Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 19
ГЛАВА 19: Причина неверия людей и их отказа от своей религии заключается в чрезмерном возвеличивании праведников
Скачать 7.3 МБ
В этой и следующей главах шейх разъяснил, что причиной великого многобожия является чрезмерное возвеличивание людей, которое было запрещено Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. Это относится как к мусульманской общине, так и к предыдущим религиозным общинам. Следовательно, после разъяснения сути вопроса и его идеологической стороны, шейх приступил к разъяснению его причин.
Из названия этой главы следует, что причина неверия сынов Адама и отступления ими от религии, исповедовать которую им приказал Аллах, заключается в преступлении границ дозволенного в отношении к праведникам. Под праведниками подразумеваются пророки, посланники, святые угодники и все, кого можно охарактеризовать как праведного человека, искренне поклоняющегося одному Аллаху. Это могут быть верующие, которые опережают других в благих делах или которые умеренны в своих благодеяниях, каждый из которых занимает определенную ступень перед Аллахом.
Шариат разрешает любить праведников ради Аллаха, почитать их и брать пример с их праведных поступков и деяний. Что касается посланников и пророков, то людям надлежит выполнять их законы и повеления и следовать по их стопам. Это и есть границы дозволенного в отношении к праведникам. Люди должны уважать их, любить их, дружить с ними, защищать их, помогать им и т.п. Если же праведникам начинают приписывать божественные качества и способности, то это считается их чрезмерным возвеличиванием. По этой причине невежественные люди говорят, что одному праведнику известна тайна Хранимой скрижали и Письменной трости, а по милости другого появился весь этот мир. Аль-Бусыри, например, сказал в своей известной поэме: «Если бы его чудеса отражали все его величие, то от упоминания его имени воскрешали бы истлевшие кости!» Он считал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не показывал чудес, которые полностью соответствовали бы его величию. А комментаторы его стихотворений отмечали, что даже Коран не соответствовал в полной мере величию Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Упаси нас Аллах от подобных мыслей! Они полагали, что его величие может выразиться полностью только тогда, когда от упоминания его имени над покойником, чьи кости истлели и смешались с землей, его кости снова соберутся, а сам покойник воскреснет. Это — пример чрезмерного возвеличивания праведников, которое допускают люди, поклоняющиеся творениям наряду с Великим и Могучим Аллахом, обращающиеся с молитвами к пророкам и посланникам вместо Аллаха и приписывающие им божественные способности. Однако люди не имеют права поступать таким образом. Более того, это является формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, уподоблением творений Творцу и неверием. Упаси нас Аллах от этого! Следовательно, почитание праведников может быть в пределах дозволенного и может выходить за эти пределы.
Но существует и третья форма отношения к праведникам. Это — неуважение к ним. Оно может проявляться в неприязни к ним, непочтительном отношении к ним, отказе от выполнения обязанностей перед ними и даже ненависти по отношению к ним. Любое упущение, совершенное в отношении праведников, считается неуважением к ним, а любое излишество в почитании их считается чрезмерностью.
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду»[1].
Аллах запретил людям Писания проявлять чрезмерность. Этот запрет относится ко всем формам проявления чрезмерности в религии. Если же человек задумается над положением людей Писания и рассказами о них, которые нам поведал Великий и Могучий Аллах, то ему станет ясно, что они излишествовали в почитании своих праведников. Христиане чрезмерно превозносили Пророка Ису, мир ему, его мать и апостолов. Иудеи проявляли излишество в отношении к Узейру, сподвижникам Мусы, а также в отношении к своим первосвященникам и монахам. Они приписывали им некоторые божественные качества и право на заступничество и даже полагали, что они обладают определенной долей власти, принимают решения и распоряжаются творениями.
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится толкование Ибн Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”»[2].
Он сказал: «Это — имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их народу, чтобы они воздвигли их статуи в местах их собраний и назвали их именами. Они поступили таким образом, но не поклонялись им поначалу. Когда же они умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться»[3].
Народ Нуха стал приобщать сотоварищей к Аллаху по причине чрезмерного почитания праведников и их усопших душ. Сатана явился к ним в образе души праведного раба и сказал, что он будет заступаться за каждого, кто станет полагаться на него. Подобное почитание впоследствии привело к тому, что люди стали поклоняться изображениям, истуканам и идолам. О возникновении этого многобожия и поведал Ибн Аббас.
Ибн аль-Кайим сказал: «Некоторые ранние мусульмане поведали: “Когда они умерли, люди стали усердно молиться на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени, они стали поклоняться им”».
Из этого высказывания следует, что они решили сделать изображения праведников и знали, что они не станут поклоняться им, потому что они обладали знаниями. Однако изображения этих праведных и почтенных людей послужили причиной того, что впоследствии люди, позабывшие истину, стали поклоняться им. Возможно, сатана явился к этим изображениям, и людям, которые смотрели на них или обращались к ним, показалось, что эти изображения разговаривают, или что нарисованные уста шевелятся, или что они слышали их речь. Сатана внушил им то, что заставило сердца людей привязываться к этим душам, и обольстил их. То же самое происходит с людьми, которые собираются на могилах и поклоняются погребенным в них покойникам вместо Аллаха. Одним словом, изображения были причиной появления многобожия.
