Нарушения Единобожия — Часть 16-17
Ар-Раиййс, Абд аль-Азиз
Нарушения Единобожия
Второе русское издание
Свет Ислама
— 2016 —
مخالفات في التوحيد
للدكتور/ عبدالعزيز بن ريس الريس
Эта небольшая по объему и написанная простым языком книга знакомит нас с опаснейшими нарушениями в вопросе Единобожия, от которых страдает сегодня мусульманский мир. По причине широко распространившегося неграмотность, многие мусульмане оспаривают их опасность для исповедания Единобожия, хотя она очевидна.
© Сноски и примечания Абу Умара аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
Часть 16 — Нарушения Единобожия
Скачать 1.9 МБ
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
16 – Оставление намаза
Многие мусульмане оставляют намаз, несмотря на то, что оставление его приводит к неверию, выводящему из религии. Некоторые ученые утверждали, что таким было единодушное мнение сподвижников. Джабир, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между человеком и ширком (или неверием) — оставление намаза»[1].
Все мусульмане должны знать: умершего, который не совершал намаз, не омывают, не заворачивают в саван и не хоронят на кладбище мусульман и при упоминании о нем не говорят: «Да помилует его Аллах!» Если же его близкие принесут его тело к мусульманам, чтобы те совершили над ним погребальную молитву, то будут считаться обманувшими мусульман.
Да убережет нас Аллах от подобного!
Если за оставление намаза полагается такое наказание, почему же тогда находятся люди, которые упорно пренебрегают им и говорят: «Мы будем совершать намаз, когда состаримся»?! Разве они не знают, что на человека, который умрет после достижения совершеннолетия (т.е. полового созревания), распространяются все предписания Шариата, в том числе и упомянутые выше, и что их оправдания не принесут им никакой пользы в Судный день?
Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь того Дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждому человеку воздастся сполна за то, что он делал, и с ними не поступят несправедливо» (2:281).
Грех оставляющего намаз больше греха убийцы и прелюбодея.
Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Среди мусульман нет разногласий относительно того, что намеренное оставление обязательного намаза — один из величайших грехов, и что грех оставляющего намаз серьезнее пред Аллахом, чем грех убийцы, прелюбодея, вора и пьющего вино. Такого человека ожидают наказание и недовольство Всевышнего, унижение в этом мире и в мире вечном»[2].
Часть 17 — Нарушения Единобожия
Скачать 3.6 МБ
17 – Поспешное обвинение мусульман в неверии
Обвинение конкретного человека из числа мусульман в неверии — очень серьезный и опасный поступок. Мусульманина можно обвинить в неверии лишь на основании непререкаемого довода, ясного как солнце в безоблачный полдень. Кроме того, для вынесения суждения о неверии того или иного человека обязательно наличие соответствующих условий и отсутствие обстоятельств, препятствующих объявлению его вероотступником. Перечислим вкратце эти условия:
1) Знание
Человек, обвиняемый в неверии, должен знать, что совершаемое им действие является неверием. Если же человек совершает какое-либо действие, являющееся неверием, по невежеству, то его нельзя обвинять в неверии.
Всевышний Аллах сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (4:115).
Из аята следует, что на тех, кому прямой путь не был разъяснен, угрозы, содержащиеся в шариатских текстах, не распространяются.
2) Предумышленность
Нельзя обвинять в неверии того, кто совершил действие или сказал слово неверия неумышленно, по ошибке, например, если человек оговорился или забылся.
На это указывают Слова Всевышнего: «Господь наш! Не наказывай нас, если мы забудем или ошибемся…» (2:286).
В священном хадисе[3], в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пересказал слова своего Господа, сообщается, что Всевышний ответил на эту мольбу, обращенную к Нему, и сказал: «Я уже сделал это»[4].
3) Добрая воля
Человека нельзя обвинять в неверии за то, что он совершил по принуждению. Всевышний Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце была твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия» (16:106).
4) Отсутствие приемлемого толкования
Наличие у человека неправильного, но приемлемого с языковой точки зрения понимания шариатского текста является препятствием для обвинения его в неверии. Например, во времена сподвижников нашлись люди, считавшие, что пить вино дозволено, однако никто из сподвижников не обвинил этих людей в неверии. Дело в том, что эти люди по-своему истолковали Слова Всевышнего: «Те, которые уверовали и совершали благие дела, не совершают греха, что бы они ни ели, если только они боятся Аллаха и веруют…» (5:93).
Они решили, что этот аят указывает на дозволенность употребления алкоголя при условии, что человек боится Аллаха и верует[5]. На самом деле употребление алкоголя — великий грех, и если бы у этих людей не было приемлемого толкования этого аята их следовало бы считать неверующими, потому что они объявили дозволенным то, что запретил Аллах.
