Близость и признаки Судного Часа — Часть 1
Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
أبو عمر سليم بن محمد الغزي
БЛИЗОСТЬ И ПРИЗНАКИ СУДНОГО ЧАСА
اقتربت الساعة
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Первое русское издание
Свет Ислама
— 2016 —
Во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милующего!
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведет Аллах прямым путём, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
Поистине, наилучший рассказ — Книга Аллаха, наилучшее руководство — руководство Мухаммада, а самые скверные из дел — новоизобретенные. Все новоизобретенное является нововведением, любое нововведение — заблуждение, а всякое заблуждение ведет в Огонь.
Близость Судного Часа
Всевышний Аллах сказал: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (54:1).
«Веление Аллаха придёт, и не пытайтесь это ускорить» (16:1).
«Приближающееся (День воскресения) приблизилось, и никто, кроме Аллаха, не способен отвратить его» (53:57).
От аль-Мутлиба ибн Абдуллаха передано: «Однажды Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, стоял в местности ‘Арафат. Он посмотрел на солнце, которое опустилось, словно щит, чтобы зайти за горизонт. Вдруг он заплакал и вскоре плач усилился.
Некий человек из его окружения спросил: «О Абдуллах, ты неоднократно стоял со мной здесь и не делал этого раньше. Что же вызвало твою реакцию?».
Он ответил: «Я вспомнил, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, стоя на этом же самом месте, сказал:
«О люди! До конца мирской жизни осталось по сравнению с прошедшими годами столько, сколько осталось из этого дня по сравнению с его минувшим временем»[1].
От Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, передано:
«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Приблизился Час! Люди ещё больше устремятся к мирским благам (деньгам, власти, наслаждениям…) и будут лишь отдаляться от (милости) Аллаха»[2].
От Бурейда, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я отправлен с пророческой миссией и рядом со мной Судный Час, который даже готов был опередить меня»[3].
От Исма‘иля ибн Убейдуллаха передано: «Однажды Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, приехал к аль-Валиду ибн Абд-аль-Малику. Аль-Валид спросил его: «Что ты слышал из слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о Часе?».
Он начал рассказывать, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не имею отношения к ближнему миру, а он не имеет отношения ко мне. Поистине, Я послан очень рядом с Часом, как будто мы состязаемся, кто придёт первый»[4].
От Абу Джабира ибн ад-Даххака, да будет доволен им Аллах, передано: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я отправлен в преддверии Часа»[5].
От Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщается:
«Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обращался с речью[6] в пятничный день, он сначала восхвалял Аллаха и хвалил Его так, как Он того достоин[7], а потом говорил[8] в своей проповеди после слов свидетельства веры[9]:
«Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не собьёт с него, а кого Он введёт в заблуждение, того никто не наставит на верную стезю[10].
А затем, лучшими словами является Книга (Слово) Аллаха, а лучшим руководством – руководство Мухаммада[11]. Худшие же дела — нововведённые (которые люди внесли в религию и ложно причислили к ней). Всякое новшество является ересью, а каждая ересь — заблуждением, и всякое заблуждение окажется в Огне.
Затем он произнёс: «Я был направлен к человечеству в то время, когда Час стал настолько близок к ним, как близки два этих (пальца)»[12].
По другой версии[13]:
«Я бы направлен к человечеству, когда Час приблизился так, как близок этот палец к тому»[14] — соединяя указательный и средний пальцы.
Обычно, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, напоминал о Судном Часе, его щёки краснели[15], голос становился громким, и он гневался, как будто оповещал о наступлении вражеского войска»[16].
По другой версии:
«…начиная походить на человека, который предупреждает[17] свой народ о скором приближении надвигающейся опасности, со словами “(Готовьтесь!) Ожидайте наступления этого часа. Он может прийти к вам утром или вечером”»[18].
От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднимал вверх два пальца (указательный и средний)[19], а затем говорил: «Я был направлен к человечеству в то время, когда Час приблизился настолько, как эти два». А сколько одна выше другой?»[20].
От Сахля ибн Са‘да, да будет доволен им Аллах, передано: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мои (времена пророчества) и Час настолько близки, как эти два пальца»
— и он немного отвёл друг от друга средний и указательный пальцы, и потом добавил: «Мои (пророческие времена) и Судный Час так близки, словно две скачущих почти наравне лошади».
