Полезные сведения о достоинствах и благонравиях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха! — Часть 17
МУХАММАД ИБН ДЖАМИЛЬ ЗИНУ
ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА
Мир ему и благословение Аллаха !
(ЧАСТЬ 17)
قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى
Свет Ислама
—2017—
Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.
Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин — не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха — пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас — для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».
© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Примеры смирения Посланника
мир ему и благословение Аллаха!
Всевышний Аллах сказал: «..и преклони крыло твоё [проявляй смирение] перед верующими…» (15:88).
Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отличался наилучшим нравом. У меня был брат, которого называли Абу Умайр, и которого только недавно отняли от груди[1], и когда он приходил к нам, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда говорил ему: “О Абу Умайр, что делает птичка?”–, Так как у него была маленькая птичка, с которой играл»[2].
Аль-Асвад ибн Йазид ан-Наха‘и (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я спросил Аишу: “Чем обычно занимался посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) у себя дома?” В ответ она сказала: “Он часто помогал (какой-нибудь из) своих жён в работе по дому, а с наступлением времени молитвы выходил на молитву[3], а когда наступило время молитвы выходил на молитву”»[4].
Сообщается что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если какая-нибудь (маленькая) рабыня брала посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) за руку, она могла увести его, куда хотела (для решения своих проблем)»[5].
Сообщается что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не было для сподвижников человека, которого они любили бы больше, чем посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), но завидев его, они не поднимались ему навстречу, зная о том, что он не любит этого»[6].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят Ису, сына Марйам, ибо, поистине, я — раб (Аллаха), а поэтому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”»[7].
«Сообщается, что он (мир ему и благословение Аллаха) посещал ансаров, приветствовал их детей и гладил их по головам»[8].
«Сообщается, что о чём бы его, ни просили, он неизменно давал это (просителю), либо молчал»[9].
«Сообщается, что он (мир ему и благословение Аллаха), часто приходил к слабым из числа мусульман, посещал их, навещал больных, присутствовал на их похоронах»[10].
«Сообщается, что находясь в пути, он (мир ему и благословение Аллаха), часто возвращался назад, чтобы повести за собой ослабевших, и он сажал их в седло позади себя и обращался к Аллаху с мольбами за них»[11].
«Сообщается, что он (мир ему и благословение Аллаха), часто поминал Аллаха, произносил мало ничего не значащих слов, подолгу молился, не затягивал проповеди, не гнушался людьми и не считал ниже своего достоинства пойти куда-нибудь со вдовой, бедняком или рабом, чтобы сделать для человека то, в чём он нуждался»[12].
«Сообщается, что он (мир ему и благословение Аллаха) садился на землю, ел на земле, сам загонял в загон овец. Он принимал даже приглашение невольника отведать с ним ячменного хлеба»[13].
«Сообщается, что людей не отталкивали от него и не наносили им ударов с этой целью»[14].
«Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), никогда не отвергал благовоний (которые ему дарили)»[15].
Сообщается, что он (мир ему и благословение Аллаха), часто играл с дочерью Умм Саламы, Зейнаб, приговаривая: «О Зувейниб! О Зувейниб!»[16].
Сообщается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды ко мне пришли посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) проделавшие свой путь пешком»[17].
«Передают со слов Анас (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходивший мимо играющих детей, обратился к ним со словами приветствия»[18].
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сам чинил свою сандалии, зашивал свою рубаху и помогал по дому также, как и любой другой из вас».
Она также сказала: «Он (мир ему и благословение Аллаха), был таким простым человеком, как и всё остальные, он сам очищал свою рубаху, доил овец, и сам себя обслуживал»[19].
Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я начал прислуживать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда мне исполнилось восемь лет, и он ни разу не упрекал меня за то, что я разбил или сломал, если же меня начинал упрекать кто-нибудь другой из членов его семьи, он говорил: “Оставьте его, ибо поистине, если что-нибудь предопределено, это неизбежно случится”»[20].
