Полезные сведения о достоинствах и благонравиях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха! — Часть 11
МУХАММАД ИБН ДЖАМИЛЬ ЗИНУ
ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА
Мир ему и благословение Аллаха !
(ЧАСТЬ 11)
قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى
Свет Ислама
—2017—
Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.
Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин — не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха — пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас — для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».
© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Чтение Корана и молитва Посланника,
мир ему и благословение Аллаха!
- Всевышний Аллах сказал: «И читай Коран размеренным чтением» (73:4).
- Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не читал Коран быстрее, чем в три дня»[1].
- «При чтении Корана посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал паузы после каждого аята. Он читал: “Хвала Аллаху, Господу миров…” — и останавливался. Затем он продолжал: “Милостивому, Милующему…” — и вновь останавливался»[2].
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Украшайте Коран своими голосами[3], ибо красивый голос придаёт Корану ещё больше красоты»[4].
- «Он (мир ему и благословение Аллаха) читал Коран нараспев»[5].
- «Он (мир ему и благословение Аллаха) вставал на молитву, услышав крик петуха»[6].
- «Иногда он (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитвы в своих сандалиях»[7].
- «(Обычно) он (мир ему и благословение Аллаха) произносил славословия Аллаху, ведя им счёт с помощью (пальцев) правой руки»[8]. Это означает, что при поминании Аллаха Пророк (мир ему и благословение Аллаха)отсчитывал количество восславлений на пальцах правой руки.
- «Когда в жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) случалось что-то важное, он молился»[9].
- «Сидя во время молитвы, он клал кисти рук на колени, поднимал располагающийся рядом с большим пальцем палец правой руки и взывал с его помощью»[10].
- «Во время сидения для произнесения молитв засвидетельствования, ташаххуда, он шевелил указательным пальцем правой руки, взывая с его помощью»[11]. Об указательном пальце Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Для шайтана он тяжелее, чем железо»[12].
- «Совершая молитву, он клал правую руку на левую на груди»[13].
- Имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад — основатели четырёх ведущих школ мусульманского права, мазхабов, — единодушны в высказывании: «Если хадис достоверен, то мой мазхаб совпадает с ним». Шевеление пальцем и возложение рук на грудь в молитве относятся к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и потому являются мазхабом этих учёных.
- Шевеление указательным пальцем в молитве признавали имам Малик, некоторые последователи имама аш-Шафи‘и и другие учёные. Об этом упомянули имам ан-Навави[14].
В вышеизложенном хадисе посланник (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил мудрость шевеления пальцем, которая состоит в том, что это указывает на единственность Аллаха. А поскольку шайтану ненавистно единобожие, таухид, то шевеление пальцем мучительнее для него, чем удары железом.
Мусульманин обязан следовать примеру посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), не отвергая его Сунну. Сам же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы видели, как я молюсь, и совершайте молитву так, как я её совершаю»[15].
Пост Пророка,
мир ему и благословение Аллаха!
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тому, кто во время рамадана станет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи[16]»[17].
- Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также сказал:
«Кто постился в рамадане, а затем соблюдал пост ещё шесть дней в шаввале, тот словно постился целую вечность»[18].
- Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также сказал:
«Кто постится три дня в каждом месяце и каждый рамадан, тот словно постится целую вечность. Я надеюсь, что тому, кто постится в день Арафата[19], Аллах простит грехи, которые он совершил в минувшем году и совершит в будущем году. Я также надеюсь, что тому, кто постится в день Ашура[20], Аллах простит грехи, совершенные им в минувшем году»[21].
- Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если я доживу до следующего года, то буду поститься и девятого числа месяца мухаррам»[22].
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Деяния, совершенные человеком, представляются Аллаху по понедельникам и четвергам, и я хочу, чтобы мои деяния были представлены, когда я соблюдаю пост»[23].
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в праздники разговения и жертвоприношения[24].
- Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Я не видела, чтобы посланник Аллаха r постился целый месяц подряд, за исключением месяца рамадан»[25].
