдал справедливость в отношении к своим детям.

Достаточно вспомнить историю Башира отца ан-Ну‘мана, который пришёл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказал:

«О Посланник Аллаха, я подарил этому моему сыну сад и хочу, чтобы ты выступил в качестве свидетеля».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Ты сделал такой подарок всем своим детям?»

Он сказал: «Нет».

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Иди же, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости!»[36]

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, счёл такое отношение к детям несправедливым и отказался засвидетельствовать дарение, так неужели сам он мог поступить подобным образом со своими детьми?!

Даже если допустить, что дарение действительно имело место, то возможны два варианта: либо Фатыма вступила в права собственника, либо нет. Если вступила, то что она тогда требовала от Абу Бакра и какое отношение он мог иметь к её собственности? А если не вступила, то дарения как будто и не было, потому что неполученный подарок вообще не является подарком.

Получается, что в любом случае это имущество не было ни наследством, ни подарком.

Но самое удивительное, что после кончины Абу Бакра правили Умар и Усман, а вслед за ними к власти пришёл Али, и если допустить, что Фадак действительно принадлежал Фатыме, а она скончалась через шесть месяцев после кончины отца, так кому же тогда должен был достаться Фадак? Наследникам? В таком случае Али имел законные права на четверть этого имущества, а аль-Хасан, аль-Хусейн, Зейнаб и Умм Кульсум (дети Али и Фатымы) должны были поделить между собой оставшиеся три четверти, причём каждому наследнику мужского пола полагалась доля в два раза большая, чем каждой из их сестёр. Но Али, став халифом, не отдал Фадак своим детям. И если допустить, что Абу Бакр, Умар и Усман поступили несправедливо, не отдавая Фадак в руки законных наследников, то то же самое можно сказать и об Али, потому что он, если исходить из этого предположения, лишил детей Фатымы законного наследства.

Фадак находился в распоряжении Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, затем Абу Бакра, затем Умара. В период правления Умара к нему пришли аль-Аббас и Али с просьбой отдать Фадак в их распоряжение, и Умар согласился. Позже Али управлял этим имуществом один до самой своей кончины в сороковом году от хиджры. Потом им распоряжался аль-Хасан, затем аль-Хусейн, потом аль-Хасан ибн аль-Хасан, Али ибн аль-Хасан и Зейд ибн аль-Хасан.[37]

Мы отстаиваем невиновность всех, в том числе Абу Бакра, Умара, Усмана и Али, а также тех, кто распоряжался этим имуществом после них, включая Зейда ибн аль-Хасана. Повторимся, что Фадак не был подарком Фатыме и не был её наследством от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Во-вторых, как мог Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, оставить это имущество, когда сам он вёл образ жизни, близкий к аскетическому, на что указывает, например, хадис Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, о том, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вошёл к ней с таким выражением лица, что ей показалось, что у него что-то болит.

Она спросила: «О Посланник Аллаха, у тебя такое выражение лица, как будто ты страдаешь от боли. Это правда?»

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет. Дело в том, что семь динаров, которые нам принесли ещё вечером, мы до сих пор не потратили (на благие дела)»[38].

К тому же, известно, что когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скончался, его кольчуга была заложена у одного иудея за тридцать са‘ еды,[39] о чём упоминается в «Сахихе» аль-Бухари. Вопрос: зачем тому, кто владеет Фадаком и другими землями Хайбара, закладывать свою кольчугу за несколько са‘ продуктов?

Утверждают даже, что Фатыма, не получив своего наследства и разгневавшись из-за этого, якобы отправилась на могилу отца и стала жаловаться ему!

Это явная ложь. Любому разумному человеку понятно, что не могла дочь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поступить подобным образом. Вспомним историю пророка Йа‘куба, мир ему. Всевышний Аллах сказал: «Он сказал: „Мои жалобы и печаль направлены только к Аллаху, и я узнаю от Аллаха то, чего вы не знаете“»[40].

Известно также, что Абу Бакр поговорил с ней, и она вышла от него довольная и не держала на него зла. Сообщение (сахих мурсаль) об этом передают многие учёные от аш-Ша‘би. А аш-Ша‘би, как известно[41], относится к категории старших последователей сподвижников (таби‘ун). А Аллах знает обо всём лучше.

