Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 13
ГЛАВА 13: Искать покровительства не у Аллаха является проявлением многобожия
Скачать 4.5 МБ
Это деяние является одним из проявлений великого многобожия, на что указывает существование определенного артикля перед словом “ширк” (букв. “многобожие”). Следовательно, если человек ищет покровительства не у Аллаха, то он приобщает сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, совершая великое многобожие.
Под поиском покровительства подразумевается просьба оказать покровительство и уберечь от зла. В пользу этого свидетельствуют буквы “син” и “та”, которые в большинстве случаев означают просьбу. Просьба является формой обращения и мольбы, и это значит, что просьба о покровительстве подразумевает существование того, к кому она обращена. Если тот, к кому обращаются с просьбой, занимает более высокое положение, чем просящий, то такой поступок называется мольбой. Поэтому просьба о покровительстве фактически является мольбой и относится к обрядам поклонения. Известно, что обряды поклонения могут быть посвящены только Великому и Могучему Аллаху, о чем свидетельствуют единое мнение мусульманских богословов и ясные священные тексты. Всевышний по этому поводу сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом»[1].
Он также сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него…»[2].
Можно даже сказать, что все священные тексты, свидетельствующие о том, что взывать и поклоняться можно только Великому и Могучему Аллаху, имеют полное отношение к обсуждаемому нами вопросу.
В чем же заключается суть этих просьб о покровительстве, обращать которые можно только к Аллаху? Они объединяют в себе зримое действие, которое заключается в самой просьбе оказать покровительство, уберечь от зла или спасти от него, а также незримое действие, которое совершается душой. Это значит, что человек всей душой устремляется к тому, у кого он ищет покровительство, смиряется перед ним, осознает свою нужду в нем, прибегает к его защите и полагается на то, что он поможет ему обрести спасение. Мусульманские богословы единодушны в том, что искать покровительство можно только у Великого и Могучего Аллаха. Что же касается обращения к творению за покровительством, оказать которое ему по силам, то существуют доказательства в пользу законности этого. Однако под этим подразумевается обращение за покровительством только на словах, в то время как в душе обращающийся за покровительством к творению должен полагаться на Аллаха, должен обращаться к Нему, надеяться на Его поддержку и осознавать, что помогающий ему раб является всего лишь причиной. Подобная просьба о покровительстве определяется чисто внешним действием, поскольку поступающий таким образом не прибегает за покровительством к творению душой и сердцем, и такой поступок разрешается шариатом. Из этого явствует порочность слов приверженцев измышлений, которые позволяют просить покровительства у покойников, джиннов и угодников. Прибегать за покровительством к творению можно только тогда, когда ему по силам оказать такую помощь, и при этом необходимо осознавать, что это происходит по воле Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Мужи из числа людей искали покровительства мужей из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх (или беззаконие)»[3].
Арабское слово “рахак” здесь означает “страх”, “волнение”. Джинны увеличивали в людях страх, который причинял им много беспокойства. Подобный страх может ощущаться как телом, так и душой, и это было наказанием людям за то, что они искали покровительство не у Аллаха. А наказание, как известно, бывает только за совершенный грех. Следовательно, в этом аяте порицают людей, которые просят покровительства не у Аллаха. Они действительно заслуживают порицания, потому что посвящают обряд поклонения не Великому и Могучему Аллаху, тогда как их Пречистый Господь приказал искать покровительства только у Него. Существует и другое толкование этого аята, принадлежащее Катаде и некоторым другим ранним мусульманам. Они считали, что слово “рахак” означает “грех”. Такое толкование также приемлемо, потому что обращение за покровительством к творениям приумножает грехи людей.
Передают, что Хаула бинт Хаким рассказывала, что слышала, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того, кто, остановившись в каком-нибудь месте, скажет: “Прибегаю к совершенным Словам Аллаха, чтобы Он избавил меня от зла того, что создано Им!” — не постигнет никакой вред, пока он находится в этом месте». Этот хадис передал Муслим[4].
Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснил пользу обращения за помощью к Словам Аллаха. Он подчеркнул, что люди должны искать защиты от зла вредных творений, причем искать подобную защиту следует в Словах Аллаха. Всевышний сказал: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил…”»[5]
Аллах повелел искать у Него защиты от зла, которое сотворил Сам Великий и Могучий Аллах. И хотя это откровение имеет общий смысл, оно относится только к творениям, которые причиняют зло, поскольку среди творений существуют добрые творения, которые не причиняют зла. К таким творениям относятся Рай, ангелы, посланники, пророки, святые угодники и т.д.
- Смысл аята из суры “аль-Джинн”.
- Обращение к джиннам за покровительством является проявлением многобожия.
- Это подтверждается приведенным хадисом, который богословы использовали в качестве аргумента в пользу того, что Слова Аллаха не являются сотворенными, потому что испрашивать покровительства у создания Аллаха является проявлением многобожия.
- Польза этой молитвы, несмотря на ее краткость.
- Если что-то приносит мирскую выгоду, отвращая зло или принося пользу, то это еще не свидетельствует об отсутствии в этом элементов многобожия.
[1] Сура 72 «Аль-Джинн», аят 18.
[2] Сура 17 «Аль-Исра», аят 23.
[3] Сура 72 «Аль-Джинн», аят 6.
[4] Ахмад 6/377, 409, Муслим (2708), ат-Тирмизи (3433).
[5] Сура 113 «Аль-Фаляк», аять 1—2.