Очищение Единобожия — Часть 3
Файсаль ибн Каззар аль-Джасим
ОЧИЩЕНИЕ ЕДИНОБОЖИЯ
Первое русское издание
Свет Ислама
— 2016 —
تَجْرِيْدُ التَّوْحِيدِ
مِنْ درنِ الشِّركِ وَشُبَهِ التَّنْدِيدِ
للشيخ فيصل بن قزار الجاسم
Таджриду ат-Таухид мин даран аш-ширк ва шуубах ат-тандид / Очищение Единобожия от грязи многобожия и сомнительных доводов в придании сотоварищей.
Краткое послание, посвящённое опровержению наиболее известных ошибочных доводов в вопросах о тавассуле и взывании с мольбами к Пророкам и праведникам.
© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ВСЕОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ,
ПОМОГАЮЩИЕ ПОНЯТЬ ЕДИНОБОЖИЕ
ПРИНЦИП ШЕСТОЙ
Скачать 7.2 МБ
Что такое придание Аллаху сотоварищей (многобожие), которого следует остерегаться больше всего?
Многобожие — это придание сотоварищей Аллаху в том, что принадлежит только Ему, Великому и Всемогущему.
Три качества, присущие только Аллаху и никому, кроме Него
Первое: Господство над мирозданием (Таухид ар-рубубийа)
Он — Господь всего, Единственный Творец, Властелин, Единственный, Кто управляет мирозданием, Кто может принести вред или пользу, Кто оживляет и умерщвляет, и так далее во всём, что касается действий Всевышнего.
Всевышний сказал: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (7:54), и это указывает на то, что только Он есть Единственный Творец и только Ему принадлежит абсолютное право разрешать и запрещать, право устанавливать законы.
Также Всевышний сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй, и Аллах способен на всякую вещь» (3:189), то есть Ему принадлежит абсолютная власть.
Всевышний, разъясняя то, что Он один управляет мирозданием, и что у Него нет сотоварищей, сказал: «Он управляет делами. Никто не будет заступаться, кроме как после Его дозволения. Таков Аллах, ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Неужели вы не помяните назидание?» (10:3).
Всевышний, разъясняя то, что только он оживляет и умерщвляет, сказал: «Он — Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет. Когда же Он принимает решение, то стоит Ему сказать: “Будь!” — как это сбывается» (23:68).
Великий и Всемогущий, разъясняя то, что только Ему принадлежит власть приносить вред или пользу, и что среди творений не существует никого, кто бы обладал властью принести кому-либо пользу или нанести вред помимо Аллаха, сказал: «Если Аллах коснётся тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный» (10:107).
Второе: Божественность (Таухид аль-улюхийа)
Только один Аллах заслуживает поклонения, нельзя поклоняться никому и ничему помимо Него, Пречист Он, и нельзя поклоняться никому из Его творений ни одним из видов поклонения.
Всевышний сказал: «Воистину, Я — Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (20:14), «Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» (2:163) и «Он — Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру. Хвала Аллаху, Господу миров!» (23:65).
Также Всевышний сказал: «Тебе одному мы поклоняемся» (1:5) то есть поклоняемся только Тебе, также Великий и Всемогущий сказал: «Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных» (39:66).
Также Всевышний сказал: «Скажи: “Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру» (93:11), «Мы ниспослали тебе Писание в истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:2) и «Взывайте же к Аллаху, очищая перед Ним веру, даже если это ненавистно неверующим» (23:14).
Третье: Только Аллах обладает прекрасными именами и совершенными атрибутами (Таухид асма ва-с-сыфат)
Эта основа заключается в том, что только один Аллах обладает атрибутами, которые не подобны атрибутам творений, и называется именами, которыми можно называть только Его.
Всевышний сказал: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (7:180).
Разъясняя, что у Него нет подобия и нет никого и ничего похожего на Него своими атрибутами, Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11).
Таким образом, Всевышний подтвердил, что обладает слухом и зрением, и указал на то, что эти слух и зрение не похожи на слух и зрение творений.
Всевышний сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (19:65).
