Полезные сведения о достоинствах и благонравиях Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха! — Часть 23
МУХАММАД ИБН ДЖАМИЛЬ ЗИНУ
ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДОСТОИНСТВАХ
И БЛАГОНРАВИЯХ ПРОРОКА МУХАММАДА
Мир ему и благословение Аллаха !
(ЧАСТЬ 23)
قطوف من الشمائل المحمدية
للشيخ محمد بن جميل زينو رحمه الله تعالى
Свет Ислама
—2017—
Книга содержит полезные сведения о моральном облике и нравственных качествах Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, которые автор собрал из различных теологических источников. Она поможет читателю поближе познакомится с человеком, которого по праву считают величайшим человеком на свете. Предназначена для широкого круга читателей.
Эту ценную книгу должен приобрести каждый мусульманин — не просто для чтения, а для следования прочитанному и претворения его в жизнь и исправления своего нрава в соответствии с прочитанным, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха — пример для каждого мусульманина. Как сказал Всевышний Аллах: «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас — для тех, кто надеется на [милость] Аллаха и [спасение в] Последний день и много поминает Аллаха».
© Абу Умар Салим аль-Газзи, 2016
© Оформление. «Свет ислама», 2016
حررهَا وأخرجَها/ د. أبو عمر سليم الغزي
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
О мужской одежде мусульман
Всевышний Аллах сказал: «…одежды свои очищай…» (74:4).
Ибн Касир писал, что это означает: очищай свои одежды, стирая их в воде, и очищай свою душу, избегая грехов и ослушания.
Аллах Всевышний также сказал: «О потомки Адама! Облекайтесь в свои украшения [одевайте одежды и будьте чистыми[1]] при каждой мечети [при исполнении молитвы]!» (7:31).
Далее Ибн Касир написал: «В силу этого аята и соответствующих ему по смыслу хадисов желательно украшать себя перед совершением молитвы, особенно если эта молитва пятничная или праздничная. Кроме того, желательно использовать благовония, которые также относятся к числе украшений, а в качестве завершения — использовать зубочистку (сивак). И лучше всего, если одежды будут белыми»
Сообщается, что аль-Бара ибн Азиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был среднего роста, у него были широкие плеча, а его густые волосы были ниже мочек ушей. на нем было красное одеяние (хулла), и я никого не видел никого более красивого, чем он»[2].
Сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не войдёт в Рай [человек], в сердце которого [останется] высокомерие [весом хотя бы] с пылинку».
[Услышав это,] кто-то воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и сандалии были красивыми!» [На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха)] сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, [что же касается] высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям»[3].
Абу аль-Ахвас передал, что его отец (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в плохой одежде. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: “У тебя есть какое-нибудь имущество?” “Да”. Он ответил. “Какое именно?” Верблюды, коровы, овцы, лошади, рабы”. “Если уже Аллах даровал тебе имущество, так пусть будут видны на тебя следы щедрости и милости Аллаха”»[4].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Когда Аллах наделяет кого-то благами, то любит видеть на Своем рабе следы своего благодеяния к нему»[5].
Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Любимой одеждой посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была длинная, доходящая до середины голени, рубаха»[6].
Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскресения Аллах не посмотрит на того, кто из кичливости волочит за собой [по земле] свою одежду»[7].
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Та часть изара, которая опускается ниже щиколоток, (окажется) в огне»[8].
Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) носил чалму, её край свисал между его плеч»[9].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди носят длинный изар, длинную рубаху и длинную чалму. Кто станет волочить за собой свою одежду из высокомерия и самодовольства, то в День воскресения Аллах даже не взглянет на него»[10].
Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верхняя одежда правоверного должна быть до середины голеней, и нет греха на нем, если она будет опущена до щиколоток. Если же она окажется ниже щиколоток, то человек будет гореть в Аду». Он повторил это трижды, а затем сказал: «В День воскресения Аллах не станет смотреть на тех, кто надменно волочит за собой свой изар»[11].
Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз, когда на мне был плохо затянутый изар, края которого опускались слишком низко, я прошёл рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он велел мне: “О Абдуллах, подтяни свой изар”. Я подтянул его, но он сказал: “Ещё”. Я сделал это, и с тех пор стараюсь носить изар только так. Кто-то спросил: “И докуда же?” — на что он ответил: “До середины голеней”»[12].
Самура ибн Джундаб (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Носите белую одежду, ибо она чище и приятнее, и в нее заворачивайте усопших»[13].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто в этом мире носит одеяния ради славы, того в День воскресения Аллах облечет в одежды унижения»[14].