Поклонение Посланника,
мир ему и благословение Аллаха!
- Всевышний Аллах сказал: «О закутавшийся (в свои одежды) (Пророк)! Простаивай (всю) ночь (в молитве), кроме малой (её части)…» (73:1, 2).
- Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Ни в месяце рамадан, ни в другое время посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не молился более одиннадцати рак‘атов, совершая дополнительную ночную молитву (кийам аль-лейл). Он совершал четыре рак‘ата, и не спрашивай, насколько они были прекрасны и долги. Затем он вновь совершал четыре рак‘ата — столь же красиво и продолжительно. После этого он совершал ещё три. Я спросила его: “Спишь ли ты перед заключительной молитвой, (салат-уль-витр)?”
Он ответил: “О Аиша, мои глаза спят, но сердце бодрствует”»[26].
- Аль-Асвад ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Я спросил Аишу о том, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву. Она сказала:
“В начале ночи он спал, а затем просыпался и молился. Когда же приближался рассвет, он совершал заключительную молитву, состоящий из нечетного числа рак‘атов, а затем опять ложился в постель. Если он желал, то имел близость со своей женой. Услышав призыв к молитве, посланник Аллаха r тотчас вставал. Если имело место большое осквернение, то он лил на себя воду (т.е. совершал полное омовение), а если нет, то совершал малое омовение и выходил на молитву”»[27].
- Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) молился до тех пор, пока у него не опухали ноги. Как-то его спросили: “О посланник Аллаха! Ты поступаешь таким образом, но ведь Аллах отпустил тебе твои прошлые и будущие прегрешения”.
Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Разве не следует мне быть благодарным рабом?”»[28]
- Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Мне привили любовь в этом мире к женщинам и благовониям, а услада моя — в молитве»[29].
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] Достоверный хадис. [Ибн Са‘д; Сахих аль-Джами ас-сагир (4866)].
[2] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи].
[3] Достоверный хадис. [Абу Дауд (1468)].
[4] Передали аль-Бухари в форме «та’лик», Абу Дауд, ад-Дарими, аль-Хаким, Таммам ар-Рази через две достоверные цепочки передатчиков. Описание молитвы Пророка (стр.138).
[5] Достоверный хадис. [Имам Ахмад (12341)].
[6] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (265) и Муслим (741)].
[7] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1899) и Муслим.
[8] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (3410); и Абу Дауд (5065) ан-Насаи (1348)].
[9] Хороший хадис. [Ахмад и Абу Дауд (1319)].
[10] [Муслим (580)].
[11] Достоверный хадис. [Ан-Насаи (965)].
[12] Хороший хадис. [Имам Ахмад (6000)].
[13] Достоверный хадис. [Ибн Хузайма. Ат-Тирмизи назвал его хорошим].
[14] См.: [Ан-Навави. аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб (3/454)].
[15] [Аль-Бухари (631, 7246 и 6008)].
[16] В числе этих прегрешений не входят тяжкие грехи, для искупления которых необходимо принести покаяние и совершить ряд других действий.
[17] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (36), и Муслим (403)].
[18] [Краткое изложение Сахиха Муслима (624)].
[19] Паломники, находящиеся в долине Арафат, в этот день не должны поститься.
[20] Т.е. десятого числа месяца мухаррам.
[21] [Краткое изложение Сахиха Муслима (626)].
[22] [Муслим (1134)].
[23] Достоверный хадис. [Ан-Насаи, а аль-Мунзири назвал его хорошим].
[24] [Аль-Бухари. Краткое изложение Сахиха Муслима (628)].
[25] [Аль-Бухари. Краткое изложение Сахиха Муслима (395)].
[26] [Аль-Бухари. Краткое изложение Сахиха Муслима (574) и Муслим].
[27] [Аль-Бухари (951), Муслим (754–137) и другие].
[28] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (563) и Муслим (1562)].
[29] Достоверный хадис. [Ан-Насаи (3939, 3940); Ахмад (12315). Сахих аль-джами ас-сагир (3124)].