Также известно, что тело Фатымы после её кончины омывала Асма бинт ‘Умайс, жена Абу Бакра ас-Сыддика, что опровергает утверждения о том, что Абу Бакр якобы даже не знал о смерти Фатымы и похоронена она была без его ведома. Возможно ли, чтобы Асма омывала тело Фатымы, а Абу Бакр при этом не знал даже, что Фатыма скончалась?

В действительности же Фатыму похоронили ночью, не дожидаясь разрешения Абу Бакра. Но этот факт ни о чём не говорит, потому что ‘Аиша также была похоронена ночью. Более того, сам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был похоронен в подобное время.

  • 6. Умар якобы утверждал, что Посланник Аллаха бредит

Ибн Аббас передаёт: «Когда предсмертные муки Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, усилились, он сказал: „Принесите мне письменные принадлежности, и я запишу для вас то, благодаря чему вы не собьётесь с прямого пути“.

Однако Умар сказал: „Пророк, мир ему и благословение Аллаха, серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!“ Тут мнения присутствовавших разделились, поднялся шум.

Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

„Встаньте, не следует спорить в моём присутствии!“[42]»[43].

Распространители этого сомнения утверждают, что Умар якобы сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, бредит»[44].

Как следует из версий, приводимых в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, Умар сказал: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, серьёзно болен».

И это соответствовало истине. Предсмертная болезнь Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, действительно была очень тяжёлой. Из хадиса ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, мы знаем, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собравшись выйти на молитву, несколько раз терял сознание.

‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт:

«Когда во время болезни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его состояние ухудшилось, он спросил:

— Совершили ли люди молитву?

Мы ответили:

— Нет, они дожидаются тебя.

Он велел:

— Налейте для меня воды в корыто».

‘Аиша сказала: «Мы сделали это, после чего он совершил полное омовение и попытался подняться, но потерял сознание. Очнувшись, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, снова спросил:

— Совершили ли люди молитву?

Мы ответили:

— Нет, они дожидаются тебя, о Посланник Аллаха.

Тогда он опять велел:

— Налейте для меня воды в корыто».

‘Аиша сказала: «И он сел в это корыто, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания.

Очнувшись, он снова спросил:

— Совершили ли люди молитву?

Мы ответили:

— Нет, они дожидаются тебя, о Посланник Аллаха.

Тогда он опять велел:

— Налейте для меня воды в корыто.

И он сел в него, совершил полное омовение и попытался подняться, но снова лишился сознания. Очнувшись в третий раз, он снова спросил:

— Совершили ли люди молитву?

Мы ответили:

— Нет, они дожидаются тебя, о Посланник Аллаха.

И тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел передать Абу Бакру, чтобы молитву с людьми провёл он».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим[45].

Действительно, нашлись люди, которые спросили:

«У него бред?»

Однако это был не Умар.

Абдуллах ибн Мас‘уд сказал: «Однажды я зашёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему:

— Какая у тебя сильная горячка!

Он сказал:

— Я страдаю в два раза сильнее, чем любой из вас.

Я спросил:

— Это потому, что тебе уготована двойная награда?

Он сказал:

— Да»[46].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сильно страдал от своей болезни, и когда он сказал, что напишет им завещание, Умар, пожалев его, сказал присутствующим, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сильно страдает, и что им вполне достаточно Книги Аллаха.

Слова Умара согласуются со Словами Всевышнего: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и удовольствовался для вас исламом в качестве религии»[47].

А Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Я велел вам совершать все, что может приблизить вас к Раю и отадлять от Огна, и ничего не пропустил. Я велел вам сдержаться от всего, что может приблизить к Огню и отадлить от Рая, и ничего не пропустил».

«Я не оставил ничего, что прибижало бы вас к Аллаху, не велев вам это, и я не оставил ничего, что отдаляло бы вас от Аллаха и приближало к Огню, не запретив вам это»[48].

Таким образом, не осталось в религии ничего такого, чего Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не разъяснил бы.

Что же хотел написать Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха?