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Ешьте, пейте,носите и раздавайте милостыню, но не будьте при этом расточительными и кичливыми»[15].
Из этих хадисов можно прийти к следующему заключению:
Имам ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, в комментариях к «ас-Сахиху» Муслима писал, что носить длинную одежду, опускающуюся ниже щиколоток, из высокомерия и кичливости запрещено. Это относится к изару, рубахе, чалме и т.п. Нежелательно носить такую одежду и по любой другой причине. Хорошо, если одежда доходит до середины голени, но разрешается и опускать её до щиколоток. А носить верхнюю одежду, покрывающую щиколотки, запрещено.
Ибн Хаджар аль-Аскалани в комментариях к «ас-Сахиху» имама аль-Бухари также отметил, что запрещается носить верхнюю одежду, опускающуюся ниже щиколоток. Он написал: «Кадий ‘Ийад говорил, что ученые единодушны в том, что этот запрет относится только к мужчинам, но не к женщинам». Далее он сказал: «Таким образом, желательно, чтобы верхняя одежда мужчин была укорочена до середины голеней, но разрешается удлинять её до щиколоток». Одним словом, шариат не разрешает носить рубаху, брюки или другую верхнюю одежду, которая опускается ниже щиколоток.
Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды, увидев на мне две одежды, окрашенные диким шафраном (усфур), посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “Поистине, это — одежды неверных, так не носи же их!”
Я спросил: “Может быть, мне постирать их?” — на что он сказал: “Нет, сожги их”»[16].
Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:
Мусульманину запрещается носить одежду и наряды неверных, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто подражает каким-то людям, тот сам из них»[17].
Сегодня во многих мусульманских странах распространилась мода на одежду, которую носят неверные, например, на узкие джинсы. Я слышал, как молодой человек спросил одного из ученых, можно ли носить узкие брюки, а тот ответил: «Это запрещено, потому что становятся видны очертания тех частей тела, которые надлежит прикрывать, и мусульманин начинает уподобляться неверным».
Что касается головных уборов, то они отличаются в зависимости от обычаев того или иного народа. В наше время некоторые мусульмане стали отказываться от своих обычаев и уподобляться неверным и носить шляпы. Военным вменили в обязанность носить фуражки. Некоторые богачи решили носить шляпы, а рабочие стали защищать ими головы от солнца. Если бы они надели чалму или тюбетейку, то это было бы полезнее для их голов. А главное, они не стали бы походить на неверных. Это распространилось сегодня настолько широко, что люди перестали осознавать тот факт, что это запрещено шариатом. Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы возвратимся! Как мы будем бороться с неверием, если сами уподобляемся неверным в их одежде и обычаях. Мы обязаны перенимать от них только то, что приносит нам пользу, должны учиться тому, как строить самолеты, танки, пушки и всё то, что может помочь нам защитить нашу религию и наши земли!!
Об одежде мусульманок
Всевышний Аллах сказал: «О Пророк, скажи своим женам и дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Так их будут лучше отличать [от рабынь] и не подвергнут оскорблениям. Аллах — прощающий, милосердный» (33:59).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воскресения Аллах не будет смотреть на тех, кто волочил за собой [длинное] одеяние из высокомерия и самодовольства». Его жена Умм Салама спросила его: «А что делать женщинам с их подолом?» Он ответил: «Опускайте его на одну пядь ниже». Она сказала: «Но тогда будут видны стопы». На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда опускайте на один локоть ниже, но не более»[18].
Из аята из суры «Сонмы» и хадиса посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) можно сделать следующие выводы:
Одежда женщины должна быть широкой и длинной и должна покрывать стопы, в отличие от одежды мужчин, которым Пророк велел укорачивать её до середины голеней и не опускать ниже щиколоток. Но сегодня всё стало наоборот. Мужчины, рискуя оказаться в аду, носят длинные одеяния и брюки, которые покрывают щиколотки, а женщины носят короткие юбки, обнажая ноги до коленей, а то и выше. Исход у этого один — они будут лишены возможности вкусить прелестей рая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…а также женщины, являющиеся [одновременно] и одетыми (касийат), и обнажёнными (‘арийат), отклоняющимися (маилят) и отклоняющими (мумилят), головы которых подобны свисающим горбам длинношеих верблюдов[19]. Такие женщины не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, хотя благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то и таком-то расстоянии»[20].
Если шариат запрещает женщинам обнажать стопы, то им тем более нельзя обнажать лицо, потому что именно по лицу узнают человека и именно оно соблазняет многих мужчин. Снятие покрывала — это, кроме всего прочего, уподобление неверным, а в достоверном хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданном Абу Даудом, говорится: «Кто подражает каким-то людям, тот сам из них».
