Хадис ибн Аббаса об отправке Муаза в Йемен

xadis-ibn-abbasa-ob-otpravke-muaza-v-jemen

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

От Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передано: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил Му‘аза (да будет доволен им Аллах) в Йемен, то сказал ему:

«Поистине, ты приедешь к народу из людей Писания, поэтому пусть будет первым, к чему ты призовешь их, — поклонение Аллаху».

По другой версии:  «так призови их, чтобы они засвидетельствовали, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха».

По другой версии:  «…, чтобы они поклонялись одному лишь Всевышнему Аллаху и не придавали Ему ничего в сотоварищи».

Затем он сказал:  «Если они подчинятся тебе в этом  (по другой версии:  «если они истинно познают Аллаха»)тогда сообщи им, что Аллах предписал им выполнять ежедневно пять обязательных молитв.

Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллах предписал им выплачивать обязательную милостыню, которая берётся от состоятельных их людей и отдаётся местным беднякам и нуждающимся.

Если они подчинятся тебе в этом, ни в коем случае (не собирай в качестве закята) всё лучшее из имущества! 

И остерегайся мольбы притеснённого, поскольку между ней и Аллахом нет преград» (данный хадис передали аль-Бухари, № 1458, 7372, 1496, и Муслим, № 19).

Пользы, извлечённые из этого хадиса:

1 — В нём указывается на достоинства Му‘аза (да будет доволен им Аллах), ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) избрал его в качестве своего доверенного лица и осведомителя исламского призыва. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) охарактеризовал Му‘аза следующими словами: «Он самый знающий из них (сподвижников) о дозволенном и запретном» («Сахих Сунан ат-Тирмизи, № 3790).

2 — В нём говорится о том, что люди Писания лучше других многобожников.

Аль-Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) написал: «Здесь не идёт речь о том, что все, к кому приходит призывающий, должны быть из числа людей Писания. Нет, среди них могут быть и другие неверующие. Он упомянул лишь иудеев и христиан, желая указать на их преимущество перед другими неверными» ( «Фатх аль-Бари», 3/358).

  • Дозволенно есть зарезанное ими мясо животных.
  • Разрешается жениться на их целомудренных женщинах.
  • От них принимается джизья, и свободно оставляют их исповедать религии.

3 — В нём разъясняется путь призыва к Аллаху, где следует начинать с самого важного.

Причем последователи Сунны и единой общины делают различие между путём призыва к Аллаху и между средством, с помощью которого осуществляется этот практический путь: первый основывается на священных текстах, а второй служит предметом самостоятельных мнений.

4 — Не каждый, кто утверждает о своём знании чего-нибудь , является, на самом деле, сведущ об этом.

Аль-Кадый Ийяд (да смилуется над ним Аллах) сказал, объясняя смысл пророческих слов «Если они истинно познают Аллаха»: «Следовательно, они невежественны в отношении Аллаха [несмотря на то, что они обладатели небесные книги от Аллаха, и к Писанию они относятся — Абу Умар]» ( «Шарх сахих Муслим», 1/199).

5 — В нём говорится о великом значении молитв и закята. Эти два обряда следуют сразу же после свидетельства о единстве Аллаха.

6 — Все любые виды поклонения не принимаются прежде единобожия, которое в свою очередь служит условием для принятия всех праведных дел.

АЛь-Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) написал: «Под поклонением Аллаху имеется в виду истинное признание Его единства, а истинное признание единства Аллаха (в господстве, божественности, прекрасных именах и возвышенных качествах) означает свидетельствование Ему об этом, а также свидетельствование в отношении Его Пророка о пророческой миссии.

Эти два свидетельства веры упоминаются в самом начале по той причине, что они представляют собой основу, без которой не действительны другие религиозные обряды» ( «Фатх аль-Бари», 3/358).

7 — В нём содержится доказательство того, что молитва «витр» не обязательна, поскольку Всевышний Аллах вменил в обязанность выполнять ежедневно только пять молитв.

8 — В нём указывается на одну из мудростей предписания закята: помощь слабым и нуждающимся. Сегодня это называются социальной солидарностью и сплочённостью. Закят несёт в себе великое благо для всего мусульманского общества, а не значит лишь просто выделение денежных средств из своего капитала!

Умар ибн Абдуль-Азиз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах отправил Мухаммада как указывающего на прямой путь, а не как сборщика (податей, налогов…)!» ( «аль-Хикакм аль-джадира бильиза», стр. 26).

9 — Нельзя брать в качестве закята самое лучшее и ценное из имущества людей. Такой поступок относится к несправедливости.

Аль-Хафиз ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) написал: «Закят предназначен для поддержки бедных слоёв населения, и этому не соответствует нанесение ущерба капиталу и собственности состоятельных людей!» ( «Фатх аль-Бари», 3/360).

10 — В основном закят распределяется среди жителей местности тех, кто выплачивает его.

11 — Обязательно отдавать закят с имущества каждому, кто обладает суммой, подлегающей выплате, даже если человек является ребёнком или умалишённым (в таком случае ответственность ложиться на их попечителей и опекунов), согласно словам Пророка: «…берётся от состоятельных их людей».

Здесь есть тонкое примечание: разделяющей чертой между состоятельным и бедным (нуждающимся) служит наличие имущества, с которого необходимо выпалить закят.

