Близость и признаки Судного Часа — Часть 5
Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
أبو عمر سليم بن محمد الغزي
БЛИЗОСТЬ И ПРИЗНАКИ СУДНОГО ЧАСА
اقتربت الساعة
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Первое русское издание
Свет Ислама
— 2016 —
Во Имя Аллаха, Всемилостивого, Милующего!
Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведет Аллах прямым путём, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.
Поистине, наилучший рассказ — Книга Аллаха, наилучшее руководство — руководство Мухаммада, а самые скверные из дел — новоизобретенные. Все новоизобретенное является нововведением, любое нововведение — заблуждение, а всякое заблуждение ведет в Огонь.
МАЛЫЕ ПРИЗНАКИ СУДНОГО ЧАСА
VIII. Из малых признаков Судного Часа — расширение поселений в Медине
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!): “Дома (мединцев) достигнут местности «Ихаб»”. Я спросил Сухейля: “Сколько это от самой Медины?”. Он ответил: “Столько-то…километров”»[1].
IX. Из малых признаков Судного Часа — большое количество
имущества и денег в обществе
От Абдуллаха ибн Хаваля аль-Азди (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) отправил нас, дабы мы походили вокруг Медины в поиске жизненных средств». В итоге мы вернулись ни с чем». Увидев на нашем лице усталость, он встал возле нас и воззвал: «О Аллах! Не вверяй их мне, поскольку я не в состоянии (снабдить их всем необходимым). Не вверяй их самим себе, ибо они не смогут (обеспечить себя лично). Не вверяй их людям, ибо те станут хозяйничать в отношении с ними (указывать…)»[2].
Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: “Для вас непременно откроются земли Шама, византийцев и персов, и у кого-либо из вас будет столько-то…верблюдов, столько-то… коров, столько-то… овец, и даже когда человеку дадут сто динаров, он останется недовольным”»[3].
От Амра ибн Таглиба (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Поистине, согласно признакам приближения Часа, приумножится имущество и его будет всё больше и больше, участится торговля, и когда человек захочет продать свой товар, он скажет: “Нет, я сначала посоветуюсь (насчёт цены) с таким-то торговцем (из числа экспертов…)”. Исчезнут многие знания, а также, если захотят найти в огромном районе (надёжное справедливое) лицо, который запишет (о займе…), то не найдут»[4].
От Хариса ибн Вахба (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: “Раздавайте милостыню, ведь придёт для людей время, когда человек захочет дать кому-то денег, но никто не примет их. Тот, кому он предложит их, скажет: «Если бы ты принёс эти деньги вчера, я бы взял, а сегодня я не нуждаюсь в них”[5]»[6].
От Абу Мусы аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: “Придёт для людей время, когда человек будет ходить повсюду с золотом, приготовленным в качестве милостыни, но не найдёт никого, кто бы взял его”»[7].
От Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах!) передано: «Мы сидели вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) в мечети. Вдруг зашёл Мусаб ибн Умайр (да будет доволен им Аллах!) в одном лишь плаще с дырками, залатанными мехом.
Посланник Аллаха увидел его и заплакал от того, насколько ухудшилось (финансовое) положение Мусаба по сравнению с прежними мирскими благами, которыми он обладал.
Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: “Как вы будете, когда кто-либо из вас уйдёт утром в одной одежде, пошитой из одинаковой ткани, а уже вечером пойдёт в другой одежде, ему поставят одну тарелку с едой и уберут другую (где уже нет пищи), и вы станете покрывать стены ваших домов[8], как покрывают Ка‘бу[9].
Мы спросили: “При этом мы останемся на той религии, которую исповедуем сегодня”.
Он ответил: “При этом вы останетесь на той религии, которую исповедуете сегодня”.
Мы спросили: “В те дни мы будем лучше, чем сегодня: посвятим себя поклонению, имея средства пропитания в достаточной мере?[10]”.
Он ответил: “Конечно, сегодня вы лучше, нежели в те дни”[11]»[12].
От Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах!) передано: «Однажды Посланник Аллаха увидел проявления голода на лице его сподвижников и сказал: “Радуйтесь, ведь поистине настанет для вас время, когда кому-либо из вас принесут утром тарелку с мясным отваром, смешанным с кусочками хлеба (с мучными изделиями), и подадут такое же блюдо вечером”.