Если человек несправедливо обвиняет другого в неверии, это обвинение возвращается к нему же.
Ибн ‘Умар передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человек назвал своего брата неверующим, то если он говорит неправду, он сам подпадает под свои слова»[6].
О брат по вере, пойми и запомни, что если человек делает нечто, являющееся неверием, это не обязательно означает, что сам он неверующий. Обвинить человека в неверии можно только при наличии неопровержимых доказательств и отсутствии препятствующих обстоятельств. Нельзя торопиться в объявлении кого-либо неверным. Кроме того, вынесение суждения о вероотступничестве кого-то из мусульман относится к компетенции ученых, а не случайных людей.
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] Достоверный хадис. [Муслим (82); Ибн Маджах (1080); ат-Тирмизи (2620); имам Ахмад (23057).
[2] Вопрос о том, стоит ли считать оставившего намаз неверующим, относится к вопросам иджтихада, в которых ученый находится между правильным и неправильным мнением, между одной наградой и двумя.
В фетве № 5703 Постоянного комитета научных исследований и фетв, говорится: «Если человек оставляет намаз умышленно и отрицает ее обязательность, он является неверующим по единодушному мнению ученых. Если же он оставляет намаз из лени, то он также является неверующим, согласно наиболее правильному из двух мнений ученых…».
Выдающийся ученый Ибн ‘Усаймин, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Это один из важнейших вопросов исламского знания, и ученые разошлись во мнениях…».
Ибн Кудама аль-Ханбали аль-Макдиси (ум. 620 г. х.) в своей замечательной книге «Аль-мугни» (3/357) упоминает о разногласиях среди ученых в этом вопросе и указывает, что правильное мнение состоит в том, что оставляющий намаз из лени не становится неверующим. Он пишет: «От имама Ахмада передаются разные мнения относительно того, подвергается ли оставивший намаз из лени наказанию или заслуживает казни как вероотступник. Одно из мнений гласит, что он приравнивается к вероотступнику и заслуживает казни, и его тело не омывают, не заворачивают в саван и не хоронят на кладбище мусульман, и он не получает ни от кого наследства и ему никто не наследует. Такого мнения придерживались Абу Исхак ибн Шакыля, Ибн Хамид, ан-Наха‘и, аш-Ша‘би, Аййуб ас-Сахтияни, аль-Авза‘и, Ибн аль-Мубарак, Хаммад ибн Зейд, Исхак и Мухаммад ибн аль-Хасан. Их доказательством являются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Между человеком и неверием — оставление намаза”. В версии этого хадиса, переданной от Джабира, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Между человеком и ширком — оставление намаза”. Оба хадиса приводит Муслим. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также сказал: “Между ними и нами — оставление намаза, и кто оставил его, тот стал неверующим”. В другом хадисе сказано: “Первым, что потеряете вы из своей религии, станет соблюдение доверенного (амана), а последним, что вы потеряете из нее, станет намаз”. Имам Ахмад сказал: “От того, последняя часть чего потеряна, не остается ничего ”.
‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: “Нет в исламе доли тому, кто оставил намаз”.
‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: “Кто не молится, тот неверующий”.
Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Нет религии у того, кто не молится”.
‘Абдуллах ибн Шакык сказал: “Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не считали неверием ни одно дело, кроме оставления намаза”.
К тому же, намаз — поклонение, посредством которого входят в ислам и посредством оставления которого выходят из него, наподобие свидетельства.
Согласно второму мнению, которое передается от имама Ахмада, оставившего намаз из лени казнят в качестве наказания, однако он продолжает считаться мусульманином, подобно прелюбодею, когда-либо состоявшему в браке. Это мнение Абу ‘Абдуллаха ибн Батты. Он отверг утверждение о том, что оставляющий намаз из лени становится неверующим, и упомянул, что таково утвердившееся мнение мазхаба (Ахмада) и что внутри мазхаба нет разногласий в этом вопросе. Такого же мнения придерживается большинство факыхов, включая Абу Ханифу, Малика и аш-Шафи‘и.
Хузейфа передает: “Настанут времена, когда у людей не останется от ислама ничего, кроме слов: ‹Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха›”. Люди спросили: “А какой толк будет им от этих слов?” Он сказал: “Они спасут их от Огня, да лишится тебя отец твой!”.
Ваалян рассказывает: «Я пришел к своему дому и увидел зарезанную овцу.
Я спросил: “Кто зарезал ее?” Мне сказали: “Твой слуга”. Я сказал: “Но ведь он не молится!” Женщины сказали: “Мы велели ему произнести над ней Имя Аллаха”. Тогда я отправился к Ибн Мас‘уду и спросил его об этом, и он велел мне есть эту овцу».
