Полезные сведения о достоинствах и благонравиях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха! — Часть 16
МУХАММАД ИБН ДЖАМИЛЬ ЗИНУ
ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА
Мир ему и благословение Аллаха !
(ЧАСТЬ 16)
قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى
Свет Ислама
—2017—
Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.
Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин — не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха — пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас — для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».
© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
БЛАГОНРАВИЕ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!
Ты для людей возвысил замок благонравия.
Вот он разрушен — жертва их забвения.
Они господ себе нашли для почитания,
Хоть благонравие достойней их почтения.
НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ БЛАГОНРАВИЯ ПРОРОКА
Мир ему и благословение Аллаха!
Всевышний Аллах сказал: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [Мухаммад] был добр с ними. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. А когда ты решишься на что-либо, то уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (3:153).
Всевышний также сказал: «Поистине, ты — человек превосходного нрава» (68:4).
«Его нравом был Коран»[1].
«Ненавистнее всего ему была ложь»[2].
Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не говорил ничего непристойного и не поносил людей[3], и он часто повторял: “Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами”»[4].
Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь своё порицание, то говорил: “Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб !”[5]»[6].
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был самым красивым человеком на лицо и имел самый прекрасный нрав»[7].
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды люди попросили: “О посланник Аллаха, призови проклятие на многобожников!”, на что он сказал: “Поистине, я был послан не как проклинающий, а как милость!”»[8].
«Он всегда предвещал добро и не любил предвещать зло. Ему нравились добрые имена»[9].
Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) глядел на меня и разговаривал со мной так, что я решил, что являюсь лучшим среди людей. Я спросил его: “О посланник Аллаха, я лучше или Абу Бакр?”
Он ответил: “Абу Бакр!”
“О посланник Аллаха, я лучше или Умар?”
“Умар!”
“О посланник Аллаха, я лучше или Усман?”
“Усман!”
Когда я спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он сказал мне правду. Тогда я подумал, что лучше бы я вообще не спрашивал его»[10].
Ата ибн Йасар, да помилует его Аллах, сказал: «Однажды я встретил Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, и сказал (ему): “Расскажи мне о качествах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), (упомянутых) в Торе”. Он сказал: “Да, клянусь Аллахом, в Торе перечисляются некоторые из его качеств, упомянутых и в Коране, где сказано:
‹О Пророк! Поистине, Мы послали тебя в качестве свидетеля, и вестника радости, и увещателя …› (33:45), и защитника для неграмотных[11]. Ты — Мой раб и Мой посланник. Я назвал тебя уповающим (аль-мутаваккиль). Он[12] не является ни грубым, ни жёстким, ни кричащим на рынках и не воздаёт дурным за дурное, но милует и прощает. Аллах не заберёт его (к Себе) до тех пор, пока не выпрямит через него искривившуюся общину[13], чтобы (люди) говорили: “Нет бога, кроме Аллаха”, и благодаря этой религии откроются слепые глаза, и глухие уши, и жестокие сердца»[14].
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда бы ни предлагали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только оно не являлось греховным, если же было в нём что-то греховное, то он держался от него дальше любого из людей. Кроме того, посланник Аллаха r никогда не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха][15]»[16].
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда никого не бил рукой: ни женщин, ни слуг. За исключением, если он сражался на пути Аллаха. И кто бы ни причинил ему зло, он [никогда] не мстил за себя лично, и только если нарушался какой-либо запрет Всемогущего и Великого Аллаха, [он мстил за Аллаха]»[17].
Сообщается, что Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда кто-нибудь приходил к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой, он всегда поворачивался к своим собеседникам и говорил: “Ходатайствуйте [за просителей][18] и вы получите награду, а об угодном Ему решении Аллах объявит через Своего Пророка”»[19].
Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обладал лучшим нравом из всех людей. Однажды он послал меня с каким-то поручением, а я сказал: “Клянусь Аллахом, я не пойду!” хотя в душе решил пойти и выполнить то, что велел мне Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). После этого я вышел из дома и не останавливался, пока не прошёл мимо игравших на рынке мальчишек, как вдруг посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, как оказалось, стоял сзади, взял меня за затылок. Я посмотрел на него и увидел, что он смеётся, Пророк же (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “О Унайс[20], разве ты пошёл туда, куда я велел?” — а я сказал: “Да, я иду, о посланник Аллаха”».