Мы спросили: “О Посланник Аллаха! В те дни мы будем лучше, чем сегодня?”.
Он ответил: “Нет, сегодня вы лучше (в плане религии…), чем в те дни”»[13].
От Тальха ибн Амра (да будет доволен им Аллах!) сообщается: «Я приехал в Медину, не зная её местностей, а потом остановился под навесом с неким человеком[14] и мы делили между собой каждый день мудд (большую пригоршню) фиников.
В тот день Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) провёл молитву и уже собрался уходить, но один из живущих под навесом сказал ему: “О Посланник Аллаха! У нас болят животы от фиников, а наша одежда из дерюги уже истрепалась”.
Тогда Посланник Аллаха сел, обратился с речью, затем сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я имел хлеб или мясо, то обязательно накормил бы им вас. Совсем скоро вам будут приносить деревянные блюда с едой и вы станете носить одежду, подобную покрывалам, закрывающим стены Ка‘бы”.
Тальха сообщил: “Я и мой товарищ находились в том месте ещё восемнадцать дней, питаясь только высушенными плодами Арака. Потом мы пришли к нашим братьям из ансаров и они позволили нам пользоваться их имуществом. После чего мы ели хорошую пищу, избавившись от болей, которые возникли из-за тех фиников”»[15].
От Мухаммада ибн Ка‘ба аль-Курази переданы следующие слова: «Абдуллаха ибн Язида пригласили отведать пищу. Он пришёл и увидел украшенный дом (с коврами, красивыми занавесками…), потом вышел на улицу и заплакал.
Его спросили: “Почему ты плачешь?”.
Он ответил: “Обычно когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) провожал войско и доезжал с ними до крайней стороны Медины, он говорил: “Вверяю Аллаху вашу религию, вашу верность и исход ваших дел”. Однажды Пророк увидел человека, у которого изорвался плащ, встал по направлению восхода солнца, произнёс речь, вытянул руки и сказал: “Появились на вашем горизонте мирские блага. Появились на вашем горизонте мирские блага”.
Затем он сказал: “Сегодня вы находитесь в лучшем положении или же в те времена, когда вы будете есть утром одно блюдо, а вечером уже другое, утром уходить в одной одежде, а вечером пойдёте в другой, и станете покрывать ваши дома, как покрывают Каабу?!”.
Абдуллах ибн Язид удивленно спросил: “Так как мне плакать, ведь я дожил до времени, когда вы покрываете свои дома, как покрывают Ка‘бу?!”»[16].
От Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен Аллах им и его отцом!) сообщается:
«Когда я женился, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) спросил: “Ты уже нашёл себе покрывала (или простыни с узорами для постели)?”.
Я ответил: “Откуда у нас такие покрывала сейчас?!”.
Он сказал: “В будущем у вас будут покрывала”.
Джабир сообщил: «Сегодня я говорю своей жене: “Убери от меня свои покрывала[17], а она мне отвечает: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) не сказал: “В будущем у вас будут покрывала”?! Так что мне оставить их?!”»[18].
От аз-Зубайра ибн аль-‘Аввама (да будет доволен им Аллах!): «После ниспослания этого аята: “В тот день вы будете спрошены о благах” (102:8), я спросил: “О Посланник Аллаха! За какие блага нас спросят? Ведь мы питаемся водой и финиками, враг желает уничтожить нас и мы всегда держим оружие наготове”.
Он ответил: “В будущем придут эти блага (за которые вас спросят)”»[19].
X. Из малых признаков Судного Часа — обольщение мусульман деньгами
От Ка‘ба ибн ‘Йяда (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!): «У каждой общины есть предмет обольщения. У моей общины предметом обольщения являются деньги (богатства…)[20]»[21].
От Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Поистине, динары и дирхамы погубили тех, кто был до вас, и они погубят вас тоже»[22].
От Саубана (да будет доволен им Аллах!) передано: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Да пропадёт золото и серебро»[23].
От Амра ибн ‘Ауфа аль-Ансари (да будет доволен им Аллах!) сообщается: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) отправил Абу ‘Убайда ибн аль-Джарраха (да будет доволен им Аллах!) в Бахрейн для сбора джизьи[24].
В те времена Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) заключил мирный договор с жителями Бахрейна и назначил их главой аль-‘Аля ибн аль-Хадрами (да будет доволен им Аллах!).
