Аудиокнига: «Предел желающего» — ГЛАВА 62
ГЛАВА 62: О многочисленных клятвах
Скачать 2.70 МБ
Многочисленные клятвы несовместимы с полной убежденностью в единобожии, ибо если в сердце раба укореняется подлинное единобожие, или если его единобожие приближается к совершенному, то он не желает часто использовать имя Аллаха в своих клятвах. Здесь речь идет о клятвах, которые люди скрепляют своими намерениями, потому что легкомысленные клятвы Аллах прощает. Тем не менее, желательно, чтобы приверженец единобожия оберегал свои уста и сердце от многочисленных клятв и не пытался угодить людям, раздавая праздные клятвы Аллахом.
Всевышний Аллах сказал: «Оберегайте же свои клятвы»[1].
Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клятва делает товар ходким, однако уничтожает доход от этого». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим[2].
Уничтожение дохода является своего рода наказанием за то, что человек не проявляет должного уважения к имени Великого и Могучего Аллаха.
Передают, что Салман рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «С тремя людьми Аллах не заговорит и не очистит их, и постигнет их мучительное наказание. Это — седой развратный старикашка, заносчивый бедняк и человек, сделавший Аллаха предметом своей торговли: он не покупает ничего, не поклявшись Аллахом, и не продает ничего, не поклявшись Аллахом». Этот хадис передал ат-Табарани с достоверной цепочкой рассказчиков.
Из этого хадиса очевидно, что если человек делает Аллаха предметом своей торговли, то он заслуживает порицания и совершает тяжкий грех.
В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Имрана ибн Хусайна о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут свидетельствовать, хотя от них не будут требовать принести свидетельство, и будут совершать предательства, хотя им не будут доверять, и будут давать обеты, но не будут выполнять их, и они будут жирными”.
Имран сказал: “Я не помню точно, сколько он назвал поколений после своего: два или три”».[3]
Там же приводится хадис Ибн Масуда о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Лучшие из людей — это мое поколение, затем — следующее за ним, а затем — следующее за ним. После них же появятся люди, которые будут приносить свидетельства, не успев поклясться, и будут клясться, не успев принести свидетельство».
Ибрахим ан-Нахаи рассказывал: «Когда мы были маленькими, били тех из нас, кто приносил свидетельство или давал обещание».
Это сообщение свидетельствует о том, что ранние мусульмане воспитывали своих детей и потомков в духе уважения к Великому и Могучему Аллаху.
- Завет охранять клятвы.
- Сообщение о том, что клятва делает товар ходким, но приводит к потере благословения в доходе.
- Суровая угроза тому, кто не покупает и не продает ничего, не поклявшись.
- Указание на то, что тяжесть греха усугубляется, если у совершившего его нет на то причины.
- Порицание тех, которые клянутся, когда их не просят об этом.
- Похвала Пророка, мир ему и благословение Аллаха, трем или четырем поколениям и возвещение того, что произойдет после них.
- Порицание тех, которые свидетельствуют, хотя от них не требуют принести свидетельство.
- Ранние мусульмане запрещали детям приносить свидетельства и давать обещания.
[1] Сура 5 «Аль-Маида», аят 89.
[2] Аль-Бухари 4/266, Муслим (1606), Абу Давуд (3335), ан-Насаи 7/246.
[3] Аль-Бухари 5/190, 4/7, 11/212 и 504, Абу Давуд (4657), ат-Тирмизи (2222), (2223).