Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 35
ГЛАВА 35: Стойкость перед предопределением Аллаха является частью веры в Аллаха
Скачать 4.59 МБ
Стойкость перед предопределением Аллаха является одним из составляющих веры, славным качеством и великой формой поклонения. Выполнение обязательных предписаний требует терпения и стойкости, избежание грехов требует терпения и стойкости, и удары судьбы также требуют от человека терпения и стойкости. Поэтому терпение состоит из трех частей, а сущность его заключается в удержании языка от негодования, сердца — от недовольства, а тела — от выражения недовольства путем разрывания на себе одежды, битья по щекам и т.п.
Всевышний Аллах сказал: «Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи»[1].
Алкама сказал: «Это сказано в отношении человека, который, когда его постигает несчастье, знает, что оно приходит от Аллаха, и поэтому выражает удовлетворенность этим и покоряется»[2].
Из этого аята следует, что если человек почитает Аллаха, повинуется Его приказам и избегает всего запрещенного Им, то Аллах внушает его сердцу поклоняться Господу, проявлять должное терпение и избегать негодования. Алкама же отметил, что истинно верующему известно, что любое несчастье постигает его по воле Аллаха, и поэтому он довольствуется предписанной ему судьбой и покоряется. Он покоряется, потому что знает, что это несчастье было предопределено Аллахом. Совершенно очевидно, что толкование Алкамы является правильным, потому что все несчастья заранее предопределены Аллахом, и это предопределение полностью соответствует мудрости Великого и Могучего Аллаха. По своей мудрости Аллах расставляет все вещи по местам так, чтобы они соответствовали своему предназначению. Осознавая это, человек понимает, что если раба постигает несчастье, то в этом для него есть благо, и если он проявит терпение, то получит вознаграждение. Но если он станет негодовать на судьбу, то взвалит на свои плечи бремя греха.
В “ас-Сахихе” Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Две черты людей являются проявлением неверия — опорочивание рода и оплакивание умершего»[3].
Из этого хадиса следует, что две черты, являющиеся проявлением неверия, всегда будут присущи людям. Это — опорочивание рода и оплакивание покойников. Под оплакиванием здесь подразумевается негодование на судьбу и громкий плач. Такое поведение несовместимо с терпением, сохранять которое человек обязан всегда. Он обязан удерживать свое тело от битья по щекам, разрывания на себе одежды и тому подобных поступков, а также удерживать свой язык от негодования и воплей. И хотя эти качества присущи неверующим, это совершенно не означает того, что все поступающие таким образом люди являются абсолютно неверующими и выходят из лона Ислама. Это означает лишь то, что эти качества обычно присущи неверующим и являются проявлениями неверия.
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не из нас тот, кто бьет себя по щекам, рвет на себе одежду и обращается с призывом времен невежества»[4].
Выражение «не из нас» указывает на то, что перечисленные поступки относятся к тяжким грехам, и поэтому мы считаем, что отсутствие терпения и проявление негодования являются одними из тяжких грехов. Естественно, грехи подрывают веру человека, потому что вера укрепляется благодаря праведным деяниям и ослабевает под воздействием грехов. Слабая вера делает несовершенным единобожие раба, и поэтому отсутствие терпения свидетельствует о том, что человек еще не достиг совершенного единобожия, исповедовать которое он обязан.
Передают, что Анас рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если Аллах хочет добра Своему рабу, то Он ускоряет его мучения в мирской жизни. Если же Он желает зла для Своего раба, то Он воздерживается от наказания за совершенный им грех для того, чтобы в День воскресения он получил наказание за него сполна». Этот хадис передал ат-Тирмизи[5].
В этом хадисе подчеркивается мудрость Великого и Могучего Аллаха, осознание которой во время несчастий позволяет рабу по достоинству оценить терпение и украсить свою душу выполнением этого славного обряда поклонения. Т.е. отказаться от негодования и довольствоваться тем, что совершил и предопределил Великий и Могучий Аллах. По этой причине некоторые из ранних мусульман начинали укорять себя, когда видели, что Аллах не посылает им трудностей, несчастий, болезней и т.п.
Пророк, да благословит его Аллах и привествтует, сказал: «Величина награды зависит от величины испытания. Если Всевышний Аллах возлюбил какой-либо народ, то Он подвергает его испытанию. Тот, кто выражает удовлетворенность, обретает благосклонность, а тот, кто гневается, навлекает на себя гнев». Имам Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим[6].
- Смысл аята из суры “ат-Тагабун”.
- Стойкость перед предопределением Аллаха является составной частью веры в Аллаха.
- Опорочивание рода.
- Суровая угроза тому, кто бьет себя по щекам и рвет на себе одежду, а также обращается с призывом времен невежества.
- Признак того, что Аллах желает добра Своему рабу.
- Признак того, что Аллах желает ему зла.
- Признак того, что Аллах любит Своего раба.
- Запрещение гневаться на судьбу.
- Награда за удовлетворенность испытанием.
[1] Сура 64 «Ат-Тагабун», аят 11.
[2] Этот хадис передал аль-Бухари 8/500.
[3] Этот хадис передал Муслим (67).
[4] Этот хадис передали аль-Бухари 3/131, 132 и Муслим (103).
[5] Этот хадис передал ат-Тирмизи (2398).
[6] Этот хадис передали ат-Тирмизи (2398) и Ибн Маджа (4021).