Также Всевышний сказал: «и нет никого, равного Ему» (112:4).
Поэтому тот, кто придаёт Аллаху сотоварищей в Его господстве над мирозданием — будучи убеждённым в том, что есть другой творец наряду с Аллахом, или что есть кто-то кто наряду с Аллахом может принести пользу или нанести вред помимо Аллаха — является многобожником, или, по-другому, мушриком. Это объясняется тем, что он приравнял к Аллаху кого-то из Его творений в сотворении, принесении пользы и вреда, которые являются действиями, присущими только одному Аллаху. То же самое касается и тех, кто убеждён в существовании некоего спасителя из числа святых, который спасает людей; или тех, кто убеждён, что некоторые имамы и праведники обладают властью распоряжаться в этом мироздании и тому подобное. Также многобожием (ширком), являются убеждения о существовании у Аллаха сотоварища в том, что присуще только Ему — во власти, сотворении, управлении мирозданием, оживлении и умерщвлении, власти принести пользу или нанести вред, давать и лишать чего-либо и так далее, в любых из Его действий, Велик Он Всевышний.
И кто придаёт Аллаху сотоварища в божественности, т.е. в поклонении, подобно тому, кто поклоняется чему-то или кому-то помимо Аллаха, например обращается с мольбами к умершим или взывает к ним о помощи, или закалывает скот ради кого-либо помимо Аллаха, или даёт обеты кому-либо помимо Аллаха, или любит кого-либо так же, как следует любить только Аллаха, или боится кого-то так же, как следует бояться Аллаха, или возвеличивает кого-то так, как следует возвеличивать
только одного Аллаха — является многобожником.
И кто придаёт Аллаху сотоварища в Его именах и атрибутах, подобно тем, кто убеждён в том, что какое-то из творений обладает такой же силой как Аллах, или что творение может слышать все голоса — так, как слышит Аллах, или что есть кто-то, кто достоин называться Милостивым, Пресвятым, Господом миров — тот многобожник, так как он приравнял творение Аллаху в Его именах и атрибутах.
Раб Аллаха будет исповедующим единобожие и верующим только в том случае, если он убеждён в единственности Аллаха во всём — в господстве над мирозданием, в поклонении и в Его обладании прекрасными именами и совершенными атрибутами. Поэтому, если кто-то придаёт Аллаху сотоварища в чём-то, в одном или нескольких из видов единобожия, то его единобожие становится недействительным. Таким образом, тот, кто признал господство Аллаха над мирозданием и исповедует в этом единобожие, но наряду с этим поклоняется кому-то помимо Аллаха, давая обет творению и так далее, становится многобожником (мушриком), и не является последователем единобожия, которому обещано спасение. Также и тот, кто поклоняется только одному Аллаху, но убеждён в том, что какое-то творение имеет власть распоряжаться в мироздании наряду с Аллахом, является многобожником, а не последователем единобожия. И так далее соответственно.
ПРИНЦИП СЕДЬМОЙ
Скачать 3.4 МБ
Обращение с мольбой — к Нему относится и взывание о помощи — является одним из величайших поклонений
Обращение к Великому и Всемогущему Аллаху с мольбой и взывание к Нему о помощи, а также обращение к Нему зазащитой является одним из величайших видов поклонения.
Мольба бывает двух видов:
- Обращение своим состоянием или деяниями, и это каждое поклонение, будь то намаз, пост и так далее.
- Обращение словами, когда человек молит Аллаха о том, в чём он нуждается, смиренно взывая к Нему.
Всевышний сказал: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”» (23:60).
Таким образом Аллах, Пречист Он, повелел взывать к Себе и сообщил, что это поклонение Ему, пообещав наказание тем, кто высокомерно отказывается взывать к Нему с мольбами.
Всевышний сказал: «Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру» (23:65).
В данном случае обращение к Нему с мольбами включает в себя оба вида, и Он повелел быть искренним в этих мольбах. Это проявляется в том, что не следует обращаться ни к кому помимо Него, Пречист Он, не следует поклоняться кому-либо помимо Него.
