Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 17
ГЛАВА 17: О заступничестве
Скачать 13.7 МБ
Размещение этой главы после двух последних глав является очень уместным. А объясняется это тем, что если людям, которые обращаются с просьбами к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, молят его о спасении или взывают к другим пророкам и святым угодникам, приводят доводы в пользу признания Аллаха Единственным Господом, то они говорят: «Мы верим в это! Однако эти люди являются приближенными Аллаха и почитаемыми творениями. Они занимают высокое положение перед Великим и Могучим Господом, и они заступаются перед Аллахом за тех, кто обращается к ним за помощью. Они занимают высокое положение, поскольку Сам Аллах возвысил их, и поэтому их заступничество принимается». Шейх охарактеризовал положение многобожников, упомянул их доводы и отметил, что при отстаивании своей позиции им остается уповать только на заступничество. Вот почему в этой главе обсуждается именно заступничество.
Заступничество представляет собой мольбу, и если человек говорит, что он просит заступничества Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он фактически просит Посланника, мир ему и благословение Аллаха, помолиться за него Аллаху. Следовательно, просьба о заступничестве является одновременно мольбой и просьбой о мольбе. А это значит, что все доказательства, которые были упомянуты ранее, и все священные тексты Корана и Сунны, в которых запрещается обращение с мольбой к кому-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха, можно использовать для доказательства несостоятельности испрашивания заступничества у мертвецов и тех, кто покинул земной мир. Обращение к покойникам с просьбой о заступничестве является великим многобожием, но если тот, к кому обращаются с такой просьбой, жив, то такой поступок разрешается шариатом, поскольку живые люди обитают в земном мире и способны удовлетворить подобную просьбу.[1] Аллах разрешил просить их о заступничестве и просить их помолиться Аллаху за других людей, и поэтому при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники приходили к нему и просили его заступиться за них, т.е. помолиться за них Аллаху. Однако не каждое заступничество принимается Аллахом. Некоторые заступничества принимаются, а некоторые — отвергаются, в зависимости от различных условий и обстоятельств.
Из этого становится ясно, что в Коране и Сунне упоминаются два вида заступничества: утверждаемое и отвергаемое. Отвергаемым является заступничество, которого будут лишены люди, приобщавшие сотоварищей к Аллаху. О нем говорится в первом священном тексте, который привел шейх, да смилостивится над ним Аллах.
Великий и Могучий Аллах сказал: «Предостерегай им тех, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника»[2].
Этого заступничества не будет удостоен никто, кроме приверженцев единобожия, и их заступничество будет принято при определенных условиях. Для этого необходимо, чтобы Аллах позволил заступнику заступиться за других людей и чтобы Великий и Могучий Аллах был доволен заступником и тем, за кого он заступается. Поэтому фактически распоряжается заступничеством только Великий и Могучий Аллах, о чем и говорится в следующем аяте.
Он также сказал: «Скажи: “Аллаху принадлежит заступничество целиком”»[3].
Заступничество целиком принадлежит Аллаху, и единственным Покровителем и Заступником правоверных и всех остальных творений может быть только Аллах. Поэтому заступничество творений зависит от Аллаха и возможно тогда, когда Он позволяет им заступаться и когда Он доволен ими. Следовательно, заступничество может принести пользу при выполнении определенных условий. Именно поэтому далее шейх упомянул следующие два аята.
Он также сказал: «Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения?»[4].
Он также сказал: «Сколько же на небесах ангелов, заступничество которых не принесет никакой пользы, пока Аллах не позволит заступиться за тех, за кого Он пожелает и кем Он доволен!»[5].
Первый аят указывает на необходимость дозволения Аллаха. Никто не может заступиться перед Аллахом, пока ему не будет позволено. Это относится даже к ангелам, пророкам и приближенным. Великий и Могучий Аллах распоряжается заступничеством и позволяет заступаться, кому пожелает, и никто не имеет права заступиться перед Ним без Его дозволения. А второй аят указывает на то, что для заступничества необходимо, чтобы Аллах был доволен заступником и тем, за кого тот заступается. Смысл этих условий является сутью данной главы и заключается в том, чтобы никто не связывал свои надежды с творением, на заступничество которого он надеется. Не следует думать, что раб может занять настолько высокое место перед Аллахом, что сможет заступаться, за кого пожелает, ибо только многобожники полагают, что их божества непременно будут заступаться за них и что Великий и Могучий Аллах не отвергнет их заступничества.
Эти аяты опровергают утверждения многобожников, полагающих, что некоторые творения могут заступаться за других без дозволения Аллаха, даже если Аллах не доволен теми, за кого заступаются. И если известно, что никто не властен заступаться перед Аллахом самостоятельно и что творения будут заступаться только по милости Аллаха и после Его позволения, то зачем людям связывать свои надежды с кем-либо из творений? Напротив, они обязаны связывать надежды с Тем, Кому принадлежит заступничество. Вне всякого сомнения, в День воскресения Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, будет заступаться за рабов, но у кого мы должны просить это заступничество? Мы должны просить его только у Аллаха, говоря: «О Аллах, позволь Своему Пророку заступиться за нас!» Аллах Сам будет внушать Пророку, мир ему и благословение Аллаха, за кого ему следует заступаться, и это будут те, кто просил Аллаха сделать Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его заступником. Вот почему далее шейх, да смилостивится над ним Аллах, привел следующий аят из суры “Саба”.