Затем Абу ‘Убайда приехал с собранными деньгами из Бахрейна. О его приезде услышали ансары. Вскоре они пошли, чтобы совершить рассветную молитву вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха!). Он провёл рассветную молитву и собрался уйти, но тут ансары указали ему жестом (удивленно).
Посланник Аллаха посмотрел на них, улыбнулся и сказал: «Как я думаю, вы услышали, что Абу ‘Убайда привёз кое-что».
Они ответили: «Да, о Посланник Аллаха».
Тогда он сказал: «Радуйтесь и надейтесь на то, что вызовет ваше довольство! Клянусь Аллахом, я не боюсь для вас бедности. Однако я опасаюсь, что мирские богатства будут даны вам в большом количестве, как они были даны в изобилии предшествующим общинам, и вы станете соперничать друг с другом ради них, как они стремились превзойти друг друга в (роскоши и зажиточности), а потом они погубят вас, как погубили их[25]»[26].
От Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах!) сообщается: «В один из дней к нам вышел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!), а мы в то время вспоминали о бедности и выражали опасение. Он сказал: «Вы боитесь бедности или же вас интересуют мирские блага?[27] Поистине, Аллах откроет для вас земли персов и византийцев[28]. Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, на вас обильно прольются мирские блага. И кроме них, вас ничего не отклонит от истины, после меня (моей смерти). Клянусь Аллахом, я оставил вас на светлом пути (Корана и Сунны), ночь которого подобна дню!».
Абу ад-Дарда сообщил: “Аллах и Его посланник сказали правду! Он оставил нас на освещённой дороге, ночь которой подобна дню”»[29].
Продолжение, ин шаа Аллах, следует!
Подготовил: Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
أعدها/ ابو عمر سليم بن محمد الغزي عفا الله عنه
[1] Муслим в «ас-Сахих» (2903).
[2] Ат-Тыби сказал: «Смысл таков: не вверяй мне их дела, ведь я не в состоянии полностью снабдить их пропитанием. Не вверяй их самим себе, ведь они не смогут покрыть все свои потребности дозволенным путём из-за множества желаний и плохих чувств (алчности…). И не вверяй их людям, а не то они испытают постоянную нужду в них и пропадут. Они являются Твоими рабами и нуждаются в Твоей милости…». См.: аль-‘Азым Абади. «‘Аун аль-ма‘буд» (5/432).
[3] Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (22540); Абу Дауд «ас-Сунан» (2535). См.: аль-Альбани. «Сахих аль-джами‘ ас-сагир» (7838).
[4] Этот хадис достоверный. Его передали ан-Насаи в «ас-Сунан» (4456). См.: аль-Альбани. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2767).
[5] В последние времена никто не будет принимать милостыни, по причине изобилия жизненных средств, множества природных богатств и благодати в них… См.: ан-Навави. «Комментарии к сборнику Муслима» (3/451).
Либо это происходило в эпоху правления Умара ибн Абд аль-Азиза. Именно об этом с уверенностью говорил аль-Байхаки. Он привёл в своей книге «ад-Даляиль» хадис с цепочкой от Умара ибн Асьяда ибн Абд ар-Рахмана ибн Язида ибн аль-Хаттаба: «Умар ибн Абд аль-Азиз правил тридцать месяцев. И клянусь Аллахом, перед его смертью было такое, что человек приносил нам большую сумму денег и говорил: «Отдайте эти средства бедным, по своему усмотрению». Мы же (искали и не видели бедных), а уже вскоре мы возвращались с его деньгами обратно, вспоминали, кто принёс их, однако не находили того человека». См.: Ибн Хаджар. «Фатх аль-Бари» (10/398).
[6] Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (1345) и Муслим в «ас-Сахих» (1011).
[7] Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (1348), Муслим в «ас-Сахих» (1012).
[8] То есть станет украшать стены ваших домов разным декором из излишней роскоши. См.: аль-Мубаркафури. «Тухфат аль-Ахвази» (6/268).
[9] Чтобы она выделялась на фоне других строений. См.: аль-Мубаркафори в «Тухфат аль-Ахвази» (6/268).
[10] То есть, получим ли с лёгкостью жизненные средства и займёмся постоянным поклонением, — станем приобретать шариатские знания, совершать праведные деяния и помогать нуждающимся. См.: аль-Мубаркафури. «Тухфат аль-Ахвази» (6/268).
