Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 32
ГЛАВА 32: О высказывании Всевышнего Аллаха (Али Имран 3:175)
Скачать 00.0 МБ
«Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»[1].
Эта глава посвящена разъяснению еще одной формы поклонения — страха перед Аллахом. Эта форма поклонения душой также является обязательной. Если человек выполняет ее совершенным образом, то он доводит свое единобожие до совершенства. Если же он делает в ней упущения, то его приверженность единобожию не является совершенной. Страх не перед Аллахом может быть либо проявлением многобожия, либо менее тяжким запрещенным поступком, либо незапрещенным поступком.
К проявлениям многобожия относится страх, который испытывает человек, который боится, что почитаемое им творение, например, Пророк, святой угодник или джинн, поразит его злом благодаря могуществу, которое не выражается в материальных причинах. Такой страх связан с мирской жизнью. Однако он также может быть связан с Последней жизнью, если человек боится, что почитаемый им святой не захочет помочь ему в Последней жизни. Он страстно желает, чтобы этот святой помог ему после смерти, заступился за него, позволил ему находиться рядом с ним и защитил его от мучений, и поэтому он боится его. Страх, который относится к менее тяжким грехам, человек может испытывать, если он из страха перед творением отказывается выполнять обязательное предписание Аллаха или совершает то, что Аллах запретил. Наряду с этим существует и естественный страх, испытывать который человеку не запрещается. Это может быть страх перед врагом, хищным зверем, огнем и т.п. Этот страх носит естественный характер.
Что же касается приведенного выше аята, то, согласно наиболее предпочтительному мнению, его смысл заключается в том, что сатана внушает приверженцам единобожия бояться их врагов. Однако Аллах запретил им поступать таким образом, и этот запрет носит категорический характер. Аллах запретил бояться кого-либо, кроме Него, и это означает, что страх не перед Аллахом является одним из проявлений многобожия. Аллах также повелел правоверным бояться Его, и это свидетельствует о том, что страх является одной из форм поклонения.
Всевышний также сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути»[2].
Этот аят однозначно свидетельствует о том, что бояться надлежит только одного Аллаха. Всевышний похвалил этих рабов за то, что они боятся только Его одного, и здесь уместно отметить, что “боязнь” является менее широким понятием, чем “страх”.Он также сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха”. Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха»[3].
Это значит, что они перестают исполнять обязанности, которые на них возложил Аллах, или начинают совершать грехи, опасаясь порицания людей.
Передают, что Абу Саид рассказывал, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Слаба будет твоя убежденность, если ты станешь искать благосклонности людей, гневя Аллаха, и воздавать им хвалу за удел от Аллаха, а также порицать их за то, что Аллах не дал тебе самому. Сильное желание жаждущего не принесет удел от Аллаха, а ненависть нежелающего не отвратит его».
Перечисленные деяния являются причинами маловерия, а известно, что ослабляют веру только запрещенные поступки, потому что вера усиливается благодаря праведным деяниям и ослабевает под влиянием грехов. Этот хадис также свидетельствует о том, что стремление угодить людям, гневя при этом Аллаха, является грехом и запрещенным поступком.
Передают, что Аиша рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто ищет благосклонности Аллаха, гневя людей, то Аллах дарует ему Свою благосклонность и удовлетворение людей. Но если кто ищет благосклонности людей, гневя Аллаха, то Аллах разгневается на него и вызовет гнев людей против него». Этот хадис передал Ибн Хиббан в “ас-Сахихе”.
В этом хадисе сообщается о воздаянии, которое получает тот, кто боится одного Аллаха, и воздаянии, которого удостаивается тот, кто боится не только Аллаха, подрывая совершенство своего единобожия. Такой человек совершает грех уже потому, что он боится людей, и этот страх заставляет его совершать новые грехи и отказываться от выполнения обязательных предписаний.
- Смысл аята из суры “Аль Имран”.
- Смысл аята из суры “Бараа”.
- Смысл аята из суры “аль-Анкабут”.
- Убежденность человека может слабеть и крепнуть.
- Признаки слабости убежденности, три из которых упоминаются в хадисе Абу Саида.
- Искренний страх перед Аллахом является одним из обязательных религиозных предписаний.
- Напоминание о каре, уготованной для того, кто утратил этот страх.
- Напоминание о награде для тех, кто его испытывал.
[1] Сура 3 «Аль Имран», аят 175.
[2] Сура 9 «Ат-Тауба», аят 18.
[3] Сура 29 «Аль-Анкабут», аят10.