Исламское вероубеждение (Часть 5)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Например, суфии говорят: «Единобожие – это признание существования Аллаха, а также того, что Он – Творец, Наделяющий уделом…». А затем они приводят доводы единства Аллаха в Господстве.

Так, Шейхль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Большинство мутакаллимов (философов-догматиков), которые затрагивают единобожие в идеологических и философских книгах, стремятся разделить единобожие на три вида. Они говорят: „Аллах – един в Своей сущности и у Него нет равных, един в Своих качествах и Ему нет подобных, а также един в Своих действиях и нет у Него сотоварищей“. Для них самым важным является последний вид, единобожие в действиях, то есть утверждение того, что у этого мира один Создатель. При этом они приводят довод, связанный с невозможностью, чтобы миром распоряжались двое, а также опираются на другие логические доказательства.

Эти люди считают, что такой принцип – необходимое единобожие и суть наших слов: «Нет истинного божества, кроме Аллаха». Более того, они истолковали понятие «божественность» как способность создавать. И, как известно, многобожники из числа арабов, к которым пришел Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не противоречили этой действительности. Напротив, они признавали, что Аллах – Создатель всего сущего, и не отрицали также предопределение. Но, несмотря на это, они оставались многобожниками…».

Таковы слова Шейхуль-Ислама, да смилуется над ним Аллах, в которых содержится несомненное опровержение в адрес тех, кто считает «признание господства Аллаха» – единобожием, обязательным для людей.

Подтверждением этому служат следующие слова Всевышнего Аллаха: «Мы отправили к каждой общине посланника: „Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута (ложных божеств)“ ( «ан-Нахль»: 36).

Ведь посланники не говорили своим народам: «Признайте, что Аллах является Создателем», поскольку те были убеждены в этом. Наоборот, они сказали им: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута».

Также Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Единобожие, с призывом к которому пришли посланники, содержит утверждение единства Аллаха в Божественности через свидетельство „Нет истинного божества, кроме Аллаха“ и поклонение лишь Ему»….

«…Под единобожием не подразумевается только единство в господстве, то есть убеждение того, что лишь Аллах – Творец этого мира, как считают приверженцы каляма и суфизма. Эти люди полагают, что если они утвердят данный принцип на основе доводов, то тем самым докажут сущность единобожия, а когда станут свидетелями и «сольются» с этим, они растворятся в сущности единобожия.

И даже если человек утвердит все качества, которыми должен обладать Всевышний Господь, отвергнет все недостатки в отношении Него, и признает, что лишь Аллах создал все сущее, – он не станет единобожником, пока не засвидетельствует: «Нет истинного божества, кроме Аллаха», и не будет убежден, что только Он заслуживает поклонения. А после этого он обязан поклоняться одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей.

Бог – это божество, которому должны поклоняться, а не тот, кто способен создавать. И если слово «Бог» станут истолковывать как «способный творить» и считать это основным свойством Бога, – в таком случае утверждение данного принципа будет сущностью единобожия, как поступают мутакаллимы и суфии. Именно такое мнение они передают от Абуль-Хасана и его последователей. Однако они не узнали истинного значения единобожия, с призывом к которому Аллах отправил Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха).

Ведь арабы многобожники признавали, что Аллах – Творец всего сущего, и несмотря на это, придавали Аллаху сотоварищей. Всевышний Аллах сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» («Юсуф»: 106).

Некоторые предшественники давали следующее толкование этому аяту: «Их спрашивали: „Кто создал небеса и землю?“. Они отвечали: «Аллах», но вместе с этим покланялись кому-то   наряду с Ним!».

Всевышний Аллах говорит (в Коране): «Скажи: „Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?“. Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели вы не помянете назидание?».

Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь Великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь».
Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «До чего же вы обмануты!» («аль-Муминун»: 84 – 89).

И не каждый убежденный в том, что Аллах – Господь миров и Создатель, поклоняется Ему одному, взывает только к Нему, дружит и враждует ради Аллаха, и подчиняется Его посланникам.

Ведь большая часть многобожников признавали Аллаха как Создателя всего сущего, но при этом избрали заступников, которых они приобщили Всевышнему в сотоварищи, а также сделали Ему равных (в поклонении)…».

… «Поэтому среди последователей этих людей были те, кто падает ниц перед солнцем, луной, звездами, обращается с мольбой, постится и совершает жертвоприношение ради них, а затем говорит: „Это не относятся к многобожию. Я могу впасть в многобожие, только если буду убежден, что эти небесные тела управляют мною. Но я не стану многобожником, если сделаю их причиной и средством“. Однако в исламской религии известно, без всяких доводов и рассмотрений, что такие действия относятся к многобожию…». Конец цитаты. См. ( «аль-Иршад иля сахих аль-иатикад», 33-35).

Продолжение, ин шаа Аллах, следует

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги):

Комментарии в настоящее время закрыты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписаться

top