Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 4
ГЛАВА 4: О необходимости бояться многобожия
Скачать 5.3 МБ
Для того, чтобы исповедовать единобожие должным образом, человек должен бояться многобожия, ибо всякий, кто боится многобожия, будет стремиться отдалиться от него, постигать его смысл и изучать его виды для того, чтобы не попасть в него.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает»[1].
Некоторые богословы считали, что под многобожием, которое запрещается в этом аяте, подразумевается великое, малое и скрытое многобожие. Это значит, что все виды многобожия Великий и Могучий Аллах прощает только после покаяния, потому что тяжесть этого греха очень велика. Великий и Могучий Аллах один творит, наделяет уделом, дарует блага и оказывает милость. Как же после всего этого сердце человека может обращаться к кому-либо другому?! Этому мнению отдавали предпочтение шейх-уль-ислам Ибн Теймийя, Ибн аль-Кайим, имам Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и большинство праведных богословов.
И если ни один из видов многобожия не будет прощен людям, то это обязывает нас сильно опасаться этого греха. Если показуха, клятвы не Аллахом, ношение амулетов, колец или нитей для отвращения беды, а также приписывание милостей Аллаха творениям не будут прощены, то мы обязаны испытывать перед этим сильный страх. То же самое относится к великому многобожию. И если многобожие легко проникает в сердца рабов, то от каждого раба требуется знание его видов, форм и проявлений, дабы он мог уберечься от них.
Возлюбленный Аллаха Ибрахим сказал: «…и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам»[2].
Таково положение совершенных рабов, которые подлинно убеждены в единобожии. Они не чувствуют себя в безопасности и опасаются многобожия и путей, которые приводят к нему. Арабское слово “санам” буквально означает “изображение того, чему поклоняются вместо Аллаха”. Это может быть изображение лица человека, тела животного, головы животного, солнца, луны или других идолов. Другое арабское слово “васан” может относиться к любым идолам, которым поклоняются вместо Аллаха. Это могут быть изображения или другие идолы, не представляющие собой изображения, например, могилы.
В одном из хадисов говорится:
«Более всего я боюсь того, что вы станете совершать малое многобожие».
Когда его спросили, что это такое, он сказал: «Показуха»[3].
Почему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался именно этого греха? И почему его следует опасаться более всего? Из-за его дурных последствий, одним из которых является то, что Аллах не прощает его. Кроме того, люди очень часто пренебрегают этим грехом. Вот почему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, опасался того, что мусульмане станут совершать его. Показуха бывает двух видов. К первому виду относится показуха лицемеров. Она закрадывается в самую основу веры тех, кто делает вид, что является мусульманином, и скрывает собственное неверие. По поводу таких людей Всевышний сказал: «Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного»[4]. Ко второму виду относится показуха мусульманина, исповедующего единобожие. Она имеет место, если он начинает приукрашивать свой намаз ради того, чтобы люди похвалили его, или для того, чтобы показать себя перед ними. Это является проявлением малого многобожия.
Передают, что Ибн Масуд рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Тот, кто умер, взывая к кому-либо наряду с Аллахом, попадет в Огонь».
Этот хадис передал аль-Бухари[5].
Обращение с мольбой к кому-либо вместо Аллаха относится к великому многобожию, потому что мольба является обрядом поклонения. Более того, она является одним из величайших обрядов поклонения. В достоверном хадисе говорится: «Мольба — это поклонение». И если человек регулярно или иногда посвящал этот обряд поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и умер, то он непременно окажется в Аду. Он попадет в Огонь навечно, подобно остальным неверующим, потому что великое многобожие уничтожает деяния человека, даже если он является мусульманином. Великий и Могучий Аллах сказал своему Пророку: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”»[6]. Мусульманские толкователи и богословы отмечали, что обращение с мольбой к кому-либо наряду с Аллахом относится к тем, кто взывает к Аллаху и к другим божествам, и к тем, кто взывает только к другим божествам, вообще не обращаясь с мольбой к Аллаху.
Муслим приводит хадис Джабира о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Кто предстал перед Аллахом, не приобщая к Нему ничего, тот попадет в Рай; а кто предстал перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, тот попадет в Огонь»[7].
Если человек не приобщает сотоварищей к Аллаху, избегая всех видов многобожия, если он не посвящает обряды поклонения ни одному из творений, будь то ангелы, пророки, праведники или джинны, то он непременно попадет в Рай, потому что Пречистый Аллах оказал ему милость и обещал ввести его в Рай. Если же человек совершал деяния, относящиеся к проявлениям великого, малого и скрытого многобожия, то он непременно попадет в Ад.
Но попадет ли он в Ад навечно или, же пробудет там лишь определенный промежуток времени? Ответ таков: это зависит от вида многобожия. Если он совершал великое многобожие и умер, не раскаявшись в этом, то он попадет в Огонь навечно и никогда не выйдет оттуда. Но если его деяния не достигали степени великого многобожия и представляли собой проявления малого и скрытого многобожия, и если он совершал их сознательно, то ему грозит попадание в Огонь на определенный промежуток времени, о продолжительности которого известно одному Аллаху. По истечении этого срока он выйдет оттуда, потому, что был одним из приверженцев единобожия.
- Необходимость бояться многобожия.
- Показуха является проявлением многобожия.
- Показуха относится к малому многобожию.
- В этом заключается самая страшная опасность для праведников.
- Близость как Рая, так и Огня.
- Указания на близость их обоих в одном хадисе.
- Если человек предстанет перед Аллахом, не приобщая к Нему никого и ничего, то он попадет в Рай; но если он предстанет перед Ним, приобщая к Нему что-нибудь, то он попадет в Огонь, даже если он поклонялся Аллаху больше других.
- Огромное значение имеет просьба Ибрахима, обращенная к Аллаху, уберечь его и его сыновей от поклонения идолам.
- Урок, который извлек Ибрахим из положения большинства людей, что видно из его слов
- «Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей»[8].
- Толкование в этой главе слов “нет божества, кроме Аллаха” так, как об этом упомянул аль-Бухари.
- Превосходство того, кто уберегся от многобожия.
[1] Сура 4 «Ан-Ниса», аяты 48—116.
[2] Сура 14 «Ибрахим», аят 35.
[3] Ахмад 5/428 и 429.
[4] Сура 4 «Ан-Ниса», аят 142.
[5] Ахмад 1/462 и 464, аль-Бухари 8/132, 11/493.
[6] Сура 39 «Аз-Зумар», аят 65.
[7] Муслим (93).
[8] Сура 14 «Ибрахим», аят 36.