Исламское вероубеждение (Часть 4)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
То же самое говорят сегодня почитатели могил, «Их сердца похожи» ( «аль-Бакара»: 118).
Несомненно, исламские ученые обязаны порицать это скверное проявление многобожия и разъяснять его порочность людям. Тем временем правители мусульман должны уничтожить всех идолов и очистить мечети от них.
Ведь многие имамы, устанавливающие порядок, боролись с этим многобожием, запрещали и предостерегали, из них: Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, его ученик Ибн аль-Каййим, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, шейх Мухаммад ибн Исмаиль ас-Санаани, шейх Мухаммад ибн Али аш-Шаукани, и многие другие имамы предыдущих поколений и нынешних. К тому же написанные ими книги находятся у нас.
Имам аш-Шаукани написал в «Нейль аль-автар» на эту тему следующие слова:
«Как много вреда и пагубных последствий кроются в возведении построек над могилами и в украшении их, за которые „плачет“ Ислам. Например, невежды обладают таким же убеждением, как и у неверующих в отношении идолов, и даже хуже. Они посчитали, что гробницы способны приносить пользу и отстранить вред. Стали обращаться к ним за удовлетворением нужд и выполнением различных просьб, а также просить от них то же самое, что просят рабы от их Господа. Начали приезжать к гробницам из разных мест, обтираться об них, взывать к ним о спасении и помощи. В общем, они делают абсолютно все, что совершалось в доисламские времена в отношении идолов. Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему нам предстоит вернуться!
И, несмотря на такое отвратительное порицаемое явление и ужасное неверие, мы не видим тех, кто проявляет гнев ради Аллаха и встает на защиту этой истинной религии единобожия, ни ученого, ни обладающего (исламскими знаниями), ни амира, ни министра, ни короля.
Более того, к нам доходят несомненные сведения о том, что когда ко многим почитателям могил, или даже к большинству, обращается клятва со стороны противников (их порочного направления), – они ложно клянутся Аллахом. А когда после этого ему говорят: «Поклянись своим шейхом и таким-то святым, в которого ты веришь», – он начинает запинаться, медлить, и в итоге отказывается и признается в правде! И это их самых очевидных доказательств того, что их многобожие достигло степени, которая выше многобожия тех, кто заявляет: «Аллах является вторым в двоице или третьим в троице».
О ученые религии! О правители мусульман! Какое бедствие хуже для Ислама, нежели неверие?! Какая беда приносит больше вреда для этой религии, чем поклонение кому-либо помимо Аллаха?! И какой грех, совершаемый мусульманами, равен подобному несчастию?! И какой порицаемый поступок необходимо исправлять, если запрещение этого явного многобожия не является обязательным (в мусульманском обществе)?!
Тебя несомненно услышали б, если ты воззвал бы к живому.
Но нет жизни у того, к кому ты взываешь.
И если б ты подул на огонь, он осветил бы все вокруг.
Но ты дуешь на пепел».
Таково высказывание аш-Шауканий, да смилуется над ним Аллах. Однако после него бедствие еще больше усилилось и стало хуже упомянутого им положения. И нет силы и мощи, кроме как от Великого и Возвышенного Аллаха».
Связь единобожия в божественности с единобожием в господстве и наоборот
Выдающийся ученый шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, написал:
«Взаимосвязь этих видов между собой заключается в том, что единобожие в господстве приводит к единобожию в божественности. Другими словами, признание единства Аллаха в Господстве становится причиной признания Его единства в Божественности и поклонения лишь Ему одному.
Поэтому кто узнал, что Аллах – Господь, Создатель, Управляющий его делами, тот обязан поклоняться лишь Ему и не придавать никаких сотоварищей.
Тем временем единобожие в божественности включает в себя единобожие в господстве. То есть, этот вид единобожия является неотъемлемой частью единобожия в божественности. Следовательно, человек, который покланяется одному лишь Аллаху и не приобщает к Нему никаких сотоварищей, несомненно убежден в том, что Он – его Господь и Создател. Как сказал Ибрахим Халиль, мир ему и благословение: «Видели ли вы, чему покланяетесь вы со своими отцами? Все они являются моими врагами, кроме Господа миров, Который сотворил меня и ведет прямым путем, Который кормит меня и поит, Который исцеляет меня, когда заболею, Который умертвит меня, а потом воскресит, Который я надеюсь, простит мой грех в День воздаяния» ( «аш-Шуара»: 75 – 82).
Иногда Господство и Божественность Аллаха упоминаются вместе и имеют разный смысл, где один вид единобожия является противоположной частью другого. К примеру, как говорится в словах Всевышнего Аллаха: «Скажи: „Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей…“. Здесь «Господь» означает Властелин, Управляющий Своими творениями, а «Бог» – истинное Божество, Которому должны поклоняться.
А иногда эти виды единобожия упоминаются в отдельности и имеют одинаковое значение.
Например, два ангела спросят умершего в могиле: «Кто твой Господь?», то есть: «Кто твой Бог и Создатель?». Также в словах Всевышнего Аллаха говорится: «Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: „Наш Господь – Аллах“ ( «аль-Хадж»: 40),
«Скажи: „Неужели я стану искать другого Господа помимо Аллаха…?“ ( «аль-Анам»: 164),
«Воистину, к тем, которые сказали: „Наш Господь – Аллах“, – а потом были стойки…» ( «Фуссылат»: 30).
В этих аятах под господством имеется в виду божественность.
Именно к единобожию в божественности призывали пророки, поскольку господство Аллаха признают все общины и народы, за исключением некоторых людей, которые отрицают это только внешне. И недостаточно лишь признать существование Господа. Ведь даже Иблис выразил свое признание в этом: «Он сказал: „Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение…“ ( «аль-Хиджр»: 39).
Многобожники, к которым был отправлен посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, тоже признавали Аллаха, как говорится в ясных аятах. Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: „Аллах“» ( «аз-Зухруф»: 87).
Кто же признал единство Аллаха в Господстве, тот не становится мусульманином, а его жизнь и имущество не будут запретными, пока он не уверует в единобожие в божественности и не станет покланяться одному лишь Аллаху.
Отсюда выясняется ложность следующего мнения суфиев: «Единобожие, которое необходимо соблюдать рабам, заключается в признании Аллаха как Творца и Управляющего». И согласно их учению, кто признал этот принцип, тот становится мусульманином. Вот почему в своих книгах в области убеждений они описывают единобожие только со стороны господства Аллаха. См. ( «аль-Иршад иля сахих аль-иатикад», 32 — 33).
Продолжение, ин шаа Аллах, следует
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи