Нарушения Единобожия — Часть 18-19
Ар-Раиййс, Абд аль-Азиз
Нарушения Единобожия
Второе русское издание
Свет Ислама
— 2016 —
مخالفات في التوحيد
للدكتور/ عبدالعزيز بن ريس الريس
Эта небольшая по объему и написанная простым языком книга знакомит нас с опаснейшими нарушениями в вопросе Единобожия, от которых страдает сегодня мусульманский мир. По причине широко распространившегося неграмотность, многие мусульмане оспаривают их опасность для исповедания Единобожия, хотя она очевидна.
© Сноски и примечания Абу Умара аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
Часть 18 — Нарушения Единобожия
Скачать 2.1 МБ
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
18 – Неправильное толкование имён Аллаха и Его атрибутов, упомянутых в Коране и достоверных хадисах
Речь идет о толковании, которое противоречит словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Обычно подобные неправильные толкования объясняются желанием избежать уподобления — то есть уподобления качеств Аллаха качествам творений. Например, Всевышний Аллах сказал о Себе: «… Его обе Руки простерты» (5:64).
Некоторые люди говорят: «Под Руками подразумевается сила, потому что если мы скажем, что у Аллаха есть Руки, мы уподобим Его творениям…». Так же они искажают приход Аллаха в Судный день, Его милость и другие Имена и Атрибуты Всевышнего.
Это очень серьезная ошибка в убеждениях (акида), потому что если у Аллаха есть Атрибуты, это не означает, что они подобны одноименным атрибутам творений.
Атрибуты Всевышнего совершенны и не имеют никакого сходства с атрибутами творений. Например, если мы говорим, что у человека есть две руки и у животного есть две руки, это вовсе не означает, что у животного руки такие же, как у человека: у каждого из них его руки соответствуют ему. То же самое касается других атрибутов. Аллаху принадлежат наивысшие качества, и если мы говорим, что у Аллаха есть две Руки, так как Он Сам сказал это о Себе, то это не означает, что Его Руки — такие же, как конечности творений. Вспомним Слова Всевышнего: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий» (42:11).
В этом аяте Аллах утверждает наличие у Него атрибутов, а именно слуха и зрения, но в то же время подчеркивает, что Его атрибуты не подобны качествам творений и нет ничего подобного Ему.
К тому же, из слов тех, кто искажает или отрицает Атрибуты Аллаха, следует, что у Аллаха вообще нет никаких атрибутов. Стремясь избежать уподобления, они пришли к тому, что еще хуже: приравняли Аллаха к небытию, — ведь тот, кто существует, непременно обладает какими-то качествами.
Когда же эти люди перестанут искажать смысл Слов Всевышнего и покушаться на Его Прекрасные Имена и Высочайшие Атрибуты?!!![1]
Часть 19 — Нарушения Единобожия
Скачать 4.0 МБ
19 – «Вера в сердце»
Некоторые мусульмане считают, что если человек говорит или делает запретное, оставаясь при этом с благочестивым сердцем внутри, то Аллах не станет наказывать его за это. Когда кто-то порицает их за грехи и ослушание Аллаха, они говорят: «Главное — то, что в сердце. А у меня в сердце вера…». Это ошибочное убеждение. Шайтан внушает его людям, чтобы они не боялись грешить и ослушиваться Всевышнего. Однако это утверждение нетрудно опровергнуть:
1) Если человек благочестив и у него чистая душа, это должно непременно отражаться на его поведении, и если он верующий, его вера обязательно должна проявляться в его действиях.
Ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти: если он хороший, он делает хорошим все тело, а если он скверный, он делает скверным все тело, и, поистине, это — сердце»[2].
Если человек совершает грехи без зазрения совести и считает себя благочестивым верующим, он ошибается: это Шайтан обманывает его.
2) Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваши тела, но Он смотрит на ваши сердца и ваши дела»[3].
Из хадиса следует, что Аллах смотрит не только на сердце человека, но и на его дела.
3) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам изменять порицаемое, когда мы становимся его свидетелями.
Абу Са‘ид (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот из вас, кто увидит порицаемое, изменит это собственноручно, если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком, а если не сможет и этого, то — своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры»[4].
Если бы ослушание Аллаха при наличии веры в сердце не имело значения, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не велел бы нам изменять порицаемое и делать замечания тем, кто открыто совершает грехи.
Важное примечание:
Некоторые люди говорят: «Вера — только в сердце».
Они ошибаются, потому что это утверждение противоречит Корану и Сунне, а также убеждениям наших праведных предшественников[5].
По мнению приверженцев Сунны, вера — это слова, дела и убеждения, и покорность Всевышнему увеличивает веру, а ослушание — напротив, уменьшает[6].
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наивысшее из них — слова “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, а наименьшее — устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры»[7].
Этот и другие похожие хадисы подтверждают, что вера не ограничивается убеждением в сердце: словесное выражение покорности Аллаху (формула Единобожия: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха») и действия (устранение с дороги того, что мешает проходить людям) также входят в понятие веры.