Передают, что Умар рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям, ибо я — раб. И посему говорите: “Раб Аллаха и Его Посланник”». Этот хадис передали аль-Бухари и Ахмад[4].
Арабское слово “итра” означает “излишество” или “чрезмерное восхваление”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не хотел, чтобы его восхваляли так, как христиане восхваляли сына Марьям. Он запретил чрезмерное восхваление вообще, а не некоторые из его форм. А поступил он так, потому что христиане принялись чрезмерно восхвалять сына Марьям, и это привело к тому, что они стали неверующими, приобщили сотоварищей к Аллаху и назвали сына Марьям Сыном Бога.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Берегитесь чрезмерности, ибо именно чрезмерность погубила ваших предшественников». Этот хадис передал Ахмад[5].
Это означает, что чрезмерность запрещена в любой форме. Она является причиной всякого зла, тогда как умеренность является залогом любого успеха и блага.
Муслим передал хадис Ибн Масуда о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сгинули излишествующие!» Он повторил это трижды[6].
Под излишествующими подразумеваются те, кто проявляет излишнее усердие в делах и словах, кто пытается узнать или сделать то, что не дозволил Аллах. Излишество и чрезмерность — это близкие по смыслу понятия.
В этой главе шейх, да смилостивится над ним Аллах, разъяснил, что причина, по которой сыны Адама становятся неверующими и отказываются от своей религии, заключается в чрезмерном почитании праведников. Соплеменники Нуха преступили границы дозволенного в почитании своих праведников, стали собираться на их могилах и превратили их в богов. Христиане проявляют излишество в отношении своего посланника Исы, мир ему, его апостолов и патриархов, которых они также превратили в богов наряду с Великим и Могучим Аллахом. Среди мусульман также есть такие, которые приписывают Пророку, мир ему и благословение Аллаха, некоторые божественные качества, хотя сам Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, запретил поступать таким образом.
- Тому, кто понял эту и две последующие главы этой книги, становится ясным, насколько Ислам чужд людям в наши дни. Он также убеждается в могуществе Аллаха и том, как Аллах вселяет в сердца людей тщеславие.
- Знание о том, что впервые люди стали приобщать сотоварищей к Аллаху на земле по причине сомнений, связанных с праведниками.
- Знание того, что было первым, изменившим религию пророков, причины этого и знание того, что именно Аллах отправил посланников.
- Люди легко принимают ересь, хотя законы Аллаха и подсознание человека отвергают это.
- Причина этого заключается в том, что истина смешивается с ложью. Истина проявлялась в любви к праведникам, а ложью было то, что некоторые богословы, имея добрые намерения, совершили деяния, которые были неправильно поняты их последователями.
- Смысл аята из суры “Нух”.
- Знание врожденного качества человека, заключающегося в том, что истина уменьшается в сердце его, а ложь возрастает.
- Подтверждение слов некоторых ранних мусульман о том, что ересь является причиной неверия.
- Знание сатаны о том, к чему может привести ересь, даже если человек преследует самую добрую цель.
- Знание об общем правиле, запрещающем чрезмерность, и знание того, к чему это приводит.
- Опасность собрания у могил с целью совершения праведного деяния.
- Знание о запрете на сооружение памятников и смысл их уничтожения.
- Знание огромного значения истории о праведниках из народа Нуха и крайняя нужда в этом знании людей, которые не придают ей значения.
- Самым удивительным является то, что люди читают эту историю в толкованиях Корана и хадисах и понимают ее смысл, однако Аллах не позволяет им прислушаться к ней, и поэтому они считают, что действия народа Нуха представляют собой наилучшее поклонение. А наряду с этим они убеждены в том, что Аллах и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретили неверие, которое лишает неприкосновенности жизнь и имущество того, кто его совершает.
- Разъяснение того, что им нужно было только их заступничество.
- Их предположение о том, что богословы, нарисовавшие изображения праведников, также хотели именно этого.
- Великий смысл слов: «Не возвеличивайте меня так, как возвеличивают христиане сына Марьям».
- Мир и благословение Аллаха тому, кто передал и разъяснил откровение!
- Наставление Пророка, мир ему и благословение Аллаха, предупредившего нас о гибели излишествующих.
- Разъяснение того, что им не поклонялись, пока знание не было забыто. Отсюда становится ясной ценность знаний и опасность их потери.
- Причина потери знания заключается в смерти богословов.
[1] Сура 4 «Ан-Ниса», аят 171.
[2] Сура 71 «Нух», аяты 22—23.
[3] Аль-Бухари 8/511 и 512.
[4] Ахмад 1/23, 24, 47 и 55, аль-Бухари 6/355 и 12/131.
[5] Ахмад 1/215 и 347, ан-Насаи 5/668, Ибн Маджа (3029).
[6] Ахмад 1/386, Муслим (2670), Абу Давуд (4608).