Суть мурджиитов (Часть 5)
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Предостережения праведных предшественников от мурджиитов
Ирджа является порицаемым и порочным нововведением, которое приводит к появлению нечестия, безнравственности, греховности и неверия.
Скверные убеждения мурджиитов:
♢– «Дела не относятся к вере (иману)».
♢– «Оставляющий дела – верующий с полным иманом. И у него такая же вера, как и у посланников».
♢ – «Совершение грехов не влияет отрицательно на веру».
♢– «Вера – это всего лишь произнесение языком, или только лишь признание сердцем, а шариатские угрозы связаны с нереальными положениями», как говорят крайние последователи «ирджа».
Все эти убеждения становятся причиной того, что мусульманину уже безразлично, какие грехи он совершил или какие праведные дела оставил. Более того, он начинает совершать все грехи, какие только есть, погружаясь в разврат и порочность.
Вот почему саляфы назвали мурджиитов заблудшими и строго предостерегли от их учения. Они уделили этому такое серьезное значение, которое не уделяли даже при предостережении от других течений.
Такое большое внимание вызвано тем, что мурджииты представляют великую опасность для мусульман, и могут внести смуты в их ряды.
Высказывания саляфов:
♢– Ибрахим ан-Наха’и (96 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
«Поистине, смута мурджиитов опаснее для этой общины, чем смута азракитов» ( «ас-Сунна», аль-Халяль, стр. 951, «Шарх усуль иатикад ахлиссунна», Лалакаи, 5, 988).
♢– Саид ибн Джубейр, да смилуется над ним Аллах:
«Мурджииты – иудеи этой Киблы» ( «аш-Шариат», аль-Аджури, стр. 143).
♢– Нафиа мауля Ибн Умара (117 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
«Ма’кль ибн Убейдуллах аль-Абси обратился к Нафиа: „О Абу Абдуллах! Они говорят: «Мы признаем, что молитва предписана, но не совершаем ее. Мы признаем запретность вина, но при этом пьем его, а также запретность брака с матерями, и заключаем его“.
Тогда он вырвал свою руку из моей, и сказал: «Кто делает это, тот неверный!» (передал Абдуллах ибн Ахмад, 1/382, Лалакаи, 5/1024, и Ибн Батта, 1/340).
♢– Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн (118 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
«Даже ночи и дни не похожи друг на друга так, как похожи мурджииты на иудеев» (Лалакаи, 1815).
♢– Катада ибн Диа’ма (118 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Сообщается со слов аль-Аузаи, что Яхья ибн Абу Касир и Катада говорили: «Нет другого нововведения, которое было опаснее для этой общины, чем взгляды мурджиитов» (Это высказывание передали Абдуллах ибн Ахмад, 1/318, аль-Аджури, 3/682, Лалакаи, 5/1064, и Ибн Батта, 1/376).
♢– Мансур ибн аль-Муа’тамир (133 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Как передал Джафар аль-Ахмар, Мансур аль-Муа’тамир, обсуждая какой-то вопрос, сказал: «Я не скажу того, что говорят заблудшие еретики мурджииты» (Это высказывание передали Абдуллах ибн Ахмад, 1/312, аль-Аджури, 3/682, Лалакаи, 5/1064, и Ибн Батта, 1/376).
Как передал Муфаддыль ибн Мухальхиль, Мансур ибн Муа’тамир сказал: «Мурджииты и рафидиты – враги Аллаха» (Это высказывание привели Лалакаи, 1817, и другие).
– Суфьян ас-Саури (161 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Сообщается со слов Абдуллаха ибн Нумейра, что он слышал, как Суфьян, упоминая мурджиитов, сказал: «Это нововведенное мнение. Люди застали нас на другом убеждении».
В версии адь-Халяля передается, что он слышал, как Суфьян сказал: «Учение еретиков – учение мурджиитов» (Абдуллах ибн Ахмад, 1/311, аль-Халяль, 3/563, аль-Аджури, 3/681, Ибн Батта, 1/385, Лалакаи, 5/1075).
♢– Сообщается со слов Ибрахима ибн Мугыра, что он спросил Суфьяна ас-Саури: «Следует ли мне совершать молитву за тем, кто говорит: „Вера – это слова без деяний“?». И он ответил: «Нет, и в этом нет никакого достоинства» (Лалакаи, 5/1064).