Всевышний сказал: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72:18), и в данном аяте «ни к кому» означает всеобщность, то есть «нельзя взывать к кому бы то ни было помимо Аллаха вообще».
Также Всевышний сказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня Воскресения и которые не ведают об их зове?!» (46:5), и нет более заблудшего чем тот, кто вызывает к кому-либо помимо Аллаха, будь то умершие или камни.
Местоимение «кто»[1], как известно, употребляется в отношении обладающих разумом, и это указывает на то, что данный аят был ниспослан в отношении тех, кто обращается с мольбами к пророкам, ангелам и праведникам.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) объединил всё это, сказав: «Обращение с мольбой это поклонение», этот хадис передали Ахмад и авторы сборников Сунны[2].
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Ибн Аббасу, да будет доволен ими обоими Аллах: «Если просишь, то проси у Аллаха, а если молишь о помощи, то моли о помощи Аллаха»[3].
Как передал ат-Табарани, Убада ибн ас-Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: “Давайте соберёмся и взмолимся к Посланнику Аллаха от этого лицемера”, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не следует взывать ко мне, взывать следует только к Великому и Всемогущему Аллаху”»[4].
Так было при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что же говорить о том, что нельзя взывать к нему после его смерти?!
Исходя из этого, обращение с мольбой и взывание за помощью это право, которое принадлежит только Аллаху, и их нельзя посвящать кому-либо помимо Него. Поэтому тот, кто обращается с мольбами к кому-либо помимо Аллаха или взывает к
кому-либо помимо Аллаха, или молит о защите кого-либо помимо Аллаха — своим действием совершает поклонение кому-то помимо Аллаха. Исключением являются лишь те случаи, которые рассмотрены в восьмом принципе.
ПРИНЦИП ВОСЬМОЙ
Скачать 3.8 МБ
Обращаться с призывом к творению и просить у него помощи разрешается при соблюдении двух условий:
– чтобы оно было живым и находилось рядом;
– чтобы оно было в силах выполнить то, о чём его просят.
Если кто-то обратился с призывом к какому-либо творению или воззвал к нему за помощью — и это творение находится рядом или слышит его и в состоянии выполнить то, о чём его просят — то это не будет считаться поклонением не Аллаху. Например, это подобно тому, кто просит помощи у своего товарища, если он находится рядом, или подобно тому, как один израильтянин позвал на помощь Мусу, мир ему, как об этом сказал Всевышний: «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов» (28:15).
Также это подобно тому, кто просит защиты, говоря: «Помоги, если можешь сделать что-то хорошее»[5].
Таким образом, обращение к кому-либо помимо Аллаха будет многобожием в трёх случаях:
Первое — когда просят о том, на что способен только один Аллах:
Например, наставить сердца к истине, простить грехи, даровать ребёнка, ниспослать дождь и тому подобное.
Всевышний сказал: «Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» (15:21).
Также Всевышний сказал: «Если Аллах коснётся тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то ни-кто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный» (10:107).
Второе — когда взывают к умершему и просят у него:
Всевышний сказал: «Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут то, как вы придавали их в сотоварищи. Никто не поведает тебе так, как Ведающий» (35:13,14).
В этом аяте Всевышний назвал обращение к умершим и камням приданием Ему сотоварищей.
Также Всевышний сказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (46:5,6).
Как было сказано ранее, «кто» употребляется только в отношении обладающих разумом, то есть те, кому поклонялись помимо Аллаха и о ком говорится в этом аяте это люди, джинны или ангелы.
Третье — когда призыв обращён к тому, кто не присутствует рядом с тобой:
Это объясняется тем, что отсутствующий не может слышать всех голосов, в отличие от того, как их слышит Аллах, поэтому помочь тому, кто оказался в беде и в одиночестве может только Аллах, так как Он — Тот, Чей слух охватывает все голоса.
Всевышний сказал: «Неужели они полагают, что Мы не слышим их секретов и тайных переговоров? О нет! При них находятся Наши посланцы, которые записывают» (43:80).
Также Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым. Больше их или меньше — Он всегда с ними, где бы они ни были. А потом, в День воскресения, Он поведает им о том, что они совершили. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи» (58:7).