Хадисы о смирении
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах внушил мне, что вы должны быть скромными и не должны поступать друг с другом несправедливо и превозноситься друг над другом»[21].
Посланник (мир ему и благословение Аллаха), также сказал: «Садака никак не уменьшает богатства[22]; Аллах не добавит Своему рабу, прощающему других, ничего, кроме славы[23], а любого из тех, кто проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах непременно возвысит»[24].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также сказал: «Если пригласят меня отведать баранью ногу[25], я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)»[26].
Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «У Пророка (мир ему и благословение Аллаха), была верблюдица по кличке Адба[27], которую никто не мог обогнать[28], но однажды приехал какой-то бедуин на верблюде, которому было меньше шести лет, и обогнал её. Мусульмане были так огорчены этим, что (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) заметил это и сказал: “Что бы ни возвысилось в мире этом, Аллах обязательно принижает это”»[29].
Сообщается, что Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какого бы Пророка Аллах ни направлял (к людям), он обязательно пас овец»
Его сподвижники спросили: «А ты?» — и он сказал: «Да, и я пас их для мекканцев за несколько каратов»[30].
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, шайтан находится [рядом] с каждым из вас, [что бы тот ни делал, не покидая человека] и во время еды, и, если у кого-нибудь из вас упадёт кусок, пусть уберёт [соринки], которые к нему пристанут, а потом съест, не оставляя его шайтану. Когда же [человек] закончит [есть], пусть оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком [куске] его пищи [скрыта] благодать»[31].
ИСХОД ВЫСОКОМЕРИЯ
Всевышний Аллах сказал: «И не ходи по земле горделиво, ведь ты не разверзнешь землю и не достигнешь гор высотой!» (17:37).
Всевышний также сказал: «И не криви свою щеку перед людьми [не отворачивайся от людей надменно] и не ходи по земле высокомерно. Поистине, Аллах не любит всякого гордеца [высокомерного] (из-за мирских благ) (и) хвастливого (этими благами перед другими). И умеряй свою походку [ходи смиренно] и понижай свой голос [не повышай его]: ведь самый неприятный из голосов — конечно же, рёв ослов» (31:18, 19).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал, что слава — Его изар, а величавость — Его накидка, и Он сказал: “Того, кто попытается отнять у Меня то или другое[32], Я подвергну мучениям”»[33].
Аллах сравнил величие и высокомерие с покрывалом и плащом, потому что они являются качествами Аллаха, так же как покрывало и плащ являются собственностью человека. Ведь никто другой не разделяет с человеком его покрывала и плаща, когда они надеты на него. Поэтому величие и высокомерие являются покрывалом и плащом великого и могучего Аллаха, и ни одна душа не вправе посягать на них. Такую притчу Аллах привел своим рабам[34].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Не войдёт в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку»[35].
Услышав это, кто-то воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и сандалии были красивыми!» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен[36], и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятиеистины и проявление презрения по отношению к людям»[37].
В другой версии этого хадиса, которая также приводится в «ас-Сахихе» Муслима, говорится: «Тот, в чьем сердце есть вера весом в горчичное зерно, не войдёт в Ад. А тот, в чьем сердце есть высокомерие весом в горчичное зерно, не войдёт в Рай».
Смысл этого хадиса: Имам ан-Навави, комментируя слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, в чьей душе кроется высокомерие весом на одну пылинку, не войдёт в Рай», писал: «Это значит, что он не войдёт в него сразу, вместе с богобоязненными праведниками. Когда же настанет его черед, то Аллах либо покарает его, либо простит»[38].
Ибн аль-Асир в книге «Джами‘ аль-усуль» отметил, что слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, в чьем сердце есть вера весом в горчичное зерно, не войдёт в Ад» означают, что он не останется в нем вечно».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Высокомерные и заносчивые в День воскресения будут собраны в образе людей величиной с муравья. Они облечены в унижение со всех сторон. Их бросят в адские застенки, именуемые Булас. Там над ними вырастает огненный свод, и их поят гноем адских мучеников»[39].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха), также сказал: «Аллах избавил вас от высокомерия времен невежества и от гордости знатным происхождением. Верующий — всегда богобоязнен, а грешник — всегда несчастен. Люди — сыны Адама, а Адам сотворен из земли»[40].