Это мнение подтверждается хадисом: “Поистине, Аллах сделал запретным для Огня того, кто сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», стремясь к Лику Его”.
Абу Зарр сказал: “Я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Каждый раб Аллаха, сказавший: «Нет божества, кроме Аллаха», а потом умер, не отступив от этого, войдет в Рай›”.
‘Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Кто засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник, что Иса — раб Аллаха и Его Посланник, а также слово Его, обращённое к Марьям, и дух от Него, и что рай — истина, и Огонь — истина, того Аллах введёт в рай в соответствии с делами его”. (Это означает, что такой человек не останется в Аду навечно, однако Аллах может ввести его в Огонь на время, наказывая за грехи — добавление переводчика).
Анас передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Выйдет из Огня тот, кто сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», и при этом в его сердце было благо хотя бы на вес пшеничного зерна”. Эти хадисы приводят аль-Бухари и Муслим, и существует много других хадисов с похожим смыслом.
‘Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах предписал Своему рабу совершать пять намазов в сутки, и кто придет (в Судный день) с ними, не пропустив ничего из них из-за своего пренебрежительного отношения к ним, тому Аллах обещал непременно ввести его в Рай. А кто не придет с ними, тому Аллах не дает никакого обещания, и если Он пожелает, то накажет его, а если пожелает, то введет его в Рай”. Если бы человек, не совершавший намаз из-за лени, был неверующим, ни о каком выборе не могло бы быть и речи и его ожидало бы только одно — наказание в Огне.
Аль-Халляль передает со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Совершайте погребальную молитву над тем, кто говорил: ‹Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха›”.
Кроме того, в среде ученых сформировалось нечто вроде единодушного мнения (иджма’) на этот счет. Нам не известно ни одного случая, когда оставившего намаз не омыли бы после его смерти, не совершили бы над ним погребальную молитву, отказались бы хоронить его на кладбище мусульман, лишили бы его наследства, запретили бы кому-то наследовать ему или расторгли бы его брак. Хотя в разные эпохи было множество людей, которые не совершали намаз. Если бы такие люди становились неверующими, к ним должны были бы применяться упомянутые нормы.
К тому же, мусульмане согласны с тем, что оставивший намаз обязан восполнить его, а если бы он становился вероотступником, на нем не лежала бы обязанность восполнять намаз или пост. Что же касается приведенных выше хадисов, то они лишь подчеркивают тяжесть греха оставляющего намаз и указывают на его сходство с неверующими. Они подобны словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха):
— “Оскорбление мусульманина — нечестие, а сражение с ним — неверие”.
— “Если человек назвал своего брата неверующим, то один из них точно неверующий”.
— “Кто вступил в близость с женщиной во время менструации или совершил половое сношение с женщиной в задний проход, тот не уверовал в ниспосланное Мухаммаду!”.
— “Кто поклялся не Аллахом, тот совершил ширк”.
— “Пьющий вино подобен идолопоклоннику”.
Есть и другие подобные хадисы, в которых подразумевается грозное предупреждение и подчеркивается тяжесть греха. Это наиболее правильное из двух мнений, а Аллах знает обо всем лучше». Конец цитаты.
Из сказанного выше читателю становится ясно, что есть группа ученых, которые считают оставляющего намаз из лени неверующим, и у них есть веские доказательства. Остальные же ученые считают такого человека нечестивцем (фасик), который может прийти к вероотступничеству и неверию, если вовремя не одумается, не покается и не вернется на прямой путь.
Если его призвали к совершению намаза и правитель мусульман пригрозил ему казнью, однако он даже в таком случае отказался подчиниться и совершать намаз, то его казнят, потому что его неверие стало явным, и его жизнь лишилась неприкосновенности. Над его телом не совершают погребальный намаз и его не хоронят на кладбище мусульман. Так совмещаются доказательства обеих групп ученых.
Советуем прочитать исследование шейха аль-Албани на эту тему.
[3] Священные хадисы — это предания, рассказанные Пророком (мир ему и благословение Аллаха) от имени Господа, которые были переданы им дословно, без искажения текста и смысла, и дошли до нас через единичные или многочисленные цепочки рассказчиков, в то же время уступая по своей распространенности Корану. См. «Каваид ат-Тахдис» шейха Джамал ад-Дина аль-Касими (стр. 65).
[4] Достоверный хадис. [Муслим (125–199); имам Ахмад (3071). См.: аль-Мунзири. «Краткое изложение Сахиха Муслим» (2147).
[5] Этот хадис с безупречной цепочкой рассказчиков, приводит Абду-р-Раззак.
[6] Достоверный хадис. [аль-Бухари (60); Муслим (5753); Абу Дауд (4687); имам Ахмад (4745).