Кроме того, великое неверие (куфр акбар) также проявляется не только в виде убеждений, но и в виде слов и действий — например, человек богохульствует и проклинает исламскую религию, или Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
На это указывают слова Всевышнего: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь… Вы стали неверующими после того, как уверовали» (9:65,66)[8]
Человек становится неверующим, даже если совершает упомянутые действия предумышленно в виде шутки, как стали неверующими люди, о которых идет речь в аяте.
Великий ширк проявляется и в виде действий — например, если человек оскверняет Коран и совершает земной поклон идолу. Да убережет нас Аллах от подобного!
Последователи Сунны и единой общины единодушны в этом (иджма‘).
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] Считаю уместным привести для наших русскоязычных братьев, придерживающихся мазхаба Абу Ханифы, да помилует его Аллах, слова этого великого имама, да смилуется над ним Аллах, чтобы приверженцы нововведений не смогли ввести их в заблуждение. Имам сказал: «Аллаха нельзя описывать атрибутами творений. Его гнев и Его довольство относятся к Его атрибутам, которые надлежит признавать без вопроса «как?». Таково мнение Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а. Аллах гневается и проявляет довольство, и нельзя говорить, что под гневом Аллаха подразумевается Его кара, а под довольством — награда. Мы описываем Аллаха так, как Он сам описал Себя. Он Един, не родил и не был рожден, и не был Ему подобием ни один, Живой, Могущественный, Слышащий, Видящий, Знающий. Рука Его «над их руками» и не такова, как руки Его творений, а лик Его не таков, как лица Его творений».
«У Аллаха есть рука, лик и нафс (душа), о чем Аллах упоминает в Коране. То, что упомянуто Аллахом (лик, рука и душа), является Его атрибутами, по поводу которых нельзя задаваться вопросом «как?». Недопустимо говорить, что под рукой Аллаха подразумевается Его могущество или Его милость, потому что это будет означать отрицание атрибута, но именно так говорят кадариты и му’тазилиты» См.: «аль-Фикх аль-Абсат» (стр.56).
Также имам сказал: «Никому не следует каким-либо образом разглагольствовать о сущности Аллаха, напротив, Аллаха нужно описывать так, как Он Сам описал Себя. Об Аллахе нельзя говорить что-либо, ориентируясь на собственное мнение. Он, Господь миров, благословен и возвышен ». См.: «Шарх аль-акида ат-Тахавийя» (2/427); «Джаляу-ль-‘айнайн» (стр. 368).
Он также сказал: «Аллах не похож ни на что из Его творений, и ничто из творений не похоже на Него, Он был и остается при Своих именах и атрибутах». См.: «аль-Фикх аль-акбар» (стр. 301).
Он также сказал: «Атрибуты Аллаха не таковы, как атрибуты творений: Он знает, но Его знание не таково как наше, Он обладает могуществом, однако Его могущество не таково, как наше, Он видит, однако Его видение не подобно нашему, Он слышит, однако не подобно нашему слуху, Он говорит, однако не так, как говорим мы». См.: «аль-Фикх аль-акбар» (стр. 302).
Он также сказал: «Аллаха нельзя описывать качествами творений». См. «аль-Фикх аль-абсат» (стр. 56).
Также он сказал: «Тот, кто описывает Аллаха какими-либо качествами, присущими человеку, впадает в неверие». «аль-Акида ат-Тахавия» (стр. 25).
Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Коран — слово Аллаха, записанное в свитках, хранимое в сердцах, читаемое языками и ниспосланное Пророку (мир ему и благословение Аллаха)». «аль-Фикх аль-акбар» (стр. 301). Таких его высказываний множество.
[2] Достоверный хадис. [аль-Бухари (52) и Муслим (1599). См.: ан-Навави. «Сады праведных» на русском языке (588).
[3] Достоверный хадис. [Муслим (2564). См.: ан-Навави. «Сады праведных» (7).
[4] Достоверный хадис. [Муслим (49).
[5] Эти вопросы подробно разъясняются в комментариях к двум книгам: «аль-Акида ат-таххавийя» и «аль-Акида аль-васитыйя». Скоро они будут изданы на русском языке, если на то будет воля Всевышнего.
[6] Для подробности, см.: «Основы веры в свете Корана и Сунны».
[7] Достоверный хадис. [Муслим (35). См.: ан-Навави. «Сады праведных» (125).
[8] Абдуллах ибн ‘Умар рассказывал: «На одном из собраний во время похода на Табук один из мужчин сказал: “Я никогда не видел более прожорливых, более лживых и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал об этом, и по этому поводу было ниспослано кораническое откровение. ‘Абдуллах сказал (про этого мужчину): «Он держался за подпругу верблюдицы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто болтали и забавлялись…”. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил ему: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» Этот Достоверный хадис. [Ибн Абу Хатим и Ибн Джарир.