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, я служил ему девять лет, и не было такого, чтобы я сделал что-то, а он сказал: “Почему ты поступил так-то и так-то?” Или сказал бы: “Разве ты не сделал то-то и то-то?”, если я чего-либо не делал»[21].
Сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека из племени бану ханифа по имени Сумама ибн Усаль, являвшегося господином жителей аль-Йамамы. Они привязали его к столбу мечети, а через некоторое время к нему вышел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “Что у тебя, о Сумама?”[22]
Тот сказал: “Я думаю, что всё кончится хорошо, о Мухаммад, ибо, если ты убьёшь меня, будет кому за меня отомстить, если окажешь мне благодеяние[23], то окажешь его благодарному человеку, если же ты хочешь денег, то проси, и тебе дадут всё, что ты пожелаешь”.
Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел: “Освободите Сумаму”.
После этого Сумама направился в пальмовую рощу, которая находилась рядом с мечетью, и совершил полное омовение, а потом вошёл в мечеть и сказал: “Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха!
О Мухаммад, клянусь Аллахом, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но теперь оно стало для меня самым любимым из всех лиц!
Клянусь Аллахом, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, но теперь она стала для меня самой любимой из всех религий!
Клянусь Аллахом, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город, но теперь он стал для меня самым любимым из всех городов!”»[24].
ХАДИСЫ
О нравственных качествах
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами»[25].
«Воистину, я сильнее люблю тех из вас, которые обладают превосходным нравом»[26].
«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом. А лучшие из вас — те, которые хорошо относятся к своим женам»[27].
«Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль — это стыдливость»[28].
«Поистине, с помощью благонравия верующий может достичь степени того, кто постится днём и выстаивает ночи в молитве»[29].
«Воистину, наиболее совершенна вера у верующих, которые обладают превосходным нравом и снисходительны к своим женам»[30].
«Не будет на Весах ничего тяжелее благонравия»[31].
«Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсаруна), хвастливые (муташаддикуна) и разглагольствующие (мутафайхикуна).” Люди сказали: “О посланник Аллаха, мы знаем, кто такие “болтливые” и “хвастливые”, но кто такие “разглагольствующие”?” Он сказал: “Это надменные”»[32].
«Добродетель суть прекрасный нрав»[33].
«Бойся Аллаха, где бы ты ни был, вслед за дурным делом соверши благое, которое сотрёт собой дурное, и придерживайся благонравия в отношениях с людьми»[34].
«Воистину, я послан, дабы усовершенствовать нормы морали»[35].
«Не сообщить ли мне вам, кто не попадет в ад? Каждый, кто близок [к другим], прост и добр»[36].
«Самые любимые Аллахом среди Его рабов — те, которые обладают превосходным нравом»[37].
«Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья. И нет добра в том, кто не любит друзей и кого не любят друзья»[38].
«Богобоязненность и превосходный нрав»[39].
«Верующий искренен и великодушен, а грешник лжив и скуп»[40].
«Верующие не заносчивы и податливы, как верховые верблюды. Когда тех ведут, они покоряются, а когда их опускают на колени, они опускаются»[41].
«Верующий, который общается с людьми и терпит причиняемые ими обиды, лучше того верующего, который не вступает с людьми в общение и не терпит причиняемые ими обиды»[42].
«Не поведать ли мне вам о лучших из вас?» Люди сказали: «Конечно, поведай!» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас — те, которые дольше живут и наделены превосходным нравом»[43].
«Правдивость, забота о вверенном тебе на хранение имуществе, превосходный нрав и употребление в пищу того, что разрешил Аллах, не унижая себя при этом, — если в тебе есть эти четыре качества, то тебе не повредит то, что ты чего-то лишился в этом мире»[44].
«Аллах не послал меня для того, чтобы я был излишне требователен и выискивал чужие ошибки. Он послал меня, чтобы я обучал и облегчал»[45].