Таким образом, никто из людей, да и творений вообще, не может слышать голоса всех рабов Аллаха, а если бы и мог, то всё равно не мог ответить на их призывы и спасти кого-либо. Поэтому тот, кто убеждён в чём-либо подобном, уподобляется христианам, которые говорят что Мессия это сын Аллаха.
ПРИНЦИП ДЕВЯТЫЙ
Скачать 3.8 МБ
Тот, кто посвятил что-либо из поклонения не Аллаху, придал Ему сотоварищей
Независимо от того, убеждён ли он в том, что тот, кому он поклоняется, способен принести пользу или навредить, или же он поклоняется ему для того, чтобы тот заступился за него перед Аллахом.
Каждый, кто поклоняется кому-либо помимо Аллаха — взывая с мольбами о помощи к умершим или отсутствующим, или закалывая животное ради кого-либо помимо Аллаха, или давая обет кому-либо помимо Аллаха — то придаёт сотоварищей Великому и Всемогущему Аллаху, вне зависимости от того, убеждён ли он в том, что только Аллах может принести пользу или нанести вред, или нет. Это объясняется тем, что придание сотоварищей Аллаху — это вообще любое поклонение кому-либо помимо Аллаха.
Поэтому нет различия между тем, кто поклоняется кому-либо помимо Аллаха, взывая о помощи и так далее, будучи убеждённым в том, что тот, кому он поклоняется, может принести пользу или вред, и тем, кто поклоняется кому-либо помимо Аллаха, надеясь добиться его заступничества перед Аллахом и стараясь приблизиться таким образом к Аллаху, будучи убеждённым в том, что никто кроме Аллаха не способен принести пользу иди вред. С точки зрения шариата оба этих поклонения равны, и являются приданием сотоварищей Великому и Всемогущему Аллаху.
Доказательством этого является то, что неверные, с которыми воевал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), признавали, что Аллах Творец, Дающий пропитание, Оживляющий и Умерщвляющий, что только Он способен принести пользу и нанести вред, и что только Он управляет всем в мироздании, однако это не сделало их мусульманами.
Всевышний сказал: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мёртвое превращает в живое, а живое превращает в мёртвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» (10:31).
Также Всевышний сказал: «Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?”» (23:88).
Так что же тогда признавали эти неверные?
Ответ: Поклоняясь кому-либо или чему-либо помимо Аллаха, они стремились приблизиться к Аллаху, и говорили: мы обращаемся и взываем к ним только в поисках приближения и заступничества, мы желаем этого от Аллаха, а не от них, но через их заступничество и через приближение к ним.
Доказательством того, что таким образом они искали приближения, являются следующие слова Всевышнего: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе. Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём тех, кто лжёт и не верует» (39:3).
Аллах назвал их лжецами и объявил неверующими за то, что оно избрали себе посредников между собой и Аллахом в поклонении.
Доказательством того, что таким образом они искали заступничества, являются слова Всевышнего: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: “Они — наши заступники перед Аллахом”. Скажи: “Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?” Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи» (10:18), и Аллах, Пречист Он, назвал их многобожниками за то, что они избрали их себе в качестве заступников перед Аллахом.
Таким образом, из всего этого следует, что не может быть никаких посредников между Аллахом и Его творениями в поклонении — будь то закалывание жертвенных животных, обеты, обращение с мольбами и так далее.
Многобожники-арабы, произнося слова тальбии[6], говорили: «Вот мы перед тобой и нет у тебя сотоварища, кроме как Твоего сотоварища, ты владеешь всем, а не он»[7].
ПРИНЦИП ДЕСЯТЫЙ
Скачать 3.5 МБ
Нет никакой разницы в том, что является объектом поклонения помимо Аллаха: ангел, человек, джинн, камень или дерево
Каждый, кто поклоняется кому-либо или чему-либо помимо Аллаха любым из видов поклонения, придаёт сотоварищей Аллаху, независимо от того, поклоняется ли он человеку или идолу, так как многобожие включает в себя все творения Аллаха.