Али передаёт: «Мы были у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он велел мне принести письменные принадлежности, чтобы написать своей общине завещание, соблюдая который они никогда не собьются с прямого пути. Однако я испугался, что его дыхание может оборваться раньше, чем я вернусь, и он успеет что-либо продиктовать. Поэтому я сказал: О Посланник Аллаха, я запоминаю и усваиваю“.

Тогда он сказал: „Я наказываю вам совершать молитву, выплачивать закят и хорошо относиться к тем, кем овладели ваши десницы“»[49].

Если найдётся человек, который скажет, что сподвижники ослушались веления Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и не принесли ему то, что он просил, то мы скажем: Али был первым, кто его ослушался, потому что веление Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, было обращено непосредственно к нему. Почему же он не исполнил то, что велел ему Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха? Если сподвижники заслуживают порицания, то начинать следует с Али.

В действительности нет оснований порицать Али или других сподвижников.

Во-первых, потому что сам Али объяснил причину своего поступка. Он сделал то, что сделал, опасаясь, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, может умереть раньше, чем он принесёт письменные принадлежности. Поэтому Али предложил ему произнести то, что он хотел записать, вслух, чтобы он, Али, запомнил его.

Во-вторых, то, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собирался записать, было для него либо обязанностью, либо желательным действием. Если предположить, что это было обязанностью, тогда нам придётся сказать, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не донёс до нас то, что должен был донести, полностью, потому что осталось что-то такое, что он ещё не передал и хотел записать. Однако это очернение Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и, более того, очернение Всевышнего Аллаха, Который дал нам понять, что Он завершил для нас нашу религию.

Если же люди скажут, что это было для Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не обязательным, а только желательным действием, мы согласимся с ними в этом.

В-третьих, сподвижники не сделали того, что велел им Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, из жалости к нему, а вовсе не из желания ослушаться его и проигнорировать его веление.

  • 7. Умар запретил хадж-таматту‘ и временный брак, которые были разрешёнными, так как же он мог запретить то, что разрешил Аллах?

Начнём с хаджа-таматту‘. Предположим, что Умар допустил ошибку, запретив его. Что отсюда следует?

Мы не утверждаем, что Умар был безгрешным, и признаём, что он ошибался, подобно тому, как ошибались другие сподвижники и как ошибаются люди вообще. Но вот несколько любопытных сообщений.

Ас-Субайй ибн Ма‘бад сказал Умару:

«Я собираюсь совершить хадж и ‘умру вместе (то есть хадж-таматту‘)» Умар сказал в ответ:

«Ты следуешь Сунне твоего Пророка мир ему и благословение Аллаха!»[50]

Салем передаёт от своего отца Ибн Умара, что когда его спросили о хадже-таматту‘, он велел совершать его, а ему сказали: «Поистине, ты противоречишь своему отцу».

Ибн Умар сказал: «Отец не говорил того, что вы сказали. Он сказал только: „Отделяйте ‘умру от хаджа, то есть, не совершать умру во время хаджа, не гонять с собой жертвенных скотов, чтобы люди приехали в других месяцах после хаджа“. А вы объявили их совершение запретным, и наказывали за это, тогда как Всевышний Аллах разрешил их и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, утвердил их». А когда они начали спорить с ним, он воскликнул:

Что больше заслуживает того, чтобы ему следовать: Книга Аллаха или Умар?!“»[51]

Итак, что же имел в виду Умар?

Умар имел в виду, что ‘умра должна совершаться постоянно, то есть у Ка‘бы всегда должны быть люди, прибывшие для совершения ‘умры. Обычно люди, отправляясь совершать хадж, совершали ‘умру вместе с ним, что и называется хадж-таматту‘, а после этого уже не приходили к Дому. И Умар пожелал, чтобы люди совершали хадж отдельно (хадж-ифрад), а потом предпринимали отдельную поездку для совершения ‘умры, чтобы у Ка‘бы постоянно были поклоняющиеся Всевышнему.

Таким образом, запрет Умара следует понимать как указание на нежелательность, то есть он не был категорическим. Просто он считал, что лучше отделять хадж от ‘умры, и его не за что упрекнуть, тем более что, как следует из приведённого выше сообщения, Умар не осудил Субаййа, который сообщил ему о том, что собирается совершить хадж-таматту‘. Умар не только не осудил его, но и сказал, что его поступок соответствует Сунне Посланника Аллаха мир ему и благословение Аллаха.