Он также сказал: «Шёл куда-то один человек, волоча за собой по земле из кичливости свой изар, как вдруг разверзлась под ним земля, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения”»[41].
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] Передатчик этого хадиса сказал: «Я считаю, что он сказал “[хотя] его [только недавно] отняли от груди”».
[2] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1952); Муслим в кратком изложении (1427)].
[3] Помогал какой-нибудь из своих жён в работе по дому.
[4] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (381)].
[5] [Аль-Бухари (6072)].
[6] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (2754); Ахмад (13648); ас-Сильсиля ас-сахиха (358)].
[7] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1373)].
[8] Достоверный хадис. [Ан-Насаи].
[9] Достоверный хадис. [Ахмад (13000); аль-Хаким (2591); ас-Сильсиля ас-сахиха (2109)].
[10] Достоверный хадис. [аль-Хаким (3735) и аль-Байхаки (9246); ас-Сильсиля ас-сахиха (2112)].
[11] Достоверный хадис. [Абу Дауд (2639); аль-Хаким (2541); ас-Сильсиля ас-сахиха (2120)].
[12] Достоверный хадис. [Ан-Насаи].
[13] Достоверный хадис. [Ат-Табарани в «аль-Му‘джам аль-кабир» (12494); ас-Сильсиля ас-сахиха (2125)].
[14] Достоверный хадис. [Ат-Табарани (10628) и аль-Байхаки (9379)]. Это значит, что Пророк, не хотел, чтобы отношения между ним и его сподвижниками уподобляись отношениям между правителями и поданными.
[15] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1103, 1910)].
[16] Достоверный хадис. [ад-Дийа аль-Макдиси (1733) ас-Сильсиля ас-сахиха (2141)]. Он r уменьшительно произнёс её имя.
[17] Достоверный хадис. [Аль-Бухари (194). Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (143)].
[18] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1444)].
[19] Достоверный хадис. [Ахмад (26239); Абу Йаля (4876) аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» (539)].
[20] Достоверный хадис. [Аль-Байхаки; аль-Альбани назвал его достоверным].
[21] [Муслим (2865)].
[22] Это значит, что затраты человека, помогающего бедным, будут так или иначе компенсированы уже в этой жизни, или же, что за это он получит награду Аллаха в мире вечном.
[23] Речь идёт либо о том, что благодаря этому человек приобретёт добрую славу и уважение среди людей, либо о том, что он будет возвышен в мире вечном.
[24] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1810)].
[25] В тексте «зира‘ ау кура‘»- переднюю или заднюю ногу.
[26] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1097)].
[27] «‘Адба» — та, у которой отрезано или разрезано ухо.
[28] Передатчик этого хадиса сказал: «… или почти никто не мог обогнать».
[29] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1184)].
[30] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1003)].
[31] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1316)].
[32] То есть будет претендовать на обладание этими атрибутами.
[33] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4090)].
[34] См.: ]Ибн аль-Асир. Джами‘ аль-Усуль].
[35] Здесь имеется в виду, что такой человек не войдёт в Рай сразу.
[36] Как указывает имам ан-Навави, улемы расходились во мнениях относительно смысла этих слов. По мнению одних, имеется в виду, что прекрасными являются всё веления Аллаха и что Он обладает прекраснейшими и совершенными именами и атрибутами. Другие считали, что эти слова указывают на величие Аллаха. На этот счёт высказывались и иные мнения, согласно одному из которых эти слова никак не следует пояснять.
[37] [Краткое изложение Сахиха Муслима (55)].
[38] См.: [ан-навави. Шарх Муслим].
[39] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи и назвал его хорошим, и с ним согласился аль-Арнаут].
[40] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи и назвал его хорошим, и с ним согласился аль-Арнаут].
[41] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1388); Краткое изложение Сахиха Муслима (1374)].