Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 16
ГЛАВА 16: О высказывании Всевышнего Аллаха (Саба 34:23)
Скачать 3.4 МБ
«Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинет их (многобожников или ангелов) сердца, они скажут: “Что сказал ваш Господь?” Они скажут: “Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий”»[1].
Ангелы прекрасно осведомлены об их Великом и Могучем Господе, и им известно, что Аллах является Могущественным и Великим и обладает властью над всем сущим. И поэтому они сильно страшатся своего Пречистого Господа и знают, что им не обойтись без покровительства Великого и Могучего Аллаха даже мгновения ока.
Божественными качествами, которые свидетельствуют в пользу этого, являются качества величия, присущие Великому и Могучему Аллаху. Известно, что божественные качества делятся на различные группы в зависимости от их смысла. Среди них есть качества величия и качества красоты. Качества, которые вызывают в сердце творений страх и трепет перед Великим и Могучим Господом, называются качествами величия. Эти качества в действительности присущи только Аллаху, потому что Его качества и эпитеты абсолютны. И поскольку только Его качества абсолютны, поклоняться также следует только Ему. Что же касается людей, то их качествам присуще множество недостатков. Они знают, что их жизнь является несовершенной, и существует множество причин, которые могут повлечь за собой их смерть или обречь их на болезнь. Они слабы, бедны и нуждаются в поддержке. Они не обладают абсолютными качествами, и это свидетельствует об их недостатках и их слабости. Все это также свидетельствует о том, что они являются подчиненными и управляемыми рабами. А рабы обязаны обращаться к Тому, Кто обладает качествами совершенства и эпитетами красоты и величия. Обладает же ими только один Аллах. В этом заключается смысл данной главы, и это совершенно очевидно. Хвала же за это надлежит Всевышнему Аллаху!
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах решает какое-нибудь дело на небесах, то ангелы смиренно складывают крылья перед Его Словом, которое поражает их, подобно грохоту удара цепи о камни. Когда же страх покидает их сердца, они говорят: “Что сказал ваш Господь?” Они же говорят: “Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий!” Дьяволы же, расположившись один над другим (Суфьян ибн Уйейна описал это на пальцах кисти рук, растопырив пальцы), с украдкой слушают слова Аллаха. Услышав слово, каждый передает его тому, кто ниже его, и так далее сверху вниз, пока в конце концов это слово не произносит колдун или предсказатель. Пылающая звезда может сбить этого дьявола до того, как он передаст услышанное, а может сбить его после этого, и тогда он добавляет к этой правде сто неправд. Люди же говорят: “Разве он не сказал нам в такой-то день то-то и то-то?” И правдивое слово, услышанное с небес, убеждает людей верить ему»[2].
Передают, что Наввас ибн Сим‘ан рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда Аллах желает передать повеление через откровение, Он произносит откровение, и тогда небеса сотрясаются (или он сказал: «разражаются громом»), и все преисполняется страхом перед Великим и Могучим Аллахом. Услышав это, все обитатели небес теряют сознание и падают ниц перед Аллахом. Первым поднимает голову Джибриль, и Аллах сообщает ему то откровение, которое Ему угодно. Затем Джибриль идет к ангелам. Когда он проходит по каждому небу, ангелы этого неба спрашивают его: “О Джибриль, что же сказал наш Господь?” Джибриль говорит: “Он изрек истину, ведь Он — Возвышенный, Великий!” И все они повторяют то, что сказал Джибриль. Так Джибриль доводит откровение туда, куда повелел ему Великий и Могучий Аллах”».
- Смысл аята.
- В этом аяте обосновывается необходимость уничтожения многобожия, в особенности, если оно касается праведников. Про этот аят сказано, что он подрубает дерево многобожия в самом его основании.
- Смысл высказывания Аллаха: «Они скажут: “Истину, ведь Он — Возвышенный, Великий!”».
- Причина их вопроса об этом.
- Джибриль отвечает им после этого: «Он сказал то-то и то-то».
- Упомянуто, что первым, кто поднимает голову, является Джибриль.
- Он обращается ко всем обитателям небес, поскольку они спрашивают его.
- Все обитатели небес впадают в обморочное состояние.
- Небеса содрогаются от Речи Аллаха.
- Джибриль передает божественное откровение туда, куда ему повелел Аллах.
- Упоминание о подслушивании дьяволов.
- Описание расположения одних из них над другими.
- Метание пылающих звезд.
- Иногда дьявол сбивается пылающей звездой прежде, чем он передаст откровение нижестоящему, а иногда он передает откровение до того, как звезда сбивает его, и таким образом оно доходит до их помощника среди людей.
- Колдун в ряде случаев говорит правду.
- Вместе с этой правдой он распространяет сотню неправд и измышлений.
- Ложь принимается только из-за слова, ниспосланного с небес.
- Души легко принимают ложь, цепляются за одно слово и не придают значения целой сотне.
- Они передают это слово друг другу, запоминают его и опираются на него.
- Подтверждение существования божественных качеств вопреки воззрениям ашаритов-муаттилитов и джахмитов.
- Разъяснение того, что причиной сотрясения небес и обморока их обитателей является страх перед Великим и Могучим Аллахом.
- Они падают ниц перед Аллахом.
[1] Сура 34 «Саба», аят 23.
[2] Аль-Бухари 8/413, 414 и 8/288.