12 — В нём содержится опровержение в адрес аша‘ритов и сторонников логического понимания Ислама, которые сделали первой обязанностью человека — сомнение в существовании Всевышнего Аллаха, а затем он должен искать доказательства этого посредством разума и мышления. «Пречист Он и премного выше того, что они говорят».

Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) написал: «Если бы в „рационалистическом понимании религии“ было всего два вопроса из принципов данной области, всё равно это заслуживало бы порицания:

Первый: мнение некоторых из них – первой обязанностью является сомнение, которое требует взгляд и рассмотрение или стремление к этому.

Второй: мнение группы рационалистов философов — кто не познал Аллаха в соответствии с упорядоченными ими способами, того вера недействительна» ( «Фатх аль-Бари», 13/350, сокращённо).

Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил Му‘аза, чтобы тот оповестил людям о первой обязанности и самом главном предписании, а именно о том, что они должны засвидетельствовать о единстве Аллаха и поклоняться Ему одному, не приобщая ничего в сотоварищи.

А что касается веры в существование Творца и в Его господство, то Аллах заложил её в глубине душ всех людей ещё до создания человечества. Так, Всевышний Аллах сказал: «Вот твой Господь вынул из поясниц сынов Адама их потомство и заставил их засвидетельствовать против самих себя: „Разве Я — не ваш Господь?“ Они сказали: «Да, мы свидетельствуем» (7:172).

Более того, Аллах разоблачил тех, кто открыто отрицает Его существование, пречист Он и возвышен, и сказал о Фараоне и его народе: «Они отвергли их (знамения) несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (27:14).

13 — В нём содержится опровержение в адрес аш‘аритов и подобных им сектантов, таких как хизбут-тахрир и других, которые не считают, что исламские убеждения утверждаются через хадисы (переданные малым количеством путей…) «ахад». Напротив, по их мнению, для их утверждения необходимы хадисы степени «мутаватир».

Имам аль-Албани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Данный хадис – несомненное доказательство того, что исламские убеждения утверждаются через сообщение одного передатчика, и через такое сообщение доводится довод до людей (лишая их оправдания в случае отказа подчиниться ему). В противном случае Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не отправил бы одного Му‘аза! Это ясно и очевидно!» ( «Обязательность принятия хадисов аль-ахад», стр. 8).

14 — В нём содержится опровержение в адрес таблиговцев, которые призывают людей к некоторым важным праведным делам, но оставляют призыв к основе религии, с которой пришли все посланники Пречистого и Всевышнего Аллаха, а именно призыв людей к поклонению одному лишь Аллаху и отвержению всех проявлений многобожия.

Всевышний Аллах сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: „Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!“» (21:25).

15 — В нём содержится опровержение в адрес востоковедов из числа безбожников и врагов исламского мира, которые наталкивают людей на мысль, что Ислам распространился лишь посредством меча и кровопролития.

Однако в действительности Ислам пришёл, чтобы побудить человечество вернуться к своему врождённому состоянию души, склонной к поклонению одному лишь Творцу и служению Ему, к отвержению всех ложных богов, обожествляемых помимо Него. И в этом абсолютно нет места для принуждения!

Всевышний Аллах сказал: «Нет принуждения в религии» (2:256).

Выдающийся учёный Ибн Са‘ди (да смилуется над ним Аллах) написал: «Таково разъяснения совершенства исламской религии, полноты её доказательств и знамений. Она представляют собой Веру разума и знания, предрасположенности (к принятию единобожия) и мудрости, благочестия и исправления, истины и верного руководства…

Исходя из её совершенства и склонности людей к принятию её, в ней абсолютно неуместно принуждение. Ведь принуждать могут лишь к тому, что противно и ненавистно сердцам, к тому, что идёт вразрез с истинной и правдой, либо к тем вещам, доказательства и знамения которых неизвестны» («Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 954)…

16 — В нём объясняется опасность и скверность несправедливости, при этом Аллах обещал притеснителю быстрое воздаяние.

Пророку (мир ему и благословение Аллаха) принадлежит следующее изречение: «Остерегайтесь мольбы притеснённого человека, поскольку её несут на облаках. Аллах, свят Он и велик, говорит: „Моё величие и могущество! Я непременно окажу тебе помощь, хоть даже спустя некоторое время!“ « („ас-Сильсилят ас-сахиха“, 870).

Вдобавок мольба притеснённого человека и других обусловлена следующими словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто бы из мусульман не воззвал к Аллаху, не прося ни о греховном, ни о разрыве родственных связей, Аллах безусловно даст ему одно из трёх:

  • Либо его мольба получит ответ уже в мирской жизни.
  • Либо Он сделает её запасом для него в Будущей жизни.
  • Либо отразить от него равное по величине зло.

Кто-то спросил: «Значит, нам следует чаще взывать к Аллаху?».

Он ответил: «(Да), Аллах даст (вам больше того, о чём вы просите в мольбе)» («Сахих аль-адаб аль-муфрад», 710).

Аллаху ведомо лучше. Хвала Аллаху Господу миров!

 

Подготовил: Ваш брат – Фирас ар-Рифаи
2. Шаваль, 1436 г.х.

 

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top