А теперь поговорим о временном браке. Запрет заключать временные браки передаётся, как ни странно, от Али. Он сказал Ибн Аббасу, услышав, что тот разрешает временные браки: «Потише, Ибн Аббас. Поистине, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил вступать во временные браки во время похода на Хайбар, и тогда же он запретил есть мясо домашних ослов»[52].

Вспомним хадисы Салямы ибн аль-Аква‘ и Сабуры аль-Джухани о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил вступление во временные браки в год покорения Мекки. Эти хадисы приводит Муслим. В одной из версий говорится: «О люди, поистине, я разрешал вам заключать временные браки, но теперь Аллах запретил вам это до самого Дня воскресения. Пусть же тот, у кого есть такая жена, отпустит её, и не забирайте у них ничего из того, что вы дарили им в качестве брачных даров»[53].

Если исходить из этого, то даже если Умар запрещал вступление во временные браки, то в чём мы можем его обвинить? Разве он запрещал не то, что ранее запретил Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха? А Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил это, потому что Всевышний Аллах запретил это. Так в чём же вина Умара?

Всевышний Аллах сказал: «Которые оберегают свои половые органы от (удовлетворения страсти) со всеми, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие чего-то сверх этого являются преступниками»[54].

Таким образом, Всевышний Аллах назвал тех, кто удовлетворяет половое влечение любым иным способом, в том числе и путём временного брака, преступниками.

Они приводят в качестве доказательства Слова Всевышнего: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (брачный дар). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (брачный дар). Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый»[55].

Они также используют в качестве доказательства вариант чтения аята, в котором сказано: «до определённого срока». Однако это чтение не утверждённое, оно не входит в десять известных и признанных способов чтения Корана, так как не передаётся достаточным количеством надёжных передатчиков.

Кроме того, этот вариант чтения противоречит хадисам, в том числе хадису Али, хадису Салямы ибн аль-Аква‘, Сабуры аль-Джухани и другим.

  • 8. Обвинение ‘Аиши и Хафсы в неверии

Распространители этого сомнения утверждают, что в аяте: «О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах, стремясь угодить своим жёнам? Аллах — Прощающий, Милосердный. Аллах указал вам путь освобождения от ваших клятв. Аллах — ваш Покровитель. Он — Знающий, Мудрый. Вот Пророк доверил тайну одной из своих жен. Когда же она раскрыла её, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и не упомянул другую часть. Она сказала: „Кто сообщил тебе об этом?“ Он сказал: „Мне сообщил Знающий, Ведающий“. Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль и праведные верующие являются его друзьями. И ангелы помогают ему»[56] утверждается о том, что ‘Аиша и Хафса, супруги Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, склонились к неверию, то есть стали неверующими. По их мнению, именно об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «ваши сердца уже уклонились в сторону».

‘Убайд ибн ‘Умайр передаёт, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, задерживался у Зейнаб бинт Джахш, своей двоюродной сестры, и мы с Хафсой договорились, что к кому бы из нас он ни зашёл, каждая из нас скажет ему: „Поистине, я чувствую исходящий от тебя запах камеди. Ты ел камедь?“».

И когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, зашёл к одной из них, она сказала ему эти слова, и он сказал:

«Нет, просто я пил мёд у Зейнаб бинт Джахш, но больше этого делать не буду»[57].

А когда он зашёл к Хафсе, он сказал ей: «Никому не рассказывай об этом. Я же никогда больше этого делать не буду».

Однако Хафса рассказала ‘Аише о том, что их план удался и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, больше не будет пить мёд у Зейнаб. Тогда Всевышний Аллах ниспослал:

«О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что разрешил тебе Аллах?»[58].

Слова Всевышнего «Если вы обе покаетесь перед Аллахом» означают, что им следует раскаяться в своём поступке и в том, к чему иногда приводит ревность, возникающая между жёнами одного человека.