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передаёт, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях Рая тому, кто оставит спор, даже если правда будет на его стороне. И я гарантирую дом в средней части Рая тому, кто откажется от лжи даже в шутку. И я гарантирую дом в высшей части Рая тому, у кого благой нрав»[46].
МОЛИТВЫ ПРОРОКА О БЛАГОНРАВИИ
«О Аллах, позволь мне творить благие дела и надели меня благим нравом, ведь никто не ведет людей к благодеяниям и благонравию, кроме Тебя. И избавь меня от скверных дел и скверного нрава, ведь никто не в силах избавить людей от них, кроме Тебя»
اللَّهُمَّ اهْدِنِي لِأَحْسَنِ الْأَعْمَالِ وَأَحْسَنِ الْأَخْلَاقِ، لَا يَهْدِي لِأَحْسَنِهَا إِلَّا أَنْتَ، وَقِنِي سَيِّئَ الْأَعْمَالِ وَسَيِّئَ الْأَخْلَاقِ، لَا يَقِي سَيِّئَهَا إِلَّا أَنْتَ
(Аллахумма ихдини ли ахсани аль-а‘мали ва ахсани аль- ахляки, ля йахди ли ахсаниха илля анта, ва кынии сеййиа аль-а‘мали ва сеййи аль-ахляки, ля йакы сеййиаха илля анта) [47].
«О Аллах, упаси меня от скверного нрава и деяний, от скверных желаний и недугов»
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ مُنْكَرَاتِ الْأَخْلَاقِ وَالْأَعْمَالِ وَالْأَهْوَاءِ وَالْأَدْوَاءِ
(Аллахумма инни а‘уузу бика мин мункирати аль-ахляки ва-ль-а‘мали ва-ль ахвааи ва-ль адваи)[48].
«О Аллах, соедини наши сердца в любви и согласии и устрой между нами благочестие…».
اللَّهُمَّ أَلَّفْ بَيْنَ قُلُوبِنَا، وَأَصْلِحْ ذَاتَ بَيْنِنَا
(Аллахумма аллиф бейна кулуубина ва аслих зата бейнана)[49].
«Воистину, я всего лишь человек. О Аллах, кого бы из верующих я ни ругал[50], сделай это для него причиной приближения к Тебе в День воскресения!»[51].
«О Аллах, создай трудности для того, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины, и та власть будет им в тягость, и будь добр по отношению к тому, кто получит хоть какую-то власть над членами моей общины и будет проявлять доброту по отношению к ним»
اللَّهُمَّ مَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَشَقَّ عَلَيْهِمْ فَاشْقُقْ عَلَيْهِ وَمَنْ وَلِيَ مِنْ أَمْرِ أُمَّتِي شَيْئًا فَرَفَقَ بِهِمْ، فَارْفُقْ بِهِ
(Аллахумма — ман валийа мин амри умматии шей‘ан фашака алейхим фашкук алейхи, ва ман валийа мин амри умматии шей‘ан фарафака бихим фарфук бихи)[52].
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости, нерадения, малодушия, скупости, старческой дряхлости и мучений могилы! О Аллах, даруй душе моей благочестие и очисти её, [ведь] Ты — лучший из очищающих её[53] и Ты — её Покровитель и Владыка! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от бесполезного знания, и от сердца, не проявляющего смирения, и от души, которая не [может] насытиться, и от мольбы, которой не внемлют!”
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ الْعَجْزِ وَالْكَسَلِ، وَالْجُبْنِ وَالْبُخْلِ، وَالْهَرَمِ، وَعَذَابِ الْقَبْرِ، اللَّهُمَّ آتِ نَفْسِي تَقْوَاهَا، وَزَكِّهَا أَنْتَ خَيْرُ مَنْ زَكَّاهَا، أَنْتَ وَلِيُّهَا وَمَوْلَاهَا، اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عِلْمٍ لَا يَنْفَعُ، وَمِنْ قَلْبٍ لَا يَخْشَعُ، وَمِنْ نَفْسٍ لَا تَشْبَعُ، وَمِنْ دَعْوَةٍ لَا يُسْتَجَابُ لَهَا
(Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-‘аджзи, ва-ль-касали, ва-ль-джубни, ва-ль-бухли, ва-ль-харами ва ‘азаби-ль-кабр! Аллахумма, ати нафси таква-ха, ва закки-ха, Анта хайрун ман заккя-ха, Анта Валийу-ха ва Мауля-ха! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘ильмин ля йанфа‘у, ва мин кальбин ля йахша‘у, ва мин нафсин ля ташба‘у ва мин да‘ватин ля йустаджабу ля-ха!)[54].