Хорошо было бы, если мы брали с них пример, но не в этом. Надо перенимать от них новые технологии, учиться строить подводные лодки, заимствовать то, что принесет нам пользу. Об этом сказал поэт:
Они решили походить на Запад, перенимая лишь распутство и разбой.
Да, раньше их уделом была мякоть, ну а теперь остались с кожурой.
Ответственность за своих дочерей, жен и сестер несут отцы, мужья, братья — всё те, кто заботится о них.
Об этом сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Каждый из вас — пастырь, и каждый в ответе за свою паству»[21].
О ношении золотых украшений и колец
Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял серебряный перстень и выгравировал на нём слова “Мухаммад, посланник Аллаха”[22].
Сообщается, что Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил носить золотые кольца»[23].
Сообщается, что Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз, увидев на руке одного человека золотой перстень, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) снял его, выбросил прочь и сказал: “Один из вас сам стремится к раскалённому угольку из пламени [Ада] и [надевает] его себе на руку!”»[24]
Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ушёл, кто-то сказал этому человеку: “Возьми свой перстень и используй его как-нибудь”, на что он сказал: “Нет, клянусь Аллахом, я никогда не возьму этот перстень, раз его выбросил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!”»[25].
Сообщается, что Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил мне носить кольцо на этом и на этом пальцах», — и Али показал на средний и указательный пальцы[26].
А в версии имама ан-Насаи говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил мне носить кольцо на указательном и среднем пальцах»[27].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Путь тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, не носит ни шелков, ни золота»[28].
Сообщается, что о золоте и шелках Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они запрещены для мужчин моей общины и дозволены для женщин»[29].
Под шелком подразумевается натуральный шелк, вырабатываемый из коконов тутового шелкопряда, а не искусственный, или так называемый мокрый, шелк, который многие носят сегодня.
Сообщается, что Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Увидев на руке одного из своих сподвижников золотое кольцо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отвернулся от него. Тогда тот надел железное кольцо, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: “Это —зло. Это — украшение обитателей Ада”
Мужчина выбросил его и надел серебряное кольцо, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ничего не сказал ему[30].
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто из моей общины носил золото и умер с ним, того Аллах лишит золота в раю»[31].
Из этих хадисов можно сделать следующие выводы:
Мусульмане обязаны повиноваться воле Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и помнить, что золотые украшения запрещены для мужчин и дозволены для женщин.
Если мужчина надевает золотое обручальное кольцо, то совершает один из великих грехов, противится предписаниям своей религии и уподобляется неверным и христианам, которые ввели обычай носить обручальные кольца. А кто уподобляется какому-либо народу, тот и сам оказывается одним из них. Кроме того, нося золотое кольцо или перстень, мужчина уподобляется женщинам, а в достоверном хадисе, переданном аль-Бухари, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проклял мужчин, которые уподобляются женщинам.
Мужчине разрешается носить серебряное кольцо, но не обручальное, дабы он не походил на неверных.
Украшение для молитвы и для людей
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждому из вас по возможности, следует одевать по пятницам по две одежды не из числа тех, в которых он работает»[32].
Сообщается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «В своё время мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), отправились в поход на бану Анмар[33].
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал:
— И когда я находился под деревом, и позвал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), давайте сюда под тенью!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подходит, произносит слова приветствия и опускается на землю. Джабир приносит маленькие огурцы и придвигает из к нему.
Посланник (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
— Откуда это у вас?
— Мы взяли их с собой из Медины.
Тут они увидели пастуха, который служил Джабиру. На нём была изношенная и потрепанная накидка. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на него и сказал:
— Неужели у него нет другой одежды?
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал:
— Конечно, есть. Его одежда в поклаже. Я её подарил ему.
— Так позовите его, пусть он наденет её.
Пастух пришел и переоделся, а затем ушел, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Что с ним? Да снесет Аллах его голову, разве так не лучше?!
Пастух, услышав эти слова (считает это добрым знаком), и радостно воскликнул:
— На пути Аллаха, о посланник![34]
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Да, на пути Аллаха.
Этот человек погиб в сражении на пути Аллаха»[35].
Продолжение следует ин шаа Аллах…
[1] Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Прежде люди совершали обход во круг Ка‘бы обнажёнными , и Аллах повелел им украшаться. Под украшением имеется в виду одежда, то есть нечто сделанное из хорошей ткани и скрывающее (аурат) те части тела, которые не следует видеть другим. И людям было повелено использовать свои украшения в каждом месте, где совершаются молитвы”».
[2] [Аль-Бухари (2337); Абу Дауд (4072); ан-Насаи; Ибн Маджах (3699); ат-Тирмизи (1724); Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1418)].