После чего он сказал: «Мои (пророческие времена) и Час словно человек, которого послали выведать расположение неприятельского войска, когда же он испугался, что его опередят, то стал размахивать накидкой, давая понять: «Они уже возле вас! Они уже возле вас!».
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объяснил: «Я подобен ему, я подобен ему»[21].
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, держащий Рог находится в постоянном ожидании. И с тех пор, как на него была возложена эта обязанность, он пристально смотрит в сторону Трона, опасаясь, что если отведёт взгляд, повеление будет отдано, прежде чем он успеет вновь обратить свой взор в сторону Трона. Глаза его при этом подобны двум ярким звёздам»[22].
От Абу Абд-ар-Рахмана ас-Сулями, да смилуется над ним Аллах, передано: «Однажды мы остановились около двух километров от иракского города Мадаин. Когда настала пятница, мой отец отправился на пятничный намаз[23] и я тоже пошёл вместе с ним. К нам обратился с проповедью Хузейфа, да будет доволен им Аллах:
«Поистине, Аллах, всемогущ Он и велик, сказал: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (54:1). Так, Судный Час уже близок. Месяц уже раскололся, и этот мир объявил о скором расставании (конце). Сегодня мы подготавливаемся, а завтра увидим итог состязания».
Я спросил моего отца: «Неужели люди завтра будут соревноваться?».
Он ответил: «Сынок, ты не понимаешь! Это значит, что сегодня они совершают дела, а завтра получат воздаяние».
Мы пришли также на следующий пятничный намаз. Хузейфа обратился к нам с речью: «Поистине, Аллах, всемогущ Он и велик, сказал: «Приблизился Час, и раскололся месяц» (54:1). Так, Судный Час уже близок. Месяц уже раскололся, и этот мир объявил о скором расставании (конце). Сегодня мы подготавливаемся, а завтра увидим итог состязания. Главным поражением является — адский Огонь, а выиграет тот, кто попадёт в Рай»[24].
ДЛЯ УМЕРШИХ НАСТУПИЛ СВОЙ ЧАС
Как передано от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, он сообщил:
«Как-то раз к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл некий бедуин и спросил: «О посланник Аллаха, когда наступит Час?».
Он ответил: «Горе тебе! А что ты приготовил для него[25], ведь если сейчас (ты умрёшь), наступит твой Час?»[26].
Тот человек вроде бы присмирел, но потом сказал: «Я не приготовил для него множество благих деяний[27] не из дополнительных молитв, не из добровольного поста, не из раздачи пожертвований[28]. Однако я люблю Аллаха и Его Посланника!»[29].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Поистине, (в День воскресения) ты будешь с теми, кого любил, и тебе достанется награда за совершённые тобою дела ради довольства Аллаха»[30].
Анас сообщил: «Мы спросили: “И мы тоже”».
Он ответил: «Да[31], и вы тоже»[32].
Анас также добавил: «Мы ничему так сильно не радовались[33], после принятия ислама, как по случаю слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, ты будешь с теми, кого любил».
Я тоже люблю Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, Абу Бакра и Умара, да будет доволен ими Аллах![34] и надеюсь, что благодаря моей любви к ним я буду вместе с ними, хотя я и не сделал столько великих дел, сколько они совершили»[35].
Анас сообщил: «Затем по окончанию молитвы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поднялся и сказал: «Где спрашивающий о Часе?».
Того человека привели. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, посмотрел на юношу из Дауса, из рода Абу Хурайры, которого звали «Са‘дом ибн Маликом», он был моим сверстником[36], и сказал: «Если этот юноша будет жить, он ещё не застигнет старости, как для (многих из вас) уже наступит свой Час[37]»[38].
От ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, передано: «К Пророку, мир ему и благословение Аллаха, приходили черствые бедуины (которые не придерживались вежливости, мягкости…) и спрашивали его о наступлении Часа. И тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, смотрел на самого младшего из них, и отвечал: «Этот ещё не успеет состариться, как для вас наступит свой Час» [39].
Хишам ибн Урва пояснил: «То есть смерть»[40].
От Джабира ибн АбдуЛлаха (да будет доволен Аллах им и его отцом) передано: «Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили, за месяц до его смерти, о наступлении Часа. Он ответил: «Вы спрашиваете меня о Часе. Поистине, знание о нём у Аллаха[41]. Я клянусь Аллахом, с течением ста лет на земле не останется ни одной живой души из тех, кто живёт сегодня»[42].