♢– Шурейк ибн Абдуллах аль-Кады (177 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Хаджадж передал: «Я слышал, как Шурейк, упоминая мурджиитов, сказал: „Они – худшие из людей, даже если ты считаешь худшими рафидитов, поскольку они возводят ложь на Аллаха“ (Это высказывание привели Абдуллах ибн Ахмад, 1/312, аль-Аджури, 3/683, Лалакаи, 5/1066, и Ибн Батта, 1/377).
♢– Малик ибн Анас (179 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Аль-Хумейди рассказал: «Один человек, которого звали Абу Джувейрия, был мурджиитом. И Малик ибн Анас сказал: „Пусть никто не заключает с ним брак“ (Лалакаи, 5/ 1067).
♢– Язид ибн Харун (206 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Сообщается, что Мухаммад ибн Аслям сказал: «Я слышал, как Язид ибн Харун говорил: „Следует заново выполнить молитву, которая была совершена за тем, кто призывает к учению мурджиитов“ (Привел Лалакаи, 5/1067).
♢– Абдуллах ибн аз-Зубейр аль-Хумейди (219 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Ханбаль передал следующие слова аль-Хумейди: «Мне сообщили, что некоторые люди говорят: „Кто признает (обязательность) молитвы, закята, поста, хаджа, однако при этом не выполняет ничего из этого, а также не молится в сторону Киблы, до самой смерти, – тот является верующим, если только он не отрицает этих шариатских положений, а верит в них и признает все предписания, обязательность обращения в сторону Каабы“.
Я же ответил: «Это явное неверие. Такое мнение противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, а также убеждениям мусульманских ученых. И Всевышний Аллах сказал: „А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа Ему искренне“.
Ханбаль сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль говорил: „Кто высказывает такое мнение, тот проявил неверие в отношении Аллаха, отверг Его веление и то, с чем пришел Посланник от Аллаха“ (Передали Лалакаи, 5/957, и аль-Халяль, 3/587).
♢– Мухаммад ибн Исмаиль аль-Бухари (256 г.х.), да смилуется над ним Аллах:
Аль-Хусейн ибн Мухаммад ибн Уаддах и Маки ибн Халяф ибн Аффан передали: «Мы слышали, как Мухаммад ибн Исмаиль говорил: „Я записывал (хадисы) от тысячи с лишним ученых. И я записывал (их) только от тех, кто говорил: «Вера – слова и дела“, и не принимал (их) от людей, которые говорили: «Вера – это всего лишь слова» (Передал Лалакаи, 5/959).
Вера с точки зрения убеждений приверженцев Сунны и взглядов мурджиитов
Вера (иман) согласно убеждениям приверженцев Сунны – это слова и дела, она увеличивается и уменьшается, а ее обладатели имеют разные степени.
Также последователи Сунны считают, что вера не является одним неделимым целым, а наоборот, делится на части и ответвления. Поэтому они дозволили использовать условное наклонение (если) в отношении имана.
Например, когда мусульманин говорит: «Я верующий, если пожелает Аллах (ин шаа Аллах).
Подробное рассмотрение понятия имана:
«Вера – это слова», последователи Сунны имеют в виду слова сердца и языка. Тем временем «слова сердца» означают твердое признание Аллаха, Его ангелов, писания, посланников, Судного дня и всей религии, с которой пришел Посланник. А «слова языка» означают произнесение двух свидетельств с полной верой.
«Вера – это дела», под этим они подразумевают деяния сердца и тела. К деяниям сердца относятся такие качества, как подчинение, любовь, страх, возвеличивание и другие дела, выполняемые сердцем. В деяния тела входят: молитва, закят, пост и другие явные дела.
Вера увеличивается посредством покорности и праведных дел, а уменьшается из-за ослушания и грехов.
Более того, вера делится на части. И если по причине оставления предписания или совершения греха утрачена какая-то её часть, то остаются другие. При этом человек не лишается полностью имана.
Следовательно, по убеждениям приверженцев Сунны, вера не является одним неделимым целым. И вопрос о делимости веры крайне важен, поскольку это является основанием спора в области «имана».
Ведь хариджиты и мурджииты считают, что вера является одним неделимым целым. И, если утрачена часть веры, значит, утрачен весь иман, как говорят хариджиты. А, если есть вера, то она уже не слабеет и не исчезает (из-за грехов и оставления предписаний), как говорят мурджииты.
По этому поводу Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Что касается мнения тех, кто говорит: „Если будет утрачена часть веры, утратится полностью вся вера“, то такое убеждение запрещено и невозможно (с точки зрения шариат, разума) Именно это является основой, от которой пошли нововведения в вопросе «имана».