Он также сказал: «Скажи: “Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом”. Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено»[6].
В этом аяте многобожникам, которые взывают наряду с Аллахом к вымышленным божествам, предлагается задуматься над этими божествами: обладают ли они следующими четырьмя качествами?
Во-первых, владеют ли они хотя бы одной мельчайшей частицей на небесах или на земле? Великий и Могучий Аллах сказал, что они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле, и это значит, что они не обладают самостоятельной властью.
Во-вторых, они не являются совладельцами чего-либо на небесах и на земле. Таким образом, Аллах возвестил о том, что они не разделяют с Ним власть, не управляют творениями вместе с Ним и не являются совладельцами чего-либо на небесах и на земле.
В-третьих, среди них нет помощников Аллаха. Он абсолютно ни в чем не нуждается и превыше того, чтобы истуканы, мертвецы или другие вымышленные божества были его помощниками, заместителями или поверенными в делах рабов.
В-четвертых, Аллах сообщил, что эти божества даже не способны заступиться за другие творения, поскольку ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Но кому же будет позволено заступаться? Чьим заступничеством Аллах будет доволен? И за кого будет позволено заступаться? Ответы на эти три вопроса содержатся в следующем высказывании шейх-уль-ислама Ибн Теймийи, да смилостивится над ним Аллах.
Абу аль-Аббас сказал:
«Аллах отверг все то, на что надеются многобожники. Он сообщил, что никто, кроме Него, не владеет собственностью самостоятельно и не является ее совладельцем. Он также сообщил, что у Аллаха нет помощников. Таким образом, остается только заступничество, однако оно принесет пользу только тем, кому позволит Господь. По этому поводу Аллах сказал: «Они заступаются только за тех, кем Он доволен»[7].
Заступничества, на которое уповают многобожники, не будет в День воскресения, поскольку Коран отвергает его. Пророк же сообщил, что он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему. Он не начнет заступаться за людей первым, но затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, заступайся, и твое заступничество будет принято»[8].
Как-то Абу Хурейра спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха:
«Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?»
Он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, от чистого сердца»[9].
Такого заступничества, с позволения Аллаха, будут удостоены люди, которые искренне поклонялись одному Аллаху, а те, которые приобщали сотоварищей к Аллаху, не получат его.
Суть этого состоит в том, что Пречистый Аллах Сам окажет милость Своим искренним рабам, простив их ради молитв того, кому Он позволит заступиться за них. Тем самым Аллах окажет ему честь и удостоит его достохвального места.
Однако Коран отвергает заступничество, в котором есть элементы многобожия, и поэтому во многих местах упоминается заступничество только с позволения Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил, что заступничества будут удостоены только приверженцы единобожия, которые искренне поклонялись одному Аллаху.
Коран отрицает заступничество за многобожников в День воскресения, потому что не будет необходимых для этого условий. Многобожники верят в то, что их заступники могут заступиться за них самостоятельно, без дозволения и одобрения Аллаха, однако Коран и Сунна свидетельствуют о том, что заступничество будет возможно только при наличии соответствующих условий. В хадисе сообщается, что в День воскресения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, падет ниц перед своим Господом и станет восхвалять Его. Он не станет заступаться первым и дождется, пока ему не будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, заступайся, и твое заступничество будет принято». Это — доказательство того, что для заступничества необходимо дозволение Аллаха. Это относится как к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, так и к остальным заступникам. Никто из них не станет заступаться первым, и каждый из них будет просить разрешения заступиться за творения. Они не распоряжаются заступничеством самостоятельно, потому что распоряжается им только Великий и Могучий Аллах.
Когда Абу Хурейра спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?» — он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, кроме Аллаха, от чистого сердца». Это значит, что Аллах будет доволен теми, кто искренне поклонялся Аллаху и исповедовал единобожие, и заступаться будет позволено только за них. А те, кто приобщал сотоварищей к Аллаху, не будут удостоены заступничества, и поэтому шейх сказал: «Такого заступничества, с позволения Аллаха, будут удостоены люди, которые искренне поклонялись одному Аллаху, а те, которые приобщали сотоварищей к Аллаху, не получат его». Следовательно, люди, которые обращаются с просьбами о заступничестве к покойникам, посланникам, пророкам, праведникам или нечестивцам, являются многобожниками. Они обращаются с мольбой не к Аллаху, а к рабам, которые не распоряжаются заступничеством и могут заступиться только после дозволения и одобрения Аллаха. Аллах же будет доволен только приверженцами единобожия, которые не просят о заступничестве покойников. Одним словом, всякий, кто просит заступничества у покойников, фактически лишает себя заступничества избранного Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что приобщает сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху.