От Нуейма ибн Даджаджа передано: «Однажды Абу Масуд Укба ибн Амр аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, зашёл к Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах. Али спросил его: «Это ты говоришь: «Пройдёт сто лет и на земле не будет ни одного человеческого взора»?
Напротив, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спустя сто лет на земле не останется ни одного человеческого взора тех, кто живёт сегодня». Клянусь Аллахом, через сто лет этого поколения мусульман уже не будет»[43].
От Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, передано: «В тот вечер Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проводил молитву «иша», в последние дни своей жизни[44]. Затем он произнёс таслим, встал и сказал: «Посмотрите на эту ночь! Поистине, с течением ста лет, уже никого из тех, кто живёт сегодня, не останется на поверхности земли»[45].
От Амра ибн Ахтаба, да будет доволен им Аллах, передано: «В один из дней Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил утренний намаз, затем поднялся на минбар (трибуну мечети) и обратился к нам с назидательной речью, пока не пришло время обеденного намаза. Он спустился и помолился.
Вскоре он снова поднялся на минбар и обратился к нам назидательной речью, пока не пришло время послеполуденного намаза. Он спустился и помолился. Потом снова поднялся на минбар и произнёс продолжительную речь, пока не зашло солнце.
Он сообщил нам о событиях прошлых лет и настоящих. И лучше всего знает об этом тот из нас, кто больше всего запомнил»[46].
От Хузейфы ибн аль-Ямана, да будет доволен им Аллах, передано:
«Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к нам с проповедью, в которой он поведал[47] обо всём[48], что будет до наступления Судного Часа[49]. Некоторые запомнили, другие забыли. Присутствующие со мной сподвижники знают об этом (либо детально, либо частично). Я расспросил его обо всёх тех событиях, но не спросил, что заставит жителей Медины покинуть мединские земли[50]. Конечно, кое-что я уже забыл, но когда вижу это (в действительности), сразу вспоминаю, подобно тому, кто забыл очертания лица определённого человека, которого давно не видел, а когда встречает его, сразу вспоминает»[51].
Продолжение, по воле Всевышнего, следует.
Подготовил: Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
أعدها/ ابو عمر سليم بن محمد الغزي عفا الله عنه
[1] Привел имам Ахмад в «аль-Муснад» (6173), шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Хадис достоверный с учётом других подкрепляющих его версий».
[2] Привели аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (9717); ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (9787). Аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, в «Сахих аль-джами ас-сагир» (1146) и «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (1510).
[3] Привел имам Ахмад в «аль-Муснад» (6173), шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Хадис достоверный с учётом других подкрепляющих его версий».
[4] Привел аль-Макдиси в «аль-Мухтара» (1/486), см. «Сахих аль-джами‘ ас-сагир» (5080) аль-Альбани; также «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (1275).
[5] См. «Сахих аль-джами‘ ас-сагир» (5143, 808).
[6] Муслим в «ас-Сахих» (867-43).
[7] Муслим в «ас-Сахих» (867–44); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1578); имам Ахмад в «аль-Муснад» (15026).
[8] Муслим в «ас-Сахих» (867–45); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1578); имам Ахмад в «аль-Муснад» (15026).
[9] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1311); имам Ахмад в «аль-Муснад» (14471). Шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадиса достоверный».
[10] Муслим в «ас-Сахих» (867–45); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1578); имам Ахмад в «аль-Муснад» (15026).
[11] Муслим в «ас-Сахих» (867–43); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (45); имам Ахмад в «аль-Муснад» (14471).
[12] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1578); Ибн Хузейма в «ас-Сахих» (1785); ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (8521); Муслим в «ас-Сахих» (867–43); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (45).
[13] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (4995); имам Ахмад в «аль-Муснад» (22848); Абу Йа‘ля аль-Маусили в «аль-Муснад» (7523).
[14] Муслим в «ас-Сахих» (867–43); аль-Бухари в «ас-Сахих» (4995); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (45).
[15] Ан-Насаи в «ас-Сунан» (1578); Муслим в «ас-Сахих» (867–43); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (45); имам Ахмад в «аль-Муснад» (14373).
[16] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (1437); Абу Йа‘ля аль-Маусили в «аль-Муснад» (677); ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-аусат» (1634). Шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадса хороший».
[17] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (14373). Шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадса хороший».
[18] Абу Йа‘ля аль-Маусили в «аль-Муснад» (2119); имам Ахмад в «аль-Муснад» (14373); Ибн Хузейма в «ас-Сахих» (1785); Муслим в «ас-Сахих» (867–43); ан-Насаи в «ас-Сунан» (1578). Также См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№415).