Что же касается упомянутого в аяте уклонения, то речь идёт о том, что они уклонились от истины, поступили неправильно, совершили ошибку. И это вовсе не указание на то, что они стали неверующими. Да и как же может быть иначе, если они — супруги Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, относительно которых Всевышний Аллах дал Своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, веление: не разводиться с ними и не заменять их другими? Всевышний Аллах сказал: «Отныне тебе не дозволено жениться на других женщинах и заменять своих жён другими, даже если их красота поразит тебя. Однако это не относится к невольницам, которыми овладела твоя десница. Аллах наблюдает за всякой вещью»[59].

После этого, согласно достоверным сообщениям, Всевышний Аллах разрешил ему вступать в брак.

Важно отметить, что эта история — доказательство того, что ревность, возникающая между жёнами одного человека.

Жён Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, можно разделить на две группы. В первую входили ‘Аиша, Хафса Сафиййа и Сауда, а во вторую — Умм Саляма, Умм Хабиба, Джувайриййа, Маймуна и Зейнаб.

Мусульмане знали, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, очень любил ‘Аишу, и когда кто-нибудь из них хотел преподнести Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подарок, он посылал ему его именно в тот день, который Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проводил у ‘Аиши. Тогда группа, возглавляемая Умм Салямой, попросила её поговорить об этом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, чтобы он сделал людям замечание и чтобы они посылали свои подарки во все дни, независимо от того, у кого из жён он находится.

Она поговорила с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но он ничего не ответил ей. Когда остальные жёны спросили её о том, чем закончился её разговор с ним, она сказала, что он ничего не ответил ей. Они снова стали настаивать на том, чтобы она поговорила с ним, и она выполнила их просьбу, но он снова ничего не ответил ей. Они сказали, что она должна предпринимать попытки поговорить с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, до тех пор пока не получит от него хоть какой-нибудь ответ. Умм Саляма снова заговорила с ним, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не обижайте меня относительно ‘Аиши. Поистине, никогда не ниспосылалось мне Откровение, когда лежал я под одним покрывалом с женщиной, кроме ‘Аиши!»[60].

Тогда группа жён, возглавляемая Умм Салямой, обратилась к Фатыме, чтобы она поговорила с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Она послала к нему со словами: «Поистине, твои жёны заклинают тебя Аллахом относиться к ним так же, как относишься ты к дочери Абу Бакра». Когда она поговорила с ним об этом, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Доченька, разве не любишь ты то, что люблю я?» Она ответила: «Конечно». Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тогда полюби и её (‘Аишу)»[61].

Тогда она вернулась к жёнам Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и рассказала им обо всём. Они сказали ей: «Поговори с ним ещё раз». Однако Фатыма отказалась.

Тогда они послали к нему Зейнаб бинт Джахш. Она пришла к нему и говорила с ним более жёстко, чем Фатыма. Она сказала:

«Поистине, твои жёны просят тебя соблюдать справедливость между ними и дочерью Абу Кухафы!» Она повысила голос и говорила с ‘Аишей жёстко, сказав ей неприятные слова. А Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, смотрел на ‘Аишу: ответит она или нет? ‘Аиша отвечала Зейнаб до тех пор, пока та не успокоилась и не замолчала.

Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, посмотрел на ‘Аишу и сказал:

«Поистине, она — дочь Абу Бакра!»[62]

Таким образом, между жёнами Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, происходило то, что часто происходит между жёнами одного человека. Что же касается ‘Аиши и Хафсы, то они действительно совершили ошибку, но эта ошибка не сделала их неверующими[63].

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Скачать в формате Word (5 MB)
Сноски

[1] Эту главу полностью я взял из книги ‘Усмана аль-Хамиса «Хикба мин ат-Тарих», стр. 283—330, изд. 3-ое, «Египет Мактабат аль-Бухари», 2006.

[2] «Сахих аль-Бухари», хадис № 4740.

[3] «Сахих аль-Бухари», хадис № 6593.

[4] «Сахих Муслим», хадис № 249.

[5] Сура 63 «Аль-Мунафикум» («Лицемеры»), аят 1.

[6] Сура 9 «Ат-Тауба» («Покаяние»), аят 101.

[7] Сура 63 «Аль-Мунафикум» («Лицемеры»), аят 8.