А знания не приносят пользы, если человек не руководствуется ими в делах, не учит им других, не облагораживает ими свой нрав.
«О Аллах, одари меня прекрасным нравом, как Ты одарил меня прекрасной внешностью»
(Аллахумма камаа хассанта халки фаахсин хулуки)[55].
Прощение в ходе ссоры
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что некий мужчина ругал Абу Бакра, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел рядом с ним. Он удивился этому и улыбнулся. Мужчина продолжал, и, наконец, Абу Бакр ответил ему. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассердился и встал. Абу Бакр догнал его и сказал: “О посланник Аллаха, ты сидел, пока он ругал меня, а когда я ответил ему, ты рассердился и встал”.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Возле тебя был ангел, который отвечал ему за тебя. Но когда ты ответил ему сам, появился сатана. О Абу Бакр! Три вещи суть истина. Если с рабом Божиим поступают несправедливо, а он прощает обидчика ради великого и могучего Аллаха, то Аллах непременно дарует ему могущество и он одержит верх.
Если человек распахнет двери и станет раздавать пожертвования, поддерживая тем самым связи, то Аллах лишь умножит его богатство. Если же человек распахнет двери и станет просить других, желая тем самым увеличить своё состояние, то Аллах не увеличит для него ничего, кроме недостатка[56]”».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни говорили двое поносящих друг друга, грех за это будет лежать на том из них, кто начал первым, если только обиженный не преступит»[57].
Таким образом, человек имеет право отомстить за причиненную ему обиду или ответить на оскорбление тем же, и ответственность за его проступок несет тот, кто первым причинил обиду или нанес оскорбление. При этом обиженный может отвечать на обиду только в пределах совершенной против него несправедливости. Но если он излишествует в этом, то совершает грех, ибо дозволено ему было лишь равноценное возмездие.
Всевышний Аллах сказал: «Воздаяние за зло — равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит несправедливых» (24:40).
Т.е. отказаться от возмездия, снести оскорбление и стерпеть лучше, и это было отражено в хадисе про Абу Бакра.
«Поистине, самым ненавистным человеком для Аллаха является непримиримый соперник, ведущий тяжбу»[58].
Имам ас-Сан‘ани так прокомментировал этот хадис: «Аллах ненавидит тех, кто много спорит. Суть подобных споров состоит в том, что один спорщик пытается очернить другого и выявить у него ошибку тогда, когда в этом нет необходимости, просто ради унижения своего оппонента и демонстрации своего превосходства над ним».
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] [Краткое изложение Сахиха Муслима (395)].
[2] Достоверный хадис. [Аль-Байхаки].
[3] Имеется в виду, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), по природе своей был не склонен к употреблению плохих или грубых слов или совершению непристойных поступков и не позволял себе порочить других людей.
[4] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1422)].
[5] В эти слова вкладывался следующий смысл: пусть он побольше молится, совершая земные поклоны и касаясь лбом земли.
[6] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1934)].
[7] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1416)].
[8] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1843)].
[9] Достоверный хадис. [Ахмад].
[10] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи, а аль-Альбани назвал его хорошим].
[11] Под «неграмотными» здесь подразумеваются арабы.
[12] Так же в тексте.
[13] Имеется в виду арабы, некогда исповедовавшие религию Ибрахима, мир ему, но впоследствии впавшие в многобожие.
[14] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (962)].
[15] Здесь имеется в виду, что в подобных случаях Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда подвергал виновных установленному Аллахом наказанию (хадд).
[16] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1423); Краткое изложение Сахиха Муслим (1561)].
[17] [Муслим (2328)].