[19] Муслим в «ас-Сахих» (2951–135); аль-Бухари в «ас-Сахих» (4995); имам Ахмад в «аль-Муснад» (13033).
[20] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (13311); аль-Бухари в «ас-Сахих» (6139); Муслим в «ас-Сахих» (2951–133); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (2214); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (4040).
[21] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (22860); аль-Альбани в «Сахих аль-джами ас-сагир» (7901); аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (3220).
[22] Аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (8676); аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (1078).
[23] Абу Бакр ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (5205).
[24] Аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (8800); Абд-ар-Раззак в «аль-Мусаннаф» (5285); Абу Бакр ибн Абу Шейба в «аль-Мусаннаф» (34798); Абу Джафар ат-Таххави в «Мушкиль аль-асар» (706); аль-Альбани в «ат-Таргиб ва ат-Тархиб» (3352).
[25] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (5815).
[26] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (12738); шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадиса достоверный».
[27] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (6734).
[28] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (12032); шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадиса достоверный».
[29] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (5819).
[30] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (13386); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (2386), шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадса хороший».
[31] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (5815).
[32] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (13016), шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадиса достоверный».
[33] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (3485).
[34] Муслим в «ас-Сахих» (2639–163).
[35] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (3485); Муслим в «ас-Сахих» (2639–163). Это Анас ибн Малик так говорил, а что тогда мы о себе скажем!? Кроме как надеется на милости и прощении Всевышнего Аллаха!
[36] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (14044); Муслим в «ас-Сахих» (2953),шейх Шу‘аиб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Иснад хадиса хороший».
[37] Имеется в виду, что пройдёт время после момента их нахождения у Пророка (мир ему и благословение) и они умрут. Здесь под часом подразумевается смерть, потому что для них уже начнут происходить некоторые события Последней жизни. Этот подтверждает тот факт, что только Аллах знает о наступлении Судного Часа, как указали на это многие аяты и хадисы. См. «Фатх аль-Бари» (17/363).
[38] Муслим в «ас-Сахих» (2953); аль-Бухари в «ас-Сахих» (5815); аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (3253). Также см. См. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке (№1459).
[39] Ад-Дауди сказал: «Как известно из Сунны, Пророк (мир ему и благословение) обратился с этими словами к тем, кому сказал: «Придёт ваш час», то есть смерть. Ведь они были бедуинами, и он не стал им говорить: «Я не знаю, когда именно (Судный) Час», дабы у них не возникло сомнение в сердце. Поэтому Пророк применил в своей беседе с ними двузначную фразу».
Ийяд сказал: «Эта очевидная версия хадиса разъясняет все неясные выражения в других его версиях».
Аль-Кармани сказал: «Этот ответ относится к мудрому способу, в смысле: «Не спрашивайте о точном времени Дня воскресения, ибо о нём знает только Аллах. Спросите лучше о времени, когда умрёт ваше поколение. Ведь это побудит вас к усердию в праведных деяниях, прежде чем придёт смерть, и никому из вас не ведомо, кто первый покинет этот мир». См. «Фатх» (18/353).
[40] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (6146); Муслим в «ас-Сахих» (2952).
[41] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (14533); Муслим в «ас-Сахих» (2538–218); Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (2987).
[42] Муслим в «ас-Сахих» (2538–218); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (2250); имам Ахмад в «аль-Муснад» (14533); Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (2987).
[43] Имам Ахмад в «аль-Муснад» (714); аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (2906).
[44] За месяц до своей смерти, как говорится в сообщении Джабира, см. «Фатх», 116.
[45] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (576); Муслим в «ас-Сахих» (2537).
Ибн Батталь прокомментировал: «…Он увещевал этим и напомнил им, что их продолжительность жизни не такая, как у предшествующих поколений, поэтому они должны усердствовать в поклонении и ценить каждую минуту».
[46] Муслим в «ас-Сахих» (2892); Имам Ахмад в «аль-Муснад» (22939); аль-Альбани в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (2906). См. также См. краткое изложение «Сахих Муслим» на русском языке (№2015).
[47] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (6230).
[48] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (6230).
[49] Муслим в «ас-Сахих» (2891).
[50] Муслим в «ас-Сахих» (2891).
[51] Аль-Бухари в «ас-Сахих» (6230); Абу Дауд в «ас-Сунан» (4240).