[8] «Сахих аль-Бухари», хадис № 4905.

[9] «Сахих Муслим», Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришёл на кладбище и сказал: „Мир вам, о пребывающие в обители верующих! Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам“. Хотел бы я, чтобы мы увидели наших братьев“. Люди стали спрашивать: „А разве мы не братья тебе, о Посланник Аллаха? “ Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: „Вы — мои сподвижники, а нашими братьями являются те люди, которые ещё не пришли в этот мир“. Люди стали спрашивать: „Как же ты узнаешь тех членов твоей общины, которые ещё не пришли, о Посланник Аллаха? “ Он сказал: „Скажите мне, если бы кто-нибудь имел вороных коней, среди которых был бы один конь с белой звездой во лбу и белыми кольцами на ногах, узнал бы он его?“ Люди сказали: „Да, о Посланник Аллаха“. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Поистине, в День воскресения они придут с отметинами на лбу и на руках и ногах, которые появятся на их телах благодаря совершению омовения, а я опережу их и буду ждать их у своего водоёма. Поистине, некоторых людей будут отгонять от моего водоёма, как отгоняют чужих верблюдов, а я стану звать их: „Идите сюда! “ Но будет сказано: „Поистине, они изменили религию свою после тебя“, и тогда я стану говорить: „Прочь, прочь!“».

[10] «Сахих Муслим», хадис № 2417.

[11] «Сахих аль-Бухари», хадисы №№ 2731, 2732.

[12] Сура 48 «Аль-Фатх» («Победа»), аят 18.

[13] Сура 48 «Аль-Фатх» («Победа»), аят 29.

[14] Имеются в виду слова «Посланник Аллаха», который Сухайль потребовал стереть.

[15] См. Ибн Джарира ат-Табари, «Тарих ар-Русуль валь-мулук», т. 2, стр. 429; Абн аль-Асир «Аль-Камил фи ат-тарих», т. 2, стр. 215; и ибн Кясир, «Аль-Бидайа ва-н-нихая», т. 6, стр. 373, события 10-го года после хиджры, изд. «Дар ибн Хаййан».

[16] Шиитский ученый Ибн Таус сказал: «Род Тамима и Аз-Зайат отреклись от ислама и они присягу дали Малику б. Нувайре из рода Ярбуа». См. «Фасль аль-хитаб фи исбат тахриф китаб раб аль-арбаб», стр. 105.

[17] Ибн Кясир, «Аль-Бидайа ва-н-нихая», т. 6, стр. 398. Изд. «Дар ибн Хаййан».

[18] Ибн Кясир, «Аль-Бидайа ва-н-нихая», т. 7, стр. 138. Изд. «Дар ибн Хаййан».

[19] Первое предложение хадиса в «Сахих аль-Бухари», хадис № 3757; хадис в полной версии в «Сахих аль-джами‘ ас-сахих», № 3207. См. также Ат-Табари, «Тарих ар-Русуль валь-мулук», события, произошедшие в 10-ый г. х.

[20] См. Ибн аль-Асира «аль-Камил фит-Тарих», т. 2, стр. 242.

[21] То есть пророки.

[22] «Сахих Муслима», хадис № 1758.

[23] «Сахих аль-Бухари», хадис № 3093, и «Сахих Муслима», хадис № 1759.

[24] «Сахих аль-Бухари», хадис № 3712, и «Сахих Муслима», хадис № 1758.

[25] «Муснад имам Ахмед», т. 3, стр. 225.

[26] Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аят 11.

[27] Сура 48 «Аль-Фатх» («Победа»), аят 18.

[28] Сура 19 «Марьям» («Мария»), аяты 5, 6.

[29] Сура 16 «Ан-Намль» («Мурафьи»), аят 16.

[30] См. «Сахих Муслим», хадис № 2379; ан-Навави, «Шарх сахих Муслим», т. 15, стр. 133, хадис № 6112, 14-ое изд., Бейрут, изд. «Даруль-Марифа», 2007 г.

[31] Абу Дауд «Сунан», хадис № 3641.

[32] «Тафсир ас-Сафи», т. 3, стр. 186.