В чем же заключается суть заступничества? Каким образом оно будет иметь место? Отвечая на этот вопрос, шейх-уль-ислам Ибн Теймийя сказал, что Пречистый Аллах Сам окажет милость Своим искренним рабам, простив их ради молитв того, кому Он позволит заступиться за них. Тем самым Аллах окажет ему честь и удостоит его достохвального места. Аллах будет прощать рабов не сразу, а ради молитв некоторых из творений, подчеркивая тем самым превосходство заступников и милость, которая была оказана им Аллахом. В этом и заключается суть заступничества. Великий и Могучий Аллах оказывает милость, позволяет заступиться и принимает заступничество. Он оказывает милость заступнику и позволяет ему заступиться. Он также проявляет милость к тому, за кого заступаются, и принимает заступничество. И если человек обладает разумом, то из всего сказанного ему должно быть ясно величие Аллаха, являющегося Единственным Властелином. Ему принадлежит заступничество целиком, и Он самостоятельно управляет всеми делами. А это значит, что сердца рабов должны искать заступничества только у Великого и Могучего Господа.
Следовательно, Коран отвергает только заступничество, в котором есть элементы многобожия. По поводу него Великий и Могучий Аллах сказал: «Предостерегай им тех, которые страшатся того, что будут собраны перед своим Господом тогда, когда не будет у них, помимо Него, ни покровителя, ни заступника»[10]. Это — отвергаемое заступничество, в котором есть элементы многобожия. Также отвергается заступничество за многобожников, потому что Аллах не будет доволен ими. Заступничества будут удостоены только те, кому Аллах оказал милость и кого Он вдохновил почитать Его и всей душой надеяться только на Него одного. И если в этом нет никакого сомнения, то становится ясно, что люди, погрязшие в великом многобожии, не получат заступничества, поскольку оно представляет собой милость, которую Аллах окажет только Своим искренним рабам.
После разъяснения этого шейх-уль-ислам Ибн Теймийя отметил, что во многих местах Корана упоминается заступничество только с позволения Аллаха. Это — утвержденное заступничество, которое Аллах утверждает посредством Своего дозволения. Дозволение Аллаха может определяться либо законами вселенной, либо законами религии. Ни одно творение не сможет заступиться, пока Аллах не позволит ему сделать это в соответствии с законами вселенной, ибо если не будет такого позволения, то заступник не сможет обратиться к Аллаху, или хотя бы пошевелить языком. То же самое можно сказать о дозволении, определяемом законами религии, потому что заступничество будет невозможно, если оно содержит элементы многобожия или если тот, за кого заступаются, является одним из многобожников. Исключение из этого правила будет сделано для Абу Талиба, за которого Пророк, мир ему и благословение Аллаха, заступится для того, чтобы его мучения были облегчены. Это заступничество не принесет ему избавления от Огня, а лишь облегчит его страдания, и оно будет особенностью одного Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, которому Великий и Могучий Аллах внушит и позволит поступить таким образом.
Из этой главы становится ясно, что заступничество, на которое рассчитывают приверженцы измышлений и люди, связывающие свои надежды не с Аллахом, является ложью. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом»[11]. Однако их слова также являются ложью, потому что заступничество принесет пользу только приверженцам единобожия. Что же касается многобожников, то они просят о заступничестве не Аллаха и сами лишают себя заступничества, потому что подобный поступок несовместим с искренним служением Аллаху. А заступничества, как мы уже отметили, будут удостоены только те, кто искренне служил одному Аллаху.
В заключении можно сказать, что надежды приверженцев измышлений на заступничество не приносят им пользу, а лишь вредят им. Они надеются на заступничество, но будут лишены его, потому что они связывают свои надежды с тем, что запрещено шариатом Аллаха, приобщая сотоварищей к Аллаху в своих просьбах о заступничестве, обращаясь не к Аллаху и привязываясь душой не к Аллаху.
- Смысл аятов.
- Характеристика отвергаемого заступничества.
- Характеристика утвержденного заступничества.
- Упоминание о великом заступничестве Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, у достохвального места.
- Описание действий Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который сам не начинает заступаться, а падает ниц и заступается только после дозволения Аллаха.
- Характеристика счастливейших из людей, заслуживающих заступничество.
- Ходатайство недопустимо в отношении тех, которые приобщают равных к Аллаху.
- Разъяснение сути заступничества.
[1] Шариат разрешает обращаться к праведному человеку с просьбой помолиться Аллаху за кого-то, если этот человек жив и находится рядом и может услышать просьбу просящего. Что же касается обращения с подобными просьбами к покойникам или праведникам, находящимся в другом месте планеты, то такой поступок является великим многобожием. — Прим. пер.
[2] Сура 6 «Аль-Анам», аят 51.
[3] Сура 39 «Аз-Зумар», аят 44.
[4] Сура 2 «Аль-Бакара», аят 255.
[5] Сура 53 «Ан-Наджм», аят 26.
[6] Сура 34 «Саба», аяты 22—23.
[7] Сура 21 «Аль-Анбийа», аят 28.
[8] Аль-Бухари 6/264,265, 8/300, Муслим (194).
[9] Ахмад 2/373, аль-Бухари 1/173,174, ан-Насаи 11/385.
[10] Сура 6 «Аль-Анам», аят 51.
[11] Сура 10 «Йунус», аят 18.