[18] Здесь подразумеваются не только люди, просящие подаяния, но и каждый, кто обращается со своими нуждами к влиятельным лицам, и за кого можно обратиться с ходатайством. С другой стороны, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал обращаться с ходатайствами в тех случаях, когда человек совершал преступление, требующее наказания в соответствии с установлениями Корана (хадд). Таким наказаниям виновных следует подвергать неукоснительно.
[19] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1933); Муслим, в кратком изложении (1798)].
[20] Унайс — уменьшительно-ласкательное от Анас.
[21] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1598)].
[22] То есть что ты думаешь о том, как я с тобой поступлю?
[23] То есть если ты освободишь меня.
[24] [Аль-Бухари; Краткое изложение Сахиха Муслим (1163)]. Текст приведен согласно версии Муслима с сокращениями.
[25] [Аль-Бухари. Краткое изложение Сахиха Муслима (1422)].
[26] [Аль-Бухари (3759). Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1422)].
[27] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4682) и ат-Тирмизи (1162)].
[28] Хороший хадис. [Ибн Маджах (4182); ат-Табарани (1610); ас-Сильсиля ас-сахиха (940) и Сахих аль-джами ас-сагир (2149)].
[29] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4789)].
[30] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (2612); ан-Насаи (9109)].
[31] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4799) и ат-Тирмизи (2003)].
[32] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (2018); Ахмад (17767); ас-Сильсиля ас-сахиха (791)].
[33] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1814)].
[34] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (1987); Ахмад (21526). Сахих аль-джами ас-сагир (97)].
[35] Достоверный хадис. [Ахмад (8939); аль-Байхаки (20572); аль-Хаким (4221); ас-Сильсиля ас-сахиха (45) и Сахих аль-джами ас-сагир (2833).
[36] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (2488); Ахмад (3938); Ибн Хиббан (470). Сахих аль-джами (3135)].
[37] Достоверный хадис. [Аль-Хаким (8214); ат-Табарани (471)].
[38] Хороший хадис. [Ат-Табарани (605); ас-Сильсиля ас-сахиха (851)].
[39] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (2004); Ибн Маджах (3236); Ахмад (9085); ас-Сильсиля ас-сахиха (977)].
[40] Хороший хадис. [Ат-Тирмизи (1964); Абу Дауд (4790); ас-Сильсиля ас-сахиха (935)].
[41] Хороший хадис. [Ибн Маджах (43); Ахмад (17182); ас-Сильсиля ас-сахиха (937)].
[42] Достоверный хадис. [Ибн Маджах (4032); ат-Тирмизи (2507); Ахмад (6651); ас-Сильсиля ас-сахиха (939)].
[43] Достоверный хадис. [Ахмад (9224); Ибн Хиббан (484); ас-Сильсиля ас-сахиха (1298).
[44] Достоверный хадис. [Ахмад (6652); аль-Хаким (7876); ас-Сильсиля ас-сахиха (733)].
[45] [Краткое изложение Сахиха Муслима (862)].
[46] Хороший хадис. [Абу Дауд (4800); ас-Сильсиля ас-сахиха (273)].
[47] Достоверный хадис. [Ан-Насаи (970)].
[48] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (3591); Ибн Хиббан (960) аль-Хаким (1949) аль-Байхаки (8541); Сахих аль-джами ас-сагир (1298)].
[49] Достоверный хадис. [Абу Дауд (969); Ибн Хиббан (996) аль-Хаким (977)].
[50] Эти слова не следует понимать, как указание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), мог сказать человеку что-то неприятное без причины. Если он и говорил что-нибудь подобное кому-либо, причиной всегда служили неблаговидные поступки человека, а намерения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), при этом были только благими.
[51] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1846)].
[52] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1220)].
[53] Имеется в виду, что в полном смысле слова никто, кроме Аллаха, душу очистить не может.
[54] [Муслим (2722–73); ан-Насаи (5458); ат-Тирмизи (3572) и Ахмад (19327). Краткое изложение Сахиха Муслима (1892)].
[55] Достоверный хадис. [Ахмад; Мишкат аль-Масабих].
[56] Достоверный хадис. [Ахмад; Мишкат аль-Масабих].
[57] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1833)].
[58] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1066); Краткое изложение Сахиха Муслима (1062).