[3] [Краткое изложение Сахиха Муслима (55)]. Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает на то, что само по себе желание иметь красивую одежду и обувь ещё не говорит о высокомерии.
[4] Достоверный хадис. [Ахмад (17231); ат-Тирмизи (2006); Ибн Хиббан (3410)].
[5] Достоверный хадис. [Ахмад (19948); аль-Байхаки (5888); ас-Сильсиля ас-сахиха (1290)].
[6] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4025); ат-Тирмизи (1762); [Ибн Маджах (3575). Сахих аль-джами ас-сагир (4625)].
[7] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1373)].
[8] Здесь речь идёт о ногах тех людей, которые волочат за собой одежду по земле из кичливости. Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (1891)].
[9] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (1736); ас-Сильсиля ас-сахиха (717)].
[10] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4094); ан-Насаи (5334); Ибн Маджах (3576). Сахих аль-джами ас-сагир (2770)].
[11] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4093); Ибн Маджах (3573); ас-Сильсиля ас-сахиха (1656)].
[12] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1370)].
[13] Достоверный хадис. [Ан-Насаи (1896); ат-Тирмизи (2810); Ибн Маджах (3576). Сахих аль-джами ас-сагир (1235)].
[14] Достоверный хадис. [Ибн Маджах (3607); Абу Дауд (4029); Ахмад (5664)].
[15] Хороший хадис. [Ахмад (6695); ан-Насаи (2559); Ибн Маджах (3605). Сахих аль-джами ас-сагир (4505)].
[16] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1357)].
[17] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4031); Ахмад (5114); Ирва аль-галиль (2384)].
[18] Достоверный хадис. [Ат-Тирмизи (1731); ан-Насаи (5339); Абу Дауд (4119); Ибн Маджах (3581); ас-Сильсиля ас-сахиха (460, 1864)].
[19] В комментарии имама ан-Навави сказано: «“Касийат” — одетые по милости Аллаха, “арийат” — неблагодарные. Говорят также, что это значит, что такая женщина прикрывает часть тела и открывает часть его, выставляя напоказ свою красоту. Говорят также, что это значит, что такая женщина надевает одежду из столь тонкой ткани, что сквозь неё виден цвет её тела. Что касается смысла слова “отклоняющиеся” (маилят), то, как говорят, это значит, что они отклоняются от повиновения Аллаху и того, что им следует соблюдать. Что касается смысла слова “отклоняющие” (мумилят), то, как говорят, это значит, что они обучают других своим достойным порицания делам. Говорят также, что “отклоняющиеся” значит “горделиво выступающие, отклоняя плечи”. Говорят также, что “отклоняющиеся” значит “зачёсывающие волосы набок”, как причёсываются блудницы, а “отклоняющие” значит “делающие такие причёски другим”. Что же касается слов “головы которых подобны свисающим горбам длинношеих верблюдов”, то это значит, что они увеличивают голову, наматывая на неё чалму, повязку или что-нибудь в этом роде».
[20] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1401)].
[21] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (474); Краткое изложение Сахиха Муслим (1213)].
[22] [Краткое изложение Сахиха аль-Бухари (58); Краткое изложение Сахиха Муслим (1388)].
[23] [Аль-Бухари (5526); Муслим (2089)].
[24] Имеется в виду, что в мире вечном этот перстень станет частицей адского пламени и будет причинять мучения тому, кто его носил.
[25] [Краткое изложение Сахиха Муслима (1384)].
[26] [Муслим (2078)].
[27] Достоверный хадис. [Ан-Насаи (5210)].
[28] Достоверный хадис. [Ахмад (22302); ас-Сильсиля ас-сахиха (337)].
[29] Достоверный хадис. [Абу Дауд (4057); ан-Насаи (5147); Ибн Маджах (3595); Ахмад (750); Сахих аль-джами ас-сагир (2274)].
[30] Достоверный хадис. [Имам Ахмад (6518); аль-Альбани. Адаб аз-Зафаф (145)].
[31] Достоверный хадис. [Имам Ахмад (6556, 6947); аль-Альбани «Этикет бракосочетания» (146)].
[32] Достоверный хадис. [Ибн Маджах (1096); Ибн Хиббан (2777) Абу Дауд (1078); Сахих аль-джами ас-сагир (5635)].
[33] Название племени.
[34] То есть: Если поразит Он меня, то пусть это будет на пути Аллаха.
[35] Достоверный хадис. [Имам Ахмад (14893); Абу Дауд (4062); Ибн Хиббан (5483); ас-Сильсиля ас-сахиха (493)].