[11] Поскольку богатый занят мирскими делами и не посвящает себя поклонению как тот, кто имеет лишь необходимые для жизни средства, ведь состоятельный человек часто занят получением и приумножением денег. См.: аль-Мубаркафори в «Тухфат аль-Ахвази» (6/268).
[12] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (2476); «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2486); «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (2142) и «Хидаят ар-рува» (5295).
[13] Этот хадис достоверный. Его передал аль-Баззар в «аль-Муснад» (1941). См.: аль-Альбани. «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (2141, 3308).
[14] Неимущие чужестранцы приходили в мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха). У них был в отдалённой части мечети навес, под которым они спали. См.: ан-Навави. «Шарх сахих Муслим» (6/380).
[15] Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (16031), шейх Шу‘айб аль-Арнаут сказал: «У него достоверный иснад»; аль-Хаким в «аль-Мустадрак» (4290, 8648). См.: аль-Альбани. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (2486).
[16] Этот хадис достоверный. Его передал аль-Байхаки в «ас-Сунан аль-Кубра» (14364). См.: аль-Альбани. «ас-Сильсиля ас-сахиха», хадис (№2384).
[17] То есть вынеси из их дома. Он не запрещал их, однако не пользовался ими, потому что они относятся к мирским украшениям и роскоши. См.: ан-Навави. «Комментарии к сборнику Сахих Муслим» (7/166).
[18] Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (3432); Муслим в «ас-Сахих» (2083); имам Ахмад в «аль-Муснад» (14164).
[19] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (3356, 3357); Ибн Маджах в «ас-Сунан» (4158); имам Ахмад в «аль-Муснад» (23690).
[20] Бесполезное накопление их отвлекает от совершения праведных дел и заставляет забыть о Последней жизни. См.: аль-Мубаркафури «Тухфат аль-Ахвази» (6/121).
[21] Этот хадис достоверный. Его передали ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (2336), имам Ахмад в «аль-Муснад» (17506), «Сахих аль-Джами‘ ас-сагир» (2148), «ас-Сильсиля ас-сахиха» (592).
[22] Этот хадис достоверный. Его передали Ибн Хиббан в «ас-Сахих» (694), ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (10069), «Сахих аль-Джами‘» (2245), «ас-Сахиха» (1703).
[23] Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (23150), См.: аль-Альбани. «Сахих аль-джами‘ ас-сагир» (2907). Шу‘айб аль-Арнаут сказал: «Этот хадис имеет хорошую степень достоверности в силу подкрепляющих сообщений».
[24] Для сбора джизьи с местного населения маджусов (зороастрийцев). Поэтому ан-Насаи составил к этому хадису заголовок «Взятие джизьи у маджусов». Ибн Са‘д упомянул, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), после деления трофеев в местности Джи‘иррана, послал аль-‘Аля к правителю Бахрейна аль-Мунзиру ибн Сави, дабы призвать его к исламской религии, и тот принял Ислам. Тогда он заключил мирный договор с местными муджусами при условии выплаты джизьи. См.: Ибн Хаджар. «Фатх аль-Бари» (9/426).
Джизья означает денежную сумму, которую люди Писания выплачивают для неприкосновенности своей жизни. Они живут в исламской стране и находятся под её защитой, а взамен этого выплачивают определённый маленький налог.
[25] Согласно этому хадису, нет ничего дурного в обращении за финансовой помощью к Имаму. В нём также содержится знание о том, что соперничество в мирских благах может привести к гибели веры человека. В сборнике Муслима сообщается с пророческих слов: «Вы станете соперничать между собой, затем завидовать друг другу, затем отворачиваться друг от друга, затем ненавидеть друг друга». Каждое из этих качеств является причиной предыдущего. См.: Ибн Хаджар. «Фатх аль-Бари» (9/426).
[26] Этот хадис достоверный. Его передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (2988); Муслим в «ас-Сахих» (2961); ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (2462), имама Ахмад в «аль-Муснад» (17273).
[27] Этот хадис достоверный. Его передали Ибн Маджах в «ас-Сунан» (5).
[28] Этот хадис достоверный. Его передали имам Ахмад в «аль-Муснад» (24028). См.: аль-Альбани. «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (3257). Шейх Шу‘йб аль-Арнаут, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Этот хадис достоверный в силу других подкрепляющих сообщений».
[29] Этот хадис достоверный. Его передал Ибн Маджах в «ас-Сунан».