Доказательством служит то, что Пророк был послан к людям, отличавшимся друг от друга своими обрядами поклонения — среди них были те, кто поклонялся солнцу и луне, кто поклонялся праведникам, кто поклонялся ангелам, кто поклонялся пророкам, были и такие, кто поклонялся камням и деревьям.
И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воевал со всеми многобожниками, не делая между ними никакого различия.
Доказательством этого являются слова Всевышнего: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия не будет полностью посвящена Аллаху. Если же они прекратят, то ведь Аллах видит то, что они совершают» (8:39).
Также доказательством этого является то, что среди многобожников были те, кто поклонялся солнцу и луне, являются слова Всевышнего: «Среди Его знамений — ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (41:37).
Доказательством того, что существовали те, кто поклонялся праведникам, являются следующие слова Всевышнего: «Скажи: “Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести её на другого». Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (17:56,57).
Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Этот аят был ниспослан в отношении тех, кто поклонялся Исе, его матери и Узейру». И как сказал Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, «Он был ниспослан в отношении тех, кто поклонялся ангелам». Оба этих хадиса передал ат-Табари в своём «Тафсире».
Всевышний, рассказывая о том, как те пророки, кому поклонялись помимо Него, будут отрекаться от тех, кто им поклоняться, сказал: «В тот день Мы соберём их вместе, а потом скажем многобожникам: “Оставайтесь на своих местах вместе со своими сотоварищами”. Потом Мы разделим их, и сотоварищи скажут им: “Вы вовсе не поклонялись нам. Довольно того, что Аллах является Свидетелем между нами и вами. Мы не ведали о вашем поклонении”» (10:28,29).
Доказательством того, что существовали те, кто поклонялся ангелам, являются следующие слова Всевышнего: «В тот день Он соберёт их всех, а затем скажет ангелам: “Это они поклонялись вам?” Они скажут: “Пречист Ты! Ты — наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них”» (34:40,41).
И так далее…
Исходя из этого, мы ещё раз говорим: многобожие (ширк) — это поклонение чему-либо или кому-либо помимо Аллаха или наряду с Аллахом. Поэтому поклонение любому Пророку это многобожие, поклонение святому — многобожие, поклонение идолу — многобожие, поклонение кому-то или чему-то на основании того, что это что-то или кто-то может принести пользу или нанести вред — многобожие, поклонение кому-то или чему-то при убеждённости в том, что это только посредник или заступник — также многобожие.
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] В арабском языке, как и во многих других, в частности и в тюркских языках, местоимение «кто» употребляется только в отношении обладающих разумом, то есть это Аллах, ангелы, люди или джинны — Пер.
[2] Имам Ахмад (4/267); Абу Дауд (2/76); ат-Тирмизи (5/211) и он сказал: «Хороший достоверный хадис», также его передали Ибн Маджах (2/1258) и ан-Насаи в «аль-Кубра» (6/450).
[3] Имам Ахмад (1/92) ат-Тирмизи (4/667) который сказал: «Это хороший достоверный хадис».
[4] Имам Ахмад (5/317), также его упоминает аль-Хайсами (10/1059), который сказал: «Его передал ат-Табарани, его передатчики это те, от кого передаются хадисы в “Достоверном сборнике”, за исключением Ибн Лухайа, хадисы от которого считаются хорошими».
[5] Аль-Бухари (3365). В данном случае речь идёт вот о чём: «Как передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достигнув Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сказала себе: “Тише!” — стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: “Ты дал мне услышать (твой голос, а можешь) ли ты помочь (мне)?” И тут на том месте (где сейчас находится) Замзам, она увидела ангела, который (рыл землю) пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода. (Увидев это,) она стала огораживать (источник, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь» — Пер..
[6] Тальбия — это произнесение фразы «Ляббайкя Аллахумма, ляббайк, ля шарикя лякя ляббайк, инна-ль-хамда, ва-н-ни’мата лякя ва-ль-мульк, ля шарикя лякя» («Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой, поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!»), которые паломник произносит с момента вхождения в ихрам и до начала совершения тавафа — Пер.
[7] «Достоверный сборник» Муслима (1185).