Ведь эти люди посчитали, что, когда исчезает часть веры, то исчезает вся вера и ничего не остается из нее».
Затем хариджиты заявили:» (Вера) – это все, что велел Аллах и Его посланник, это абсолютный иман, как сказали последователи хадисов (ахлюль-хадис). Однако добавили: «Если человек утратит что-либо из веры, то у него уже ничего не останется из нее, и он будет вечно в Огне».
Тем временем мурджииты, при всем различии их течений, заявили: «Совершение тяжких грехов и оставление явных обязанностей ничего не устраняет из веры. Ведь если бы исчезло что-либо из нее, то веры не осталось бы полностью. Таким образом, „иман“ является одним целым. И в вере равны благочестивый и грешник».
Но тексты Посланника и его сподвижников указывают на то, что при исчезновении части веры остаются другие ее ответвления. К примеру, слова Пророка: «Из Огня выйдет каждый, в сердце которого будет вера весом в мельчайшую частицу». Поэтому согласно убеждениям приверженцев Сунны и хадисов, вера имеет разные степени» ( «Маджмуа аль-фатава», 7/223).
На другой странице он написал, да смилуется над ним Аллах: «Те из саляфов, которые сказали: „Они, то есть грешники, перешли от «веры“ к «исламу», не говорили, что у этих людей ничего не осталось из веры. Напротив, такого мнения придерживаются хариджиты и муатазилиты» ( «аль-Фатава», 7/240).
Он также написал: «В своей основе разногласие среди течений, таких как: хариджиты, мурджииты, муатазилиты, джахмиты и других, возникло из-за того, что они сделали веру одним целым. И если исчезнет какая-то ее часть, тогда полностью исчезнет вера. А если будет ее часть, значит, будет и весь иман.
Однако они не посчитали, что некоторые ответвления веры остаются, когда утрачивается какая-то её часть, как сказал Пророк, мир ему и благословение Аллаха: „Из Огня выйдет каждый, в сердце которого будет вера весом в зерно“.
Затем хариджиты и муатазилиты заявили: «Все обряды поклонения относятся к вере, и если (человек) оставит некоторые из них, то потеряет весь иман. Они постановили: у совершающего тяжкий грех нет ничего из веры.
Тем временем мурджииты и джахмиты сказали: „Вера – это только лишь одно неделимое целое… Поскольку, если мы отнесем к ней дела, они станут ее частью. И если исчезнут (дела), то исчезнет и другая часть веры (то есть не останется имана). Поэтому следует вывести совершающего тяжкий грех из веры“ ( «Маджмуа аль-фатава», 7/510).
Шейхуль-ислам написал: «Они сказали, то есть мурджииты: „Поскольку, если бы в веру вошли практические предписания, то из нее бы вышли те, кто не выполняет их, как сказали хариджиты. И (в своих убеждениях) все они (хариджиты и мурджииты) опираются на предположение: кто оставил часть веры, тот оставил её полностью“ ( «Маджмуа аль-фатава», 12/471).
По убеждению приверженцев Сунны: вера не является одним неделимым целым, а наоборот, они дозволили использовать условное наклонение (если, надеюсь…) в отношении имана. Например, когда мусульманин говорит: «Я верующий, если пожелает Аллах (ин шаа Аллах!).
Такие слова могут произноситься, исходя из определенных аспектов, к примеру:
1- Из-за опасения человека, что он не смог осуществить полную веру. Другими словами, он опасается, что не выполнил предписания так, как хочет этого Аллах. Или же он совершил некоторые запретные деяния.
Ахмад сказал по этому поводу:» (Мусульманин) говорит: «Я верующий, по воле Аллаха», «Надеюсь, что я верующий», поскольку он не знает, каким образом он выполняет обязательные дела: так, как ему было предписано или нет?» ( «ас-Сунна», аль-Халяль, 3/601).
2- Чтобы не восхвалять себя. Как сказал Ибн Батта: «Условное наклонение (касательно веры) может быть только по двум причинам. Одна из них – отрицание своей чистоты и полноценности (в религии). Ведь человек не должен свидетельствовать в отношения себя об истинных и совершенных качествах веры. Поскольку кто уверен в обладании такими качествами, тот свидетельствует о том, что он заслуживает Рая, довольства и милости Аллаха» ( «аль-Ибана», 2/865).
Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи