Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 18
ГЛАВА 18: О высказывании Всевышнего Аллаха (Аль-Касас 28:56)
Скачать 4.5 МБ
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем»[1].
В этом аяте говорится о наставлении, которое представляет собой помощь, вдохновение и особую поддержку. Богословы называют это божественным наставлением посредством вдохновения. Его суть заключается в том, что Великий и Могучий Аллах укрепляет сердце раба, оказывает ему особую поддержку и помогает ему принять верное руководство, что не удается другим рабам без подобного вдохновения. Аллах оказывает особую поддержку тем, кого Он желает наставить на прямой путь, и благодаря этому человек прислушивается к верному руководству и становится на прямой путь. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не мог вдохновлять сердца творений, таким образом, потому что сердца рабов находятся в Длани Аллаха, Который ворочает ими, как пожелает. Что же касается Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то он не мог вдохновить на следование прямым путем даже тех, кто был ему дорог.
Но существует еще одна форма наставления, которая уже связана с творениями, несущими ответственность за свои деяния. Это — наставление посредством указания и назидания. Таким образом наставляли людей на прямой путь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и другие пророки и посланники, и таким же образом поступают все проповедники, зовущие на путь Аллаха. Великий и Могучий Аллах по этому поводу сказал: «Воистину, ты — всего лишь предостерегающий увещеватель, и у каждого народа есть наставник»[2]. Он также сказал Своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха: «Воистину, ты указываешь на прямой путь — путь Аллаха»[3]. Это означает, что он указывал на прямой путь, давая самые убедительные разъяснения и назидания, которые подкреплялись чудесами и доказательствами, свидетельствующими о правдивости этого наставника и учителя. И если Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, был неспособен наставлять людей посредством вдохновения, несмотря на важность своей миссии и свое высокое положение перед Господом, то совершенно бессмысленно надеяться на то, что какое-либо из творений способно наставить на прямой путь, одарить прощением и довольством Аллаха, защитить от зла и принести благо. А это значит, что людям остается надеяться только на Великого и Могучего Аллаха.
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится рассказ Ибн аль-Мусайаба от имени его отца: «Когда Абу Талиб был при смерти, к нему пришел Посланник Аллах, мир ему и благословение Аллаха. Рядом с умирающим в то время были Абдуллах ибн Абу Умейа и Абу Джахль. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: “О дядя, скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”. Благодаря этим словам я смогу защитить тебя перед Аллахом”.
Двое присутствующих сказали ему: “Неужели ты отказываешься от веры Абд аль-Мутталиба?”
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повторил свои слова, и они повторили свои. И его последними словами были слова о том, что он остается в вере Абд аль-Мутталиба и отказывается провозгласить, что нет божества, кроме Аллаха. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Я обязательно буду просить прощения для тебя, если это не будет мне запрещено”».
Арабская частица “лям” в последних словах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, используется во второй части предложений, содержащих клятву. Следовательно, эти слова имели следующий смысл: «Клянусь Аллахом, я обязательно буду просить прощения для тебя!». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, действительно просил прощения для своего дяди, но принесли ли его молитвы о прощении какую-либо пользу его дяде?! Они ничем не помогли ему, потому что он умер многобожником. Заступничество и молитвы о прощении не приносят пользы многобожникам, и даже Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не мог вымолить прощение грехов для многобожников и не мог избавить от печали и принести благо тем, кто обращался к нему с просьбами об этом.
Тогда Великий и Могучий Аллах ниспослал ему следующее откровение: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада»[4].
Совершенно очевидно, что Великий и Могучий Аллах запретил Пророку, мир ему и благословение Аллаха,, просить прощения для многобожников. А это значит, что даже если предположить, что он может просить прощения для людей в своей промежуточной жизни до наступления Судного дня, то он никогда не станет просить прощения для многобожников, которые обращаются к нему с просьбами о заступничестве и спасении, совершают ради него жертвоприношение, приносят ради него обеты, обожествляют его, уповают на него и просят его удовлетворить их нужды вместо того чтобы обращаться с этим к Великому и Могучему Аллаху.
А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал следующий аят: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» Сура 28 «Аль-Касас», аят 56.
Смысл аята «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил».
- Смысл слов Всевышего Аллаха: «Пророку и верующим не подобает…»
- Важным вопросом является смысл его слов «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”…» Этот смысл отличается от того, что предполагают люди, которые заявляют о знании этого.
- Абу Джахль и те, кто был с ним, прекрасно знали, чего хотел Пророк, мир ему и благословение Аллаха, который, войдя, сказал умирающему: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”…» Да обезобразит Аллах того, кто знает об основе Ислама меньше, чем Абу Джахль!
- Усердие Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его тщательные попытки обратить в Ислам своего дядю.
- Опровержение взглядов тех, кто утверждает об обращении в Ислам Абу Талиба и его предков.
- Пророк, мир ему и благословение Аллаха, испрашивал прощения для него, однако он не был прощен, а самому Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было запрещено поступать таким образом.
- Опасность дурных друзей для человека.
- Опасность возвеличивания предков и знатных людей.
- Этим руководствуются невежественные люди.
- Подтверждение того, что деяния оцениваются по заключительным делам, ведь если бы Абу Талиб сказал то, к чему его призывали, то это принесло бы ему пользу.
- Размышление о глубине этого сомнения в сердцах заблуждающихся, так как в упомянутом хадисе они спорят с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, который усиливал и повторял свой призыв, именно с этой позиции. Сила и отчетливость этого сомнения были настолько велики, что они ограничились им.
[1] Сура 28 «Аль-Касас», аят 56.
[2] Сура 12 «Ар-Раад», аят 7.
[3] Сура 42 «Аш-Шура», аяты 52—53.
[4] Сура 9 «Ат-Тауба», аят 113.