[33] Сура 17 «Аль-Исра» («Ночной перенос»), аят 26.

[34] Аз-Захаби, «Сийар а‘лам ан-нубала», т. 2, стр. 250; Ибн Хаджар «аль-Исаба», т. 7, стр. 664. Биография № 11217; под ред. Али Мухаммада аль-Беджави, изд. «Дар аль-Джил», Бейрут, 1992 г.

[35] Аз-Захаби, «Сийар а‘лам ан-нубала», т. 2, стр. 252; Ибн Хаджар «аль-Исаба фи тамийиз ас-Сахаба», т. 8, стр. 288. Биография № 12222.

[36] «Сахих Муслим», хадис № 1623.

[37] Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», т. 6, стр. 239, хадис № 3094.

[38] «Муснад имам Ахмад», т. 6, стр. 314, хадис № 26514, аль-Арнаут назвал его достоверным.

[39] «Сахих аль-Бухари», хадис № 2916.

[40] Сура 12 «Йусуф» («Иосиф»), аят 86.

[41] Ибн Хаджар «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», т. 6, стр. 233.

[42] То есть оставьте меня.

[43] «Сахих аль-Бухари» хадис № 114, и «Сахих Муслим», хадис № 1637.

[44] Ат-Тиджани обращаюший в шиизм после суфизма «фасалю ахль аз-зикир», стр. 144, 179, ложью приписывал имаму аль-Бухари.

[45] «Сахих аль-Бухари», хадис № 687, и «Сахих Муслима», хадис № 418.

[46] «Сахих аль-Бухари», хадис № 5648, и «Сахих Муслима», хадис № 2571.

[47] Аль-Албани «Силсилят аль-ахадис ас-Сахиха», т. 4, стр. 417, хадис № 1890.

[48] «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 1803.

[49] «Муснад имам Ахмад» т. 1, стр. 90. См. аль-Албани, «Ирва аль-галил», т. 7, стр. 238, Шейх, собрав все подтверждающие версии, назвал его достоверным хадисом.

[50] «Муснад имам Ахмад», т. 1, стр. 25.

[51] Этот достоверное сообщение привел аль-Байхакы в «ас-Сунане аль-кубра», т. 5, стр. 97; Ибн Аббас, 8, стр. 93. Изд. Даруль-Хадис, Каир 2008. также см. «тазкират аль-хуффаз» аз-Захаби, т. 3, стр. 1005. Изд. Дар аль-кутуб аль-ильмиййа, Бейрут.

[52] «Сахих Муслим», хадис № 1407; Также «Васайл Аш-Шиа‘а», т. 12, стр. 12.

[53] «Сахих Муслим», хадис № 1406. Также в кратком изложении № 820.

[54] Сура 23 «Аль-Муминун» («Верующие»), аяты 5—7.

[55] Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аят 24.

[56] Сура 66 «Ат-Тахрим» («Запрещение»), аяты 1—4.

[57] «Сахих аль-Бухари», хадис № 5267.

[58] Сура 66 «Ат-Тахрим» («Запрещение»), аят 1.

[59] Сура 33 «Аль-Ахзаб» («Союзники»), аят 52.

[60] ‏аль-Бухари хадис № 2581, 3775.

[61] Аль-Бухари, хадис № 2581.

[62] «Сахих аль-Бухари», хадис № 2581, и «Сахих Муслима», хадис № 2442.

[63] Передают, Убейд ибн Умейр рассказывал со слов Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, часто задерживался у Зейнаб бинт Джахш и пил у неё мёд. Тогда Аиша сговорилась с Хафсой, что к кому бы из нас он ни зашел, они скажут ему: «От тебя пахнет камедью. Ты ел камедь?». Когда он вошел к одной из них, они так и сделали, а он сказал: «Нет! Я лишь выпил мед у Зейнаб бт. Джахш, но я никогда больше не сделаю этого!». И тогда были ниспосланы аяты: «О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах…» до слов «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону» (66:1—4). Они были ниспосланы по поводу Аиши и Хафсы, а слова «Вот Пророк открыл тайну одной из своих жен» (66:3) были ниспосланы из-за того, что он сказал: «Я лишь выпил мед…». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и другие.

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top